Статья Авторитет и развитие психологии образования – утопия или все в наших руках?/Медведев А

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Медведев Александр Сергеевич, педагог-психолог ГОУ ДПО РСПЦ Самарской области, МОУ гимназия №77 г.о. Тольятти

Современные экономические изменения не оставляют возможности на существование полноценной психологической службы в образовательном учреждении, которая включает в себя специалистов разных направлений (педагог – психолог, клинический психолог, социальный педагог, руководитель психологической службы) и предполагает подготовку молодых конкурентоспособных специалистов.

Подтверждения данному, столь отягощающему, изречению встречаются в, до сих пор не остановившейся, волне сокращений ставки педагога – психолога. Из-за низкого финансирования многие опытные специалисты покинули рабочие места. В связи с этим все меньше и меньше шансов получения полноценного наставнического опыта у молодых специалистов, которым предстоит работать вместо опытных предшественников.

Таким образом, происходит неравноценный обмен кадрами. Опытные специалисты «освобождают места» только начинающим профессионалам. Осмелюсь предположить, что руководителям (работодателям) данные изменения только на руку. В условиях низкого финансирования оплата труда начинающего педагога – психолога значительно ниже оплаты труда специалиста со стажем. Рабочее место занято, сэкономленные средства (из-за разницы оплаты разрядов) можно направить на развитие образовательного учреждения и «неокрепшими умами» можно манипулировать, направлять все его умения на нужды образовательного учреждения (измерение педагогических данных, разработка программ развития, внедрение инновационной педагогической деятельности и т.п.), отводя специалиста от его прямых обязанностей (консультирование, просвещение, профилактика, психодиагностика, коррекция). Отмечается снижение заинтересованности в психологах, как в специалистах, о чем свидетельствует отсутствие места психолога в процессе внедрения стандартов второго поколения, не прописаны функциональные обязанности психолога в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ, нет необходимости в психологическом сопровождении учеников на этапе профессионального самоопределения и т.п. Даже не смотря на то, что в психологической литературе существуют разработанные положения по каждому из инновационных направлений современного образования.

Означает ли это, что психологическая служба образования обречена на исчезновение?

На это вопрос существует два ответа: да, нет.

Психологическая служба образования обречена на исчезновение в том случае, если специалисты данной службы поддадутся общественному мнению и провозгласят психологию как прикладную отрасль педагогики. Психология и педагогика настолько пересекаются, что сегодня отделить оду самостоятельную науку от другой представляется довольно сложной (если ни невыполнимой) задачей. Здесь, видимо, сказывается история развития психологической службы образования (у истоков развития должность педагог – психолог именовалась как педолог).

Другая причина, по которой современная образовательная система может пренебречь психологами как специалистами - это процесс глобальной информатизации и систематизации знаний. На сегодняшний день не составляет трудности получить любую информацию, в которой нуждается человек. В частности, такая область психологии как психодиагностика – давно уже не является чисто профессиональным знанием. Развитие компьютерной грамотности населения способствует упрощению процедуры проведения психодиагностики, что, на первый взгляд, может служить предпосылкой для искоренения психодиагностики как направления психологических знаний и умений. И, наконец, психологическая служба обречена на исчезновение в виду упрощения и пренебрежением психологических знаний. С одной стороны средства массовой информации и развлекательные шоу, зачастую, неправильно трактуют и транслируют цель и систему работы психологов и с другой стороны использования психологических техник в педагогической деятельности строит ложное представление о психологии как о простой и систематизированной науке, где можно действоваться четким алгоритмом и решить любую возникшую проблемную ситуацию.

Таким образом, предпосылки на вывод из образования ставки педагог – психолог представляются весомыми и не внушающими надежду. Но к подобному выводу можно прийти, лишь поверхностно рассматривая проблему.

Психологическая служба образования первоначально создана для ведения образовательного процесса на основе психологических знаний, которые рассматривают развитие личности учащихся как непрерывный и комплексный процесс и не в коем случае не стремиться заменить педагогику, а нацелена на сотрудничество, но никак не на соперничество. На современном этапе развития информатизации, как уже было отмечено выше, получения любого рода информации не встречает затруднений. Однако психологическая теория содержит в себе не малое количество подходов, которые зачастую взаимоисключаемые, но имеют право на существование как отдельная теория. Только специалист в области психологии может решить, какую именно технику (из какого направления) необходимо применить в той или иной ситуации. Тоже самое можно упомянуть и про психодиагностику. Именно многообразие и доступность методик психодиагностического исследования создает сложность в выборе информативного, валидного и достоверного метода исследования. Опять таки, специалист психолог в состоянии определить необходимые формы и методы исследования состояния или уровня развития личностных показателей участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей).

Психолог системы образования, нацелен на личностное развитие, что становиться определяющим, когда возникает вопрос: «Можно ли одинаково взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и стоит ли создавать алгоритм «решения проблем»?». Ответ, конечно же, отрицательный. Основные положения могут быть общими, а вот причина возникновения, мотивация и состояния в момент поведенческого проявления у каждой личности будут индивидуальными. Именно с этими индивидуальными проявлениями личности и работает психолог. Данное положение формируется в процессе обучения специалиста и подкрепляется в процессе профессионального становления во время практического применения знаний.

Таким образом, дальнейшая судьба психологической службы образования находиться в руках каждого практического психолога. Как говориться: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!». Именно с такой позиции стоит подходить к работе, осуществляя взаимодействие с участниками образовательного процесса, а именно:

  • при информировании (освещение результатов психодиагностики, просветительская и консультационная деятельность) не стоит использовать слишком много профессиональных терминов, не заручившись уверенностью, что слушатель Вас понимает. Использование специфического языка отпугивает и усыпляет;
  • выполнив какой-то вид деятельности – расскажите об этом администрации. Многие даже не представляют чем занимается психолог в образовательном учреждении, в виду того, что они не владеют знаниями и не замечают поведенческих проявлений учащихся, которые заслуживают особого внимания и, возможно даже, коррекции;
  • проявлять инициативу. В образовательных учреждениях проводятся многочисленные конкурсы олимпиады, где психолог может проявить себя как наставник, помощник и тьютер. Если не предложить свою помощь, то к психологу могут и не обратиться за помощью при выборе профиля обучения и подготовки к конкурсам и олимпиадам (в положениях по данным мероприятиям четко прописано как и что нужно делать, а психологический компонент сопровождения и подготовки опущены);
  • не стоит браться за все сразу. Лучше меньше да лучше! В конечном итоге цель деятельности психологической службы образования – чтобы все участники процесса были «немного психологами». Понятно, что это идеал, который недостижим из-за изменчивой природы человека и общества, но адекватное стремление к нему принесет много положительных моментов.

Естественно, нельзя отделить процесс формирования профессионального самосознания учеников от социализации или развития рефлексивности, но за комплексное изучение личности ученика и всестороннее его развитие не стоит браться, пока не окрепли профессиональные взгляды и убеждения. Это может привести к неблагоприятному формированию мнения о Вас как о специалисте если Вы будете некомпетентны ни в одном вопросе, а будете знать обо всем понемногу.

Любые внешние изменения предполагают изменения и внутри системы, но также и внутренние изменения системы могу повлечь за собой изменения во внешней структуре.