Восхождение к индивидуальности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

Из опыта работы заместителя директора

по воспитательной работе МОУ СОШ №6 

Батищевой Н.А.


 Сколько в школе детей – столько в ней и индивидуальностей. Индивидуальность- это удивительно тонкая материя, прикосновение к которой очень ответственно. Это уникальность, неповторимость человека,  одновременно, и уровень его развития,  и особая форма бытия. А воспитание человека- процесс содействия в становлении и проявлении его индивидуальности.
Мое  педагогическое кредо -  восхождение к индивидуальности, к индивидуальности воспитанника, вместе с ним. 

Мы с моими коллегами – единомышленниками создали такую модель школы и такую воспитательную систему, для которых характерно широкое гуманистическое поликультурное образовательное и воспитательное пространство. В этом пространстве созданы такие механизмы, которые раскрывают потенциал личности, ведут ее к самореализации, удаче, успеху. Я считаю, что именно в самореализации заключается подлинное счастье человека. Поэтому смысл своей деятельности вижу в том, чтобы помочь ребенку стать и быть самим собой. Для себя я определила несколько правил деятельности.

     Во-первых,  мне нужно постараться  помочь   каждому классному руководителю, воспитаннику обрести такую ценную идею, которая его возвысит, окрылит, откроет ему единственно верный путь самосовершенствования  и развития. 
     Во-вторых, я считаю   чрезвычайно важным, ценным то, чтобы каждый человек «побывал многим», «примерил разные одежды», сыграл разные роли и понял свое высокое жизненное предназначение. 
     В-третьих,  наша человеческая жизнь полна трудностей и я уверена, что  для  их преодоления моим коллегам и моим воспитанникам нужна сила духа, укрепляемая мировоззрением, убеждением, верой. 

В-четвертых. Педагогическая деятельность и психологический климат в любой школе сложны по определению, выполнять свою миссию мы можем только в команде, вернее - став командой единомышленников. Члены этой команды не могут действовать противоречиво, каждый должен нести свой портфель, играть свою роль, удачно дополняя друг друга, успешно работая над достижением общей цели. И пятое правило. Теоретически мое педагогическое кредо базируется на идеях выдающихся российских педагогов: Сухомлинского, Амонашвили, Иванова, Караковского, Ямбурга, Якиманской и других. Я преклоняюсь пред их человеческим и педагогическим талантом. Какова же технология реализации педагогических идей в нашей воспитательной системе? Свои идеи мы реализуем по нескольким направлениям. В основу построения нашей воспитательной системы легли принципы целостности, бинарности, доминирующих отношений, вариативности, помогающих отношений, творческой активности, рефлексии (по проф. Е.Н. Степанову, г. Псков). Принцип целостности актуализирует положение педагогической антропологи о единстве и целостности человека, как предмета воспитания. Личность ребенка - это сложная система, целостность которой придает ярко выраженная индивидуальность. Наш выпускник станет гармонично развитой личностью, если он сможет стать яркой индивидуальностью (по Е.В. Бондаревской). Принцип бинарности. В развитии и воспитании личности очень важны взаимосвязь и сопряженность процессов уникализации и типизации. Уникальная личность, прежде всего, - полноправный член общества, так как невозможно развитие человека вне социума, вне общения, социального опыта и ценностей культуры. И еще один аспект бинарности. Воздействие педагога, направленное на воспитанника, вызывает соответствующее действие ученика, которое способствует его саморазвитию, самовоспитанию, самопознанию. Принцип доминанты. Если педагог хорошо владеет диагностическим инструментарием, умело использует его в работе, то он, изучая воспитанников, тщательно анализируя их поступки, выявляет доминантные состояния у детей. Ведь из совокупности присущих им доминант формируется « руководящий стержень» их мыслей и поступков, то есть их авторское отношение к жизни. Доминантные стороны, как правило, более сильные, они обеспечивают успех в жизни и развитии, они же способны корректировать слабые стороны человека. «Атака на слабость должна вестись с позиций развития силы», - утверждает психолог Крутецкий. Принцип вариативности требует от педагога умения создавать в воспитательном взаимодействии ситуацию выбора. Ребенок должен жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора цели, формы организации индивидуальной и коллективной деятельности. Помогающие отношения – это такие уникальные отношения между педагогом и воспитанником, при которых у воспитанника, а может быть и у педагога (это я вижу у себя), происходят изменения в сторону более тонкого понимании себя, своего внутреннего ресурса, развивается процесс самостроительства, самоутверждения. Значение творчества для развития индивидуальности неоценимо. Творчество- это создание новых форм индивидуальной и общественной жизни и благодаря участию ребенка в творческой деятельности происходит становление и развитие его индивидуальности. Педагог призван помочь ребенку развить его креативные способности и желание быть субъектом индивидуального и коллективного жизнетворчества. Принцип рефлексивности в деятельности педагога позволяет воспитывать у учащихся рефлексивную культуру. У детей необходимо формировать умения самооценки и самоанализа, чтобы каждый ребенок мог решить стал ли он самим собой, сумел себя реализовать, нашел ли свой образ.

      Наша воспитательная система выполняет  по отношению к ребенку комплекс функций: коммуникативную, интегрирующую, познавательную, социокультурную, творческую, коррекционную, компенсаторную. Система индивидуального подхода складывается из форм, приемов и методов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. 

Какие методы мы используем в своей работе? Это бинарные методы взаимодействия: познание- самопознание, педагогическое проектирование и самопроектирование, помогающее созидание и самосозидание, педагогическая рефлексия и саморефлексия, педагогическая коррекция и самокоррекция. Становлению индивидуальности способствуют формы воспитательной работы, которые мы активно применяем уже не один год. Успешно реализуется программа «Самосовершенствование личности – мой путь к успеху». Эта адаптированная программа развития классных коллективов создана на основе курса «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко для 5-11 классов. Она поддерживается двумя другими курсами: «Я – лидер» и «Технология самопредъявления» (с учетом возрастных задач развития).

       Программа «Самосовершенствование  личности – мой  путь к успеху» предназначена для теоретической ориентации ребят в  своей жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента их саморазвития. В целевых ориентирах программы мы  выделяем – формирование личности, способности к самовоспитанию и саморазвитию, личности самосовершенствующейся.

Основными задачами программы являются: -формирование системообразующей базы для сознательного управления учащимися своим развитием; -направление процесса самовоспитания и саморазвития; -организация рефлексивной деятельности учащихся, заставляющая анализировать и планировать дальнейшую образовательно-развивающую траекторию; -ознакомление учащихся с практическими приемами и методами совершенствования личности. Для решения этих задач собственно и были разработаны два дополнительных курса «Я - лидер» и «Технология самопредъявления». Они были созданы эмпирическим путем, при участии актива старшеклассников более 5 лет назад. В начале был создан психологический клуб «Я – лидер» с целью содействия саморазвитию учащихся, их самопознанию и самоанализу, для высвобождения творческого потенциала учащегося, осознания учащимися своих перспектив и целей, для оптимизации межличностных отношений. Этот курс решает первые две задачи программы «Самосовершенствование личности», помогает классным руководителям держать связь с психологической службой школы и системно, целенаправленно осуществлять психологическое сопровождение учащихся. Необходимость курса «Технология самопредъявления (моделирование Портфолио)» обусловлена желанием обучить ребят способам фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в определенный период их обучения и развития. Также этот курс поможет совершенствовать систему оценивания результатов обучения и воспитания в школе. Здесь решаются третья и четвертая задачи программы «Самосовершенствование личности». Учащиеся знакомятся с типами портфолио, осуществляют выбор индивидуального портфолио, формируют свою исследовательскую культуру и учатся документировать приобретенный опыт и достижения. Все это способствует правильному, с точки зрения науки, сопровождению учащихся на пути к успеху. Мы развиваем проектную деятельность. Ребята выполняют исследовательские работы под руководством учителей истории, литературы, биологии в сотрудничестве народным музеем села Гофицкого, преподавателями Малой академии наук г.Ставрополя. В школе действует школьное эколого - биологическое общество «Аист», ребята изучают экологические проблемы села, ищут пути их решения, изучают энтомофауну окрестностей, состояние уникального природного комплекса «Буруны», русла реки Медведки, зеленых насаждений на территории села и т.д. Литературный клуб «Встречи» пользуется популярностью и среди жителей села, здесь можно услышать сказки, стихи, написанные жителями села, песни в исполнении родителей, педагогов (они удивительно талантливые люди), главы администрации (лауреата Всероссийского конкурса художественной самодеятельности!). На этих встречах царит атмосфера добра и единения. Более 20-ти лет особой гордостью школы является сотрудничество с сельским краеведческим музеем, сама атмосфера которого как бы призывает каждого маленького человека стать личностью, важным звеном в цепи поколений. Важнейшая часть нашей совместной с музеем работы - написанная история родной школы с середины 19-го века до наших дней, в школе есть группа учащихся – экскурсоводам по залам музея, дети, под руководством педагогов и сотрудников музея работают с архивами, собирают экспонаты, данные для пополнения фондов музея, оформления тематических выставок. Ежегодный смотр-конкурс «Ученик года» позволяет выявить учащихся – лидеров, учащихся, пользующихся авторитетом среди сверстников и педагогов. У нас есть своя «Галерея звезд» - где помещаются портреты тех ребят, которые достигли новых высот в своей работе и получили признание окружающих. Мы гордимся территорией школы, ухоженной, красивой. Школьный двор - место спортивных состязаний, игр и развлечений, он является одной из лучших в районе площадок для работы по месту жительства с беседками, горками, качелями, турникетами, спортплощадками. Мы выстроили систему дополнительного образования в школе, органично связанную с учебным планом, профильным обучением и удовлетворяющую широкому кругу интересов и потребностей личности. Она представлена 36 кружками и группами по интересам. Это предметные кружки, школа красоты и грации «Жемчужина», студия пластики, театр эстрадных миниатюр, ВИА, класс гитары, спортивные секции, и др. Школьная телестудия «Капитошка» увлеченно снимает игровые фильмы. А телестудия «ШиК ТВ», в которой занимаются старшеклассники, готовит новостные программы о школьной жизни, документальные фильмы для показа по сельскому кабельному телевидению. Малыши снимают пластилиновые и рисованные мультики. О юных журналистах и телеоператорах рассказывал канал ОРТ в мае 2007 года. Особой популярностью пользуются и у мальчишек и девчонок кружки по робототехнике. Проект «Робот-спелеолог» стал победителем краевого этапа Всероссийского конкурса научно технического творчества, ребята представляли свою работу на выставке НТТМ в Москве в 2007г. Дети увлекаются дизайном и моделированием одежды, вяжут, шьют, занимаются в фото-студии, поют, танцуют и т.д. В школе уже много лет действует пресс-центр, впускающий журналы «Пролески», «Апельсин» и др., где ребята публикуют свои творческие работы. Каждый год проводятся выставки-бенефисы творческих работ отдельных учащихся, кружков и групп по интересам. Жизнь в школе не замирает до самого позднего вечера, а в 7 часов утра самые ранние и самые беспокойные ученики и учителя встречаются у порога. Дела!

И у каждого ребенка есть выбор! Ищи себя, пробуй, проживай в интересных и значительных делах и ситуациях, взрослей, становись гражданином!

Мы формируем воспитательное пространство, в котором ребенку, прежде всего, комфортно и у каждого есть возможность себя выразить, реализовать свои способности и таким образом сказать «Вот я какой!». Для наиболее полной реализации субъект – субъектных отношений, начиная с 1996года, действует интересная модель ученического самоуправления Школьная республика. Это одновременно и игра и серьезное дело, формирующее серьезную гражданскую позицию наших учащихся. Это очень эффективная форма развития индивидуальности. Ребята, которые являются членам ученического самоуправления школы, класса имеют гораздо более высокие показатели развития личностной и поведенческой активности, более устойчивые интересы, мотивацию к успеху. У них выше, чем у сверстников развиты самоконтроль в общении, самооценка деловых качеств, творческие способности. Президент Школьной республики-2006 Жиренкин Тимофей стал победителем I Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления, получил первую премию Президента РФ, Калашникова Мария - президент Школьной республики-2007 стала победителем краевого этапа II Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления. Мы интересуемся судьбой своих выпускников и рады слышать, что в своих учебных заведениях они занимают активную жизненную позицию, участвуют в студенческом самоуправлении, не испытывают при этом комплекса ученика сельской школы. Президент Школьной республики, избранный на этот пост в результате свободных демократических выборов, самостоятельно формирует президентский совет. Надо сказать, что ни один из президентов не ошибся в выборе товарищей по команде. И здесь не нужна подсказка взрослых потому, что есть ответственность, есть хороший пример предшественников. Как правило, это команда единомышленников (а не друзей), среди этих ребят есть инициаторы, которые умеют увлечь, повести за собой, есть хорошие исполнители, у которых тоже находится свой фронт работ. В чем роль взрослых, в том числе и моя? Я хорошо знаю своих детей и главное для меня, внимательно слушать их, обращать их внимание на те интересные идеи, которые они, как бы мимоходом, высказывают. Я и мои коллеги стараемся поддерживать ребячью инициативу, особенно ту, которая несет в себе хороший творческий потенциал, инициативу социальную, полезную окружающим, чтобы деятельность детского самоуправления не была только досуговой, и обязательно помогать реализовывать задуманное. Ведь дело, которое сами задумали и сами сделали, всегда приносит удовлетворение и тогда возникает у ребят желание идти дальше. Для наших воспитанников самоуправление это не воплощение принципа «Делаем то, что хотим», в Конституции школьной республики четко прописаны не только права жителей, но и их обязанности, ребята знают, что такое культура демократии. Каково взаимодействие ученического самоуправления с другими органами управления школой. Президент Школьной республики и координатор ученического самоуправления, отвечающий за связи с общественностью, как правило, это старшеклассник, экс-президент Школьной республики, входят в совет школы, являются членами районной организации школьников «Содружество». В течение 3 последних лет ученическое самоуправление активно сотрудничает с сельским социумом. Ребята находят поддержку, прежде всего, у главы администрации села, сотрудничают с социальной службой, сельским музеем, библиотекой, о чем приняты соглашения и составлены планы совместной работы. Инициатива детей по реконструкции сельского парка выросла в акцию «Процветай, село родное, украшая Ставрополье!». При поддержке главы села, родителей, организаций ребята построили детскую площадку, спортплощадку, реконструировали фонтан в парке, который «молчал» с 1975 года, разбили сквер у храма, посадили в парке более 200 деревьев и кустарников. Акция получила поддержку родителей и взрослых, на улицах села было высажено более 400 деревьев, расчищены места стихийных свалок. Этот проект ученического самоуправления в рамках акции «Я гражданин России» был признан одним из лучших в Ставропольском крае, у нас в гостях побывали корреспонденты НТВ, РТР, ОРТ, некоторых газет и краевого радио. Такое общественное внимание только окрылило ребят.

Президентский совет школы старается так вести свою работу, чтобы остался добрый след, полезное ДЕЛО,  новая ТРАДИЦИЯ.  По инициативе первого президентского совета с1996 года в школе проходят фестиваль военной песни с участием воинов в\ч 3709, Марафон добрых дел, День школьной моды, День бантиков (день школьной прически), День блестящих ботинок (день чистоты и порядка), день полного ученического самоуправления, праздник Цветов, День весенней капели. У нас есть еще один праздник –  День обслуживающего персонала. Два года назад президентский совет разработал Конституцию Школьной республики, внёс проект на всеобщее обсуждение.   Большинством голосов жителей школьной страны Конституция была принята. Теперь мы живем по законам, которые написали сами. Совет стал инициатором и социально-значимых акций. Во время акции «Подарок воину»  собрано более 400 книг для библиотеки военной части 3709. Успешно прошла акция «Игрушки - малышу»: накануне Нового года более 70-ти детей из малообеспеченных семей получили в подарок  игрушки от жителей школьной республики. Шефская помощь ветеранам войны и труда, инвалидам, фестиваль военной песни, военно - спортивные эстафеты, соревнования по баскетболу совместно с воинской частью, конкурсы на звание «Самый зеленый город», «Столица Школьной республики», спектакли, вечер встречи с выпускниками, Большой Благотворительный концерт, который прошел в этом году уже в 17-й раз, помогают ребенку сыграть разные роли,  найти дело по душе, получить признание окружающих. Мы считаем, что таким образом общественная активность в школе трансформируется в гражданскую позицию взрослого человека. 

Что мы имеем в результате? 76% наших учеников имеют оптимальный уровень социальной зрелости , высокий уровень креативности и самооценки.

68% из них имеют широкие содержательные интересы, а 89% -  ближайшими целями считают учебные цели. 

Мы тщательно следим за тем, как адаптируются наши выпускники во взрослой жизни. 97% выпускников продолжают обучение в ВУЗах и колледжах. Как показал опрос наши ребята не испытывают затруднений в общении, недостатка в знаниях, и они, как правило, занимают активную жизненную позицию. Уровень качества знаний по профильным предметам в старших класса составляет 56-60 %. 95% 9-классников не уходят из школы, а выбирают профильное обучение в старшей ступени нашей школы. Более 40 учащихся – участники и 6 из них – победители краевых предметных олимпиад, 5 выпускников школы стали обладателями престижной Потанинской стипендии, они вошли в 1000 лучших студентов России. Среди наших учащихся дипломант краевого конкурса молодых исполнителей, победители краевого конкурса «Утренняя звезда Ставрополья», дипломант Всероссийского конкурса авторской песни, победители районных и зональных соревнований по шахматам, волейболу, баскетболу, футболу. Два учителя нашей школы стали победителями районного конкурса «Учитель года», школа- призер краевого конкурса школьных дворов, дипломант 1-го и 2-го Всероссийских конкурсов моделей ученического самоуправления, лауреат нескольких конкурсов экспериментальных площадок, обладатель титула Лидер качества Ставрополья. Классный руководитель нашей школы призер краевого конкурса «Самый классный классный». Директор школы- победитель Всероссийского конкурса «Лидер образования - 2004». Школа является федеральной апробационной площадкой в проекте НФПК «Информатизация в системе образования». В сентябре 2007 года мы принимали гостей – экспертов Национального фонда подготовки кадров и Миссии банка реконструкции и развития, которым понравилось многое в нашей школе, но главное, они отметили, что дети открыты к диалогу, уверенны в себе и в своем будущем, компетентны во многих областях, и гордятся своей школой, ощущают себя одной командой, единым целым. В нашей школе разработана и эффективно действует система психологического сопровождения воспитательного процесса. Совместно с педагогами психологи анализируют школьную среду с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития детей, систематически отслеживают психолого – педагогический статус ребенка и динамику его развития. Мы пользуемся банком методик и коррекционно-развивающих программ для классных коллективов, отдельных учащихся и групп учащихся, что позволяет внедрять определенные мероприятия, формы и методы работы, которые формируют условия и среду, комфортную для успешного развития индивидуальности. Для оценки эффективности воспитательного процесса, определения уровня развития личности мы пользуемся стандартизированными методиками, но и учитываем экспертную оценку. Она, конечно, является субъективной, но без неё не обойтись, ведь экспертную оценку результатов воспитательной деятельности дают непосредственные участники воспитательного процесса: дети, педагоги и родители. Традиционны мониторинги по определению уровня воспитанности учащихся, индекса групповой сплоченности классного коллектива, уровня комфортности в классе, группе по интересам. Для диагностирования личностных качеств мы используем методику выявления творческих способностей по Рошару, методику определения уровня развития дивергентного мышления, уровня креативности, уровня поведенческой активности по Л.И.Вассерману, диагностику оценки самоконтроля в общении Снайдера, методику «Карта интересов» Голомштока, методику самооценки деловых качеств, методику диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса и другие. Системное и глубокое диагностирование хода воспитательного процесса, его промежуточных и итоговых результатов позволяет находить более эффективные формы и методы воспитания и развития наших учащихся. Наша школа объединяет взрослых и детей, мы вместе живем и работаем, учимся и учим, и этот процесс можно назвать взаимодействием. Нам интересно вместе потому, что это наше общее дело, мы коллектив единомышленников и ярких индивидуальностей.

Наша школа - для всех, в ней нет плохих и хороших. Мы все - одно дерево, с одним корнем.

                                                                                             Батищева Н.А.