Возможности использования Интернет–технологий в практике работы психолога с родителями/Болсуновская Н.А
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"
Возможности использования Интернет–технологий в практике работы психолога с родителями.
Н.А. Болсуновская, педагог–психолог
МОУ «ОУ Гимназия № 13» г. Красноярска,
Федеральный консультант проекта «Социальное образование» ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФ (http://it-n.ru)
Введение
В настоящее время информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формирует новые потребности и открывает возможности, которые не были доступны ранее. Социальные сети, Интернет–документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki – все это активно используется современными родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий.
Появилось даже понятие в мировой практике –web 2.0 образование –основанное на использование в уч –воспит. Процессе Интернет –сервисов.
То, что родители заинтересованы неслучайно и неголословно.
Мониторинги, проводимые в ходе проекта «Социальное образование» (проект, реализуемый в рамках федерального проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования» НФПК и ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика") выявляют, что родители готовы активно использовать Интернет во взаимодействии со школой и хотели бы с помощью Интернет:
- Оперативно получать информацию о том, что происходит и будет происходить в школе, полезные материалы по воспитанию, обучению, развитию ребенка
- Оперативно получать консультации разных специалистов, в том числе психологов
- Повысить родительскую грамотность
- В дистанционном режиме общаться с другими родителями, специалистами школы, обсуждать вопросы, проектировать мероприятия, предлагать варианты решения проблем
- Участвовать в сетевой жизни своего ребенка, в детско–родительских проектах
Все эти потребности должны найти отражение в организации взаимодействия психологической службы школы с родителями.
Для реализации появился проект «Социальное образование», реализуемых в рамках федеральной целевой программы развития образования РФ и направленный на внедрение новых Интернет технологий в практику работы психолога, социального педагога с родителями. Использование новых технологий психологами не должно рассматриваться как дань моде и желание идти на поводу у родителей. Наоборот, внедрение Интернет –технологий должно быть целесообразным и способствовать повышению эффективности деятельности психолога в работе с родителями.
Так, в настоящее время можно говорить о том, что внедрение Интернет –технологий в практику работы психолога с родителями позволяет специалисту:
- Сделать деятельность психолога видимой для родителей за счет оперативности освещения и возможности для родителей быть в курсе того, что конкретно делают психологи в школе
- Повысить оперативность реагирования на запросы родителей
- Повысить доступность психологических услуг для родителей
- Обеспечить системную постоянную поддержку родителям, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, или родителям, чьи дети обучаются в форме экстерната, домашнего обучения.
- Предоставить родителям достаточное количество ресурсов по воспитанию, обучению, развитию ребенка, которые родители могут использовать в удобное для них время
- Организовать дистанционное просвещение и обучение родителей, которое не привязано к конкретному времени и месту
- Сократить время для обработки материалов анкетирования родителей, за счет использования Интернет–анкет
- Внедрить новые формы и технологии работы психолога с родителями, например, Интернет–квесты, дистанционные курсы, детско–родительские проекты, сетевое консультирование и т.д.
- Выстроить собственную деятельность с родителями в проектно - деятельностной парадигме, что отвечает задачам проекта «Наша новая школа»
- Получить новые инструменты отслеживания эффективности деятельности психолога с родителями за счет использования статистики сайта, анализа сетевых продуктов деятельности родителей, сетевых анкет
Таким образом, использование Интернет–технологий при грамотном использовании позволяет сделать деятельность психолога с родителями более эффективной, а родителей – более компетентными в вопросах воспитания и развития ребенка.
Говоря о конкретных технологиях использования Интернет в практике работы психолога с родителями можно отметить следующие возможности:
Проведение Интернет–анкетирования родителей
Существующий сервис Google Документы http://docs.google.com позволяет психологу создать Интернет–анкеты и тесты, доступ к прохождению которых осуществляется с помощью ссылки, которая генерируется автоматически при создании анкеты. После заполнения анкеты вся информация в автоматическом режиме обрабатывается и аккумулируется в специальных таблицах, а специалист получает отчет с диаграммами и статистикой.
Проведение дистанционного консультирования родителей
Консультирование может быть организовано с помощью бесплатных программ, которые позволяют выстраивать консультации в режиме реального времени –Skype, ICQ, mail.ru Агент, Google-wave, форум, Friendfeed.com, Gtalk, а также с помощью специальных Интернет–форм связи с психологом, которые размещаются в блоге психолога, на сайте школы.
Организация сетевого проектирования, марафона идей по решению обозначенных проблем
Такая форма предполагает, что родители, психолог, возможно учитель собираются в сети и продумывают пути решения нестандартной ситуации. Это «мозговой штурм», где идет составление списка идей с последующей оценкой и выбором нескольких наиболее адекватных ситуации. В качестве примера можно привести – совместное проектирование родителями и психологом в Интернет–среде Friendfeed.com квеста для первоклассников, в ходе которого решалась проблема сплочения класса, а также формирования умений слышать инструкции взрослого. В данной ситуации родители вместе с психологом обозначили проблему, после чего в Интернете формировали варианты ее решения, структуру мероприятия, а реальной жизни встретились лишь для уточнения и принятия окончательного решения. В качестве сред для сетевого проектирования могут выступать Skype, Google-wave, форум, Friendfeed.com, форум, блог, Wiki-wiki.
Проведение группового консультирования родителей с использованием Интернет
Проведение группового консультирования родителей может быть усовершенствовано и выведено на качественно новый уровень в связи с появлением Интернет–технологий. Благодаря Интернет - технологиям появляются разные варианты проведения группового консультирования. В частности, стало возможным провести полностью дистанционное групповое консультирование в сети Интернет, очное консультирование группы родителей завершить или начать виртуальной частью, а также использовать Интернет непосредственно в аудитории для проведения консультирования.
Особенностью организаций собраний с использованием Интернет является то, что они ставят и психолога и родителей в деятельностную позицию, что способствует развитию профессиональных компетенций специалиста и повышения компетентности родителей. Собрание с использованием Интернет может быть организовано в блоге, на сайте школы, среде Friendfeed.com, campus.ru, среде Wiki-wiki.
В рамках группового консультирования с использованием Интернет можно организовывать следующую активность родителей в предлагаемом для собрания Интернет -пространстве:
- Показывать ресурсы Интернет
- Обсуждать определенные вопросы
- Создавать совместный продукт, разрабатывать варианты решения проблем, проекты мероприятий
- Обмениваться опытом
- Визуализировать результаты и предъявлять их
- Анализировать ресурсы Интернет, работать с предложенными материалами, обсуждать видео и аудиоматериалы
- Создавать и обсуждать родительские истории успеха
- Включать родителей в имеющиеся сетевые родительские проекты
Пример проведения группового консультирования в сети Интернет вы можете посмотреть в блоге школьного психолога для родителей.
Разработка и проведение дистанционных тренингов, психологических игр, вебинаров, акций для родителей как непрямых форм повышения родительской компетентности
Интернет–технологии открывают путь к возможностям организации дистанционных форм повышения родительской компетентности. В частности, можно выделить несколько технологий, которые могут быть реализованы на родительской аудитории:
- Проведение Интернет–квестов для родителей
- Проведение вебинаров
- Проведение сетевых акций
- Проведение детско–родительских мероприятий
Интернет–квест – это популярная игра, в ходе которой участники должны пройти по специализированному маршруту и выполнить задания. Продвижение по игре возможно только при выполнении заданий.
Подобные игры можно организовать в Интернете для родителей для формирования родительской компетентности. Развивающие возможности квеста достигаются за счет того, что:
1. Квест – популярная востребованная форма в несетевом мире и ее использование создает дополнительную мотивацию для участников по включению в деятельность
2. Задания квеста составляются таким образом, чтобы поставить участников в деятельностную позицию, в ходе которой они должны анализировать ситуацию, предлагать свои способы действий, искать пути решения и т.д. Все это способствует усвоению знаний без прямой их передачи.
3. Квест дает возможность участникам через систему заданий, подсказок, помощи отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру
В сентябре 2009 г. нами был разработан Интернет–квест для родителей «Секреты адаптации ребенка к школе или Первоклассник.ru», проходя который родители знакомятся с базовыми секретами поддержки ребенка в адаптационный период и развития компетентностей школьников, необходимых для успешной адаптации. В квесте приняли участие 70 родителей, которые высоко оценили развивающие возможности квеста. Более подробно о мероприятии вы можете прочитать в блоге школьного психолога.
Сетевые акции для родителей, организуемые в рамках блогов, сайтов, в среде Wiki, friendfeed.com, позволяют включить родителей в небольшую по объему и времени деятельность, в ходе которой родители, участвуя в активности, своеобразном флэшмобе делятся опытом с другими родителями, предлагают варианты решения, высказывают собственные мнения, получают обратную связь для детей, и т.д. Тем самым идет непрямое усвоение знаний, обмен опытом с другими родителями, рефлексия собственной модели воспитания.
В качестве примера сетевых акций можно привести акцию Интернет-азбука для родителей, в рамках которой родители создавали азбуку родительских заповедей, а дети выбирали 10 главных заповедей. При этом от родителей требовалось предложить хотя бы одну собственную заповедь родительского воспитания.
Вебинары – это Интернет–встречи с людьми, интересными для родителями, например, в среде Skype, где родители могут в режиме реального времени задать вопросы гостям, выслушать их выступления, комментарии на определенные темы или, если не было возможности присутствовать на мероприятии, то можно скачать видео, аудиоматериалы с выступлениями гостей или заранее оставить вопрос.
Сетевые детско-родительские мероприятия позволяют родителям и детям увидеть разные точки зрения, по-иному посмотреть друг на друга, согласовать позиции. Это дает возможность родителям эффективно решать конфликты, получать обратную связь от детей, совместно действовать с собственным ребенком, что также способствует развитию родительской компетентности.
Осуществление Интернет–рассылок родителям
Существующие сервисы, например, feedburner.google.com, позволяют на школьном сайте или персональном блоге настроить бесплатную автоматизированную систему рассылок родителям, с помощью которой родители будут проинформированы о любом новом материале, сообщении. Для подписки родителям достаточно лишь ввести адрес электронной почты. Это позволяет оперативно информировать родителей и доносить информацию до большого количества родителей за минимальное время.
Размещение полезных материалов для родителей в блоге, школьном сайте
Памятки, рекомендации, развивающие игры, заметки и размышления психолога, электронные версии книг для родителей – все это востребовано родителями и позволяет просвещать их по разным вопросам, имеющим отношение к обучению, воспитанию, развитию ребенка
8. Освещение текущей деятельности психологической службы для родителей. Интернет–технологии позволяют в рамках школьного сайта, блога оперативно информировать родителей о прошедших или предстоящих мероприятиях и тем самым сделать психологическую службу ближе, доступнее родителям, повысить доверие к деятельности психологов.
Все описанные выше активности могут быть аккумулированы в рамках персонального блога школьного психолога. Создание личного блога школьного психолога (странички психолога на школьном сайте) не требует особой технической подготовки, бесплатно (http://blogger.com), вместе с тем позволяет эффективно решать ряд задач. С одной стороны, в блоге можно выставлять материалы, аккумулировать ресурсы для консультирования и проводить запись на консультации, осуществлять рассылки, освещать деятельность психолога, проводить виртуальные групповые консультации, вебинары, обсуждения, организовывать обучение родителей и детское – взрослые мероприятия. С другой, блог – это средство для предъявления и позиционирования личного брэнда психолога, где специалист может через деятельность, комментарии, ответы, материалы, проекты предъявить себя как профессионал и тем самым повысить доверие у родителей к деятельности психолога, сформировать спрос на психологические услуги.
Представленные возможности и их развивающий потенциал позволяют говорить о том, что использование Интернет - технологий в практике работы психолога с родителями позволяет способствовать развитию родительской компетентности и выстраиванию работы психолога с родителями на качественно новом уровне. Более подробно познакомиться с технологиями использования Интернет в работе с родителями, пройти обучение новым технологиям вы можете в рамках сайта проекта «Социальное образование».