Алый парус пояснительная записка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Пояснительная записка

Актуальность

Социализация ребенка, воспитания таких качеств, как взаимопомощь, сотрудничество осуществляется в коллективе. Коллектив – это социально-психологический микроклимат, в котором заложен потенциал к саморазвитию и самовоспитанию. Школьный класс имеет свою индивидуальность, свои психологические свойства, свое «Лицо», свой нравственный облик. Максимально свои возможности к самовоспитанию, класс проявляет в том случае, если усиливается ответственность и взаимозависимость от результата. А.С. Макаренко в своей работе «Марш 30 года» , делиться своим положительным педагогическим опытом, на основе самоуправления классного коллектива. Формирование малых групп, которые позволяют формировать коллектив на основе взаимозависимости и коллективной ответственности. Не отрицая положительное влияние коллектива на личность ребенка, В.А. Сухомлинский отмечает, что каждому ученику необходим личностный подход, который позволит уловить индивидуальные особенности формирующийся личности. Идея, сочетающая коллективизм и индивидуальное начало, является залогом формирования классного сообщества, основанного на морально-нравственных принципах.

Постановка проблемы

По классификации А.Н. Лутошкина, выделяется пять уровней развития коллектива – песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел. На основе анкетирования учащихся, было выявлено, что ребята отмечают отсутствие единства коллектива, отсутствие единой цели. Развитие класса находится на втором уровне – мягкая глина. Нет сплоченного коллектива, скрепляющим звеном являются требования старших. Отношения коллектива разнообразные, от доброжелательных, до конфликтных. Инициатива практически отсутствует, существуют замкнутые группы, нет хорошей организации, инициативу проявляют несколько человек, остальные остаются пассивными. Основная идея – формирование коллектива на основе самоуправления учащихся и личностного подхода к каждому ребенку. Только единство коллективного и индивидуального начала, является залогом нравственного воспитания и формирования здорового коллектива. Предполагается распределить класс на четыре экипажа, которым предоставляется право планировать свою деятельность, принимать решение по возникшим проблемам, организовывать взаимодействие с учителями и родителями. Учитель делегирует свои полномочия детям и становится сопроводителем, с которым ребята сотрудничают и решают возникшие проблемы. Главное заключается в том, что каждый из ребят должен попробовать себя в разных социальных ролях – капитана, организатора, исполнителя, связника, поэтому необходимо организовать систему сменяемости ролей. Когда ребенок несет ответственность за принятое решение, он по - другому оценивает себя, родителей, учителей. А.С. Макаренко называет это состояние – принцип разделенной ответственности. Сегодня мой друг принимает решение, а завтра мне предстоит быть на месте руководителя, так формируется принцип взаимозависимости. Класс разбивается на экипажи, и каждая команда делегирует родителей в экипаж Доверия, который принимает активное участие в жизни класса и школы. В каждом экипаже есть связник, который в случае возникших проблем обращается за консультацией классного руководителя и учителей, которые входят в экипаж Доверия.Классный руководитель предлагает ребятам по личному выбору создать экипаж, в состав которого войдет по 4 представителя.Когда экипажи созданы, классный руководитель для каждой группы на стенде вывешивает маршрутные листы. Каждые две недели, ребята записывают свою фамилию в графе - новая обязанность, чтобы не было путаницы, запись осуществляется по часовой стрелке.Каждую пятницу капитаны команд, собираются на совет капитанов. Совет капитанов планирует деятельность экипажей, решает возникшие проблемы, рассматривает предложения. На совет капитанов приглашается классный руководитель, который направляет ход беседы, обращает внимание на рациональные предложения, акцентирует внимание, на достижения экипажей анализируя экран рейтинга команд. Большое внимание уделяется самоанализу деятельности экипажей. Капитан экипажа, подсчитывает все оценки полученные ребятами, записывает баллы, посчитывает оценки за дежурство, экипаж оценивает каждого и ставит оценку по таким показателям – самостоятельность, ответственность, взаимопомощь, затем выводиться средний балл, чтобы не произошло занижение, и завышение оценки сопроводитель помогает ребятам объективно себя оценить. Каждый экипаж делегирует родителей в Совет Доверия, который собирается по требованию Совета Капитанов. В Совете Доверия есть постоянно действующие доверенные лица, в лице 4х родителей и 4х учителей, которые были выбраны классом, на основе тайного голосования. Совет Доверия собирается каждую последнюю пятницу месяца совместно с Советом Капитанов. Ребята отчитываются перед родителями о деятельности своего экипажа, рассказывают о взаимодействии экипажей по решению проблем и реализации мероприятий в классе. Если возникает конфликтная ситуация, которую экипаж не в силах разрешить сам, экипаж приглашает представителей из Совета Доверия и классного руководителя, которые помогают ребятам разобраться в сложившейся ситуации. Чаще всего ребята приглашают одного представителя из Совета Доверия и классного руководителя. Задачи сопроводителя и Экипажа Доверия, осуществлять поддержку инициатив учащихся, разрешать конфликтные ситуации. Для осуществления личностного подхода к каждому ученику, мною была разработана индивидуальная карта сопровождения ребенка, разработана диагностическая база портфолио ученика (приложение) Воспитание личности – оказание помощи ребенку в создании его внутреннего мира. Чтобы воспитать «экологически чистую душу», необходимо включить «душевный экран» ребенка, помощь педагогу может оказать необычная система воспитания – ЖФЕН – французская группа нового обучения предлагает технологию – «Демарш» - цепь творческих заданий, которые решаются индивидуально, а затем коллективно. Разработанные мероприятия построены на основе организации поиска ответов на проблемные ситуации. Главным условием является свободное самовыражение, внутренняя независимость, способность творчески реагировать на любую нестандартную (проблемную) ситуацию.