Вечная проблема

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

«БОЛЬНОЙ» вопрос .Что это такое? Может это болит нога, а может болит душа? Вопросы экологического воспитания детей на сегодняшний день особенно насущны в нашем обществе. Через экологию мы воспитываем гуманистические черты такие как: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за окружающую природу, за все живое. Что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать свою связь с природой, с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с разными экосистемами? Кто же служит проводником нашим детям в мир природы, в понимания ее? Все наслышаны о взаимодействии семьи и школы. Но на сегодня мы коснемся еще одного звена- семья и педагог дополнительного образования. Это выстраиваемое нами звено и дает возможность полноценно влиять и быть непосредственно причастными к созданию благоприятного климата для экологического развития детей. Давно отмечено, что именно семья непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка, в том числе и в экологическом воспитании. Но интересы ребенка могут пострадать, если отношения между педагогами и родителями не выстроены. Отмечено много примеров, что в семьях с меньшим уровнем образованности родителей дети относятся к природе более прагматично. И наоборот рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Педагогу не приходится выбирать родителей. Но экологическое воспитание включает ценностно-нормативные аспекты, помогающие осознать значение природы как универсальной ценности, понять красоту, самоценность живого. Об этом говорят многие примеры.

Дети из кружка экологии посадили саженец клена. Ухаживали за ним с любовью: поливали, 

подвязывали, наблюдали как прорезывались листочки ,Но однажды они вышли во двор и были потрясены .Деревцо было надломлено.

Детским переживаниям не было предела. Педагог и взрослые прониклись проблемой детей и все вместе решили спасать деревцо: его перевязали, как раненого, подвязали к колышку, сделали ограждение.
Дети по очереди охраняли ,оберегая от новой беды. Желание помочь маленькому беззащитному деревцу переполняло их. И деревцо отозвалось на заботливость  и детскую любовь. Когда оно ожило- радость переполняла детские сердца,а это дорогого стоит!
Такое поведение  в экологических природоохранных ситуациях является частью экологической культуры личности. Умение педагога  направить детей к радости познания окружающего мира, а через него на себя как на творца – это большая и значимая задача для учителя, а это значит  - научить детей жить, правильно вести себя в природе,сделать свой выбор.

Другой пример, с которым столкнулись взрослые, когда дети при просмотре фильма «Белый Бим – Черное ухо» не выразили большого сочуствия и участия в судьбе Бима. Конечно, можно списать сегодняшние отношения на интенсивное изменение окружающей жизни, на активное проникновение научно-технического прогресса, компьютеризацию, отход от действительности, что изменило сознание детей, но ведь никто не отменял чувство сопереживания и милосердия. Задание написать о своих домашних любимцах было воспринято детьми с восторгом и превзошли все ожидания. Ребята поделились, что они не только ухаживают за своими питомцами, ласкают их, лелеют, но и поверяют им свои тайны, заботятся о них.Оказывается не все потеряно.Необходимо пробуждать эти чувства ища подходы к детским душам.И не смотря на то,что прагматизм занимает все большее место не только в политике,но и в педагогике, я считаю есть еще широкое поле деятельности педагогов дополнительного образования. И пусть детские души раскроются своей уникальностью и неповторимостью и нравственный выбор все же будет сделан в пользу милосердия и сопереживания. Все идет из детства и мы взрослые обязаны поднять этот «больной вопрос» - болеть за здоровье детских душ! И кому как не педагогу дополнительного образования раскрыться в возвышенном отношении к детям, а кто выиграет цивилизация со своим прагматизмом или мы со своим сбалансированным отношением к миру – покажет время