Роль компьютеров в обучении и развитии одарённых детей на уроках географии

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Проблема одарённости

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.


По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.

Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения различных проблем, помощь в развитии талантливой личности. В последние годы интерес к изучению проблемы одаренности в нашей стране существенно усилился. Вместе с тем проблематика выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (далее ИКТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей оказалась малоизученной, несмотря на всю ее актуальность. Особенно это прослеживается при изучении страноведческих тем на уроках географии.


Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М.Коул, С.Пейперт, А.В.Беляева, С.Л.Новоселова, Ш.Текл и др. Однако в указанных работах, как правило, не учитываются особенности обучения и развития Одаренных учащихся. Вместе с тем игнорирование этих особенностей может резко снизить эффективность соответствующих компьютерных программ. Многочисленные исследования показали, что процесс обучения одаренных детей характеризуется ярко выраженной спецификой. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.


Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания и обучения. Ряд специалистов в области одаренности отмечают, что мера "автономного самообучения" может выступать в качестве своеобразного индикатора, указывающего на наличие выдающихся способностей (Дж. Фримен, Р.Ризенберг, Б.Циммерман, Б.Шоэ, Л.Каневски и др.).


Можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития детей и их коммуникативных способностей. Подобный подход недопустим при обучении одаренных учащихся, поскольку он может усиливать резонанс в их психическом развитии. Таким образом, возникает необходимость в создании принципиально новых компьютерных обучающих, и развивающих программ для одаренных школьников, широко использующих новейшие тенденции в развитии ИКТ. Этому способствует и появление интерактивных карт, работа с интерактивной доской, представление презентаций и т.д.


Выявление одаренности в сфере информационных технологий, области, для которых разрабатываются специализированные методики идентификации одаренности, представлены в литературе крайне неравномерно. Особенно это касается такого предмета, как география. В отличие от традиционно изучаемых видов одаренности (математических, литературных, музыкальных, психомоторных способностей, одаренности в сфере искусства и т.п.) для сравнительно недавно привлекших внимание исследователей разновидностей одаренности (к их числу относятся, например, социальная одаренность или повышенные способности в применении информационных технологий) еще не разработаны специальные методики, ни в психологии, ни в педагогике. Таким образом, возникла актуальная проблема создания новых диагностических процедур, позволяющих идентифицировать различные (в том числе скрытые) виды одаренности.


В условиях информатизации имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п. Специальное внимание, необходимо уделить и феномену хакерства.


Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.


Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Учителя согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем информационном мире. Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.


Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник – учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать. Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

Преимущества использования ИКТ на уроках географии

Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, это экономит время.
  • Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  • В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  • В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.


Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практичес-кие и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Педагоги и родители часто жалуются, что современные дети и подростки «ничем не интересуются»: мало читают, редко посещают театры, выставки и концерты. А вот на отсутствие у них интереса к компьютерам никто не жалуется, и пока что не наблюдается тенденции к снижению этого интереса. К современным ИТ приобщаются все больше и больше детей и подростков. Однако мотивы такого приобщения по большей части не вызывают восторга ни у педагогов, ни у родителей. Так, довольно широко распространено мнение, что большинство форм активности детей в Интернете не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Действительно, чему радоваться, если школьник, а то и дошкольник, отбросив книги и учебники, позабыв о недавних увлечениях, пренебрегая полезной физической активностью, часами играет в компьютерные игры, ведет пустую болтовню в чате?


Радоваться, может, и нечему, однако следует принять во внимание, что проведенные исследования не вполне подтверждают эту грустную картину. Полученные отечественными и зарубежными специалистами данные свидетельствуют, что интерес к ИТ вовсе не отвлекает детей и подростков от чтения шедевров мировой литературы, походов в театры и выставочные залы, дружеского общения (см., напр.: Собкин, Евстигнеева, 2001; Шапкин, 1999). Да и вообще детским увлечением Интернетом и другими элементами ИТ вполне можно воспользоваться для пробуждения у детей познавательных интересов, расширения сферы этих интересов. Сейчас появилось очень много сайтов географической направленности использующих различные методики, в том числе и игровую методику обучения. Как показывает опыт, подобный подход сулит определенные преимущества и перспективы. Однако реализация его требует «продвинутых» педагогических технологий: специального учебно-методического и дидактического обеспечения, создания соответствующих организационных условий, а также подготовки кадров, которые смогут выполнять всю эту нелегкую работу. Да и собственно технические аспекты — подготовка компьютеров, организация широкополосного подключения к Интернету и т.д. — окажутся составной частью педагогических технологий.


Для современных детей и подростков Интернет — это, помимо прочего, один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах. Ничто не мешает принять в них участие — непосредственно или опять-таки посредством информационных технологий (как часто говорят, дистантно, или виртуально). Тематическая область таких конкурсов и олимпиад весьма разнообразна. Это традиционные школьные дисциплины, программирование, Интернет-технологии, разработка web-сайтов, литературные конкурсы, сочинение и исполнение музыки, выполнение заданий экологического характера, соревнования по астрономии, по знанию иностранных языков, по истории, по географии и страноведению, состязания любителей традиционных игр (например, шахмат) и бытующих только в Интернете игр. Отдельное место занимает изобразительное искусство, включая компьютерную графику, дизайн, анимацию. Для проверки и демонстрации своих талантов и эрудиции можно принять участие в соревнованиях «знатоков» в рамках интернет-клубов «Что? Где? Когда?» (Говорун, 2000). Интерент олимпиадах по географии: SHAIL.


Итак, учет психологических последствий информатизации позволит избежать многих негативных явлений, связанных с широким использованием компьютеров при обучении и развитии одаренных учащихся.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в какой бы сфере обучения и воспитания он ни происходил и какой бы предмет ни затрагивал. Прежде всего, он требует от учителей и администрации хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной. Готовы ли мы с вами к этому?