Анамнез болезни, жизни больного пациента, значение. Субъективный метод обследования больного Что входит в анамнез жизни

Сексологический (греч anamnesis - воспоминание), совокупность сведений о жизни больного и развитии у него болезни, связанной с половой сферой, полу чаемых путём опроса больного или из других источников. Сексологическая энциклопедия

  • анамнез - [от гр. воспоминание] – описание условий, предшествовавших заболеванию; медицинская биография больного Большой словарь иностранных слов
  • анамнез - анамнез м. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. Толковый словарь Ефремовой
  • Анамнез - (греч. anamnesis - воспоминание) сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни. Большая советская энциклопедия
  • анамнез - Анамнез, анамнезы, анамнеза, анамнезов, анамнезу, анамнезам, анамнез, анамнезы, анамнезом, анамнезами, анамнезе, анамнезах Грамматический словарь Зализняка
  • анамнез - АНАМНЕЗ [нэ], а, м. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • анамнез - анамнез, -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • Анамнез - (греч. anamnesis - воспоминание) совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и др., получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц. Криминалистическая энциклопедия
  • Анамнез - (греч. anamnesis – воспоминание). Совокупность сведений о больном, развитии у него болезни, окружающей среде, получаемых путем расспроса самого больного (субъективный А.) и окружающих его лиц (объективный А.). Различают... Толковый словарь психиатрических терминов
  • анамнез - АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis - воспоминание), совокупность сведений, сообщаемых лицом, ухаживающим за животным или доставившим его для лечения. Цель А. - выяснить причину и характер заболевания. Ветеринарный энциклопедический словарь
  • анамнез - АНАМНЕЗ а, м. anamnèse f. <�гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС-2. - Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамнез; БАС-1 1948: анамнез. Словарь галлицизмов русского языка
  • АНАМНЕЗ - (от греч. anamnesis - воспоминание) - совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А.) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А.). Большой психологический словарь
  • Анамнез - Описание прошлой жизни больного и история его болезни с самого начала ее, притом как внешних (объективных) проявлений ее, так и всех ненормальных ощущений, которыми она сопровождалась. А. имеет большое значение для распознавания (диагноза) болезни. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • анамнез - Ана́мнез/. Морфемно-орфографический словарь
  • анамнез - АНАМНЕЗ Совокупность сведений о здоровье человека, истории его болезней, жизни, спортивной подготовке, сообщаемые самим человеком или знающими его людьми. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  • Anamnesis vitae (анамнез жизни) - это информация о жизни индивида, которая позволяет понять некоторые особенности организм, а также имеет важное значение для установления характера патологии и выяснения факторов ее возникновения. Доктор собирает сведения об истории жизни больного путем его опроса, следуя определенному плану.

    План сбора информации о жизни больного

    Рассмотрим на схематичном примере, как написать анамнез жизни. Все сведения, полученные от больного, вносятся в историю болезни в определенном порядке, включающего несколько обязательных для заполнения разделов.

    Биографические данные:

    • место рождения - имеет особое значение, так как в некоторых районах распространены конкретные заболевания;
    • в каком возрасте были родители, когда родился пациент;
    • как протекала беременность - использование медикаментов в период вынашивания, перенесенные инфекционные болезни, угроза выкидыша и т. п.;
    • родоразрешение - степень доношенности, какой по счету ребенок в семье и от каких родов;
    • естественное, смешанной или искусственное вскармливание;
    • условия жизни в детском и подростковом возрасте - регион, жилищные условия, семейные обстоятельства, питание;
    • физическое и умственное развитие - какие особенности;
    • половая зрелость - время наступления;
    • факторы, которые послужили причиной патологии и условия, влияющие на течение и исход болезни - неполноценное питание, плохой уход, нарушение санитарных норм, слабое физическое развитие и др.

    Перенесенные инфекции:

    • дифтерия, ветряная оспа, скарлатина, краснуха, корь, паротит, их клиника и наличие последствий;
    • простудные болезни;
    • врожденные инфекционные заболевания и хронические очаги инфекции (например, кариес, гайморит), кроме того, выясняется были ли выезды в страны, неблагополучные по эпидобстановке.

    Сведения о ранее перенесенных заболеваниях.

    Данные о работе на вредных производствах.

    Пагубные пристрастия - токсикомания, алкоголизм, табакокурение, наркомания.

    Семейно-наследственный анамнез - выясняют ближайших родственников. Например, если в семье присутствует больной туберкулезом, то есть вероятность инфицирования всех членов семьи. Кроме того, выявляется предрасположенность к фенотипическим заболеваниям. При имеющихся наследственных патологиях, которые передаются каждому новому поколению, выясняют вид носительства и степень выраженности гена, а также тип наследования.

    Аллергоанамнез - есть ли аллергия у пациента или его родственников на медикаменты, продукты и др.

    Каждый раздел описывается доктором подробно.

    Сбор сведений о жизни

    Приводя пример анамнеза жизни ребенка, стоит заметить, что он имеет некоторые особенности, которые связаны с его возрастом. Задача доктора очень подробно расспросить мать малыша о следующих периодах:

    • пренатальный - внутриутробное развитие;
    • интранатальный - от начала родов до рождения;
    • ранний постнатальный - от рождения до самостоятельного кормления;
    • сведения о жизни в младенчестве.

    Важны все мельчайшие подробности, которые указывают, как осуществлялось развитие малютки. Проанализировать все вышеперечисленные этапы развития особенно важно при написании истории болезни. На примере анамнеза жизни малышей до трехлетнего возраста рассмотрим, какая еще собирается информация:

    • об особенностях воспитания;
    • о заболеваниях, которые малыш перенес в раннем возрасте, а также о наследственных патологиях;
    • бытовые условия, в которых растет и развивается ребенок;
    • вскармливание - искусственное, естественное или смешанное;
    • какие прививки были сделаны и реакция на них;
    • эпидемиологическая обстановка.

    Сбор сведений о жизни детей раннего возраста

    Пример анамнеза жизни ребенка раннего возраста:

    • Какой по счету ребенок и от какой беременности. Описываются все предыдущие и указываются чем закончились.
    • Течение беременности - были ли токсикозы, как проявлялись. Наличие хронических заболеваний, перенесенные инфекции, профвредности у матери, лечение в условиях стационара, прием лекарственных средств.
    • Питание и режим дня во время ожидания малютки. Была ли женщина в декретном отпуске.
    • Продолжительность и осложнения при родах, а также: когда и как закричал малыш, вес, рост, когда приложили к груди первый раз и как часто прикладывали, как сосал, на какие сутки выписали домой и вес при выписке.
    • Развитие в первые три года жизни - физическое, статики и моторики, психическое.
    • Поведение малыша в домашней и незнакомой обстановке. Отношение к окружающим его взрослым и детям.
    • Продолжительность сна.
    • Вид вскармливания, режим кормления, сроки прикормов. Рацион к началу заболевания.
    • Назначался ли витамин D и когда.
    • Когда появился первый зуб, как прорезывались другие и в каком порядке. Количество зубов к концу первого года жизни.
    • Какие и когда были операции, заболевания.
    • Вакцинация - какие прививки и реакция на них. Манту и результат.
    • Аллергические реакции.
    • Инфекционные контакты.

    Сбор сведений о жизни детей старшего возраста

    Пример анамнеза жизни ребенка 12 лет и старше:

    • По счету какое дитя в семье.
    • Развитие в раннем детстве.
    • Поведение в домашней обстановке и коллективе. Школьная успеваемость, склонность к каким учебным предметам имеет.
    • Пагубные пристрастия.
    • Перенесенные оперативные вмешательства и болезни.
    • Вакцинопрофилактика.
    • Аллергоанамнез.
    • Инфекционные контакты.

    Семейный анамнез

    Выше рассмотрены примеры анамнеза жизни ребенка в разном возрасте. Однако к ним относится и сбор сведений о семье. Доктор выясняет следующую информацию:

    • Возраст и информация из паспорта обоих родителей.
    • Состояние здоровья официальных опекунов и близких родственников с обеих сторон.
    • Наличие в семье инфекционных, онкологических, психических, аллергических, нервных, эндокринных патологий.
    • Вредные привычки родителей - табакокурение, алкоголизм.
    • Профессиональные вредности.
    • Составляется генеалогическая карта. Объем этого исследования определяет доктор.

    Некоторые особенности заполнения истории болезни

    История болезни ребенка ведется с начала поступления пациента в учреждение здравоохранение стационарного типа. Это так называемый протокол обследования больного ребенка. В котором отражены основные виды исследований, заключения специалистов, предварительный, основной, дифференциальный и окончательный диагноз, различные сведения о больном, в том числе и анамнез жизни ребенка. Пример заполнения этой части истории болезни выглядит следующим образом. Информация для этого раздела есть в направлении, оформленном в поликлиническом учреждении, выписке из амбулаторной карты малыша или истории развития ребенка, в записях доктора при поступлении в стационар, где отражены результаты первичного осмотра. Для сбора анамнеза жизни малыша до трех лет доктор опрашивает его родителей:

    • Количество беременностей, чем закончились, состояние здоровья и возраст детей. Если есть умершие, то выясняется причина смерти и возраст.
    • Антенатальный период - состояние здоровья будущей мамочки в период вынашивания малыша, перенесенные болезни, фармакотерапия.
    • Течение родов - преждевременные, срочные, их длительность, осложнения.
    • Реакция малютки - когда закричал, громкий или слабый крик.
    • Вес и рост при рождении.
    • Когда приложили новорожденного к груди, как сосал, как взял грудь.
    • На какие сутки мать с малышом были выписаны. Масса тела малютки при выписке.
    • Болезни в период новорожденности.
    • Развитие: физическое в первый год жизни, статики и моторики, психическое.
    • Вскармливание, частота кормления грудью. С какого возраста введен прикорм. Характер питания к моменту настоящей болезни.
    • Когда появились первые зубы, их количество к началу второго года жизни.
    • Перенесенные заболевания, операции, травмы, осложнения и последствия.
    • Прививки, указывается возраст, когда была проведена вакцинация и реакция на ее введение.
    • Наличие аллергии.
    • Инфекционные контакты.

    Пример анамнеза жизни пациента старше трех лет:

    • По счету какой ребенок в семье.
    • Развитие в раннем детстве.
    • Поведенческие характеристики.
    • Перенесенные болезни, травмы, операции.
    • Вакцинопрофилактика и туберкулиновые пробы.
    • Аллергические реакции.
    • Инфекционные контакты.

    Пример анамнеза жизни в терапии

    При сборе сведений у индивида с подозрением на патологию почек обращают внимание на следующую информацию:

    • Утоняются факторы риска возникновения патологии почек - длительное проживание в неотапливаемом помещении, регулярные переохлаждения, работа на сквозняке или на улице.
    • Перенесенные заболевания половой сферы, сахарный диабет, туберкулез.
    • Выясняется, не связана ли работа с подъемом тяжестей, длительной ходьбой, ездой, так как это негативно отражается на течении болезней почек и провоцирует приступы почечной колики.
    • Наследственность - были ли аномалии почек, амилоидоз, мочекаменная болезнь у родственников. Интересуются у женщин о беременности, т. к. она может быть провокатором нефропатии или обострения хронической патологии.

    Сведения о больном стоматологического профиля

    Анамнез жизни пациента для врача имеет важное значение, так как он позволяет с большей достоверностью оценить настоящее состояние больного и сделать прогноз терапии. Пример анамнеза жизни больного, поступившего в стоматологическую хирургию:

    • Доктор опрашивает индивида об условиях быта, отдыха, труда, рационе, физической нагрузке.
    • Сведения о здоровье родителей.
    • Течение беременности и родоразрешения.
    • Вредные привычки.
    • Наследственные патологии в части врожденных пороков челюстно-лицевой области.
    • Развитие в детстве, вид вскармливания, перенесенные инфекционные и другие заболевания, результаты терапии.
    • Учитывается акушерский анамнез.
    • Перенесенные заболевания, их течение, лечение и исход также учитываются.

    При получении информации о семейном анамнезе анализируется наличие у родственников аутоиммунных и аллергических патологий, опухолей злокачественного течения, психических расстройств, сифилиса, туберкулеза.

    Заполнение медицинской документации

    Сбор анамнеза или по-другому опрос пациента начинается с вопросов, которые необходимы для заполнения истории болезни. На примере анамнеза жизни рассмотрим, какие сведения интересуют доктора:

    • Некоторые сведения биографии о больном.
    • Перенесенные в течение предыдущих периодов жизни заболевания.
    • Пагубные пристрастия.
    • Наследственные факторы.

    Во всех из вышеперечисленных пунктов доктора будут интересовать те вопросы, которые непосредственно связаны с настоящим патологическим процессом. Поэтому в зависимости от профиля заболевания перечень вопросов может отличаться.

    Схема сбора анамнеза

    Благодаря четко разработанной схеме, каждый доктор при составлении истории болезни может воспользоваться примером анамнеза жизни взрослого:

    • Где родился.
    • Возраст родителей в момент рождения.
    • Характер протекания беременности.
    • Информация о родах.
    • Тип вскармливания.
    • Перморбидные состояния: рахит, гипотрофия и др.
    • Физическое и умственное развитие.
    • Сроки полового созревания.
    • Причины, в результате которых возникла болезнь, условия, влияющие на ее течение, и исход.
    • Детские инфекционные заболевания.
    • Частота простудных болезней.
    • Врожденные патологии, в том числе и инфекционные.
    • Условия труда и наличие профессиональной вредности.
    • Вредные пристрастия.
    • Самочувствие близкой родни.

    Сведения о жизни пациентов мужского пола

    Какие вопросы при опросе доктор задает сильной половине человечества, рассмотрим на примере анамнеза жизни мужчины. План сбора информации для оформления истории болезни:

    • Жизнеописание - место и год рождения, в какой семье родился, какой по счету ребенок, как развивался и рос.
    • Образование.
    • Служба в армии, участие в боевых действиях.
    • Находился ли в местах лишения свободы.
    • Имеются ли интимные проблемы.
    • Семейное положение.
    • Трудовой анамнез - с какого возраста и где начал трудовую деятельность, условия и режим работы, ночные смены, профессиональные вредности.
    • Жилищные условия, сколько человек проживает вместе.
    • Нахождение в неблагоприятных по экологии местностях.
    • Рацион, режим питания.
    • Пагубные пристрастия - с какого возраста курит, употребляет спиртосодержащие напитки или их подделки и в каком количестве, прием наркотических, токсических веществ.
    • Заболевания, которые были диагностированы ранее, травмы, контузии, операции и ранения перечисляются в хронологическом порядке и с указанием возраста, когда они были. А также описывается длительность лечения, наличие осложнений. Если переливалась кровь или ее компоненты, то описывают была ли реакция на эту процедуру.
    • Вакцинопрофилактика - какие прививки сделаны, когда, дата последней. Перенесенные инфекционные, венерические болезни, туберкулез, гепатит.
    • Была ли аллергия и на какой аллерген, сезонность в случае ее наличия.

    • Информация по листкам временной нетрудоспособности, их продолжительности за текущий год. Имеется ли инвалидность и какой группы, ее причина и дата установления.
    • Самочувствие близкой родни. Имеется ли отягощенная наследственность, наличие онкологической, сердечно-сосудистой, эндокринной патологии, психических заболеваний, алкоголизма. Наличие в анамнезе попыток суицида, нарушения психического здоровья, туберкулеза или сифилиса.
    • Пример анамнеза жизни эпидемиологический - возможный источник инфекции, путь заражения, иммунный статус. Выявляются контакты с инфекционными больными. Пребывание в эпидемически неблагополучной местности. Участие в охоте на диких животных, уход за ними и контакт.
    • Половой анамнез - случайные связи, отсутствие защищенного секса, частота смены партнеров. Венерические и инфекционные патологии у партнеров.
    • Использовались ли при лечении методы нетрадиционной медицины, иглорефлексотерапия, тибетская медицина, лечение у знахарей и шаманов, эффективность такого альтернативного метода лечения.

    Пример анамнеза жизни женщины

    Сбор сведения о жизни женщины имеет некоторые особенности, собирается по схеме:

    • Жизнеописание, начиная с младенчества.
    • Патологические состояния, которыми переболел индивид, начиная с детства, в том числе психические, венерические, онкологические, вирусные, нервные, эндокринные.
    • Операции и травмы.
    • Гинекологический анамнез - сколько было беременностей, родоразрешений, абортов, когда начались месячные, их регулярность, дата последней менструации, время, когда начался климакс.
    • Наличие аллергии и тип аллергена.
    • Было ли нахождение на больничном листе в течение текущего года, их длительность, есть ли инвалидность и по какому заболеванию.
    • Были ли переливания крови и когда, причина.
    • Семейное положение.
    • Условия трудовой деятельности и быта.
    • Вредные привычки - прием спиртосодержащих напитков, наркотиков, табакокурение.
    • Наследственные патологии.

    Как видно на этом примере, анамнез жизни женщины охватывает более широкий круг вопросов.

    Заключение

    Анамнез жизни - это своего рода история заболевания, дающая социально-биологическую характеристику индивиду. Результатом его анализа является постановка диагноза, а также прогноз. В нем содержится информация и о трудовой деятельности, и об условиях проживания. И если они происходят в неблагоприятной, в экологическом плане, регионе или в инфекционном очаге, то это поможет доктору быстрее определиться с диагнозом и выявить воздействие негативных факторов (стрессовых, химических и др.) на организм индивида. Врача в первую очередь будут интересовать сведения, которые каким-либо образом связаны с развитием болезни. Например, работа на вредном производстве снижает устойчивость организма индивида и существенно ослабляет иммунную систему. Таким образом, анамнез жизни позволяет оценить индивидуальные особенности организма, что несомненно важно для выбора методов терапии и профилактики осложнений.

    Анамнез I Анамне́з (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

    совокупность сведений о больном и его заболевании, полученных путем опроса самого больного и (или) знающих его лиц и используемых для установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. А. как процесс получения этих сведений является одним из основных методов клинического обследования больного (Обследование больного).

    Метод опроса больного целенаправленно разрабатывали и внедряли в клиническую практику классики отечественной медицины М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов. В современной клинической медицине А. продолжает играть существенную роль в познании больного и болезни. Он имеет первостепенное значение в диагностике психических заболеваний и ряда форм соматической патологии. Так, для диагноза стенокардии А. по информативности превышает многие другие методы исследования сердца.

    Новым направлением в развитии анамнестического метода является внедрение в практику программированного опроса по разным определенным разделам ( , боли в грудной клетке, и т.д.), осуществляемого путем заполнения анкеты, данные которой могут быть введены в программы для машинной диагностики. Однако при заполнении анкет отсутствует весьма важное для врача непосредственное впечатление о личности больного и не реализуется нередко важное для больного уверенности в правильном понимании врачом его болезни.

    Достоверность А. оценивают при сопоставлении с данными объективного обследования и медицинской документации.

    Анамнез у детей собирают в основном путем опроса матери, отца и лиц, окружающих ребенка. Некоторые вопросы необходимо задавать ребенку дошкольного и школьного возрастов с целью установления с ним должного контакта, но ответы ребенка следует оценивать с осторожностью, т.к. дети легко внушаемы и недостаточно дифференцируют свои ощущения. Выслушивая жалобы матери, надо тактично, умелыми вопросами придать желательное направление. Необходимо уточнить время возникновения заболевания, особенности его начала и течения, изменения температуры тела, проявления со стороны отдельных органов и систем, какое проводилось , его результаты, наличие реакций на лекарства.

    А. жизни у детей до 3-х лет начинают со сведений о матери. Необходимо узнать: от каких по счету беременности и родов ребенок; течение беременности, режим и беременной; здоровье матери (если болела, то чем и в какие сроки беременности, чем лечилась), за сколько времени до родов ушла в отпуск, наличие вредных привычек. Далее выясняют, закончилась ли в срок, преждевременно или переношена; особенности родов (быстрые, затяжные), применялось ли акушерское пособие и какое; закричал ребенок сразу после рождения или после проведения мер оживления; его массу и ; на какой день принесли матери ребенка для кормления, как взял в первый раз и последующие дни; когда отпал остаток пуповины; какова была и когда восстановилась физиологическая потеря массы тела; заболевания в периоде новорожденности (какие и их лечение); на какой день и с какой массой тела ребенок выписан из роддома. Большое значение имеют данные о характере вскармливания (естественное, смешанное, искусственное), проводилось ли оно по часам или беспорядочно, когда и какие были введены , прикорм, ; когда ребенок отнят от груди; при искусственном вскармливании - с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности; какое было питание после года и позже, особенности вкуса и аппетита. Для оценки физического и психомоторного развития ребенка выясняют: увеличение массы тела и роста ребенка на первом году жизни и после года; когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить, произносить первые слова, фразы, запас слов; , его особенность и продолжительность; прогулки, ; когда прорезались первые и порядок их прорезывания. А. обязательно включает сведения о перенесенных заболеваниях (их течение, находился ли ребенок под диспансерным наблюдением), профилактических прививках, реакции ни них; о результате туберкулиновой пробы, когда проводилась; о контакте с инфекционными больными.

    Собирая А. жизни детей старшего возраста, выясняют, какой по счету ребенок, как развивался в период раннего детства; каковы дома и в коллективе, успеваемость в школе; какие перенес заболевания, профилактические прививки; когда проводилась и каков ее результат; был ли контакт с инфекционными больными.

    В семейном анамнезе должны быть сведения о возрасте родителей, их профессии, материальной обеспеченности; когда и какими заболеваниями болели; о других детях в семье, их возрасте и развитии, здоровье (если умирали, то от каких причин); о посещении детских учреждений, школы, соблюдении режима дня, питания, у школьников - об успеваемости, дополнительных нагрузках. Особое уделяют выявлению наследственных заболеваний.

    В процессе обследования и лечения больного данные А. уточняются дополнительными сведениями.

    Анамнез психически больных . Влияние психического заболевания на больного и его отношение к прошлому обусловливает необходимость различать субъективный А. и объективный А., каждый из которых важен для понимания особенностей и течения болезни. При установлении первых признаков заболевания следует учитывать что больной, находящийся в патологическом состоянии, нередко интерпретирует прошлое под влиянием тех или иных расстройств, определяющих состояние больного (бредовая интерпретация, и т.д.). Путем опроса как больного, так и близких ему лиц необходимо тщательно исследовать наследственную отягощенность, состояние матери в период беременности, особенности родов, раннее развитие ребенка, физические и психические травмы. Особое значение имеют изучение характера ребенка, изменение его качеств и свойств, особенности развития в критические возрастные периоды. Необходимо выяснить, не было ли у больного задержки физического и психического развития, уточнить, в чем именно оно заключалось. Важно определить особенности контактов с окружающими в детском, юношеском и зрелом возрастах. Особое внимание следует обращать на , юношеские увлечения, склонность к употреблению алкоголя или наркотиков. В последующем необходимо тщательно расспросить больного о его учебе, семейной жизни, профессиональной деятельности, ибо ряд трудностей, неудач, сложностей могут быть объяснены заболеванием, нередко развивающимся исподволь. Вместе с этим необходимо выяснить и появление у ребенка страхов, навязчивостей, уточнить их характер, изменение их проявлений, расспросить об импульсивных поступках.

    Явные признаки заболевания необходимо исследовать подробно, ибо нередко именно по их особенностям определяются характер и заболевания. Следует осторожно относиться к данным А. о значении различных вредностей, предшествовавших или якобы предшествовавших заболеванию. Нередко вредные воздействия являются не истинными причинами, а факторами, провоцирующими заболевание и накладывающими на него определенный оттенок.

    Если в связи с психическим состоянием больного собрать субъективные анамнестические сведения не представляется возможным, собирают только объективный анамнез. Необходимо добиться от дающих сведения лиц непредвзятого описания особенностей и изменений личности больного, поведения в быту, на работе, контактов с окружающими. При этом следует особенно обращать внимание на характер мышления, ошибочные суждения больного, непонятные поступки, странные (неоправданные) действия. Рекомендуется с большой осторожностью относиться к попыткам близких и родных обывательски интерпретировать настораживающие в патологическом отношении поступки и действия больных

    Библиогр.: Боткин С.П. Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, т. 1, М., 1950; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, с. 416, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермана и В.К. Вогана, . с англ., кн. 1, с.148, М., 1987; Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1, с. 212, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 187, М., 1983; Справочник по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, с. 9, М., 1985; Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней, с. 231, Л., 1971; Шелагуров А.А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Шкляр Б.С. внутренних болезней, с. 12, Киев, 1971.

    II Ана́мнез (anamnesis; греч. anamnēsis воспоминание)

    совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем опроса самого обследуемого и (или) знающих его лиц.

    Ана́мнез акуше́рский (a. obstetrica) - часть А., посвященная генеративной (детородной) функции женщины (характер менструации, число беременностей, абортов и родов, особенности их течения и характер осложнений).

    Ана́мнез аллергологи́ческий (а. allergologica) - часть А., посвященная проявлениям аллергических заболеваний у самого больного, его родителей и других родственников, а также возможному контакту с аллергенами.

    Ана́мнез боле́зни (a. morbi) - часть А., посвященная возникновению и течению данного заболевания и эффективности ранее проведенного лечения.

    Ана́мнез жи́зни (a. vitae) - часть А., посвященная физическому, психическому и социальному развитию обследуемого.

    Ана́мнез профессиона́льный (a. professionalis) - часть А. жизни, посвященная характеру и условиям труда больного, например наличию профессиональных вредностей.

    Ана́мнез психиатри́ческий (a. psychiatrica) - А., включающий особенности психического развития, наследственности, склада личности, обучения и профессиональной деятельности больного, круга его интересов и влечений, семейных взаимоотношений.

    Ана́мнез семе́йный (a. familiaris) - часть А. жизни, посвященная составу семьи больного, психологической обстановке в ней, заболеваниям отдельных ее представителей и т.д.

    Ана́мнез социа́льный - часть А. жизни, описывающая бытовые условия, общественное положение и социальную больного.

    Ана́мнез спорти́вный - А., собираемый у спортсменов и касающийся их физического развития, физической подготовленности, методики и режима тренировки, переносимости тренировочных нагрузок, динамики спортивных результатов.

    Ана́мнез фармакологи́ческий - часть А. болезни, посвященная дозам, способам применения, лечебному и побочным эффектам ранее применявшихся лекарственных средств, а также сведениям о лекарственной непереносимости.

    Ана́мнез эпидемиологи́ческий - А., собираемый в случае инфекционного заболевания с целью установления возможного источника инфекции и путей передачи ее возбудителя. Большая медицинская энциклопедия

    Результат опроса больного со сведениями о его прежней жизни, ходе болезни, самочувствии и прочем, записанный на память. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АНАМНЕЗ сведения о прежнем состоянии … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Анамнез - (от греческого anamnesis воспоминание), сведения о больном (анамнез жизни) и его заболевании (анамнез болезни), собранные при опросе больного и (или) знающих его лиц, с целью установления диагноза, прогноза болезни, выбора оптимальных методов ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    анамнез - а, м. anamnèse f. <гр.anamnesis воспоминание. Сведения об условиях жизни, перенесенных заболеваниях, истории развития болезни, полученные от больного или его близких. БАС 2. Лекс. Южаков:анамнез; СИС 1937:анамне/з; БАС 1 1948: ана/мнез … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    анамнез - (неправильно анамнез). Произносится [анамнэз] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Составная часть врачебного обследования информация, перечень сведений о ходе болезни, перенесенных ранее заболеваниях, травмах, оперативных вмешательствах, остаточных явлениях. Наиболее ценны сведения о заболеваниях, связанных с нервной, сердечно … Словарь бизнес-терминов

    - [нэ ], а, муж. (спец.). Совокупность медицинских сведений, получаемых путём опроса обследуемого, знающих его лиц. Аллергический а. Психиатрический а. | прил. анамнестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 сообщение (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Анамнез - сведения о жизни человека, перенесенных им заболеваниях, их начале и течении, данные о профессиональной, психической и физической работоспособности работника, его поведении в коллективе и семье...

    «УТВЕРЖДЕНО»

    на методическом совещании кафедры

    пропедевтики внутренней медицины

    Заведующий кафедры

    Проф. Мостовой Ю.М.

    «______»_______________ 200 ___ г.

    для самостоятельной работы студентов

    при подготовке к практическому занятию

    Методические рекомендации составлены в соответствии с образовательно квалификационными характеристиками и образовательно профессиональными программами подготовки специалистов, утвержденных Приказом МОП Украины от 16.05 2003 года № 239 и экспериментально – учебного плана, который разработан на принципах Европейской кредитно-модульной системы (ЕСТS) и утвержденной приказом МОЗ Украины от 31.01.2005 года № 52

    Винница – 2012

      Актуальность темы :

    Анамнез играет важную роль в диагностике. В 80% случаев анамнез является основополагающим правильного установленного диагноза.

      Конкретные цели :

    Усвоить определение анамнеза.

    Освоить основные методы обследования больного.

    Освоить основные разделы анамнеза.

    Усвоить диагностическую ценность каждого раздела анамнеза.

    Освоить на больном методику сбора анамнеза.

      Базовый уровень знаний .

      Перечень основных терминов, параметров, какие должен усвоить студент при подготовке к занятии .

      1. Теоретические вопросы к занятию.

      История развития учения об анамнезе

      Основные правила сбора анамнеза

      Определения понятия анамнез

      Составные части анамнеза

      Диагностическое значение каждого раздела анамнеза

      Правила сбора анамнеза

      Место анамнеза в клиническом обследовании больного

        Практические задания, которые выполняются на занятии.

      Проводить сбор анамнеза совместно с преподавателем

      Самостоятельный сбор анамнеза

    Первые исторические известия о важной роли расспроса больного в познании болезни связаны со славными именами древних медиков – Гиппократа, Диопорида, Галена, Авиценны. За ними следовали французский клиницист А. Юшар и известный русский клиницист М.Л. Мудров. Однако наибольшая заслуга в основании классических разработок анамнеза принадлежит также великому русскому клиницисту XIX столетия Т.А. Захарнену. Важную роль аспектов анамнестического обследования больного принадлежат основоположникам Киевской терапевтической школы В.П. Образцову, М. Д. Стражеско Ф. Г.Яновскому, М.М. Губергрицу.

    Условия сбора анамнеза

    Собирать анамнез необходимо с соблюдением благоприятных условий:

      помещение: чистое, тщательно проветренное, умеренно сухое, хорошо освещенное, температура не должна быть ниже 18 градусов и выше 24;

      профессиональная одежда врача: белый (чистый, выглаженный) халат, шапочка;

      в больничной палате или кабинет поликлиники (амбулатории) во время обследования больного должна соблюдаться тишина, посторонним вход воспрещен;

      при обследовании врач садится с правой стороны от больного лицом к нему;

      необходимое условие при обследовании – установлении доверительных отношений между врачом и пациентом;

      в процессе сбора анамнеза необходимо учитывать возможность зацикливания больного на несуществующих ощущениях или скрывание существующих симптомов, симуляции или аггравации, ошибочного трактованния ним отдельных факторов причин возникновения болезни;

      эффективный расспрос зависит от тактичности и морально – психических качеств врача как специалиста и как человека. Беседу с пациентом следует проводить с умом его интеллекта, общей культуры, образованности. Важным условием успешной беседы является проведения сбора анамнеза простым, понятным для пациента языком.

    Методика сбора анамнеза

    Анамнез состоит из четырех последовательных разделов.

    I – Паспортная часть (pars officialis).

    II – Анамнез болезни: жалобы больного (molestiae aegroti) и детализация жалоб, дополнительный опрос по другим системам (общий анамнез – anamnesis communis).

    III – Анамнез болезни (anamnesis morbi).

    IV - Анамнез жизни (anamnesis vitae).

    Паспортная часть. Последовательно выясняют: фамилию, имя, отчество, возраст, пол, семейное положение, образование, профессия, место работы, должность; в случае инвалидности – причина и установление инвалидности, группа; у людей пенсионного возраста – дату и причину выхода на пенсию (возраст, болезнь); место жительства, контактный телефон, дату госпитализации, особенности госпитализации (по личной инициативе, по направлению врача поликлиники, каретой скорой помощи, по переводу с другого отделения). Паспортная часть – это важная статистическая информация о больном с определенным диагностическим значением.

    Жалобы – субъективное ощущения больного по поводу своей болезни. Различают жалобы основные и общие. Основные жалобы вероятнее всего свидетельствуют о проявлении болезни (боль, кашель, отдышка, сердцебиение, запор, понос, тошнота, рвота, сниженное зрение и др.), а также признаки выделенные пациентом. Это могут быть жалобы на увеличение живота, внезапное похудание прогрессирующее увеличение массы тела, кровотечение, кровохаркание, чрезмерно увеличенные или уменьшенные количества выделенной мочи, появлении дегтеобразного стула, желтушности или синюшного цвета кожи. Общее жалобы прямо не свидетельствуют о определенном заболевании или заболевании конкретной системы органа. Однако могут сопровождать другие подобные патологии, осложнить и утяжелить течение основной болезнью. К этим жалобам относится общая слабость, психоэмоциональная неуравновешенность, снижение трудоспособности, нарушение сна, ощущение дискомфорта, повышенная или пониженная температура тела.

    Методика проведения

      пациенту необходимо сначала дать возможность ответить на один из вопросов относительно его заболевания;

      в процессе такого диалога с пациентом следует сначала полностью выслушать его, а потом уточнить детали, ставить дополнительные вопросы;

      молчаливого пациента необходимо активно привлекать к беседе;

      вопросы должны быть простыми, четкими, понятными пациенту;

      необходимо найти определенною форму вопросов, относительно интимной сфере жизни, вредных привычек, отдельных болезней (сифилис, СПИД, гонорея).

    При определении жалоб в первую очередь важная детализация жалоб, такая детализация касается и других жалоб, которые выявлены врачом при расспросе. То есть каждая жалоба может быть всесторонне оценена и как самостоятельный признак болезни, и как связана с другими симптомами. Только при таком подходе по поводу выявления жалоб и их особенностей можно полноценно осмыслить их значение и роль в диагностике заболевания.

    Дополнительный опрос по другим системам (общий анамнез)

    Этот анамнез собирают в такой последовательности: сердечно-сосудистая система, дыхательная, пищеварительная, мочевая, нервная система, органы чувств, опорно-двигательный аппарат. Сбор данных этого раздела, как и предыдущих, проводится в форме диалога между врачом и пациентом. Необходимо придерживаться деонтологических принципов.

    Анамнез болезни (anamnesis morbi) – это структурная часть анамнеза, направленная на установку особенностей эволюции болезни от начальных ее проявлений до момента встречи врача с пациентом. Этот раздел анамнеза чрезвычайно важный в оценке индивидуального лечения болезни, диагностики и назначения комплексного лечения. Целью сбора анамнеза болезни от установления индивидуального лечения, частоту осложнений, эффективность лечебно – оздоровительных методов от начала болезни до момента встречи с врачом. Данные анамнеза болезни записывают в историю болезни в хронологической последовательности. Различают такие этапы сбора анамнеза болезни: начальный этап, промежуточный этап, непосредственно госпитальный этап.

    Анамнез жизни (anamnesis vitae). Анамнез жизни – важная часть анамнеза, которая требует от врача особенно тактичного и деликатного ведения профессионального диалога с больным, поскольку преимущественное большинство данных такого раздела касается частной жизни человека. Относительно каждого возрастного периода выясняют:

      детский период: место проживания, бытовые условия, питание, особенности физического и психического развития, перенесенные заболевания, травмы, операции, наследственны заболевания;

      подростковый и юношеский возраст: жилищно–бытовые условия, качество питания, успеваемость в школе, трудовая деятельность, наличие единственных болезней в регионе проживания, физическая активность, перенесенные заболевания, травмы операции;

      взрослый период: условия быта, труда, особенности питания, физическая активность, вредные привычки, метеозависимость, перенесенные болезни, травмы, операции, семейное положение.

    Различают такие: наследственный, аллергологический, семейный анамнезы.

      Наследственный анамнез: болезни членов семьи, если родственники умерли, выяснить в каком возрасте и по какой причине.

      Аллергологический анамнез: непереносимость аллергенных медикаментов, продуктов животного и растительного происхождения, запахов, вакцин, сывороток, духов, реакции на отдельные виды растений, ингаляций, тепло, холод.

      Семейный анамнез – это раздел анамнеза, включает в себя данные о семейном положении пациента, удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а также информацию о наивности у членов семьи таких заболеваний, как туберкулез, СПИД, алкоголизм, табакокурение, наркомании, гепатит.

    Важно также учитывать, что в процессе сбора анамнеза формируется собственное впечатление врача о больном и наоборот, у пациента о враче, что имеет значение в дальнейшем диагностическом и лечебном процессе.

    Общий результат субъективного обследования больного(сбор анамнеза) дают информацию о следующих особенностях болезни:

      основное заболевание(выявление органов и систем вовлеченных в основной патологический процесс, по поводу которого больной был госпитализирован);

      сопутствующие поражение органов и систем;

      особенности клинического мнения основного заболевания и сопутствующих патологических состояний: острое(1-1.5 мес.), подострое (1.5-3 мес.), хроническое(свыше трех месяцев);

      возможные принципы основного и сопутствующих заболеваний.