Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога/Еременко Наталия Александровна

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Еременко Наталия Александровна ст.преподаватель, кафедра психологии ГОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. При этом, применяемые компьютерные технологии, органично дополняют традиционные методы, в том числе, расширяют возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса(педагогами, родителями, детьми и подростками).Рассмотрим возможности применения ИКТ по традиционно выделяемым направлениям деятельности педагога-психолога в ОУ.


1. Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков. В этом направлении широко могут использоваться:

информация с психологических сайтов, адресованных родителям и содержащим материал по детской психологии. Например,

На сайте размещены информационные материалы для родителей по проблемам детского развития: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские страхи, неврозы у детей, задержка психического развития. Психологическая помощь on - line. Психологическая консультация, психологические тесты, коррекционные и развивающие методики, статьи и публикации по психологии, советы психологов.

  • сетевые социально-психологические проекты для детей и их родителей «СоцОбраз». ИКТ - олимпиады, конкурсы, проекты, информация для родителей.
  • Анкетёр.RU – это новый сервис для создания всевозможных опросов и анкет. Сайт ориентирован, в основном, на сложные закрытые опросы. Возможности поставить такой опрос на свой сайт пока нет, но можно оформить ссылку на размещенный в Анкетере.
  • компьютерная программа Презентация Microsoft PowerPoint.

2. Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных. Если говорить о психодиагностике, то лучше всего использовать компьютерные лицензионные диски с набором тестов и компьютерной обработкой результатов тестирования, но существуют и сайты на которых представлен банк тестовых методик. Приведем несколько примеров.

На сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога. При условии регистрации на сайте вы можете скачать необходимую методику, а также оставлять комментарии на материалы сайта.

На сайте размещены профессиональные психологические тесты. Для работы с материалами сайта необходима регистрация.

  • Большие возможности для психолога в плане проведения тестирования и последующей обработки данных имеет программа Excel. Подробно возможности ее использования описаны Болсуновской Н.А. и Беспаловой Л.В(2006) [1,2].Электронное пособие-тренажер «Возможности использования офисной программы Microsoft Excel в деятельности педагогов-психологов» как приложение шел к журналу «Вестник практической психологии образования» за 2007 год (№3(12)Июль-Сентябрь). Кроме этого существуют и программные продукты, например, «Excel на службе у психолога(автоматическая обработка тестов) v.09.08.24»

(разработчик: Песков Н.И., 2009). Это программа автоматической обработки профессиональных психологических тестов в Excel. В нее включено более 40 профессиональных психодиагностических методик. Предназначена для психологов и всех интересующихся практической психодиагностикой. Выбор Excel обусловлен ее доступностью — она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных.


3. Профилактическая деятельность. Использование материалов сайтов для подготовки и проведения мероприятий психопрофилактической направленности, таких как НАРКОТИКИ.RU. Хорошо зарекомендовал себя метод сетевых социально- педагогических проектов.


4. Коррекционно-развивающая работа. В первую очередь речь здесь может идти о компьютерных коррекционно – развивающих программах.Выделим их достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • ребенок может самостоятельно работать в удобное для него время;
  • виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т.к. все равно взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;

Недостатки данного обеспечения:

  • данных программ мало;
  • не у всех детей есть желание заниматься самостоятельно;
  • разрабатывая программы необходимо соблюдать ряд психотерапевтических принципов, иметь определенный запас знаний по написанию программы, основы программирования.

5. Психологическое консультирование. Вопрос о психологическом консультировании в сети является дискуссионным. По мнению многих специалистов - психологов-консультантов, психотерапевтов - психологическое консультирование в сети Интернет возможно, особенно в кризисных ситуациях. Ниже представим ссылки на материалы, размещенные в Интернете по этой проблеме:


На наш взгляд, в работе педагога-психолога вполне применима консультация по психолого-педагогическим проблемам для педагогов и родителей, построенная по принципу «вопрос-ответ». Для этого необходима «Страничка психолога» на школьном сайте или программа Scype (скайп - чат с психологом).

6. Электронный документооборот. Большое количество специалистов используют «Рабочий журнал психолога ОУ» (Семаго М.М.). Для оптимизации работы может быть предложена электронная версия журнала. Электронный журнал психолога образовательного учреждения создан с использованием программы Excel и состоит из следующих разделов: журнал учета различных видов работ; диагностическая работа; групповые и индивидуальные консультации, групповая и индивидуальная коррекционная развивающая работа; статистический отчет; экспертная деятельность; список используемых методик и программ.


7. Очень важным аспектом рассматриваемой проблемы является информационная поддержка деятельности педагога-психолога, поэтому можно порекомендовать обращаться к различным Интернет-ресурсам, созданным специально для психологов. Их краткий обзор помещен ниже:

На страницах портала размещена информация о нормативно-правовой базе функционирования психологический службы образования России; Устав Федерации психологов образования; помещается информационные письма о конференциях, форумах, конкурах профессионального мастерства («Педагог-психолог России»), в полном объеме представлена электронная версия журнала «Вестник практической психологии образования». Зайти на сайт можно в качестве гостя и пользователя, для чего необходимо авторизоваться.

На сайте размещены: новости психологии, информация о семинарах, тренингах, психологических мастерских; публикации и их обсуждения в форумах; рейтинги психологических сайтов; рефераты; психологические тесты; психологический магазин - ПсиМаркет (предложения приобрести психологическую литературу); дистанционные психологические консультации. Для общения в форумах и чатах необходимо зарегистрироваться.

На сайте опубликованы статьи по различным проблемам и отраслям психологии («Психология и Интернет», по социальной, педагогической. клинической психологии и др.); новости психологии (информация о конференциях, тренингах, семинарах для психологов и не только); каталог психологических организаций; журналы по психологии (ссылки на электронный вариант); психологическая библиотека и др. Для того, чтобы читать информацию регистрироваться не обязательно, но участие в обсуждениях и форумах возможно только после процедуры регистрации.

Сайт был создан в мае 2000 года. Полноценную работу начал с декабря 2000 года и с этой даты по сегодняшний день его посетило более 180000 человек (по данным Mail.ru). Материалы сайта представлены в удобной форме, что позволяет значительно сократить время подготовки к занятию, тренингу, проведению тестирования и пр. Сайт создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностей. Материалы сайта ориентированы на тех, кто профессионально занимается психологией, поэтому будет полезен практикующим психологам, преподавателям психологии и другим специалистам, связанным с психологией.

  • [ http://psynet.narod.ru/main.htm Сайт «Практическая психология»]— ориентирован на профессионалов. Предполагается, что на нем они легко и быстро смогут получить необходимые для исследований или практической работы литературу и инструментарий.

Самым серьезным на сайте является раздел «Тесты», в котором размещены ссылки на более чем 200 профессиональных психологических методик. Желающие могут не только скачать само содержание теста, но и получить ключи к нему или вывести версию на печать. В подборку входят не только популярные, но и достаточно специальные методики по психологии личности, индивидуальных различий, дифференциальной, пато- нейро- и социальной психологии для детей и взрослых.

  • Электронная версия журнала «Школьный психолог» . Ценно то, что на сайте представлена подшивка за все годы, достаточно легко найти необходимую информацию и по интересующим разделам, и по названию статьи, и по автору.

И, наконец, нельзя обойти вниманием электронные психологические библиотеки. Одна из лучших из них в Сети – PSYLIB- психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры

8. Еще одним из немаловажных моментов является процесс профессионального общения педагогов-психологов, обмена опытом и повышения профессиональной компетентности. Для чего может быть создано Виртуальное методическое объединение педагогов-психологов, а в нашем варианте – это сообщество «Педагоги-психологи Нижегородской области», созданное в «Открытом классе», а также постоянно обновляемые материалы на Странице кафедры психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» на сайте института.

Стоит отметить, что уровень информационной культуры педагогов-психологов по-прежнему остается низким. Необходима организация более широкого информирования о возможностях ИКТ и имеющихся Интернет-ресурсов на курсах повышения квалификации, так и организации краткосрочных модульных курсов (18-36ч) для обучения работе с компьютерными программами, ресурсами Интернета, участия в сетевых профессиональных сообществах и Интернет – проектах. Настоящая статья положена в основу медиа – лекции в модульном курсе «ИКТ в деятельности педагога-психолога».

Литература

1. Н.А. Болсуновская, Л.В. Беспалова. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М. 2006.

2. Н. А. Болсуновская, Л. В. Беспалова Конструирование психологических тестов с использованием программы Microsoft Excel// Вестник практической психологии образования. – 2007. - №1,2.

3. Чернышова В.М. Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования