Анализ содержания нового модуля и результатов апробации курса

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Анализ содержания программы нового дистанционного курса для социальных педагогов, школьных психологов и специалистов дополнительного образования и работы на тренинге 18-20 ноября 2008 г.

24.11.08

В трехдневном обучении по трем новым дистанционным курсам работали 3 группы:

Списки участников обучения-педагогов целевой группы проекта, 18-20 ноября 2008 года

В тренингах участники выполняли задания:

1. Соответствие содержания программы обучения заявленным целям и результатам

Содержание тренинга полностью соответствует целям и достигнутым результатам. Цель обучения, сформулированная авторами на данном тренинге, - создание условий для развития у социальных педагогов специальных компетенций, востребованных в связи с появлением новых возможностей решать ряд профессиональных задач, направленных на развитие обучающихся и саморазвитие, через организацию и участие в сетевых социально-педагогических сообществах, а также участие в деятельности реального сетевого сообщества, члены которого разделяют общие интересы в определенной области деятельности и стремятся работать вместе.

В целом, условия созданы. Первая, вторая и третья задачи выполнены - подготовка социальных педагогов к осуществлению сетевого взаимодействия с учащимися, родителями и педагогами по вопросам, связанным с профессиональной педагогической деятельностью социального педагога.

Четвертая задача - подготовка социальных педагогов к осуществлению осознанного выбора различных Интернет-сервисов и инструментов социальных сетей (вики, блоги, закладки, видеосервисы, фотосервисы, форумы, чаты и пр.) в целях эффективного сетевого взаимодействия, адекватно задачам педагогического общения и взаимодействия – нет, т.к. со всеми видами сервисов знакомить в тренинге нет необходимости. Это в курсе лишнее, так как за технологией "спрячется " содержание, что считаем наиболее важным в данном тренинге. Участникам можно порекомендовать сначала пройти тренинг "Портфолио педагога...", тогда задача 4 по использованию социальных сервисов будет полностью выполнена. Но это - задача требует дополнительных вложний (финансовых, человеческих), и может увести в сторону от основных задач проекта - продемонстрировать педагогам целевой группы возможности профессионального роста в сетевых сообществах.

2. Соответствие содержания обучения особенностям целевой группы обучения (как в общем плане, так и с указанием конкретного модуля и/или задания, которое не соответствует и почему )

  • Содержание соответствует особенностям целевой аудитории, что подтверждается отзывами участников тренинга.
  • Модуль 1, задание 1. Курс для педагогов дополнительного образования - авторам-разработчикам курса необходимо добавить ссылки на ресурсы для классных руководителей.

3. Характерные затруднения обучающихся при прохождении обучения. Что необходимо и как изменить

  • Больших затруднений у участников не было. Технически все достаточно хорошо подготовлены и быстро справлялись с задачами по регистрации, размещению материалов. В случае если участники будут менее подготовлены технически, в тренинге есть ссылки на описание работы с необходимыми ресурсами.
  • Иногда возникали сомнения с тем, насколько правильно они понимают содержание задания, но поскольку практически всегда была возможность получить ответ в самом тренинге, в скайпе или по почте, то все проблемы быстро решались.
  • Участники жаловались на нехватку времени на выполнение заданий - возможно, добавить еще один день для тренинга.
  • Технические проблемы с работой в скайпе - предложить тем, кто не смог выйти в скайп-чат добавить свое мнение или в протокол чата или продублировать вопросы в блоге курса
  • Работа с вики-средой, открытость среды
    • психологический барьер «я не буду писать первым, писать кто-нибудь пишет первым…)
    • нелинейность тренинга (много возвратов к блогам, проблемные чаты, большое количество разных вики-страниц и пр.)
    • избыточность заданий (много для трех дней, не успевают осмыслить, нет навыка работы в среде)

Цитаты из блога социальных педагогов:

  • Tanka пишет... Так как я не специалист трудным является изучение именно специальных для соцпедагогов документов.
  • Татьяна пишет... Научилась создавать опросы. К сожалению, содержание получилось не совсем в тему, потому что увлеклась освоением технологии. Зато сейчас появились идеи как это можно использовать в своей работе. Спасибо.
  • marina пишет... Самое сложное и самое интересное - освоение вики-среды. Сложно написать проект за короткое время. Выбор проекта обусловлен возможностью его реализовать, уже имеющимися ресурсами. Проект, конечно, еще "сырой", но вот если начальству показать, то ведь точно реализовывать придется :-).

Цитаты из блога педагогов доп. образования и классных руководителей:

  • Екатерина пишет... Я выполняла задания первого модуля с позиции классного руководителя, поэтому информации для меня было мало. Самым интересным было создавать таблицу задач, самым сложным - техническое изменение коллективной вики-статьи (столкнулась с другим пользователем).
  • Надежда Алексеева пишет... Показалось слишком детализированным портфолио проекта. В результате теряется целостность восприятия его содержания.

Все перечисленные затруднения являются характерными для дистанционного обучения. Может быть, стоит сделать больше пошаговых инструкций с картинками по работе в средах.

4. Характерные затруднения преподавателя при обучении. Что необходимо и как изменить

  • Не хватало данных об участниках тренинга. У многих отсутствовали данные об электронной почте и скайп-контактах - предложить направляющей стороне заранее прислать список участников тренинга с полными данными ведущему тренинга или организатору, или организовывать регистрацию в среде курса с контролем.
  • Не всем удалось участвовать в скайп-чате (в силу разных причин,не оповещены воврмя из-за отсутствия адресов, не смогли получить информацию, как скачаьь программу, не было времени выйти именно в часы проведения чата). Поэтому преподавателям следует перед началом тренинга для за 2-3 организовать проверку технических возможностей слушателями и пробное проведение скап-чата. Можно предложить перед тренингом проверить скайп-контакты участников в разные промежутки времени, чтобы подключить всех.
  • На проведение тренинга надо отводить неделю, с учетом выполнения заданий участниками дома вечером. Наиболее удобное время для чатов и выполнения задания - вечер. Это выяснилось по ходу проведения тренинга. Сложность - разница во времени. Участники от Комсомольска-на-Амуре до Мурманска и не всегда можно было организовать групповую работу, совместное обсуждение в полном объеме. Возможно, стоит формировать группы по близкой территориальной принадлежности. Или проводить 2 чата в день, с публикацией скайп-протокола, и приглашения к обсуждению в блог, чтобы те. Кто не участвовал мог не только прочитать, но и высказаться.

5. Степень сложности (простоты) заданий, модулей (с указанием сложности в целом программы и конкретных заданий и модулей)

Задания подобраны с оптимальной степенью сложности. Модули доступны. Но временные рамки, отсутствие навыка работы в Сети у участников не дают возможности успеть качественно сделать все задания.

6. От чего в программе необходимо отказаться (на что заменить), что подлежит корректировке (указать содержание корректировки)

  • Поскольку вариативная часть следует за инвариативной, то все необходимые регистрации (в вики, Гугле) уже есть, поэтому задания, вынесенные в «Подготовительный этап» не будут в дальнейшем нужны, нужна будет предварительная проверка готовности.
  • В тренинге для педагогов дополнительного образования участвуют классные руководители, то есть необходимость добавить материалы по этой целевой группе. В частности, Модуль 1. Профессиональные задачи педагога дополнительного образования, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества. Задание 1. Анализ должностных инструкций и деятельности педагога дополнительного образования и классного руководителя - добавить материал для классных руководителей. Модуль 1, задание 1. Цели и задачи педагога-психолога. Стоит сделать акцент на задачах психолога в сетевом сообществе.
  • Модуль 1. Задание 2 по разработке анкеты. Не совсем четко указано – надо разработать анкету по выявлению потребностей родителей во взаимодействии с психологом? Необходимо ее провести и представить результаты? Я думаю, что лучше позволить разработать любую анкету, другим участникам тренинга (в заранее определенных группах) ответить на вопросы анкеты и попробовать использовать данный инструмент для обработки результатов анкетирования. Возникающие проблемы при использовании анкет, созданных в программе Анкетер, подтвердили вывод о том, что, имеет смысл обсудить вариативность использования сервисов.
  • В задании Модуля 2 – использование сервисов в проектной деятельности, нужны ссылки на проекты, в которых эти сервисы использовались. С самими сервисами НЕ надо организовывать работу, т.к. в инвариативной части мы знакомим обзорно. Важно видеть направление – при необходимости научаться, дорабатывая и готовя к реализации проект. Для обсуждения идей необходимо разместить сообщение в блоге, где описать общую идею проекта, организацию взаимодействия участников, какую помощь от сообщества ожидает. Участников разбить на мини-группы для содержательного анализа проектов друг друга в комментариях сообщения блога.
  • Следует авторам курса придумать какое-то задание для совместной рабты всех категорий (педагоги-психологи, соцпедагоги, педагоги доп образования, кл рук). Возможно, это может быть обсуждение (в блоге) и анализ проектов (рефлексия), нахождение общих путей для реализации, доработка проектов, что-то еще. Ведь в проектах чаще всего мы видим привлечение участников всех наших целевых групп, которым интересно, что происходит в других группах обучения.
  • Объем заданий не всегда соответствует временным рамкам. Даже самые ответственные участники – не всегда успевали, доделывали вечерами дома. Необходимо предусмотреть больше скайп-чатов-обсужденний с консультантами-профессионалами проблем, близких педагогам целевых групп.
  • Создать общую сводную таблицу (в гугле) «Самопроверка продвижения по тренингу». Где каждый участник отмечает выполнение задания и размещает ссылку на выполненную работу (если это предусмотрено). Это будет стимулировать участников к выполнению заданий и позволяет тренеру анализировать деятельность.

7. Наиболее яркие (интересные) и полезные "находки" для дальнейшего использования программы при массовом обучении педагогов

  • Скайп-чат – важный этап тренинга. Благодаря этому участники находят общие точки соприкосновения, в диалоге рождаются идеи – возникает ощущение общности. Из отзывов участников тренинга:
    • "..мнение коллег по актуальным вопросам и проблемам всегда интересно!" - Лобода Светлана,
    • "...динамично, актуально, интересно, конкретно, и по делу :)" - Горюнова Марина.
    • Но есть и другие мнения. Павел Смертюков пишет... Скайп - мощный инструмент, но не вполне удобный для коллективного общения в том плане, что между тезисом и ответом на него успевают вместиться другие сообщения, вплоть до курьёзов: может так совпасть, что ответ на предыдущий вопрос придётся к новому вопросу. Получится ситуация вроде: "Вы бьёте учеников? - Конечно, с удовольствием!.." и вроде того.
  • Разработка проекта, именно выбранная форма представления вызвало живой отклик у участников. Из мнений участников: Наталья пишет... Помощь сообщества будет полезной при проведении экспертизы проекта, внесении корректив, подсказке новых идей. Самым интересным оказалось знакомство с проектами участников, а cамым сложным - разработка нового проекта. Светлана пишет... Сетевое сообщество может оказать мне огромную помощь в подборе эффективных средств (примеров акций, КТД, больших психологических игр) реализации задуманного проекта. Ваш опыт работы - очень важен для меня!
  • Параллельная работа с консультантами-профессионалами, которые могли бы комментировать сообщения в блоге, участвовать в чатах и обсуждении работ. Их знание проблем целевой аудитории позволило бы с большой пользой провести обсуждение в скайп-чатах. Большое спасибо Игишеву Владимиру. Ярким событием было участие консультанта Александра Лобок в чате 20 ноября при обсуждении в тематических блогах для целевой группы. http://dopobras.blogspot.com/ Блог "Дополнительное образование и социализация молодежи" и http://socialpartner.blogspot.com/ Блог "Школа и Родители: социальное партнёрство".

Все участники отмечают чаты и блоги!!!

  • Общее обсуждение в блога Интернет-конференции 21 ноября Ценно, что объединились все наши целевые группы.

8. Выводы

Работа в дистанционном тренинге – это один их этапов зарождения сообщества или привлечение в него новых участников. Поэтому важно создать условия для взаимодействия, общения, чтобы у участников возникло желание продолжать общение и после тренинга в сообществе.

Впоследствии в процессе обучения будут созданы материалы сообщества, которые вполне можно будет включить в тренинг как примеры.

Поскольку уже налажено некоторое взаимодействие с конкретной целевой группой, необходимо так и продолжать курировать сообщество, проводить тренинги с вовлечением в скайп-чаты участников, прошедших тренинги ранее.

Важно проводить совместные скайп-чаты, стоит это делать ежедневно или подводя черту под каким-то важным этапом, потому что не каждый участник напишет индивидуальную просьбу, вопрос. А когда предложен совместный чат - это сделать проще, эмоционально друг от друга заряжаются и возникает желание активно участвовать самому. Кроме того, это еще один фактор развития сообщества.

Очень удачно было участие в скайп-чатах, в обсуждениях в блогах консультантов – Алаксандр Лобок, Владимир Игишев, Андрей Грецов, Светлана.... Их профессионализм, вдумчивые рассуждения помогли развить хорошую дискуссию и обозначить проблемное поле и направления работы сообщества.

Есть разные мнения, какие проекты разрабатывать – индивидуальные или один на группу, есть вариант что 3-4 на тренинге (т.е. сформировать несколько мини-групп). Над одним работать 12-15 вряд ли смогут. Есть у участников желание самовыражения и может стоит активнее привлечь участников к обсуждению? Или как вариант 3-4 человека разрабатывают один проект, потом анализируют друг друга.

Имеет смысл в ходе обучения предусмотреть видеофрагменты из художественных фильмов, мультфильмов, возможно есть специальные сюжеты, где отражены сцены, которые можно анализировать психологам, с родителями, педагогами, школьниками. Находить пути решения показанных проблем. (Например фильм «Чучело» когда девочку дразнят одноклассники)


9. Отзывы участников обсуждения:

  • Надежда Алексеева, Екатерина Баранова, Елена Володина пишут... Работа в сообществе позволила освоить новые формы взаимодействия. В душе каждого из нас проснулась уверенность в своих силах и родился синквейн:
    • Сообщество
    • Сетевое, профессиональное
    • Объединяет, вдохновляет, распространяет.
    • Педагоги всех систем, объединяйтесь!
    • Круто!
  • Гусева Ольга,Карелия пишет... Проблематичным, как мне показалось, для нас, как для сообщества, осталось умение договариваться, объединяться в группы и т.п. Думаю, что все участники выполняли задания индивидуально, как в курсе дистанционного обучения. А хочется попробовать после обсуждения прийти к какому-то общему выводу. Т.е., если бы кто-то набрался смелости выступить лидером в этом деле, было бы здорово. Для себя, как для будущего модератора подобного курса, ставлю задачу: научиться мотивировать участников сообщества становиться модераторами, группировать вокруг себя людей,.. Или самой находить таких модераторов среди участников сообщества. Всем спасибо за общение!
  • Павел Смертюков пишет... Обучение дало прежде всего стимул к активности в заданном направлении - без этого приобретенные знания, умения и навыки были не столь актуальны
  • Елена Журавлева пишет... Формулируя цели и задачи, я смогла переступить себя и озвучить свои собственные проблемы в части "работа с родителями" и "работа с коллегами". За это - спасибо! Замечательно, что в сети можно высказать самое сокровенное без слез, не стыдясь (ведь их никто не видит!!!). Такой способ поиска ответов на свои вопросы оказывается самым щадящим. Спасибо за то, что вы помогли это понять
  • Наталья пишет... Совместное обсуждение позволило структурировать и развести ряд направлений деятельности педагога-психолога, расставить акценты в многообразии его обязанностей... Помощь сообщества будет полезной при проведении экспертизы проекта, внесении корректив, подсказке новых идей. Во время работы на данном тренинге чувствуется особая атмосфера: не надрывная, доброжелательная, стимулирующая к деятельности. Содержание курса не оставляет тебя равнодушным. Причем, отдельно хочется заметить, что важным было и приобретение навыков работы с открытыми документами Google и Анкетером
  • Светлана Селезнева пишет... Сетевое сообщество может оказать мне огромную помощь в подборе эффективных средств (примеров акций, КТД, больших психологических игр) реализации задуманного проекта… Тренинг понравился, поставил передо мной ряд вопросов, которые заставили меня переосмыслить ряд устоявшихся представлений. Очень полезной для меня была дискуссия вокруг сетевого взаимодействия. Подвела для себя итог участия в тренинге: будут подобные предложения - обязательно приму участие! Значит "зацепило"... Желание подумать и сделать ещё - для меня показатель собственной заинтересованности в деятельности!
  • Наталья пишет... Обучение на тренинге дает возможность рассмотрения, а точнее знакомства с некоторыми формами организации и активизации совместной деятельности. У меня состоялась первые встречи в открытых документах Google, блоге. Я овладела технологией работы с информационными документами различного типа, хотелось бы еще овладеть техниками организации и управлением виртуальной групповой деятельности. Понимаю, что люди придут и останутся в сообществе, если его работа заденет их личностные мотивы, интересы, если даст им возможность удовлетворить свои нужды, запросы и потребности. Но как уцепить и развить то, что является животрепещущим для многих? Не могу сказать, что после тренинга у меня есть однозначные ответы на поставленные вопросы. Даже наоборот, вопросов стало больше. Плохо ли это? Пожалуй нет...
  • Медведев Александр пишет... Очень полезно оказалось знакомство с ресурсами сервера Anketer.ru и Google.com. Единственно, несколько огорчают ограничения, введенные сервисом Anketer.ru. Говорят, что насильно мил не будешь, но иногда принудительность и толкает к привлекательности и желаниям. Я раньше слышал об этих сервисах, но все никак не мог обратиться к ним (в виду нежелания разбираться и незнания предоставляемых функций). Данный тренинг столкнул с необходимостью обращения к этим ресурсам, за что я очень ПРИЗНАТЕЛЕН организаторам! Теперь начну активное освоение и в дальнейшем использование данных ресурсов. Чувcтво удовлетворенности от участия в данном тренинге обусловлено видением проблемных вопросов, которых очень много. Впереди ждут победы и поражения, удивления и разочарования, интерес и скука, овации и забвения, признание и отрицание, восхищение и порицание... Все это и много другое ждет в процессе реализации сетевых проектов по взаимодействию участников интересных и интересующихся групп. Все это ждет, стоит только не останавливаться и двигаться к развитию, к самореализации и помощи другим в самореализации.
  • Марина Юрьевна пишет... Даже предположить не могла, с чем придется столкнуться, когда согласилась на участие в проекте. Учиться люблю, но ТАК учиться мне еще не приходилось. Катание на американских горках по волнам самооценки – это действительно тренинг, достаточно жесткий». «Самая большая проблема – как привлечь коллег к сообществу. Слишком сложно, слишком много времени и усилий потребует самостоятельное освоение. Согласятся ли на это? Не уверена. Чтобы заинтересовать – нужен стимул, хотя бы на первое время. Организовать и провести обучение (не дистанционно, а «живьем»), создать свое мини-сообщество с реальной предметно-практической целью, благо есть и идеи и возможности, а, самое главное, потребность (учреждения) именно в такой форме работы. Возможно, и наступит тот момент, когда участие в сетевых сообществах станет настоятельной необходимостью, как знать …