Обучение стенографии Санкт Петербурге. Курсы обучения стенографии.

Влияние игровой компьютерной зависимости

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Влияние игровой компьютерной зависимости на личность человека

Автор: Галимова Е.Н., педагог-психолог II категории школа №10, г. Лениногорск

С увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов.

Целью работы является теоретическое определение, экспериментальное доказательство и информирование учащихся о влиянии злоупотребления компьютерными играми на личность играющего. Предмет исследования – это изучение отклонений в сфере эмоциональных состояний и реакций аддиктов. Объектом исследования стали учащиеся 9-11 классов обычной школы.

Выделяются возможные причины депрессивных отклонений у игровых компьютерных аддиктов: это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности; субъективное переживание аддиктами практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости; неадекватное отношение к себе «Я реального» и «Я виртуального». Высокая тревожность у аддиктов – это причина, и следствие аддикции. В том случае, если человек не обладает высокой тревожностью до начала увлечения, то на стадии аддикции тревожность станет высокой, а если у человека изначально высокая тревожность, то она станет еще выше. Виртуальный мир уменьшает тревогу на время игры, но после выхода из нее тревожность вновь увеличивается.

На основании теоретических положений были выдвинуты 2 гипотезы и доказаны в результате проведенного исследования. Для проверки гипотезы 1 определялись показатели эмоциональных психических состояний с использованием опросника САН (самочувствие, активность, настроение). Для проверки гипотезы 2 использовался опросник личностной тревожности Спилберга. В тестировании на определение степени компьютерной зависимости приняли участие 37 учащихся. Из них 8 учащихся серьезно увлекаются компьютерными играми и имеют подозрение на игровую аддикцию. Они и составили экспериментальную группу (группу аддиктов). Из остальных, которые являются обычными пользователями, в дальнейшем исследовании согласились принять участие 12 учащихся. Они составили контрольную группу (группа неаддиктов).

Проведенное исследование показало, что средние значения группы аддиктов по двум параметрам психических состояний (самочувствие, активность) ниже средних значений этих же параметров в группе неаддиктов, кроме параметра настроение. Скорее это связано с тем, что испытуемые пока еще не имеют серьезных проблем компьютерной зависимости, а пребывание в сети доставляет им огромное удовольствие, что повышает их настроение, либо они находятся в ситуации «предвкушения» компьютерной игры. Средние показатели контрольной группы хотя и не соответствуют норме по опроснику САН, но выше, чем у группы аддиктов. Средние показатели уровня тревожности в группе аддиктов выше показателей в контрольной группе.

Таким образом, рассмотренные отклонения в личностных качествах и состояниях аддиктов – результат не столько игровой зависимости, сколько длительного и регулярного нахождения человека в виртуальном мире компьютерных игр. Поэтому необходимо всячески предотвращать злоупотребление нахождением в виртуальности и проводить разъяснительную работу с учащимися и их родителями.