Виртуальная методическая лаборатория ЗМОУ СОШ№4, г.Заречный/Методическая копилка

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

|{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color:#F0FFF0; margin-left: auto; margin-right: auto" | style="background-color: ; border: 2px solid #008B00; height: 60px;" colspan="2" |

(Справка: перейдите в режим редактирования, найдите новую строку и вместо точек напишите текст, не повредив ее ограничители - двойные палочки, сохраниете изменения)

Назад в лабораторию


Методическая копилка 1

Учебный предметКласс. Тема урокаПрием ТРКМОписание организации работы, (время на уроке) Результат: что получилось? Что требует доработки? ПодписьОтзывы коллег
Информатика и ИКТ8А класс. Обобщающий урок "Что такое компьютер?"синквейн(20 мин) Ребята получили задание, выбрать понятие из предложенного списка (монитор, процессор, программист и т.д) и написать о нем синквейн. Оформить синквейн было предложено на слайдах сетевой презентации (шаблон был подготовлен заранее) Получилась живая работа по уточнению выбранных понятий, я была свидетелем процесса осмысления уже всем давно извесных слов. Учащиеся искали смысловые прилагательные, глаголы, определяли свое отношение к предмету. Потом началось творчество по оформлению слайда. В результате учащиеся сделали коллективную презентацию в сети, которую потом смотрели дома и каждый из них 10 минут САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИЛ. В кадры презентации были выставлены оценки и комментирии. В следующий раз необходимо выполнить рефлексию - комментарий в блоге - впечатления о выполненной работе.--Елкина Наталья 18:02, 29 ноября 2010 (UTC)Когда первый раз услышала слово «синквейн», то показалось, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного. И сейчас многие прогрессивные учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету. Прочитала по информатике, интересно и творчески выполнили задание ученики, спасибо за примеры. Попробую применить составление синквейнов на своих уроках.--Светлана Кочутина 13:44, 9 февраля 2011 (UTC)

Замечательный классический прием использования технологий Веб 2.0 на уроке-создание совместной презентации, а какие интересные синквейны.Ещё раз убеждаюсь, что буду использовать синквейны на своих уроках.--Лариса Заяц 16:58, 10 февраля 2011 (UTC) Синквейны получились интересные, содержательные. Идея коллективной презентации в сети - супер! (только бы интернет не подводил). Синквейны с ребятами писали, а сейчас попробую сделать коллективную презентацию. Идея взята на вооружение!--Светлана Исаева 13:55, 19 февраля 2011 (UTC) Обожаю синквейны! Очень понравилась идея с составлением коллективной презентации по теме!Ещё одним приёмом пополнилась методическая копилка! Спасибо за идею!-- Участник:Братухина Ольга Самое интересное, на мой взгляд, - это составление синквейнов и кластеров. Спасибо за иллюстрацию еще раз. Понравилось.--Королева Людмила Васильевна 06:39, 24 марта 2011 (UTC) Написание синквейнов дело увлекательное и полезное, примечательно то, что на данном уроке была создана коллективная презентация, несомненно, хорошая идея.--[[Участник:Елена Дятлова|Елена Дятлова]

Синквейн для учителя - возможность убить сразу нескольких зайцев: организовать живо, интересно самостоятельную деятельность учащихся, оценить их знания, причем сделать это очень увлекательно. Это, безусловно, пример реализации компетентностного подхода.--Наталья Невоструева 11:29, 14 апреля 2011 (UTC) ]




Информатика и ИКТ9кл,
  • Электронная таблица Excel
  • Основные понятия БД
ключевые слова
  • (10 мин) Ребята на доске видят ключевые слова "Смешанная ссылка", "Относительная ссылка", "Абсолютная ссылка", "адреса ячеек в формулах", "изменяются", "не изменяются", "А1","$A2", "$A$2", "напимер". Из них предстоит составить рассказ об относительной и абсолютной адресации в EXCEL. Условие: все слова в рассказе встречаются хотя бы 1 раз, можно изменять падеж ключевых слов)
  • Использовала этот же прием при проверке определения БД, на следующий урок, после введения понятия. Ключевые слова: информационная модель, объекты, свойства.
  • Ребята такого рода задания получили впервые, сначала их это смутило: на информатике написать рассказ? Для первого опыта работа написана неплохо. Для некоторых удалось выявить, то, что осталось непонятным. Для других произошел новый уровень осознания, ведь связывать слова пришлось самостоятельно. 3 человека из 19 не справились с заданием - ничего не написали, думаю из-за новизны работы. Этот опыт нужно повторять чаще для того, чтобы ребята учились формулировать свои мысли, не боялись данного вида деятельности и это - действительно активизирует деятельность учащихся 15:06, 10 января 2011 (UTC)
  • Ребята к заданию отнеслись уже совершенно естественно. Писали 3 мин, потом определения зачитывались вслух учителем и все вместе искали смысловые ошибки, а они были. После проверки работы отдавала снова и ошибки исправлялись осознанно. --Елкина Наталья 15:54, 9 февраля 2011 (UTC)
Когда услышала "ключевые слова", то показалось,что-то знакомое.Но когда наблюдала, как ребята 9 класса работали использовав ключевые слова в электронной таблице Ехсеl, тогда я поняла,что можно мне использовать это во внеклассной работе. Большое спасибо.--Людмила Фалько 17:51, 9 февраля 2011 (UTC)

Раньше использовала "вставить слова в текст". Сейчас буду обязательно применять "ключевые слова".--Светлана Исаева 14:41, 19 февраля 2011 (UTC) Вдохновилась увиденным и прочитанным и ввела этот прием в свой урок.Интересно.--Лариса Заяц 15:06, 19 февраля 2011 (UTC)

Литературное чтение4 класс Сопоставительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и русск.нар.сказки «Морозко»Сводная таблица(20 мин)Ученики видят на доске сравнительную таблицу, в которую необходимо систематизировать информацию, провести параллели между явлениями, событиями и фактами в сказках. Занести в таблицу сравнения. Среднюю колонку в таблице назвали "линией сравнения". (Автор произведения, жанр произведения, сюжет, место действия, характеры героинь, волшебный персонаж, концовка). В таблице необходимо было перечислить те категории, по которым мы предполагали сравнивать явления, события, факты в сказках. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", необходимо занести информацию, которую сравниваем. Условие: всё должно быть доказано отрывками из сказок. Шаблон сводной таблицы в Google-документе.Задание: заполнить сводную таблицу увлекло детей, было интересно наблюдать, как ученики аргументировали свои ответы, находили точные отрывки в тексте и ключевые слова.Ученики с заданием справились.Данную форму работы необходимо повторять на уроках не только литературного чтения, но и окружающего мира, это развивает у ребят помимо умения работы с текстом, умения:анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Светлана Кочутина 22.01.2011 годПо текстовому описанию было сложно понять методическую находку,таблица помогла понять прием сводных таблиц. Идея понравилась, буду использовать на уроке для организации сравнения чего-либо. --Елкина Наталья 18:44, 26 января 2011 (UTC)

Применение приёма "Сводная таблица" можно посмотреть в методической копилке, 2 задание: Уроки по ТРКМ. --Светлана Кочутина 13:04, 13 февраля 2011 (UTC) Оказывается, я этот прием часто использовала, просто не так называла. Спасибо.--Королева Людмила Васильевна 06:44, 24 марта 2011 (UTC)


Отличный пример по использованию "сводных таблиц". Для анализа и синтеза просто незаменим! Тоже использую на уроках.--Светлана Исаева 14:35, 19 февраля 2011 (UTC) Меня заинтересовал прием "Сводные таблицы" , попробую использавать на уроках изобразительного искусства при проведении бесед по искусству.--Лариса Заяц 15:09, 19 февраля 2011 (UTC) Удачно использован прием "сводных таблиц". Спасибо, очень наглядно и понятно. Буду использовать на библиотечных уроках. --Учаева Ольга Анатольевна 12:27, 21 февраля 2011 (UTC)

Живой мир3 класс Разнообразие животных и растенийПриём кластер(20 мин)На доске ребята видят вопросы: В чём сходство животных и растений? В чём различие животных и растений?Дети, под руководством учителя, начинают составлять кластер. Ответы детей были следующими: "Сходство животных с растениями, что они относятся к живой природе. Они питаются, рождаются и размножаются. В чём отличие животных от растений? Ответы были следующими: "Разные способы питания.Животные могут питаться растениями, животными. А растения питаются водой и миниральными веществами". Разные способы роста: "Животные растут до определённого роста", а растения растут в течение жизни. Способ передвигаться: животные передвигаются,а растения нет. Поиск пищи: животные сами добывают себе пищу,а растения нет.Карта-ума Флора и фаунаЗадание: составить кластер детям было интересно, дети задание выполняли с учителем. Работа с классом показала, что у детей бедный словарный запас и ограниченное представление об окружающем мире. Это замедляет темп работы. Эту работу буду использовать дальше, но надо обратить внимание на развитие речи и словарный запас.Людмила Фалько 23.01.2011 годИдея кластера гениальна! Я пробовала на своих уроках, но удовольствие от реализации не получила - подчерк плохой, на доске объектов много - ничего не понятно, да и в тетради у ребят не лучше. Есть сервис для создания кластеров bubbl.us (для начальной школы).Необходимо зарегистрироваться и бесплатно можно хранить в кабинете 3 карты, их можно создавать, удалять и сохранять в виде картинки у себя на компьютере, использовав кнопку Export.
  • Классная у Вас получилась карта-ума о флоре и фауне. Для разнообразия задания детям можно показать картинки мха и бабочки, волка и т.д. и можно их не подписывать, а только пронумеровать, пусть дети сами угадывают, что изображено в качестве примеров класса.--Елкина Наталья 16:15, 9 февраля 2011 (UTC)Людмила Семеновна, как всегда -на высоте! Так держать! Мне очень понравилась "карта ума".
  • Прекрасная работа у Людмилы Семёновны, наглядная, яркая. Детям по такой карте работать будет интересно. --Светлана Кочутина 10:17, 17 февраля 2011 (UTC)

Убеждаюсь очередной раз, что одной из основных положительных сторон карт ума является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста .--Лариса Заяц 13:38, 19 февраля 2011 (UTC) И вновь кластеры! В любом возрасте и на разных предметах, ребята учатся структурировать! А как наглядно и красочно получилось!--Светлана Исаева 14:25, 19 февраля 2011 (UTC) Именно на уроках окружающего мира использование данного приёма может привести к желаемому результату,хорошая находка.--Елена Дятлова--Елена Дятлова 12:38, 22 апреля 2011 (UTC)

Здорово! Ярко, доступно, понятно, профессинально! Так работать с детьми, имеющими ограничения по здоровью! Уверена, что на уроке они все поняли! --Наталья Невоструева 13:14, 14 апреля 2011 (UTC)


Урок музыки5, 6, 7 классыинсерт10 мин.Разучивание новой песни.Работа с текстом.В каждой тетради на первой странице есть условные обозначения (паузы, цезуры,повышение интонации, понижение интонации, акценты,крещендо, диминуэндо ит.д.)При разучивании песни ребята пользуются цветными ручками или карандашами (А они это очень любят!), выделяя в тексте особенности песни) Применяю этот прием, уже давно.Это осмысленное разучивание песни, её анализ.После такого разучивания работа над песней идет совсем в другом русле.Горожанцева Елена Павловна.Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.Прием интересный, использовала на своих предметах-изобразительном искусстве(тема -"Передвижники") и черчении (тема "Сборочные чертежи")--Лариса Заяц 18:19, 25 марта 2011 (UTC)
Музыка
  • 8 класс.Тема Творчество И.С.Баха.Контрольная работа.
  • 2 класс"Музыкальный портрет в балетной музыке П.И. Чайковского"

Кластер

  • 20 мин.Составить кластер по творчеству И.С.Баха в 4 ветви: 1.кластер "И.С.Бах" начало -первая ветвь (середина страницы) И.С.Бах 2.вторая ветвь творчество И.С.Баха (органная музыка, инструментальная, вокально-драматическая),3.третья ветвь -жанры от органной ветви-арии, фуги, прелюдии, токкаты ит д.4.четвертая ветвь -какие конкретно произведения этого жанра ("Токката и фуга ре минор).С кластером ребята справились (можете посмотреть в тетрадях и убедиться)!
  • Составляем кластер "Характер Феи"
  • Провожу подобную работу уже несколько лет.Ребятам нравится нестандартный подход к проверке их знаний. А если задуматься, то знаний-то нет никаких!Поэтому, рассуждая, что прикосновение к такому великому гению как И.С.Бах, пусть даже в таком примитивном виде, хоть что-то оставит в их неокрепших душах.
  • Во втором классе -дети ещё маленькие, самостоятельно составить кластер -для них сложно Выполнили только с помощью учителя.Детям понравилось работать с цветными ручками и карандашами

Горожанцева Елена Павловна

  • Непонятно, почему у ребят "знаний нет никаких" и работаете Вы с ними на "примитивном" уровне. Если Вы сами это чувствуете,то нужно сменить методику, а самое главное отношение.--Елкина Наталья 15:30, 9 февраля 2011 (UTC) У меня вызывает горечь и огорчение в целом отношение к классической музыке, отношение к уроку.Неужели вы думаете, что я не ищу разные методы и приемы, чтобы заинтересовать детей? Или проблемы с дисциплиной касаются только урока музыки? Горожанцева Е.П.
  • Интересно, какой кластер ребята создали для описания музыкального "Портрета феи"?--Елкина Наталья 14:09, 15 февраля 2011 (UTC)

А Вы знаете, прием КЛАСТЕР очень хорошо подходит как для урока музыки, так и изобразительного искусства, да, первое время возникают трудности, но потом, когда дети начинают понимать, что от них требуется, то урок проходит на УРА.--Лариса Заяц 15:16, 19 февраля 2011 (UTC)


Музыка8 класс.Творчество И.С.Баха. Орган, Творчество В.А.Моцартасинквейны по темамдокумент для синквейновЭто самый удивительный прием, который позволяет по-новому взглянуть на наших детей. На уроках музыки в 8 классе всегда бывают проблемы с дисциплиной.Меня часто удивляют те "трудные" мальчишки, которые относились к урокам несерьезно, зато какие синквейны они написали!!! Коррекционные дети меня несказанно удивляют!!! Горожанцева Елена ПавлдовнаЕлена Павловна, напишите хотя бы один синквейн - самый лучший, очень уж интересно, что дети придумали!--Елкина Наталья 15:36, 9 февраля 2011 (UTC)

Да, так же как и предыдущая коллега хотелось бы увидеть примеры составленных синквейнов. Много наслышана о применении приема синквейна на уроке музыки. Поделитесь.--Лариса Заяц 16:53, 10 февраля 2011 (UTC). Прочла составленные детьми синквейны на тему "Моцарт", интересные, с творческим подходом --Светлана Кочутина 09:33, 27 февраля 2011 (UTC)||

Внеклассная работа 5 класс. Сетевой проект "Космическая одиссея" Кластер Необходимо было выбрать одну из планет Солнечной системы и создать карту знаний. Ребята (3 человека) работали после уроков, поэтому кластер был создан в два приема. Общее время работы - 1 час 20 мин . Вдохновленная знаниями, полученными в во время участия в "Виртуальной лаборатории", решилась на участие в сетевом проекте. Сначала сама освоила MindMeister, потом уже работали с детьми. Вот что получилось. Нептун:карта знаний Самым трудным для ребят оказалось из большого количества информации вычленить главное, а вот систематизировали отобранное быстро.--Учаева Ольга Анатольевна 15:45, 25 марта 2011 (UTC) Карта знаний получилась интересной и познавательной.Видно насколько творчески и с осознанием того, что от них требуется,работали учащиеся.--Лариса Заяц 18:22, 25 марта 2011 (UTC) Наглядно видим, как приём КМ "Кластер" помогает каждому учащемуся выделить значимые именно для него понятия, что позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Спасибо!--Светлана Кочутина 11:31, 6 апреля 2011 (UTC)

Методическая копилка 2

Учебный предметКласс. Тема урокаПрием ТРКМОписание организации работы, (время на уроке) Результат: что получилось? Что требует доработки? ПодписьОтзывы коллег
Информатика и ИКТ10 класс "Системология как процесс моделирования"Кластер При изучении темы всегда рисуем структуры систем с использованием разных компьютерных технологий. Идея кластера навела на мысль использования карт-ума. Структуризация получается детальной, чего не сделать ни в одной из технологий. Структурировать предложено любой объект. Ребята структурируют все: династию Романовых, фотосъемку, физику, олимпиады, правила по русскому языку и т.д. Для организации проекта создала карту с помощью сервиса mindmeister.com Ребята, освоившись с технологией, работают с интересом в сети дома. Скоро защита --Елкина Наталья 18:20, 10 февраля 2011 (UTC)Очень впечатлилась картой проекта. Слышала, что так можно сделать, что существует сервис, на котором можно сделать карту. Не представляла, как можно все так выстроить, и наконец увидела. Это Здорово! А как дети заинтересованы- сама видела, когда были на первом семинарском занятии. --Лариса Заяц 16:50, 10 февраля 2011 (UTC)

С интересом посмотрела проект, сколько всего интересного ребята понаписали! Еще раз убеждаюсь, что идея кластера замечательная, особенно, используя интеллектуальные карты.--Светлана Исаева 14:13, 19 февраля 2011 (UTC)

Музыка
  • 2 класс "Музыкальный портрет в балетной музыке П.И. Чайковского"
  • 4 класс Музыка Австрии
синквейн
  • Впервые попробовали сочинять.Было трудно.Дети долго не могли понять, что от них требуется.Из всего класса синквейн составили только двое -Миша и Серёжа
  • 10 мин. впервые предложила придумать синквейн "Моцарт" 4 классу.
  • Из трех учеников синквейн написала только один человек
Елена Павловна, как Вы думаете, может быть не оправдано использовать ТРКМ в коррекционных классах, раз выполняют задание по 1-2 человека из класса. Или что-то можно изменить в технологии для ее использования в классах коррекции. --Елкина Наталья А я и не жалуюсь, а анализирую, как и положено в технике РКМ.

Анализ - это не констатация фактов. Анализировать, значит пытаться понять почему так получилось, и что делать дальше. --Елкина Наталья 14:18, 15 февраля 2011 (UTC)Я не согласна с комментарием Елкиной Натальи. Да, работают 3-4 человека , но зато другие 2-3 человека отзовутся на другой прием, ведь часто на уроке мы используем несколько приемов ТРМ. Нужно давать шанс детям реализовываться пусть даже в малом.Согласны?--Лариса Заяц 15:20, 19 февраля 2011 (UTC)

Коррекционное занятие4 класс"Зиг-заг"(10 мин) Использую данный приём на занятии(стадия осмысления). Задание: раскрась стрелки, которые соединяют слова в пословице. Образец:[1]Детям очень нравится, они с творческим подходом составляют свои задания и приносят на уроки. Работают в парах и группах.Это прекрасный прием, который позволяет детям работать творчески,расширяет кругозор и развивает память. К моим детям это подходит, обязательно буду использовать этот приём.--Людмила Фалько Очень интересный прием, можно организовать и расскараску карандашом - развитие моторики, а можно это сделать инструментом одной их технологий - знакомстово с возможностями WORD - все в соответствии со стандартами 2 поколония--Елкина Наталья 14:50, 15 февраля 2011 (UTC)

Очень интересный и полезный приём, особенно для детей данного вид.--Елена Дятлова Понравился прием, дети не только запомнят пословицу, но и раскрасят стрелку, что полезно для развития моторики.--Марина Мордасова 12:30, 24 марта 2011 (UTC) Данный прием позволяет каждому ученику, вне зависимости от его способностей, усваивать большой объем теоретического материала. Всю работу на данном этапе урока учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока. Хочу применить прием на своих уроках.--Лариса Заяц 18:36, 25 марта 2011 (UTC)


Литературное чтение3класс А.П.Платонов "Разноцветная бабочка"синквейн(10мин) Использую данный приём на занятии.(стадия рефлексия). Задание: Напишите пятистишье по своим переживаниям. Памятка, как правильно писать синкейн. Образец на доске Детям очень понравилось выполнять это задание, они почувствовали себя творцами, обогащается словарный запас,учатся формировать идею..--Людмила Фалько 13:21, 16 февраля 2011 (UTC)..... Вот что получилосьИнтересные получились синквейны, молодцы. Система таких упражнений для наших детей носит развивающий характер. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)

Синквейны -чудо! Дети, обучающиеся в обычной общеобразовательной школе не всегда обладают поэтическим даром. Использование синквейна обогащает и пополняет словарный запас ученика, является средством творческого самовыражения.--Лариса Заяц 14:30, 19 февраля 2011 (UTC)

Литературное чтение2 класс"Лови ошибку"Время выполнения: 5-6 минут. Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Заранее подготовила текст, содержащий ошибочную информацию, и предложила учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализировали предложенный текст и выявляли ошибки, аргументируя свои выводы. Изучив новый материал, вернулись к тексту задания и исправили те ошибки, которые не удалось учащимся выявить в начале урока. *Образец:[2]Работа в классе прошла успешно. Дети работали с интересом. Данный приём помог выявлить уравни знаний детей в классе:первый уровень детей, которые достаточно хорошо ориентируются в изучаемом тексте;второй уровень детей, те с которыми необходимо проводить коррекционную работу.Интересный приём. Если условно принять, что чтение это: скорость мышления+память+анализ, то предлагаемый приём саморегулирует соотношение этих трёх факторов и приводит к идеальной коррекции ВПФ у наших детей. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)
Логопедическое занятие по развитию речи4 классДвухчастный дневник(15 мин) Даю учащемуся текст и дневник к тексту. В левой части дневника учащийся записывает цитату из текста, которая произвела на него наибольшее впечатление. А в правой, он делится своими чувствами о прочитанном моменте. На стадии рефлексии учащийся возвращается к работе с двойным дневником, с их помощью разбирается текст, обогащается лексико-грамматический строй речи. Образец №1:[3], Образец №2:[4]Проведя данный приём КМ на своём занятии убедилась, что учащийся был заинтересован в новой форме работы, творчески подошёл к выполнению задания. Этот приём использую на коррекционных занятиях, действительно идёт обогащение словарного запаса, дети передают свои ощущения, используя много прилагательных, распространяя ими предложения. Интересно было бы посмотреть заполненный образец с занятия. --Светлана Кочутина 10:51, 17 февраля 2011 (UTC)

Приём заинтерисовал, буду использовать на своих коррекционных занятиях.--Ефремова Юлия Николаевна 07:00, 18 февраля 2011 (UTC)

Черчение9 класс Общие сведения о сборочном чертежеКлючевые слова **инсертСтадия вызова. (10 мин)

Задание учащимся (групповая мозговая атака): по ключевым словам сочинить небольшой рассказ: сборочный чертеж, изображения, спецификация, позиции , габаритные размеры, установочные размеры, присоединительные размеры, эксплуатационные размеры, дополнительный вид, разрезы.**Стадия осмысления(15 мин)Предложила детям тескт по изучаемой теме, читая, учащиеся должны были сделать пометки в тексте.

Решила использовать этот прием впервые. Стало интересно - что получится, справятся ли ребята.

Первое, что они произнесли: «а мы не знаем понятия некоторых слов». Затем с интересом стали записывать свои мысли в тетрадь, "вспоминали", что им известно по изучаемой теме (делали предположения). Четыре человека не работали ( не поняли, что от них требовалось в данной ситуации). Согласна с Елкиной Натальей в том, что «..этот опыт нужно повторять чаще…». В глазах детей увидела удивление, интерес и восторг, что получилось.[5] Это дало толчок для дальнейшей работы.--Лариса Заяц 14:52, 18 февраля 2011 (UTC)

  • На следующем уроке снова детям было предложено используя ключевые слова (данные на прошлом уроке) составить связный рассказ - вначале было удивление, -мы это делали на прошлом уроке.Но, затем дети быстро сориентировались и сумели выполнить задание. --Лариса Заяц 16:52, 6 марта 2011 (UTC)
    • Дети отнеслись к заданию с интересом, после первого прочтения текста разобрали те понятия, которые остались не понятыми детьми.Читая второй раз текст, аполняли таблицу,записи делали краткие - ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся имели мини-конспект. В конце урока детям был задан вопрос:"Что данный метод дал лично вам?".Учащиеся с восторгом отозвались об уроке, отвечая на вопрос- ...сам смог усвоить материал..., научился выделять главное...,необычно, интересно, ещё хотим.--Лариса Заяц 16:52, 6 марта 2011 (UTC)
Здорово!Ключевые слова на первый взгляд кажутся абракадаброй. Но что получилось в итоге - вполне осмысленные тексты. Я сделаю так на уроке при работе со словарями. --Учаева Ольга Анатольевна 12:18, 21 февраля 2011 (UTC)

Я тоже попробовала использовать этот прием на стадии осмысления (сформулировать определение "разветвляющийся алгоритм" по ключевым словам). Кто-то справляется быстро, а у некоторых получается с трудом сформулировать связное предложение. Обязательно буду использовать этот прием. --Светлана Исаева 07:43, 26 февраля 2011 (UTC)

Английский язык9 класс Let`s the music beginинсертСтадия осмысления (15 минут)

Учитель создает условия для осознания и осмысления материала по теме.Учитель предлагает уч-ся прослушать и прочитать 1 главу "Призрака оперы" на стр. 128-129, делая на полях пометки.

Listen and read, please, the 1-st chapter of the book, while reading make notes in the margin how are these names related to the Phantom:

  • Sorelli * Jammes *Giry

Проверяет правильность выполнения задания.

Далее идут упражнения по прочитанному тексту (стр. 128-129 упр.3,4,5,6).

Уч-ся работают с текстом учебника, делают пометки на полях учебника.

Уч-ся в парах представляют задание. Уч-ся выполняют предложенные учителем упражнения.

.....
Информатика и ИКТ9 класс. Разветвляющиеся алгоритмы «Корзина» понятий, идей(3 мин в начале урока, 2 в конце). Данный прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Прием использовался на стадии вызова. На доске нарисована корзина (надпись – разветвляющийся алгоритм), в которую условно собираются идеи учеников. Учащимся было предложено высказать все то, что они знают об изучаемой теме. Все высказывания (правильные и ошибочные) фиксировались на доске. В конце урока вновь вернулись к созданной корзине, пришлось многое выбросить из нее, а новое добавить.Даже и не предполагала, с каким азартом ребята будут вычеркивать неверные высказывания и добавлять правильные. Времени занимает немного. Буду использовать и дальше в работе.--Светлана Исаева 13:34, 25 февраля 2011 (UTC)Идея классная, но представить не могу, что дети собирали в корзинку? О чем они говорили и что потом оказалось неверной информацией? Это первый урок по теме? "Побаиваюсь" я этот прием: боюсь балагана или наоборот пассивности. Наверное зря, надо пробовать. Как оформить идеи на доске, что бы можно было потом прочитать?--Елкина Наталья 17:43, 18 марта 2011 (UTC)


Информатика и ИКТ9 класс. Разветвляющиеся алгоритмы (урок №2)Тонкие и толстые(5 мин.) В начале урока проводится опрос (демонстрация понимания пройденного). На доске вопросы [6]Учащиеся достаточно уверенно отвечали на вопросы, приводили примеры. Думаю, что это результат работы прошлого урока, на котором я применяла прием «корзина». --Светлана Исаева 13:44, 25 февраля 2011 (UTC)Не совсем ещё разобралась в данном приеме, но вижу, что это достаточно интересно для учащихся.--Лариса Заяц 18:38, 25 марта 2011 (UTC)
Информатика и ИКТ10 класс. Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.кластер(Несколько уроков, проект еще не завершен.) Тема для ребят уже знакома в общих чертах, требуется детальной проработки. Поэтому предложила каждому ученику подробно изложить один из вопросов по данной теме, используя карту ума. работа №1 и работа №2 Каждый ученик достаточно быстро овладел технологией составления интеллектуальных карт. Большую часть работы учащиеся и делали дома. Ребята отмечают, что такая форма работы интересная, но сложность в том, как именно структурировать информацию, как разбить ее на части. Практика показала, что некоторым учащимся проще рассказать, создать презентацию, чем ее представить в виде кластера. Обязательно буду использовать на своих уроках. Предложенная форма работы ребятам понравилась. --Светлана Исаева 14:00, 25 февраля 2011 (UTC)Интересные карты ума получились. Тема в информатике "изъезжена". На мой взгляд как раз на ней и нужно учить систематизации и классификации. Кластер - как раз то, что надо.--Елкина Наталья 17:55, 18 марта 2011 (UTC)

Ещё раз убедилась насколько интересен и полезен для учащихся данный прием.В течении всего периода, пока создавалась карта наблюдала за работой. Насколько насыщена информацией, особенно вторая карта ума. --Лариса Заяц 18:07, 25 марта 2011 (UTC)

Информатика и ИКТ6 класс. Формы мышлениякластер(25 мин.) На уроке-обобщения ученикам было предложено рассказать все, что они знают по данной теме и оформить в виде кластера. Оформляли на доске (использовали разные маркеры), в тетрадях. Пользовались тетрадями, учебником. В конце урока показала заранее подготовленную карту.Данная тема для 6 класса сложная. Сначала ребята растерялись, но я их направляла в нужное русло, задавая вопросы. В процессе работы выяснилось, что некоторые учащиеся не могут ориентироваться даже в своей тетради. После того как работа была завершена, раздался голос: «И мы все это знаем!? Круто получилось!». У некоторых возникло желание самим составить такую же карту. --Светлана Исаева 16:05, 25 февраля 2011 (UTC)На минуточку "забежала" в лабораторию (нужна была одна ссылка), а тут такое! Карта-ума получилось что надо! Как много дети знают! И самое главное они узнали о собственном знании, а это уже развитие когнитивного мышления. Супер! --Елкина Наталья 06:49, 1 марта 2011 (UTC)

Интеллект-карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти (что отмечается в первую очередь при использовании карт) и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает ее усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается таким способом, тем сильнее становится память и интеллект.--Лариса Заяц 18:13, 25 марта 2011 (UTC)

Информатика и ИКТ9 класс. Обобщающий урок по теме "Базы данных"кластерПосле изучения темы всегда хочется получить в головах своих воспитанников систему знаний. Помогает составление кластера. Но часто возникает проблема, ребята плохо структурируют, особо не задумываясь о признаках классификации. Решила помогать им на первых порах, создала структуру с помощью ресурса bubbl.us, схему импортировала в картинку и вставила его в текстовый документ Получилось так.. Получилось типа кроссворда: догадайся, что нужно написать в пустые звенья? Также необходимо написать определение основных понятий. (БД, запись, поле, структура БД,ключевое поле), для оформления можно использовать цветные ручкиК сожалению эта идея родилась уже после изучения темы, поэтому опыт получу только на следующий год. Зато появилась идея каждую тему заканчивать подобным кластером.--Елкина Наталья 12:52, 10 марта 2011 (UTC)Использование кластер достаточно сложный прием,но он позволяет охватывать большее количество информации, чем мы бы могли получить при обычной работе--Лариса Заяц 18:07, 25 марта 2011 (UTC).....
Урок обществознаия8 класс Повторительно - обобщающий урок по теме "Общество и человек"СинквейнПрименяется как один из приемов на повторительно - обощающемм уроке после изучения темы. Задача для учащихся: выбрать одно из изученных понятий по теме в ходе составления синквейна раскрыть его сущность С поставленной задачей учащиеся справились успешно, так как данный прием использовался ранее.Учащиеся показали знание сущности определений по данной теме.Синквейн [7]--Братухина Ольга 06:29, 24 марта 2011 (UTC)Сам прием "синквейн" интересен как инструмент для проверки понятийного и словарного багажа учащихся. Использование синквейнов дает толчок творческой выразительности.--Лариса Заяц 18:07, 25 марта 2011 (UTC)
Урок литературы8 класс Обобщающий по теме "Тарас Бульба - народный герой"СинквейнПрименяется как один из приемов на повторительно - обощающем уроке после изучения темы. Задача для учащихся: дать характеристику Тараса Бульбы и его сыновей, составив синквейны С поставленной задачей учащиеся справились успешно, им было интересно, а это главное. Характеристики получились емкие и точные, раскрывающие суть характеров героев Примеры синквейнов--Королева Людмила Васильевна 07:47, 24 марта 2011 (UTC)Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейны обязательно получатся эмоциональным. Людмила Васильевна, спасибо за творческий подход. Будем учиться на Ваших примерах. --Светлана Кочутина 14:30, 14 апреля 2011 (UTC)
МХК9 класс. Тема урока:"Искусство Древней Греции"СинквейнЗа 10-15 мин. до конца урока предлагается в качестве вывода после изучения всей темы написать синквейн о ГрецииРезультат: этот прием позволил детям обобщить материал, вспомнить ранее изученное, проявить кругозор. С интересом слушали синквейны друг друга. Здесь примеры работ Рогоз ТатьянаМотивация+мыслительная деятельность+творчество=хороший КПД урока--Наталья Невоструева 12:07, 14 апреля 2011 (UTC)...
Химия9 класс. "Железо", "Алюминий", 8 класс. "Вода"синквейн(5 мин) Стадию вызова на уроке по темам «Железо»,"Алюминий", "Вода" начали с синквейна. Ученики составляют его из собственных знаний о железе, алюминии и воде. В качестве примера приведёны синквейны, составленные учащимися.Благодаря этому приему пополняется словарный запас учащихся и активизируется мозговая деятельность. Использование приёмов ТРКМ в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий. примеры.--Новикова Елена Владимировна|

)|....

Очень рада твоим успехам, ты как всегда на гребне волны, работаешь и учишь увлеченно. Так держать!--Наталья Невоструева 11:42, 14 апреля 2011 (UTC)-

Методическая копилка 3

Учебный предметКласс. Тема урокаПрием ТРКМОписание организации работы, (время на уроке) Результат: что получилось? Что требует доработки? ПодписьОтзывы коллег
Элективный курс "Подготовка К ГИА по русскому языку в 9 классе"Сочинение на морально-этическую тему (подготовка к выполнению задания С.2.2)инсерт, кластерЧасто трудности у выпускников 9 класса возникают при выполнениии задания С 2.2 (написание сочинения на морально-этическую тему).При подготовке к сочинению широко использую приемы "Инсерт" и "Кластер".Получив текст, учащиеся читают его, делая пометки на полях(определяют тему текста и тип речи,ищут ключевые слова, определяют главную мысль, авторскую позицию и т.д.- все, что необходимо для понимания содержания текста, 5-7 мин.)Далее читают задание к нему, пользуясь кластером-схемой, который предлагает учитель, составляют свой кластер по прочитанному тексту (5-7 минут). При составлении кластера может быть использована работа в парах или в группе.Варианты кластеров обсуждаются в классе (5 мин.) В течение 10 минут учащиеся по частям пишут текст самостоятельно или в группах, парах. За 5 минут до конца урока зачитывается получившийся текст сочинения. В результате самостоятельной работы либо работы в группе учащиеся составляют свой кластер, который служит основой для создания собственного текста сочинения.Использованный прием дает возможность даже слабым учащимся быстро понять текст большого объема и самостоятельно написать работу. --Наталья Невоструева 12:07, 13 апреля 2011 (UTC) Наталья Леонидовна, спасибо за пример использования приёма «Инсерт». Наглядно показали возможности решения обширного спектра лексико – грамматических задач при работе с текстом и подготовке к сочинению. Светлана Кочутина 14:12, 14 апреля 2011 (UTC)....
Элективный курс "Подготовка К ЕГЭ по русскому языку" 10аЗадание части С. Выделение проблемы в тексте. Ключевые слова При выполнении задания части С очень важно, чтобы учащиеся определили тему, проблемы, к которым обращается автор : от этого зависит, напишут ли они работу. Поэтому без этого приема здесь просто не обойтись. Дети должны это делать достаточно быстро (5-6 минут), ведь время на экзамене течет быстро. На уроках полготовки к ЕГЭ задание найти цепочку ключевых слов использую очень часто.Прием позволяет учащимся определить тему текста, понять его содержание, сформулировать проблемы. В идеале, если и на других уроках прием ключевых слов будет использоваться при работе с текстами задач, текстов параграфов учебников и т.д., тогда наши выпускники будут уметь работать с любой информацией, анализировать и структурировть ее. --Наталья Невоструева 13:52, 14 апреля 2011 (UTC) Я - "За" использование приема "Ключевые слова" на всех уроках. Регулярно использую его при определении нового понятия. Сначала ребята выделяют "ключевые" слова в определении, а на следующий урок пишут по ним само определение.--Елкина Наталья 17:17, 14 апреля 2011 (UTC)
Живой мир3 класс Разнообразие растенийкарта-ума20 минут Написаны вопросы на доске: "Что растёт в лесу?", "На какие группы можно разделить растения леса?"Ответы детей:" В лесу растут: растения" Они делятся на три группы: деревья, кустарники,травы" Учитель начинает сотавлять карту-ума, пишет название темы: "Растения леса"заготовка карты ума для урокаРебята продолжили сотавление карты-ума.Ученики выделили идею, ключевые слова, подобрали изображения. Эта новизна вызывает интерес учеников. Идет более полное усвоение материала. Ребятам понравилось. Только медленно работали.Людмила Фалько 09:46, 22 апреля 2011 (UTC)
математика5 класс Задачи на движение по рекесводная таблицаВ процессе решения задач на движение по реке по группам (3-4 ученика)предлагалось заполнить сводную таблицу с указанием номера задачи, также данных и найденных элементов (скорости течения и собственные, по течению и против, время, путь), Затем каждая группа обосновывала ход решения и ответ задачи. При коллективном обсуждении выявили сходства и различия, особенности нахождения ответа на поставленный вопрос. получилось заполнить наглядную таблицу на интерактивной доске, ребята сами сделали выводы по сходству и различию --Наталья Клевцова 10:32, 19 апреля 2011 (UTC)Очень бы хотелось посмотреть на результат работы - саму сводную таблицу.--Елкина Наталья 14:51, 19 апреля 2011 (UTC)
математика6 класс Задачи на процентыкластерыПо мере изучения задач на проценты составляется [Карта Знаний в Mindmeister]с описанием вида задачи, способов её решений и примеров на каждый видВиды задач и способы решений заполнены частично, осталось привести примеры. --Наталья Клевцова 10:32, 19 апреля 2011 (UTC)Карту для просмотра закрыта, очень жаль, не могу представить что же получилось в результате групповой работы--Елкина Наталья 14:51, 19 апреля 2011 (UTC)
информатика7 класс "Создаем словесные модели"сиквейнИзучаем сиквейны как пример алгоритма (пять шагов написания строк по определенным правилам. Дети получают задание создать сиквейн любого понятия) Учащиеся должны оформить сиквейн в Word, используя изученные методы форматирования. Критериями оценки работ считается количество и качество (оформление и содержание) сиквейнов Ребята учатся создавать новую словесную модель определенного понятия, повторяют элементы форматирования Вот что получается [[[8]]]Марина Мордасова 05:45, 22 апреля 2011 (UTC)....
информатика5-7 классы олимпиада в рамках школьной недели математики и информатикиверишь-не веришь(10-15 мин) Учащимся задают вопросы связанные с информатикой. Они отвечают одним словом - да или нет. Собираю листочки с ответами и подсчитываю баллы. Один балл за правильный ответ. Работа получилась, ребята с удовольствием отвечали на вопросы.--Марина Мордасова 04:19, 23 апреля 2011 (UTC)....
........................