Всегда ли так страшен Интернет?

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Всегда ли так страшен Интернет?

Когда взрослые начинают рассуждать о деятельности школьников в Интернет, то чаще всегда сразу занимают негативную позицию.

Но всё ли так плохо? А что мы – взрослые сделали для того, чтобы Интернет был чаще полезен и безопасен детям? Ввели фильтрацию в школах? А как фильтровать то, куда они заходят со своих мобильных телефонов и домашних компьютеров? Мне кажется, что метод запретов в нашей стране применялся достаточно часто и приводил не к тем результатам, которые нам хотелось бы достичь. Может быть, стоит показать детям разный Интернет?

В этом направлении школа начала двигаться все активнее. Для школьников очень важно, чтобы те инструменты, которыми они пользуются ежедневно, нашли свое применение для решения ученых задач. Поэтому важно включить эти инструменты в деятельность в созданной педагогами образовательной Интернет-среде.

Учитель продумывает и создает пространство в сети, в котором учащиеся могут сохранять и систематизировать фотоизображения, размещать звуковые записи и видеозарисовки. Дневниковые записи могут быть опубликованы практически в момент их написания. Полевой журнал превращается в увлекательную трансляцию с места событий. Роль читателя из пассивного созерцания может перейти к тому, что он будет комментировать путешествие и давать "живые" советы.


Гео-сервисы предоставляют возможность добавления собственных картографических объектов (точек, маршрутов, треков, полигонов) и предоставления к ним доступа через сеть интернет. Информация, предоставляемая гео-сервисами может оперативно изменяться, например она может отражать меняющиеся погодные условия в реальном режиме времени.


Можно сформировать единый центр хранения и обработки информации в виртуальном офисе Гугл, что помогает экономить время, работать в удобное время, не зависеть от расписания занятий, иметь доступ к актуальным материалам в любое время. Учитель же может наблюдать за процессами, происходящими в группе, классе на этапах анализа проблем, выработки решения, распределения обязанностей, планирования работы и видеть вклад каждого в общий результат.


Я учитель биологии и считаю, что изучение этого предмета без реальной деятельности в природной среде вряд ли возможно. На экскурсиях, в экспедициях все чаще применяются современные технические средства и инструменты, сервисы Интернет. Летом 2007 года учащиеся с педагогами Серёдкинской школы Псковской области участвовали в краеведческой экспедиции, а так же 15 учащихся школы № 175 г. Нижнего Новгорода приняли участие в учебной экспедиции «Пустынь-2007», проходившей в Арзамасском районе Нижегородской области под руководством учителей школы и преподавателей НГПИ. Участниками экспедиции в качестве инструментария использовались ноутбуки, а также ряд устройств и сервисов, позволявших фиксировать и обрабатывать данные, получаемые в ее ходе школьниками:

  • мобильный телефон, с помощью которого по протоколу GPRS осуществлялось подключение к Интернет;
  • GPS-устройство, коммутируемое с компьютером. С его помощью пользователь мобильного компьютера имеет возможность отображения собственного положения в геосервисе. На практике режим отслеживания географической позиции в реальном режиме времени реализовался с помощью программного средства OziExplorer;
  • цифровая метеостанция, которая устанавливалась в базовом лагере экспедиции, подключалась к компьютеру и с заданным интервалом производила запись метеопараметров. Один из участников экспедиции брал на себя функцию метеоролога и следил за изменениями параметров атмосферы;
  • цифровой диктофон – с его помощью велись дневниковые записи, после чего на странице вики-вики выкладывалась ссылка на аудиофайл;
  • цифровой фотоаппарат. Фотографии выкладывались на веб-страницу дневника экспедиции, например http://picasaweb.google.ru/oksgip/Foto_expedicia
  • геосервисы, позволяющие добавление собственных картографических объектов (точек, маршрутов, треков, полигонов) и предоставление к ним доступа через сеть Интернет (веб-сервис http://www.maps.google.com и программный клиент сервиса «Планета Земля» http://earth.google.com).
  • вики-вики сервис, который позволял в реальном режиме времени публиковать дневниковые записи, создаваемые коллективом участников. Каждый участник экспедиции отвечал за свой сектор информации и отображал его в совместной публикации. Содержание личных блогов участников включалось в вики-вики страницы посредством RSS. В качестве вики-вики использовался популярный российский сервис http://letopisi.ru


Современные средства и инструменты, которые доступны учителю и обучающемуся в ИКТ-насыщенной среде, в том числе с использованием Интернет, позволяют сделать процесс обучения более гибким, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого конкретного школьника.


Развитие информационного общества обусловливает усложнение образовательной деятельности, в результате появляются потребности в активизации деятельности школьника, обеспечении его растущей интерактивности, расширении форм его социального и культурного опыта. В образовательной деятельности обучающегося все большее значение приобретают следующие компоненты:

  • самостоятельное конструирование личностных знаний средствами новейших технологий самообразования;
  • самостоятельное приобретение индивидуального опыта (жизненного и экспериментального); *мотивированная организация собственной образовательной практики (практическая деятельность в целях образования).

Мнение школьника

Нам очень понравилось работать в экспедиции мы в режиме реального времени при помощи GPS-навигаторов замеряли точки, через мобильный телефон и ноутбук выходили в интернет, и на сервисе Google Maps отмечали эти точки на карте. Важным было и то, что на Google Maps мы отмечали деревни, которые до нас на ней не существовали. С помощью Picasa эти карты оживали т.к. скопившиеся фотки мы прикрепляли к тем местам на карте, где они были сделаны. Тем самым карта наполнялась лицами, нашими эмоциями и впечатлениями. Но самый главный плюс подобного типа работы в том, что все, то что мы узнали, не забылось и не потерялось, а практически сразу увековечено в сети. Андрей Петров, участник экспедиции, Середкинская школа Псковская область



В заключении я хочу отметить. Важно показывать хорошие примеры, показывать полезные способы действия и возможности для самообучения, развития. Нужна альтернатива и тогда, я уверена, все чаще дети будут в Интернете получать пользу.

Как раз в тему в скайп-чате для обучающихся социальных педагогов 20 ноября 2008 г Александр Лобок высказал мнение:

[14:02:02] АлександрЛобок говорит: Кстати, не соглашусь с тем, что для детей интернет - это только игры и чаты. В интернете есть очень много вполне вменяемых детей, которые ведут потрясающе интересные дневники и готовы вступать в глубокое, содержательное общение со взрослым миром. Вот только взрослым зачастую это почему-то не интересно.Или взрослые просто не подоревают о существовании такой реальности, видя лишь "пену" интернета.