Божественный Хо Ши Мин. Как отец вьетнамской независимости стал богом

Минёрный, минёрная, минёрное, минёрные, минёрного, минёрной, минёрного, минёрных, минёрному, минёрной, минёрному, минёрным, минёрный, минёрную, минёрное, минёрные, минёрного, минёрную, минёрное, минёрных, минёрным, минёрной, минёрною, минёрным,… … Формы слов

МИН - МИН (кит., буквально предопределение, а также судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ) категория китайской философии, сочетающая значения “жизненное предопределение” и “предопределенная жизнь”. Этимологический смысл иероглифа мин “устный… … Философская энциклопедия

МИН - (mnw), в египетской мифологии бог плодородия, «производитель урожаев». Итифаллическое божество. Изображался в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове М. корона, увенчанная двумя перьями … Энциклопедия мифологии

МИН БЯНЬ - МИН БЯНЬ (кит. различение имен, спор об именах) принятое в китайской историко философской науке обобщающее название тех направлений в древнекитайской философской мысли, которые затрагивали проблему соотношения “имен и реалий” (мин ши), в т. ч … Философская энциклопедия

Мин шилу - (кит. трад. 明實錄, упр. 明实录, пиньинь: Míng shí lù), или Доподлинные хроники династии Мин (также, Правдивые записи о правлении династии Мин , Правдивые записи [династии] Мин ) собрание хроник правления императоров Династии Мин, правивших в… … Википедия

Мин, Александр Павлович - Дата рождения 1915 год(1915) Место рождения село Черсан Дон … Википедия

минёр - минёр, минёры, минёра, минёров, минёру, минёрам, минёра, минёров, минёром, минёрами, минёре, минёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

МИН ЦЗЯ - (кит., букв. школа имен, др. названия: номиналисты, софисты, диалектики/спорщики) кит. филос. школа 5 3 вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм, правил мышления. Главными представителями считаются Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун сунь Лун… … Философская энциклопедия

Мин-ди (Южная Ци) - Мин ди (кит. 明帝, 452 498) китайский император династии Южная Ци (南齊) периода Южных и Северных династий. Занял трон в 498 году и правил четыре года. Личное имя Сяо Луань (кит. 蕭鸞, псевдоним Цзинци (景栖), прозвище Сюаньду (玄度); происходил из рода… … Википедия

Мин - Мин полиомоним. Имена собственные Древнеегипетский бог. Китайская династия Мин. Мин, Георгий Александрович генерал. Прочее Мин понятие китайской философии. сокращенное обозначение слова «минута». Мин племя у башкир.… … Википедия

мин. - мин. министр министерство гос. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. мин. минералогия минеральный Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Тао Юань-Мин. Стихотворения , Тао Юань-Мин. Тао Юань-мин - один из первых по времени в ряду великих китайских поэтов. В его произведениях заключено прошлое и провидится будущее китайской поэзии IV-V веков. В книгу вошли стихотворения… Купить за 400 руб
  • Тао Юань-мин. Лирика , Тао Юань-Мин. Китайская поэзия долгое время была придавлена служением государям, и следующий за Цюй Юанем великий поэт появился незаметно для современников. Он был как еле видимый родник чистейшей воды, к…

Родился 19 мая 1890 г. в провинции Нгеань (Французский Индокитай) в небогатой крестьянской семье. Достоверной информации об имени, данном при рождении, нет: по одним сведениям, настоящее имя - Нгуен Тат Тхань, по другим, - Нгуен Шинь Кунг.

Окончив Национальный колледж в Хюэ, работал учителем французского и вьетнамского языков.

В 1911 г. уехал в Европу и последующие несколько лет жил сначала в Великобритании, затем в США, а в 1919 г. поселился в Париже. Работал матросом, грузчиком, помощником повара, фотографом. В Париже увлекся политикой, посещал собрания и митинги левых организаций, писал статьи. Имел несколько партийных псевдонимов, в т.ч. Нгуен Ай Куок (переводится как "Нгуен-патриот"), а с 1942 г. стал более известен как Хо Ши Мин (Хо означает "просветитель").
В 1919 г. от имени вьетнамских патриотов направил участникам Парижской мирной конференции, в ходе которой велась работа над Версальский мирным договором, меморандум с требованием предоставить независимость народам Индокитая. В 1920 г. принимал участие в работе съезда французской социалистической партии в Туре, где было принято решение о создании французской компартии. Сотрудничал с газетами "Рабочая жизнь" (La vie ouvriеre), "Юманите" (L’Humanitе), "Пария" (Le Paria), организовал "Союз колониальных народов".
В 1923 г. приехал в Москву, где работал в Исполкоме Коммунистического интернационала (Коминтерн). В 1924 г. на 5-м конгрессе Коминтерна был избран членом его Исполкома и членом комитета по пропаганде революции в колониальных странах.
В 1924-1927 гг. был переводчиком в советском консульстве в Кантоне (ныне Гуанчжоу, Китай) и представителем Коминтерна в Китае. Здесь из числа вьетнамских эмигрантов он создал "Товарищество революционной молодежи Вьетнама" и организовал курсы по подготовке кадров для революционного движения и марксистской партии во Вьетнаме.
Некоторое время жил в Камбодже.
В 1929 г. работал в подполье в Сиаме, затем в Гонконге, где ему удалось объединить разрозненные партийные группы, на основе которых в 1930 г. была образована Коммунистическая партия Индокитая. В Гонконге он был арестован британскими властями как агент Коминтерна. После освобождения вернулся в СССР.
В 1934-1938 гг. учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина в Москве. В 1935 г. принимал участие в работе 7-го конгресса Коминтерна.
В 1941 г. Хо Ши Мин вернулся на родину, где по его инициативе была создана Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь). Эта военно-политическая организация боролась за независимость Вьетнама от Франции и Японии. Хо Шин Мин был избран ее председателем. Во время поездки в Южный Китай он был арестован гоминьдановским правительством (партия Гоминьдан, правящая на большей части Китая в 1926-1949 гг.) и провел полтора года в тюрьме.
После победы Августовской революции 1945 г. и ухода японцев Вьетминь взял власть в Индокитае. В 1945-1946 гг. Хо Ши Мин возглавил Временное правительство Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), а в марте 1946 г. занял пост премьер-министра (до 1955) и президента ДРВ (занимал до конца жизни).
В декабре 1946 г. Франция начала колониальную войну против ДРВ. Она закончилась поражением Франции в мае 1954 г., подписанием мирного соглашения на Женевской конференции 1954 г. и разделом Вьетнама по 17-й параллели на две части - на коммунистическую северную во главе с Хо Ши Мином и южную, поддерживаемую правительством США.
В 1951 г. Хо Шин Мин был избран председателем ЦК Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ, с 1976 г. - Коммунистическая партия Вьетнама) и занимал этот пост до конца жизни.
В 1956-1960 гг. был генеральным секретарем ЦК ПТВ.
В 1955-1956 гг. провел в стране аграрную реформу, а в последующие годы, несмотря на разногласия между Москвой и Пекином, смог получить помощь от обеих коммунистических держав.
В 1959 г. им было принято решение оказать поддержку находившемуся под контролем коммунистов Национальному фронту освобождения Южного Вьетнама в его борьбе за свержение правительства, поддерживаемое США. Результатом такого решения стала Вьетнамская война.
В 1965 г., когда США начали бомбить Вьетнам, Хо Ши Мин объявил о непрерывной борьбе с ними и отказался от переговоров.
Умер 2 сентября 1969 г. Хо Ши Мину не удалось дожить до объединения расколотой войной страны, но он никогда не сомневался, что это произойдет. Похоронен в мавзолее на площади Бадинь в Ханое (тело было забальзамировано).
Во Вьетнаме он стал символом борьбы за независимость. Его называют политиком, оказавшим наибольшее влияние на ход истории страны и национально-освободительного движения XX в.
В 1976 г. в честь Хо Ши Мина была переименована столица Южного Вьетнама город Сайгон.
В 1990 г. ЮНЕСКО признала его "Героем национально-освободительного движения, выдающимся культурным деятелем".

Награжден орденом Ленина (1967).

Хо Ши Мин известен не только как выдающийся политик, но и как писатель (писал на вьетнамском, французском и древнем китайском языке вэнъян).
Его революционные стихи и песни появились на страницах подпольной печати еще в 1920-е гг., а на сцене рабочего клуба в предместьях Парижа шла его пьеса "Бамбуковый дракон". В 1960-е гг. значительным событием в литературной жизни Вьетнама стало издание сборника стихов "Тюремный дневник".

Владел французским, древним китайским языком вэнъян.

Невозможно представить Вьетнам без Сайгона - самого большого города страны. Переименованный после объединения Вьетнама в 1975 г. в город Хошимин, он занимает площадь в 2.000 кв.км и простирается от Южно-Китайского моря до камбоджийской границы. К западу от центра города находится огромный китайский район - Шолон, где сосредоточена основная экономическая жизнь страны.

Хо Ши Мин

Когда-то напоминавший провинциальный город юга Франции своей архитектурой и тенистыми аллеями, сегодня город меняется на глазах - в результате значительного притока иностранных инвестиций и начавшегося строительного бума, здесь повсеместно начинают появляться громады небоскребов, делая его похожим на своих собратьев по Юго-Восточной Азии - Бангкок и Сингапур.

Однако он по-прежнему сохраняет свое неповторимое своеобразие и атмосферу, которую создают тенистые аллеи и улицы с невысокими, построенными еще французами, домами, изящный Собор Сайгонской богоматери (Нотр Дам Де Сайгон), знаменитый Храм Нефритового императора, великолепные пагоды, мечети, индуистские храмы, и конечно, неповторимая вечерняя жизнь Сайгона, текущая в больших и малых кафе, барах и ресторанах.

Достопримечательности:

Дворец Воссоединения. В конце XIX в. в этом месте французскими колонизаторами был построен губернаторский дворец. В 1963 г. он был поврежден в результате бомбежек повстанцами, а в 1966 г. полностью восстановлен. С 1966 по 1975 годы этот дворец под названием "Дворец независимости" служил местом жительства и офисом президентов проамериканского правительства. После освобождения Южного Вьетнама он стал называться Дворцом Воссоединения.

Собор Нотр Дам.

Собор расположен на Парижской площади в центре города. Это сооружение построено в колониальном стиле в апреле 1880 г. по проекту французского архитектора Баурата.

Пагода Винь Нгьем.

Построена в 1964 - 1971 гг. и является самой большой пагодой в Сайгоне. Названа так в честь великого учителя и проповедника Буддистской школы Чак Лам, находившейся в XII веке на горе Ен Ты. Большую территорию пагоды окружает стена. Пагода состоит из комплекса строений: молельня, за которой находится семи ярусная 40-метровая башня с бронзовым колоколом внутри, диаметр которого составляет 1,8м, менее значительные постройки вокруг озера и башня для урн с прахом. Все строения выполнены из бетона и стилизованы под традиционную архитектуру. В пагоду ежедневно стекаются на молитву сайгонские буддисты. Зоопарк и Ботанический сад. Был построен в 1864 - 1865 годы. Сначала сюда были привезены драгоценные породы деревьев и растений из Индии, Лаоса, Камбоджи и Тайланда, а затем здесь начали разводить редкие виды животных. В наши дни в саду произрастают тысячи растений, включая редкие виды из Африки и Америки. Здесь водятся сотни пород зверей, птиц, и пресмыкающихся. Всё это делает Сайгонский зоосад главным зоологическим парком в стране и крупным центром развлечений.

Парк Дам Шен.

Самый крупный культурно-развлекательный центр города, предлагающий отдых на любой вкус: инфраструктура парка, разделенная на 30 участков, включает десятки видов развлекательных заведений, рестораны, шоу-программы. Здесь стоит посетить уменьшенную копию пагоды Жак Вьен, озеро, наподобие Западного Озера в Ханое, кукольное шоу, птичий сад, аквапарк, спортивный центр и королевский сад Нам Ту.

Туннели Ку Чи.

Ку Чи - это пригородный район в 30 км к северу от города Хошимина. Его называют поземной деревней, так как его лабиринты тянутся под землей на 200 км от Сайгона до камбоджийской границы. Эта система туннелей, часть которой состоит из нескольких уровней глубины, включает бесчисленные входы, специально построенные жилые помещения, склады, оружейные мастерские, полевые госпитали, командные центры и кухни. Над главным туннелем, ширина которого составляет 70 см, а высота 90см, проложена 3-4 метровая кирпичная кладка. Туннель выдерживает обстрелы тяжелой артиллерии и взрыв 100 килограммовой бомбы. Туннели Ку Чи играли важную роль в войне с американцами, позволяя вьетнамским партизанам контролировать большой сельский район в непосредственной близости от Сайгона. Рослые американские солдаты не могли проникнуть в лабиринты, а тем, кому удавалось спуститься, встречали многочисленные ловушки, так что возвращались оттуда единицы. Сегодня туннели Ку Чи стали главной туристической достопримечательностью, дающей уникальную возможность познакомиться с подземной жизнью вьетнамских партизан. Туннели были специально расширены для туристов. На близлежащем стрелковом полигоне можно пострелять из АК-47 или МК-16.

Дельта Меконга.

Дельта Меконга в пределах Вьетнама имеет протяженность 250 км. Площадь дельты около 50 тыс. кв. км. Река несет много песка и ила, особенно в южных протоках. Скорость наступления суши на море достигает в среднем 6000 м в год. Дельта Меконга обладает самой густой в мире гидрографической сетью, включающей системы искусственных каналов. Это самый плодородный регион Вьетнама. Ее водные пути снабжают страну рисом с древних времен. Плодородная дельта Меконга почти в четыре раза больше дельты Красной реки и является одной из основных рисопроизводящих областей в мире. Регулярные наводнения увеличивают плодородные земли и приносят новую землю и ил. Активное освоение дельты Меконга началось примерно 300 лет назад, и в настоящее время здесь производится 60% всего производимого в стране риса и большая часть собираемых в стране фруктов. Путешественники могут совершить водную прогулку на лодке по притокам реки, текущим вдоль рисовых полей и бурной тропической растительности. В этом регионе есть множество пагод и торговых деревень. Во время путешествия Вы посетите плавучие рынки, плантации экзотических фруктов и мастерские ремесленников, увидите древние памятники архитектуры и окунетесь в традиционную жизнь вьетнамского народа.

Руководитель августовской революции, первый президент Северного Вьетнама, создатель Вьетминя и Вьетконга, философ-марксист, поэт.

неизвестен , Public Domain

Биография

Ранние годы

Хо Ши Мин родился 19 мая 1890 года в деревне Кимлиен, уезд Намдан, провинция Нгеан. Его имя при рождении (первое, или молочное, имя) - Нгуен Шинь Кунг. Отец - Нгуен Шинь Шак - сторонник конфуцианской патриотической партии, был самым образованным человеком в деревне, получил почётное звание фобанга (второе по значению), впоследствии приглашался на должность начальника уезда. Мать - Хоанг Тхи Лоан - умерла в возрасте 32 лет при родах четвёртого ребёнка.

По вьетнамской традиции, перед поступлением в школу Нгуен Шинь Кунг получил второе (официальное, или «книжное», имя) - Нгуен Тат Тхань (вьетн. Nguyễn Tất Thành , «Нгуен-триумфатор»).

Период эмиграции

В 1911 году Тат Тхань под вымышленным именем поступил на пароход матросом.

На родину он вернулся только через 30 лет. За эти годы посетил Америку и Европу. В 1916-1923 годах жил в США, Великобритании, Франции.

Во Франции

В Париже берёт псевдоним Нгуен Ай Куок (вьетн. Nguyễn Ái Quốc , тьы-ном 阮愛國, «Нгуен-патриот»).

В 1919 году обратился к руководителям держав, подписывающих Версальский договор, чтобы они предоставили свободу народам Индокитая.

В 1920 году вступил во Французскую коммунистическую партию. С 1920-х годов - активист Коминтерна.

В 1923 году приезжает по приглашению Коминтерна из Парижа в Москву. Для конспирации пропуск в СССР был выписан на другое имя. Ехать пришлось через Германию: в Берлин, оттуда в Гамбург, 30 июня 1923 года прибыл пароходом в Петроград, и затем поездом в Москву.

В Москве работал в Исполкоме Коминтерна (ИККИ). Очень хотел повидаться с Лениным, однако встретиться не довелось, так как советский вождь уже был серьёзно болен и вскоре скончался. Нгуен Ай Куок смог посетить прощальную церемонию.

Давал интервью для журнала «Огонёк» Осипу Мандельштаму.

Окончил Коммунистический университет трудящихся Востока. В Советском Союзе Нгуен Ай Куок окончательно сформировался как коммунистический лидер.

Тара-Амингу , CC0 1.0

Свои взгляды Нгуен Ай Куок изложил на V конгрессе Коминтерна в 1924 г., где выступил с докладом по колониальному вопросу.

В Китае

В декабре 1924 года, когда на юге Китая Сунь Ятсен стоял во главе революционного Кантонского правительства и сотрудничал с коммунистами в надежде на военную и финансовую поддержку Коминтерна, Нгуен Ай Куок был направлен в Кантон. Там же получил китайские документы с новым китайским псевдонимом «Ли Цюй» и стал вести работу по налаживанию связей Коминтерна с революционно настроенными эмигрантами из Вьетнама. Под видом наёмного китайца официально устроился на работу переводчиком у Главного политического советника ЦИК Гоминьдана и одновременно представителя Коминтерна в Китае Михаила Марковича Бородина.

Через некоторое время организовал в Кантоне «Комитет особой политической подготовки», где под псевдонимом «товарищ Выонг» обучал вьетнамцев методам организованной коллективной революционной борьбы, в противовес индивидуальному террору. Встречался с Фан Бой Тяу.

В 1925 году, после ареста в Шанхае Фан Бой Тяу, «товарищ Выонг» организовал в Кантоне Товарищество революционной молодежи Вьетнама, со своим печатным органом - газетой «Молодёжь», и ещё несколько революционных организаций - женскую, крестьянскую, пионерскую. Для оргработы с революционерами соседних стран создал «Союз угнетённых народов Азии». Существует также некоторая информация о его знакомстве и браке в это время с женщиной-китаянкой Цзэн Сюэмин, которую по-вьетнамски называли «Танг Тует Минь».

В 1926 году, через Бородина, «товарищ Выонг» организовал отправку первой группы вьетнамских революционеров в Москву, на обучение в Коммунистический университет трудящихся Востока. В это же время написал и распространял первую вьетнамскую коммунистическую учебную брошюру «Пути революции» с изложением политической программы будущей коммунистической партии Индокитая.

В апреле 1927 года, после переворота Чан Кай Ши, аппарат Бородина был эвакуирован. «Ли Цюй» не только лишился работы, но и оказался под угрозой ареста. Чтобы избежать ареста, в мае 1927 года он срочно попытался перебраться в Гонконг. Однако туда его не впустили и пришлось проделать трудный путь на север Китая, а оттуда на территорию СССР.

Снова в Европе

Прибыв в Москву, в декабре 1927 года Нгуен Ай Куок отправился в рабочую поездку по европейским странам. В Брюсселе принял участие в работе недавно созданной международной «Антиимпериалистической лиги». Далее, через Францию и Швейцарию он перебрался в Италию, где в порту Неаполя сел на пароход, отправляющийся в Индокитайское государство Сиам.

В Сиаме

В Сиаме Нгуен Ай Куок снова, как и ранее в Китае, поселился в местах, где проживало большое количество вьетнамских эмигрантов - в провинции Удон. Там, под новым псевдонимом «Тхау Тин», он начал работу по организации революционных групп среди вьетнамцев. В это время в Сиаме существовали уже и ячейки Товарищества революционной молодежи Вьетнама.

11 ноября 1929 года Нгуен Ай Куоку во Французском Индокитае вьетнамским императорским судом был заочно вынесен смертный приговор. На вьетнамских землях Французского Индокитая к этому времени уже действовали отдельные коммунистические группы. Коминтерн передал поручение Нгуен Ай Куоку провести работу по их объединению и в декабре 1929 года он отправился морским путём через Сингапур в Гонконг.

В Гонконге

Нгуен Ай Куоку, при содействии Компартии Франции (и лично Мориса Тореза), филиалом которой считалась Компартия Вьетнама, удалось объединить разрозненные партийные группы, и в 1930 была образована Коммунистическая партия Индокитая.

Движение за независимость

В 1941 году в оккупированном японцами Индокитае учредил Вьетминь. После приезда в Южный Китай для установления связи с китайскими коммунистами и вьетнамскими эмигрантами был арестован гоминьдановским правительством и провёл полтора года в тюрьме. После ухода японцев Вьетминь взял власть в Индокитае.

Palosirkka , CC0 1.0

Был премьер-министром (1946-1955) и президентом (1946-1969) Северного Вьетнама.

На посту президента Северного Вьетнама

В 1955-1956 годах его правительство провело аграрную реформу. Получал материальную и военную помощь от КНР и СССР. В 1965 году в связи с бомбардировками США Северного Вьетнама, Хо Ши Мин объявил о непрерывной борьбе с ними и отказался от всяких переговоров.

Смерть

Умер в 1969 году, на 80-м году жизни. Забальзамирован советскими специалистами, хотя в завещании просил кремировать себя, поместить прах в три керамические урны и захоронить в каждой части страны - на севере, юге и в центре, где родился. Похоронен в Ханое, в мавзолее на площади Бадинь.

Портреты этого худощавого старика с высоким лбом, седой бородкой и легкой лукавинкой в глазах встречаются во Вьетнаме буквально на каждом шагу. Подобно другому знаменитому обладателю бородки и лба, его нетленное тело покоится в гранитном мавзолее на ханойской площади Ба динь, а жизнь растиражирована в официальных биографиях и бесчисленных мифах.

Надо сказать, что история этого человека может дать немало пищи для размышлений и домыслов. Его долгая (79 лет!) жизнь была полна ярких событий, выдающихся достижений, противоречий и парадоксов. Человек, повидавший полмира и отовсюду стремившийся на родину. Непримиримый враг колониального режима, писавший пьесы и изящные стихи на языке колонизаторов. Влиятельный лидер «третьего мира», с удовольствием щеголявший в ветхих шортах и сандалиях, вырезанных из автомобильной покрышки. Президент, предпочитавший официальной резиденции обычный крестьянский домик. Глава государства, за все время пребывания у кормила власти не знавший ни одного мирного дня. Все это он - Хо Ши Мин...

Будущий отец независимого Вьетнама родился 19 мая 1890 г. в семье сельского учителя в провинции Нгеан. Мальчик, нареченный «детским» именем Нгуен Синь Кунг, получил домашнее образование в духе традиционной конфуцианской книжности. Достигнув 18 лет от роду и сменив имя на Нгуен Тать Тхань, этот обычный деревенский парень продолжил учебу в императорской столице Хюэ. Конфуцианство с его культом социальной гармонии и справедливых отношений между людьми оказало на личность будущего революционера огромное влияние, указав идеал, к которому следовало стремиться. Оставалось найти путь к осуществлению этого идеала...


Летом 1911 г., бросив место помощника учителя в частной школе, не обремененный багажом и деньгами юноша отправляется в Европу. Уже через несколько месяцев нужда заставляет Тханя наняться в Марселе матросом на торговое судно. Совершив несколько плаваний по Средиземному морю и побывав в США, молодой человек на четыре года оседает в Лондоне. Гремит Великая война, вспыхивают революции в России и Германии, а Тхань усиленно занимается самообразованием. Он беспрестанно думает о том, как помочь своим соотечественникам и сделать жизнь на родине лучше. Тхань твердо убежден в том, что для справедливого преобразования Вьетнама необходимо прежде всего вырвать страну из под власти Франции. Движимый наивным желанием «изучить врага», Тхань приезжает в Париж и... неожиданно находит среди ненавистных французов друзей - членов Французской социалистической партии. Молодой человек в восторге: в идеях Коммунистического Интернационала он наконец-то находит верное средство освобождения соотечественников. С одобрения товарищей энергичный «аннамит» развивает бурную деятельность: печатается в левых газетах, участвует в 1-м съезде Французской коммунистической партии, основывает газету «Пария» («Отверженный») и Межколониальный союз цветных народов. Празднуя начало нового этапа своей жизни, бывший Тать Тхань принимает символичное имя Ай Куок - «Любовь к родине». Новое имя вскоре получает известность, европейская социал-демократия рукоплещет Ай Куоку, однако все не так просто - на деле никто не разделяет его желания немедленно освободить Индокитай. Летом 1923 г. накопившееся разочарование толкает Ай Куока на решительный шаг: он бросает квартиру в 5м округе Парижа и налегке отправляется в Советскую Россию. В Москве молодого азиата буквально носят на руках: руководство СССР все еще одержимо идеями экспорта революции и очень нуждается в таких людях, как Ай Куок. Он встречается с Львом Троцким, поступает в Университет трудящихся Востока имени Сунь Ятсена, работает в аппарате Коминтерна. Среди его московских знакомых - поэт Осип Мандельштам и фотограф авангардист Александр Родченко. В ноябре 1924 г. Ай Куок присоединяется к советской военной миссии, отправляющейся в Кантон - столицу революционного Китая. Помимо всех прочих большевистских достоинств, вьетнамец еще и настоящий полиглот - он свободно говорит на французском, английском и китайском, а за год жизни в Москве неплохо осваивает русский. Кроме того, его обуревает жажда деятельности. Пока глава миссии Михаил Бородин и другие советники налаживают работу военной школы Вампу, Ай Куок разворачивает революционную агитацию среди вьетнамских эмигрантов. Успехи на этом поприще полностью заслоняют от соратников немаловажное событие в жизни Ай Куока: в 1925 г. он женится на студентке Цзэн Сюэмин. Впрочем, эта привлекательная молодая китаянка сыграла в жизни своего мужа лишь символическую роль: как и для «вождя мирового пролетариата», для Ай Куока существовала только одна настоящая подруга - революция...

В 1927 г. жизнь будущего президента делает очередной крутой поворот. Лидер китайских националистов генерал Чан Кайши (Цзян Цзеши) присваивает диктаторские полномочия и резко прекращает сотрудничество с СССР. Ай Куок вынужден бежать, покинув Кантон вслед за советскими военспецами. В Москве его ожидает новый удар: на большевистском Олимпе только что произошли решающие изменения, и новый владыка СССР Иосиф Сталин с большим подозрением относится к любому, кто когда либо был замечен в связях с лидерами разгромленной оппозиции. Для него Ай Куок - явный протеже Троцкого. «Аннамита» из Москвы никто не гонит, однако недвусмысленная холодность хозяев красноречивее любых слов...


Следующие 14 лет становятся для Ай Куока временем скитаний и невзгод. Он покидает Москву и вновь начинает колесить по миру. Его видят то в Сингапуре, то в Малайе, то в Сиаме. Неугомонный бунтарь вызывает головную боль у колониальных властей всех стран. В 1931 г. в Гонконге Ай Куок впервые попадает за решетку и больше года проводит в заключении. В это время, не без помощи французских спецслужб, распространяется слух о его гибели. Узнав об этом, сам революционер только посмеивается: жить он будет долго - слишком много задач он перед собой поставил. Выйдя на свободу, через Шанхай и Владивосток он вновь пробирается в Москву и какое-то время живет здесь под псевдонимом Линов. Уже в 1938 г. Ай Куока видят в освобожденных районах Китая, где он впервые встречается с харизматичным лидером китайских коммунистов Мао Цзэдуном.

Возвращение в родной Вьетнам долгие годы кажется Ай Куоку недостижимой мечтой, однако новая мировая война парадоксальным образом превращает мечту в реальность. Японские войска активно разворачивают боевые действия в Юго-Восточной Азии, и французские власти уже не могут так бдительно, как раньше, охранять границы Индокитая. Лидеру вьетнамских коммунистов это только на руку: в феврале 1941 г. он устраивает революционную базу в местечке Пакбо близ китайской границы. Когда Япония начинает оккупацию Французского Индокитая, созданные здесь отряды Вьетминя становятся единственной силой, противостоящей захватчикам. Несмотря на опасности военного времени, Ай Куок бодр и полон веры в победу: он чувствует, что и в истории страны, и в его собственной жизни начинается новый этап. Верный привычке, он отмечает это событие новой сменой имени. Отныне на родине и во всем мире его будут знать как Хо Ши Мина!


В августе 1945 г. долгожданная независимость Вьетнама, словно созревший плод манго, готова была сама упасть в руки Хо. Япония была разбита на всех фронтах, а ее силы полностью деморализованы и лишены подкреплений. Франции тоже было не до Вьетнама - она приходила в себя после гитлеровской оккупации и занималась чисткой правительства от коллаборационистов. Используя благоприятный момент, 13 августа отряды Вьетминя начали наступление по всему Северному Вьетнаму. Спустя шесть дней на флагштоке Ханойской крепости впервые взвился красный флаг с пятиконечной золотой звездой. На 11й день восстания революционные силы взяли под контроль Сайгон. 2 сентября 1945 г. тысячи возбужденных людей на ханойской площади Бадинь слушали, как Хо Ши Мин срывающимся от волнения голосом зачитывает Декларацию независимости. Наступил его звездный час. Он впервые воочию видел, что его жизнь, принесенная в жертву раз и навсегда избранному делу, не пропала даром.

Очень скоро радость победителя омрачилась новыми тревогами. Как часто бывает в истории, достигнутое оказалось гораздо труднее удержать, чем завоевать. Опомнившийся Париж попытался вернуть мятежную колонию в лоно метрополии, на его стороне открыто выступили Соединенные Штаты. СССР и молодой коммунистический Китай поддержали Вьетнам, однако эта помощь одновременно и радовала и тревожила Хо Ши Мина. Он не без оснований опасался, что избавившаяся от колониального гнета страна может угодить в новую зависимость - теперь уже от «старших братьев по соцлагерю»...

Ценой расчленения страны Хо удалось отвергнуть притязания Франции, однако Женевское мирное соглашение 1954 г. стало, увы, прологом партизанской войны, в 1965 г. превратившейся в прямое противостояние с мощнейшей сверхдержавой мира. Яростно сражаясь с «империалистами» и «марионетками», Хо безостановочно лавировал между интересами некстати поссорившихся СССР и Китая. Улыбаясь в Ханое Алексею Косыгину, президент демократического Вьетнама вынужден был тут же делать политический реверанс в сторону Мао, принимая в ЦК вьетнамской компартии резолюцию, осуждающую «советский ревизионизм». Желая хоть на миг забыть о непосильном бремени забот, Хо покидал кабинет и работал в саду, словно заправский крестьянин. Образ президента, с тяпкой в руках окучивающего молодое дынное деревце, чрезвычайно нравился простым вьетнамцам, наградившим национального лидера прозвищем «Дядюшка Хо». Слыша это обращение, вождь устало улыбался: сам он ощущал себя скорее дедушкой, чувствуя, как многочисленные недуги быстро подтачивают его тело...

Он умер 2 сентября 1969 г., в годовщину провозглашения независимости страны. Чтобы не отменять праздничные торжества, о смерти лидера народу объявили только на следующий день. Мы никогда не узнаем, о чем думал «Дядюшка Хо» в последние минуты своей бурной жизни. Возможно, о том, что идеал, к которому он стремился привести свою любимую родину, так и остался недостижимым. Как бы то ни было, Хо Ши Мин прочно занял свое место в ряду культовых фигур XX в. В памяти человечества он навсегда останется одним из людей, заставивших высокомерный Запад уважать веками презираемую «желтую расу».