Виртуальная методическая лаборатория ЗМОУ СОШ№4, г.Заречный/Методическая копилка
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
|{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color:#F0FFF0; margin-left: auto; margin-right: auto" | style="background-color: ; border: 2px solid #008B00; height: 60px;" colspan="2" |
(Справка: перейдите в режим редактирования, найдите новую строку и вместо точек напишите текст, не повредив ее ограничители - двойные палочки, сохраниете изменения)
Методическая копилка 1
Учебный предмет | Класс. Тема урока | Прием ТРКМ | Описание организации работы, (время на уроке) | Результат: что получилось? Что требует доработки? Подпись | Отзывы коллег |
---|---|---|---|---|---|
Информатика и ИКТ | 8А класс. Обобщающий урок "Что такое компьютер?" | синквейн | (20 мин) Ребята получили задание, выбрать понятие из предложенного списка (монитор, процессор, программист и т.д) и написать о нем синквейн. Оформить синквейн было предложено на слайдах сетевой презентации (шаблон был подготовлен заранее) | Получилась живая работа по уточнению выбранных понятий, я была свидетелем процесса осмысления уже всем давно извесных слов. Учащиеся искали смысловые прилагательные, глаголы, определяли свое отношение к предмету. Потом началось творчество по оформлению слайда. В результате учащиеся сделали коллективную презентацию в сети, которую потом смотрели дома и каждый из них 10 минут САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИЛ. В кадры презентации были выставлены оценки и комментирии. В следующий раз необходимо выполнить рефлексию - комментарий в блоге - впечатления о выполненной работе.--Елкина Наталья 18:02, 29 ноября 2010 (UTC) | Когда первый раз услышала слово «синквейн», то показалось, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного. И сейчас многие прогрессивные учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету. Прочитала по информатике, интересно и творчески выполнили задание ученики, спасибо за примеры. Попробую применить составление синквейнов на своих уроках.--Светлана Кочутина 13:44, 9 февраля 2011 (UTC)
Замечательный классический прием использования технологий Веб 2.0 на уроке-создание совместной презентации, а какие интересные синквейны.Ещё раз убеждаюсь, что буду использовать синквейны на своих уроках.--Лариса Заяц 16:58, 10 февраля 2011 (UTC) Синквейны получились интересные, содержательные. Идея коллективной презентации в сети - супер! (только бы интернет не подводил). Синквейны с ребятами писали, а сейчас попробую сделать коллективную презентацию. Идея взята на вооружение!--Светлана Исаева 13:55, 19 февраля 2011 (UTC) Обожаю синквейны! Очень понравилась идея с составлением коллективной презентации по теме!Ещё одним приёмом пополнилась методическая копилка! Спасибо за идею!-- Участник:Братухина Ольга Самое интересное, на мой взгляд, - это составление синквейнов и кластеров. Спасибо за иллюстрацию еще раз. Понравилось.--Королева Людмила Васильевна 06:39, 24 марта 2011 (UTC) Написание синквейнов дело увлекательное и полезное, примечательно то, что на данном уроке была создана коллективная презентация, несомненно, хорошая идея.--[[Участник:Елена Дятлова|Елена Дятлова] Синквейн для учителя - возможность убить сразу нескольких зайцев: организовать живо, интересно самостоятельную деятельность учащихся, оценить их знания, причем сделать это очень увлекательно. Это, безусловно, пример реализации компетентностного подхода.--Наталья Невоструева 11:29, 14 апреля 2011 (UTC) ]
|
Информатика и ИКТ | 9кл,
| ключевые слова |
|
| Когда услышала "ключевые слова", то показалось,что-то знакомое.Но когда наблюдала, как ребята 9 класса работали использовав ключевые слова в электронной таблице Ехсеl, тогда я поняла,что можно мне использовать это во внеклассной работе. Большое спасибо.--Людмила Фалько 17:51, 9 февраля 2011 (UTC)
Раньше использовала "вставить слова в текст". Сейчас буду обязательно применять "ключевые слова".--Светлана Исаева 14:41, 19 февраля 2011 (UTC) Вдохновилась увиденным и прочитанным и ввела этот прием в свой урок.Интересно.--Лариса Заяц 15:06, 19 февраля 2011 (UTC) |
Литературное чтение | 4 класс Сопоставительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и русск.нар.сказки «Морозко» | Сводная таблица | (20 мин)Ученики видят на доске сравнительную таблицу, в которую необходимо систематизировать информацию, провести параллели между явлениями, событиями и фактами в сказках. Занести в таблицу сравнения. Среднюю колонку в таблице назвали "линией сравнения". (Автор произведения, жанр произведения, сюжет, место действия, характеры героинь, волшебный персонаж, концовка). В таблице необходимо было перечислить те категории, по которым мы предполагали сравнивать явления, события, факты в сказках. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", необходимо занести информацию, которую сравниваем. Условие: всё должно быть доказано отрывками из сказок. Шаблон сводной таблицы в Google-документе. | Задание: заполнить сводную таблицу увлекло детей, было интересно наблюдать, как ученики аргументировали свои ответы, находили точные отрывки в тексте и ключевые слова.Ученики с заданием справились.Данную форму работы необходимо повторять на уроках не только литературного чтения, но и окружающего мира, это развивает у ребят помимо умения работы с текстом, умения:анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Светлана Кочутина 22.01.2011 год | По текстовому описанию было сложно понять методическую находку,таблица помогла понять прием сводных таблиц. Идея понравилась, буду использовать на уроке для организации сравнения чего-либо. --Елкина Наталья 18:44, 26 января 2011 (UTC)
Применение приёма "Сводная таблица" можно посмотреть в методической копилке, 2 задание: Уроки по ТРКМ. --Светлана Кочутина 13:04, 13 февраля 2011 (UTC) Оказывается, я этот прием часто использовала, просто не так называла. Спасибо.--Королева Людмила Васильевна 06:44, 24 марта 2011 (UTC)
|
Живой мир | 3 класс Разнообразие животных и растений | Приём кластер | (20 мин)На доске ребята видят вопросы: В чём сходство животных и растений? В чём различие животных и растений?Дети, под руководством учителя, начинают составлять кластер. Ответы детей были следующими: "Сходство животных с растениями, что они относятся к живой природе. Они питаются, рождаются и размножаются. В чём отличие животных от растений? Ответы были следующими: "Разные способы питания.Животные могут питаться растениями, животными. А растения питаются водой и миниральными веществами". Разные способы роста: "Животные растут до определённого роста", а растения растут в течение жизни. Способ передвигаться: животные передвигаются,а растения нет. Поиск пищи: животные сами добывают себе пищу,а растения нет.Карта-ума Флора и фауна | Задание: составить кластер детям было интересно, дети задание выполняли с учителем. Работа с классом показала, что у детей бедный словарный запас и ограниченное представление об окружающем мире. Это замедляет темп работы. Эту работу буду использовать дальше, но надо обратить внимание на развитие речи и словарный запас.Людмила Фалько 23.01.2011 год | Идея кластера гениальна! Я пробовала на своих уроках, но удовольствие от реализации не получила - подчерк плохой, на доске объектов много - ничего не понятно, да и в тетради у ребят не лучше. Есть сервис для создания кластеров bubbl.us (для начальной школы).Необходимо зарегистрироваться и бесплатно можно хранить в кабинете 3 карты, их можно создавать, удалять и сохранять в виде картинки у себя на компьютере, использовав кнопку Export.
Убеждаюсь очередной раз, что одной из основных положительных сторон карт ума является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста .--Лариса Заяц 13:38, 19 февраля 2011 (UTC) И вновь кластеры! В любом возрасте и на разных предметах, ребята учатся структурировать! А как наглядно и красочно получилось!--Светлана Исаева 14:25, 19 февраля 2011 (UTC) Именно на уроках окружающего мира использование данного приёма может привести к желаемому результату,хорошая находка.--Елена Дятлова--Елена Дятлова 12:38, 22 апреля 2011 (UTC) Здорово! Ярко, доступно, понятно, профессинально! Так работать с детьми, имеющими ограничения по здоровью! Уверена, что на уроке они все поняли! --Наталья Невоструева 13:14, 14 апреля 2011 (UTC)
|
Урок музыки | 5, 6, 7 классы | инсерт | 10 мин.Разучивание новой песни.Работа с текстом.В каждой тетради на первой странице есть условные обозначения (паузы, цезуры,повышение интонации, понижение интонации, акценты,крещендо, диминуэндо ит.д.)При разучивании песни ребята пользуются цветными ручками или карандашами (А они это очень любят!), выделяя в тексте особенности песни) | Применяю этот прием, уже давно.Это осмысленное разучивание песни, её анализ.После такого разучивания работа над песней идет совсем в другом русле.Горожанцева Елена Павловна. | Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.Прием интересный, использовала на своих предметах-изобразительном искусстве(тема -"Передвижники") и черчении (тема "Сборочные чертежи")--Лариса Заяц 18:19, 25 марта 2011 (UTC) |
Музыка |
|
Кластер |
|
Горожанцева Елена Павловна |
А Вы знаете, прием КЛАСТЕР очень хорошо подходит как для урока музыки, так и изобразительного искусства, да, первое время возникают трудности, но потом, когда дети начинают понимать, что от них требуется, то урок проходит на УРА.--Лариса Заяц 15:16, 19 февраля 2011 (UTC)
|
Музыка | 8 класс.Творчество И.С.Баха. Орган, Творчество В.А.Моцарта | синквейны по темам | документ для синквейнов | Это самый удивительный прием, который позволяет по-новому взглянуть на наших детей. На уроках музыки в 8 классе всегда бывают проблемы с дисциплиной.Меня часто удивляют те "трудные" мальчишки, которые относились к урокам несерьезно, зато какие синквейны они написали!!! Коррекционные дети меня несказанно удивляют!!! Горожанцева Елена Павлдовна | Елена Павловна, напишите хотя бы один синквейн - самый лучший, очень уж интересно, что дети придумали!--Елкина Наталья 15:36, 9 февраля 2011 (UTC)
Да, так же как и предыдущая коллега хотелось бы увидеть примеры составленных синквейнов. Много наслышана о применении приема синквейна на уроке музыки. Поделитесь.--Лариса Заяц 16:53, 10 февраля 2011 (UTC). Прочла составленные детьми синквейны на тему "Моцарт", интересные, с творческим подходом --Светлана Кочутина 09:33, 27 февраля 2011 (UTC)|| |
Внеклассная работа | 5 класс. Сетевой проект "Космическая одиссея" | Кластер | Необходимо было выбрать одну из планет Солнечной системы и создать карту знаний. Ребята (3 человека) работали после уроков, поэтому кластер был создан в два приема. Общее время работы - 1 час 20 мин . | Вдохновленная знаниями, полученными в во время участия в "Виртуальной лаборатории", решилась на участие в сетевом проекте. Сначала сама освоила MindMeister, потом уже работали с детьми. Вот что получилось. Нептун:карта знаний Самым трудным для ребят оказалось из большого количества информации вычленить главное, а вот систематизировали отобранное быстро.--Учаева Ольга Анатольевна 15:45, 25 марта 2011 (UTC) | Карта знаний получилась интересной и познавательной.Видно насколько творчески и с осознанием того, что от них требуется,работали учащиеся.--Лариса Заяц 18:22, 25 марта 2011 (UTC) Наглядно видим, как приём КМ "Кластер" помогает каждому учащемуся выделить значимые именно для него понятия, что позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Спасибо!--Светлана Кочутина 11:31, 6 апреля 2011 (UTC) |
Методическая копилка 2
Учебный предмет | Класс. Тема урока | Прием ТРКМ | Описание организации работы, (время на уроке) | Результат: что получилось? Что требует доработки? Подпись | Отзывы коллег |
---|---|---|---|---|---|
Информатика и ИКТ | 10 класс "Системология как процесс моделирования" | Кластер | При изучении темы всегда рисуем структуры систем с использованием разных компьютерных технологий. Идея кластера навела на мысль использования карт-ума. Структуризация получается детальной, чего не сделать ни в одной из технологий. Структурировать предложено любой объект. Ребята структурируют все: династию Романовых, фотосъемку, физику, олимпиады, правила по русскому языку и т.д. Для организации проекта создала карту с помощью сервиса mindmeister.com | Ребята, освоившись с технологией, работают с интересом в сети дома. Скоро защита --Елкина Наталья 18:20, 10 февраля 2011 (UTC) | Очень впечатлилась картой проекта. Слышала, что так можно сделать, что существует сервис, на котором можно сделать карту. Не представляла, как можно все так выстроить, и наконец увидела. Это Здорово! А как дети заинтересованы- сама видела, когда были на первом семинарском занятии. --Лариса Заяц 16:50, 10 февраля 2011 (UTC)
С интересом посмотрела проект, сколько всего интересного ребята понаписали! Еще раз убеждаюсь, что идея кластера замечательная, особенно, используя интеллектуальные карты.--Светлана Исаева 14:13, 19 февраля 2011 (UTC) |
Музыка |
| синквейн |
|
| Елена Павловна, как Вы думаете, может быть не оправдано использовать ТРКМ в коррекционных классах, раз выполняют задание по 1-2 человека из класса. Или что-то можно изменить в технологии для ее использования в классах коррекции. --Елкина Наталья А я и не жалуюсь, а анализирую, как и положено в технике РКМ.
Анализ - это не констатация фактов. Анализировать, значит пытаться понять почему так получилось, и что делать дальше. --Елкина Наталья 14:18, 15 февраля 2011 (UTC)Я не согласна с комментарием Елкиной Натальи. Да, работают 3-4 человека , но зато другие 2-3 человека отзовутся на другой прием, ведь часто на уроке мы используем несколько приемов ТРМ. Нужно давать шанс детям реализовываться пусть даже в малом.Согласны?--Лариса Заяц 15:20, 19 февраля 2011 (UTC) |
Коррекционное занятие | 4 класс | "Зиг-заг" | (10 мин) Использую данный приём на занятии(стадия осмысления). Задание: раскрась стрелки, которые соединяют слова в пословице. Образец:[1] | Детям очень нравится, они с творческим подходом составляют свои задания и приносят на уроки. Работают в парах и группах. | Это прекрасный прием, который позволяет детям работать творчески,расширяет кругозор и развивает память. К моим детям это подходит, обязательно буду использовать этот приём.--Людмила Фалько Очень интересный прием, можно организовать и расскараску карандашом - развитие моторики, а можно это сделать инструментом одной их технологий - знакомстово с возможностями WORD - все в соответствии со стандартами 2 поколония--Елкина Наталья 14:50, 15 февраля 2011 (UTC)
Очень интересный и полезный приём, особенно для детей данного вид.--Елена Дятлова Понравился прием, дети не только запомнят пословицу, но и раскрасят стрелку, что полезно для развития моторики.--Марина Мордасова 12:30, 24 марта 2011 (UTC) Данный прием позволяет каждому ученику, вне зависимости от его способностей, усваивать большой объем теоретического материала. Всю работу на данном этапе урока учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока. Хочу применить прием на своих уроках.--Лариса Заяц 18:36, 25 марта 2011 (UTC)
|
Литературное чтение | 3класс А.П.Платонов "Разноцветная бабочка" | синквейн | (10мин) Использую данный приём на занятии.(стадия рефлексия). Задание: Напишите пятистишье по своим переживаниям. Памятка, как правильно писать синкейн. Образец на доске | Детям очень понравилось выполнять это задание, они почувствовали себя творцами, обогащается словарный запас,учатся формировать идею..--Людмила Фалько 13:21, 16 февраля 2011 (UTC)..... Вот что получилось | Интересные получились синквейны, молодцы. Система таких упражнений для наших детей носит развивающий характер. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)
Синквейны -чудо! Дети, обучающиеся в обычной общеобразовательной школе не всегда обладают поэтическим даром. Использование синквейна обогащает и пополняет словарный запас ученика, является средством творческого самовыражения.--Лариса Заяц 14:30, 19 февраля 2011 (UTC) |
Литературное чтение | 2 класс | "Лови ошибку" | Время выполнения: 5-6 минут. Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Заранее подготовила текст, содержащий ошибочную информацию, и предложила учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализировали предложенный текст и выявляли ошибки, аргументируя свои выводы. Изучив новый материал, вернулись к тексту задания и исправили те ошибки, которые не удалось учащимся выявить в начале урока. *Образец:[2] | Работа в классе прошла успешно. Дети работали с интересом. Данный приём помог выявлить уравни знаний детей в классе:первый уровень детей, которые достаточно хорошо ориентируются в изучаемом тексте;второй уровень детей, те с которыми необходимо проводить коррекционную работу. | Интересный приём. Если условно принять, что чтение это: скорость мышления+память+анализ, то предлагаемый приём саморегулирует соотношение этих трёх факторов и приводит к идеальной коррекции ВПФ у наших детей. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC) |
Логопедическое занятие по развитию речи | 4 класс | Двухчастный дневник | (15 мин) Даю учащемуся текст и дневник к тексту. В левой части дневника учащийся записывает цитату из текста, которая произвела на него наибольшее впечатление. А в правой, он делится своими чувствами о прочитанном моменте. На стадии рефлексии учащийся возвращается к работе с двойным дневником, с их помощью разбирается текст, обогащается лексико-грамматический строй речи. Образец №1:[3], Образец №2:[4] | Проведя данный приём КМ на своём занятии убедилась, что учащийся был заинтересован в новой форме работы, творчески подошёл к выполнению задания. | Этот приём использую на коррекционных занятиях, действительно идёт обогащение словарного запаса, дети передают свои ощущения, используя много прилагательных, распространяя ими предложения. Интересно было бы посмотреть заполненный образец с занятия. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)
Приём заинтерисовал, буду использовать на своих коррекционных занятиях.--Ефремова Юлия Николаевна 07:00, 18 февраля 2011 (UTC) |
Черчение | 9 класс Общие сведения о сборочном чертеже | Ключевые слова **инсерт | Стадия вызова. (10 мин)
Задание учащимся (групповая мозговая атака): по ключевым словам сочинить небольшой рассказ: сборочный чертеж, изображения, спецификация, позиции , габаритные размеры, установочные размеры, присоединительные размеры, эксплуатационные размеры, дополнительный вид, разрезы.**Стадия осмысления(15 мин)Предложила детям тескт по изучаемой теме, читая, учащиеся должны были сделать пометки в тексте. | Решила использовать этот прием впервые. Стало интересно - что получится, справятся ли ребята.
Первое, что они произнесли: «а мы не знаем понятия некоторых слов». Затем с интересом стали записывать свои мысли в тетрадь, "вспоминали", что им известно по изучаемой теме (делали предположения). Четыре человека не работали ( не поняли, что от них требовалось в данной ситуации). Согласна с Елкиной Натальей в том, что «..этот опыт нужно повторять чаще…». В глазах детей увидела удивление, интерес и восторг, что получилось.[5] Это дало толчок для дальнейшей работы.--Лариса Заяц 14:52, 18 февраля 2011 (UTC)
| Здорово!Ключевые слова на первый взгляд кажутся абракадаброй. Но что получилось в итоге - вполне осмысленные тексты. Я сделаю так на уроке при работе со словарями. --Учаева Ольга Анатольевна 12:18, 21 февраля 2011 (UTC)
Я тоже попробовала использовать этот прием на стадии осмысления (сформулировать определение "разветвляющийся алгоритм" по ключевым словам). Кто-то справляется быстро, а у некоторых получается с трудом сформулировать связное предложение. Обязательно буду использовать этот прием. --Светлана Исаева 07:43, 26 февраля 2011 (UTC) |
Английский язык | 9 класс Let`s the music begin | инсерт | Стадия осмысления (15 минут)
Учитель создает условия для осознания и осмысления материала по теме.Учитель предлагает уч-ся прослушать и прочитать 1 главу "Призрака оперы" на стр. 128-129, делая на полях пометки. Listen and read, please, the 1-st chapter of the book, while reading make notes in the margin how are these names related to the Phantom:
Проверяет правильность выполнения задания. Далее идут упражнения по прочитанному тексту (стр. 128-129 упр.3,4,5,6). | Уч-ся работают с текстом учебника, делают пометки на полях учебника.
Уч-ся в парах представляют задание. Уч-ся выполняют предложенные учителем упражнения. | ..... |
Информатика и ИКТ | 9 класс. Разветвляющиеся алгоритмы | «Корзина» понятий, идей | (3 мин в начале урока, 2 в конце). Данный прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Прием использовался на стадии вызова. На доске нарисована корзина (надпись – разветвляющийся алгоритм), в которую условно собираются идеи учеников. Учащимся было предложено высказать все то, что они знают об изучаемой теме. Все высказывания (правильные и ошибочные) фиксировались на доске. В конце урока вновь вернулись к созданной корзине, пришлось многое выбросить из нее, а новое добавить. | Даже и не предполагала, с каким азартом ребята будут вычеркивать неверные высказывания и добавлять правильные. Времени занимает немного. Буду использовать и дальше в работе.--Светлана Исаева 13:34, 25 февраля 2011 (UTC) | Идея классная, но представить не могу, что дети собирали в корзинку? О чем они говорили и что потом оказалось неверной информацией? Это первый урок по теме? "Побаиваюсь" я этот прием: боюсь балагана или наоборот пассивности. Наверное зря, надо пробовать. Как оформить идеи на доске, что бы можно было потом прочитать?--Елкина Наталья 17:43, 18 марта 2011 (UTC)
|
Информатика и ИКТ | 9 класс. Разветвляющиеся алгоритмы (урок №2) | Тонкие и толстые | (5 мин.) В начале урока проводится опрос (демонстрация понимания пройденного). На доске вопросы [6] | Учащиеся достаточно уверенно отвечали на вопросы, приводили примеры. Думаю, что это результат работы прошлого урока, на котором я применяла прием «корзина». --Светлана Исаева 13:44, 25 февраля 2011 (UTC) | Не совсем ещё разобралась в данном приеме, но вижу, что это достаточно интересно для учащихся.--Лариса Заяц 18:38, 25 марта 2011 (UTC) |
Информатика и ИКТ | 10 класс. Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. | кластер | (Несколько уроков, проект еще не завершен.) Тема для ребят уже знакома в общих чертах, требуется детальной проработки. Поэтому предложила каждому ученику подробно изложить один из вопросов по данной теме, используя карту ума. работа №1 и работа №2 | Каждый ученик достаточно быстро овладел технологией составления интеллектуальных карт. Большую часть работы учащиеся и делали дома. Ребята отмечают, что такая форма работы интересная, но сложность в том, как именно структурировать информацию, как разбить ее на части. Практика показала, что некоторым учащимся проще рассказать, создать презентацию, чем ее представить в виде кластера. Обязательно буду использовать на своих уроках. Предложенная форма работы ребятам понравилась. --Светлана Исаева 14:00, 25 февраля 2011 (UTC) | Интересные карты ума получились. Тема в информатике "изъезжена". На мой взгляд как раз на ней и нужно учить систематизации и классификации. Кластер - как раз то, что надо.--Елкина Наталья 17:55, 18 марта 2011 (UTC)
Ещё раз убедилась насколько интересен и полезен для учащихся данный прием.В течении всего периода, пока создавалась карта наблюдала за работой. Насколько насыщена информацией, особенно вторая карта ума. --Лариса Заяц 18:07, 25 марта 2011 (UTC) |
Информатика и ИКТ | 6 класс. Формы мышления | кластер | (25 мин.) На уроке-обобщения ученикам было предложено рассказать все, что они знают по данной теме и оформить в виде кластера. Оформляли на доске (использовали разные маркеры), в тетрадях. Пользовались тетрадями, учебником. В конце урока показала заранее подготовленную карту. | Данная тема для 6 класса сложная. Сначала ребята растерялись, но я их направляла в нужное русло, задавая вопросы. В процессе работы выяснилось, что некоторые учащиеся не могут ориентироваться даже в своей тетради. После того как работа была завершена, раздался голос: «И мы все это знаем!? Круто получилось!». У некоторых возникло желание самим составить такую же карту. --Светлана Исаева 16:05, 25 февраля 2011 (UTC) | На минуточку "забежала" в лабораторию (нужна была одна ссылка), а тут такое! Карта-ума получилось что надо! Как много дети знают! И самое главное они узнали о собственном знании, а это уже развитие когнитивного мышления. Супер! --Елкина Наталья 06:49, 1 марта 2011 (UTC)
Интеллект-карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти (что отмечается в первую очередь при использовании карт) и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается таким способом, тем сильнее становится память и интеллект.--Лариса Заяц 18:13, 25 марта 2011 (UTC) |
Информатика и ИКТ | 9 класс. Обобщающий урок по теме "Базы данных" | кластер | После изучения темы всегда хочется получить в головах своих воспитанников систему знаний. Помогает составление кластера. Но часто возникает проблема, ребята плохо структурируют, особо не задумываясь о признаках классификации. Решила помогать им на первых порах, создала структуру с помощью ресурса bubbl.us, схему импортировала в картинку и вставила его в текстовый документ Получилось так.. Получилось типа кроссворда: догадайся, что нужно написать в пустые звенья? Также необходимо написать определение основных понятий. (БД, запись, поле, структура БД,ключевое поле), для оформления можно использовать цветные ручки | К сожалению эта идея родилась уже после изучения темы, поэтому опыт получу только на следующий год. Зато появилась идея каждую тему заканчивать подобным кластером.--Елкина Наталья 12:52, 10 марта 2011 (UTC) | Использование кластер достаточно сложный прием,но он позволяет охватывать большее количество информации, чем мы бы могли получить при обычной работе--Лариса Заяц 18:07, 25 марта 2011 (UTC)..... |
Урок обществознаия | 8 класс Повторительно - обобщающий урок по теме "Общество и человек" | Синквейн | Применяется как один из приемов на повторительно - обощающемм уроке после изучения темы. Задача для учащихся: выбрать одно из изученных понятий по теме в ходе составления синквейна раскрыть его сущность | С поставленной задачей учащиеся справились успешно, так как данный прием использовался ранее.Учащиеся показали знание сущности определений по данной теме.Синквейн [7]--Братухина Ольга 06:29, 24 марта 2011 (UTC) | Сам прием "синквейн" интересен как инструмент для проверки понятийного и словарного багажа учащихся. Использование синквейнов дает толчок творческой выразительности.--Лариса Заяц 18:07, 25 марта 2011 (UTC) |
Урок литературы | 8 класс Обобщающий по теме "Тарас Бульба - народный герой" | Синквейн | Применяется как один из приемов на повторительно - обощающем уроке после изучения темы. Задача для учащихся: дать характеристику Тараса Бульбы и его сыновей, составив синквейны | С поставленной задачей учащиеся справились успешно, им было интересно, а это главное. Характеристики получились емкие и точные, раскрывающие суть характеров героев Примеры синквейнов--Королева Людмила Васильевна 07:47, 24 марта 2011 (UTC) | Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейны обязательно получатся эмоциональным. Людмила Васильевна, спасибо за творческий подход. Будем учиться на Ваших примерах. --Светлана Кочутина 14:30, 14 апреля 2011 (UTC) |
МХК | 9 класс. Тема урока:"Искусство Древней Греции" | Синквейн | За 10-15 мин. до конца урока предлагается в качестве вывода после изучения всей темы написать синквейн о Греции | Результат: этот прием позволил детям обобщить материал, вспомнить ранее изученное, проявить кругозор. С интересом слушали синквейны друг друга. Здесь примеры работ Рогоз Татьяна | Мотивация+мыслительная деятельность+творчество=хороший КПД урока--Наталья Невоструева 12:07, 14 апреля 2011 (UTC)... |
Химия | 9 класс. "Железо", "Алюминий", 8 класс. "Вода" | синквейн | (5 мин) Стадию вызова на уроке по темам «Железо»,"Алюминий", "Вода" начали с синквейна. Ученики составляют его из собственных знаний о железе, алюминии и воде. В качестве примера приведёны синквейны, составленные учащимися. | Благодаря этому приему пополняется словарный запас учащихся и активизируется мозговая деятельность. Использование приёмов ТРКМ в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий. примеры.--Новикова Елена Владимировна|
)|.... | Очень рада твоим успехам, ты как всегда на гребне волны, работаешь и учишь увлеченно. Так держать!--Наталья Невоструева 11:42, 14 апреля 2011 (UTC)- |
Методическая копилка 3
Учебный предмет | Класс. Тема урока | Прием ТРКМ | Описание организации работы, (время на уроке) | Результат: что получилось? Что требует доработки? Подпись | Отзывы коллег |
---|---|---|---|---|---|
Элективный курс "Подготовка К ГИА по русскому языку в 9 классе" | Сочинение на морально-этическую тему (подготовка к выполнению задания С.2.2) | инсерт, кластер | Часто трудности у выпускников 9 класса возникают при выполнениии задания С 2.2 (написание сочинения на морально-этическую тему).При подготовке к сочинению широко использую приемы "Инсерт" и "Кластер".Получив текст, учащиеся читают его, делая пометки на полях(определяют тему текста и тип речи,ищут ключевые слова, определяют главную мысль, авторскую позицию и т.д.- все, что необходимо для понимания содержания текста, 5-7 мин.)Далее читают задание к нему, пользуясь кластером-схемой, который предлагает учитель, составляют свой кластер по прочитанному тексту (5-7 минут). При составлении кластера может быть использована работа в парах или в группе.Варианты кластеров обсуждаются в классе (5 мин.) В течение 10 минут учащиеся по частям пишут текст самостоятельно или в группах, парах. За 5 минут до конца урока зачитывается получившийся текст сочинения. | В результате самостоятельной работы либо работы в группе учащиеся составляют свой кластер, который служит основой для создания собственного текста сочинения.Использованный прием дает возможность даже слабым учащимся быстро понять текст большого объема и самостоятельно написать работу. --Наталья Невоструева 12:07, 13 апреля 2011 (UTC) | Наталья Леонидовна, спасибо за пример использования приёма «Инсерт». Наглядно показали возможности решения обширного спектра лексико – грамматических задач при работе с текстом и подготовке к сочинению. Светлана Кочутина 14:12, 14 апреля 2011 (UTC).... |
Элективный курс "Подготовка К ЕГЭ по русскому языку" 10а | Задание части С. Выделение проблемы в тексте. | Ключевые слова | При выполнении задания части С очень важно, чтобы учащиеся определили тему, проблемы, к которым обращается автор : от этого зависит, напишут ли они работу. Поэтому без этого приема здесь просто не обойтись. Дети должны это делать достаточно быстро (5-6 минут), ведь время на экзамене течет быстро. На уроках полготовки к ЕГЭ задание найти цепочку ключевых слов использую очень часто. | Прием позволяет учащимся определить тему текста, понять его содержание, сформулировать проблемы. В идеале, если и на других уроках прием ключевых слов будет использоваться при работе с текстами задач, текстов параграфов учебников и т.д., тогда наши выпускники будут уметь работать с любой информацией, анализировать и структурировть ее. --Наталья Невоструева 13:52, 14 апреля 2011 (UTC) | Я - "За" использование приема "Ключевые слова" на всех уроках. Регулярно использую его при определении нового понятия. Сначала ребята выделяют "ключевые" слова в определении, а на следующий урок пишут по ним само определение.--Елкина Наталья 17:17, 14 апреля 2011 (UTC) |
Живой мир | 3 класс Разнообразие растений | карта-ума | 20 минут Написаны вопросы на доске: "Что растёт в лесу?", "На какие группы можно разделить растения леса?"Ответы детей:" В лесу растут: растения" Они делятся на три группы: деревья, кустарники,травы" Учитель начинает сотавлять карту-ума, пишет название темы: "Растения леса"заготовка карты ума для урока | Ребята продолжили сотавление карты-ума.Ученики выделили идею, ключевые слова, подобрали изображения. Эта новизна вызывает интерес учеников. Идет более полное усвоение материала. Ребятам понравилось. Только медленно работали.Людмила Фалько 09:46, 22 апреля 2011 (UTC) | |
математика | 5 класс Задачи на движение по реке | сводная таблица | В процессе решения задач на движение по реке по группам (3-4 ученика)предлагалось заполнить сводную таблицу с указанием номера задачи, также данных и найденных элементов (скорости течения и собственные, по течению и против, время, путь), Затем каждая группа обосновывала ход решения и ответ задачи. При коллективном обсуждении выявили сходства и различия, особенности нахождения ответа на поставленный вопрос. | получилось заполнить наглядную таблицу на интерактивной доске, ребята сами сделали выводы по сходству и различию --Наталья Клевцова 10:32, 19 апреля 2011 (UTC) | Очень бы хотелось посмотреть на результат работы - саму сводную таблицу.--Елкина Наталья 14:51, 19 апреля 2011 (UTC) |
математика | 6 класс Задачи на проценты | кластеры | По мере изучения задач на проценты составляется [Карта Знаний в Mindmeister]с описанием вида задачи, способов её решений и примеров на каждый вид | Виды задач и способы решений заполнены частично, осталось привести примеры. --Наталья Клевцова 10:32, 19 апреля 2011 (UTC) | Карту для просмотра закрыта, очень жаль, не могу представить что же получилось в результате групповой работы--Елкина Наталья 14:51, 19 апреля 2011 (UTC) |
информатика | 7 класс "Создаем словесные модели" | сиквейн | Изучаем сиквейны как пример алгоритма (пять шагов написания строк по определенным правилам. Дети получают задание создать сиквейн любого понятия) Учащиеся должны оформить сиквейн в Word, используя изученные методы форматирования. Критериями оценки работ считается количество и качество (оформление и содержание) сиквейнов | Ребята учатся создавать новую словесную модель определенного понятия, повторяют элементы форматирования Вот что получается [[[8]]]Марина Мордасова 05:45, 22 апреля 2011 (UTC) | .... |
информатика | 5-7 классы олимпиада в рамках школьной недели математики и информатики | веришь-не веришь | (10-15 мин) Учащимся задают вопросы связанные с информатикой. Они отвечают одним словом - да или нет. Собираю листочки с ответами и подсчитываю баллы. Один балл за правильный ответ. | Работа получилась, ребята с удовольствием отвечали на вопросы.--Марина Мордасова 04:19, 23 апреля 2011 (UTC) | .... |
.... | .... | .... | .... | .... | .... |