Проект Мониторинговые исследования в деятельности классного руководителя

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Педагог-психолог, заместитель директора по УВР, учитель биологии МОУ "Венгеровская СОШ" Ракитянского района Белгородской области


Содержание

Тема мероприятия

Мониторинговые исследования в деятельности классного руководителя

Целевая группа

педагоги

Время необходимое для проведения мероприятия

30 мин

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная, командная)

Бортникова М.А., форма реализации командная

Краткая аннотация к мероприятию

Цель: создать условия для открытого и всестороннего обсуждения проблемы мониторингового исследования в воспитательном процессе с привлечением учащихся, а не только педагогов-психологов и с использованием исследовательского метода.

Проблема и её обоснование

Мониторинг в деятельности классного руководителя, учащиеся класса испытывают трудности во взаимопонимании и общении, проводя опросы, анализирую ответы своих одноклассников учащиеся самостоятельно приходят к выводам и заключениям, пониманию и решению своих проблем


Цели, задачи мероприятия

Цель: создать условия для открытого и всестороннего обсуждения проблемы мониторингового исследования в воспитательном процессе, формировать более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе.

Задачи:

  • смотивировать слушателей на принятие технологии исследования;
  • определить своеобразие технологии психолого-педагогической диагностики и мониторингового исследования в деятельности классного руководителя;
  • развивать исследовательскую культуру учащихся;
  • развивать интерес учащихся к проблемам классного коллектива, к своим собственным проблемам.

Используемые методы, приемы, технологии

Проектная технология, исследовательский метод, анкетирование

Новизна

Новизна в том, что учащиеся сами проводят анкетирование и решают поставленные цели исследования, представляют результаты и выводы классу. Практически любую анкету можно превратить в исследование.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на достижение поставленных целей и задач.


Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите, с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия. Какова его роль? Важно, чтобы использование Интернет было целесообразным.


Способы вовлечения участников в активную деятельность

Представьте, как участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите виды деятельности. Предполагается ли мероприятие выстраивать в логике системно-деятельностного подхода, благодаря чему участники сами открывают новые знания.



Ожидаемые результаты

Научить классных руководителей проводить мониторинговые исследования с помощью детей



Ход мероприятия

Алгоритм технологии мастер-класса

I. Презентация

Слайд 1

Мастер

Я считаю, что в условиях модернизации российской школы меняется роль классного руководителя не только в учебном процессе, но и в воспитательном. Ведущими выступают субъект-субъектные взаимоотношения классного руководителя и ученика. Ведущими методами должны стать частично-поисковые и проблемные методы воспитания.

Наше исследование заключается в нацеливании детей на самостоятельное добывание информации, а не на передачу материала в готовом виде, то есть к проведению диагностики привлекаются не только педагог-психолог и классные руководители, но и сами дети.

Мастер

Именно для проведения мониторинга классный руководитель и привлекает учащихся своего класса

Слайд 2

Мониторинг классного руководителя–это деятельность, направленная:

  • на выявление результатов развития личности ребёнка;
  • на формирование детского коллектива;
  • на отслеживание динамики развития классного коллектива в целом.

Слайд 3

Классный руководитель должен точно знать:

  • что следует изучать в процессе воспитательной деятельности;
  • как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса.

Мастер

На данный момент существует множество методов и приёмов изучения воспитательного процесса. Один из них метод исследования. При проведении исследований мы придерживаемся специального алгоритма.

Слайд 5

Алгоритм проведения мониторинговых исследований

  • определение целей и задач исследования;
  • методов изучения;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • проведение исследования;
  • обработка и интерпретация результатов исследования;
  • Выводы и рекомендации.

Мастер

Объектами мониторинговых исследований могут быть самые разнообразные вопросы и проблемы в воспитательном процессе класса.

Практически любое анкетирование можно превратить в мониторинговое исследование.

Вашему вниманию предоставляется мониторинговое исследование учащихся 11 класса по профессиональному самоопределению.

Выступление ученицы 11 класса Михайленко Анастасии. Исследовательский проект «Правильный выбор твой профессиональный успех».

Слайд 6

  • Объекты диагностической деятельности или мониторинговых исследований Объектами могут быть:
    • Динамика воспитанности учащихся класса (8 класс)
    • Личностное развитие и профессиональное самоопределение (11 класс)
  • Исследование проблем ЗОЖ в классе (10 класс)

2 Имитационная игра

Мастер

А теперь уважаемые коллеги, я бы хотела попросить вас помочь мне и разделиться на 2 группы. Две группы – это два класса.

1 группа

Задание Провести исследование уровня воспитанности в своём классе.

Мастер

Вам нужно ответить на вопросы анкеты. Цель вашего исследования выявить отношение учащихся к проблеме алкоголя, т.е. мы анкетирование превращаем в исследование. Ориентируетесь вы на старшее звено.

2 группа

Задание Провести исследование воспитанности учащихся и составить характеристику типичного восьмиклассника.


Мастер

Вам нужно ответить на вопросы анкеты и составить характеристику типичного восьмиклассника.

Выступление групп.

Мастер

А сейчас уважаемые коллеги давайте сравним ваши исследования и исследования учащихся 8 и классов.

Мастер

Итак, вы провели исследование. Несомненно, эти исследования с привлечением детей имеют свои преимущества.

Слайд 7

Преимущества мониторинговых исследований с привлечением учащихся

  • Развитие исследовательской культуры учащихся.
  • Развитие интереса учащихся к проблемам классного коллектива, к своим собственным проблемам.
  • Иной взгляд на диагностику.
  • Развитие коммуникативных умений учащихся.
  • Полученную информацию можно учитывать при организации уроков и внеклассных мероприятий

3. Рефлексия

Мастер

Хотелось бы узнать ваше мнение по данному методу. Стоит ли привлекать детей к проведению исследования в воспитательном процессе.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите планы по продолжению работы с данной целевой группой по обозначенной проблеме.


Использованная литература

[1]

[2]

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.