Город Радости

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

Содержание

Автор

Понеделко Юлия Федоровна,

педагог дополнительного образования

Актуальность

Сегодня мы находимся в процессе изменения представлений о способностях, потенциале и целях человека. Рождается новое видение возможностей и сути человечества в целом, формируется новый взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную систему. В современных педагогических концепциях образованность рассматривается как развитость разнообразных способностей системного характера, как высокая степень их продуктивности. Такой подход к пониманию «образованности» предполагает моделирование системы образования, в которой главенствующую роль занимала бы не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности в современном социуме. Это находит отражение в Федеральной Целевой Программе Развития Образования на 2006-2010 годы, где одним из приоритетных направлений определено развитие системы предшкольного образования детей с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. Расширение образовательного пространства связано с тем, что ситуация перехода из дошкольного детства в школьное сопряжена с определенными адаптационными стрессами и трудностями для ребенка.

Научное обоснование

Проблемы адаптации с различных позиций исследовали в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Одни авторы считают, что формы адаптации осуществляются спонтанно, не осознаются человеком или являются недостаточно осознанными, а, следовательно, не подвластны целенаправленному контролю. Однако значительная часть ученых придерживаются мнения, что адаптационные процессы не только контролируется, но и являются предметом целенаправленного проектирования в педагогическом процессе. С точки зрения гуманистической педагогики (А. Маслоу, К. Роджерса), ребенок рассматривается как самоценное, саморазвивающееся, естественное, а потому социально и биологически сложное, динамичное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь «вписаться в нее», т.е. создать определенные условия, обеспечивающие его развития. Исходя из выше изложенного, в педагогической деятельности определяются три основных направления:  обеспечение развития внутренних установок, потребностей, способностей через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты;  создание благоприятных внешних условий для психического и физического существования и развития ребенка;  организацию специфической микросоциальной среды (межчеловеческие отношения, творческая деятельность, общение, психологический климат и т.д.), способствующей адаптации ребенка к реальным социокультурным условиям бытия. Выход на понимание педагогами сущности процессов адаптации и развития с позиции гуманистической парадигмы предполагает интегрирование общеобразовательных, развивающих, адаптирующих задач в рамках профессиональной деятельности. Особенно важно построение педагогического процесса на основе принципов целостности и интеграции в период дошкольного периода, что обуславливается психологическими особенностями развития детей данного возраста. Дошкольный возраст - важный период становления и развития личности: появляется определенный уровень активности, самостоятельности, творчества, накапливается опыт решения определенных умственных и практических задач, умение учитывать позиции другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели, т.е. вырабатываются общие свойства личности, необходимые для самореализации в любом виде деятельности. Следовательно, определяющим условием развития детей дошкольного возраста является интеграция различного уровня в процессе организации жизнедеятельности детей.

Я в мире и мир во мне

С целью обеспечения условий, способствующих формированию индивидуальной траектории развития и становления личности ребенка дошкольного возраста, во Дворце творчества детей и молодежи г.Ростова-на-Дону в рамках экспериментальной деятельности был разработан проект «Я в мире и мир во мне» (Абраухова В.В., Овсянникова Н.П., Степовая В.С.), реализация которого предполагает комплексное образование детей 5-10 лет в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования. «Я в мире и мир во мне"

"Город радости"

Одним из участников проекта является детское объединение «Город Радости» (руководитель: Понеделко Ю.Ф.). Педагогами объединения апробируется интегративная модель развития личности детей дошкольного возраста. В основе интегративной модели лежит понятие «поле активности», под которым понимается некое жизненное пространство возможных событий, способных повлиять на развитие личности человека. Учитывая психологические особенности развития дошкольника, в модели были выделены следующие «поля активности»: игра, творчество, общение, обучение. В игре формируются два основных психических новообразования этого возраста, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, что выводит ребенка в другое поле активности - творчество. В дошкольном детстве творчество является универсальной и естественной формой жизнедеятельности и освоения окружающего мира. Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, родителями, педагогами, взрослыми и другими детьми. Поэтому «поле общения» является необходимой составляющей частью модели развития личности дошкольника. Векторным, т.е. обеспечивающим приемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, полем активности в нашей модели выступает обучение. Ребенок, погружаясь в «поля активности», которые наполнены различными событиями, получает возможность накапливать индивидуальный опыт отношения к миру и самому себе и строить свой образ мира, расширяющий и углубляющий его возможности и способности.

Структура

Предметная структура данной модели представлена образовательными программа ми, обеспечивающими освоение различных социокультурных пластов образования («Аз. Веди», «Вместе весело считать», «Teddy Bear», «Живая природа», «Мир сказок», «Учусь творить», программа психолого-педагогического тренинга).

Механизм реализации

Механизмом реализации модели является проектная деятельность, которая интегрирует в образовательном процессе различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную игровую, творческую. Так, например, проект «Игры звуками» (разработчик Светличная Н.Е.) направлен на развитие активной позиции ребенка средствами музыки. Реализация проекта «Хочу все знать» (разработчик Ломакина Л.В.) создает условия для того, чтобы развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития, важный источник получения представлений о мире. Игровой проект «Парк развлечений» (разработчики Понеделко Ю.Ф., Шиптенко Н.В.) ориентирован на создание условий для эмоционального развития личности ребенка. Проект «Дорогу осилит идущий», разработанный педагогом- психологом Н.С. Шамаевой, предполагает организацию психолого-педагогических занятий с родителями, направленных на формирование и развитие навыков взаимодействия с детьми, что способствует, в свою очередь, социальному развитию детей. Разработка и реализация совместных проектов детей и родителей в творческой мастерской «Твори, выдумывай и пробуй» позволяет укрепить связи между поколениями в семье, создать условия для расширения коммуникативного пространства между педагогами, родителями и детьми, обеспечить не только насыщенность социальной среды эмоционально значимыми событиями и поступками, но и их совместное проживание с близким взрослым.

Результаты

В результате проектной деятельности в образовательном процессе обеспечивается интеграция различного порядка в: предметных областях образовательного процесса; «полей активности» как целостное пространство жизнедеятельности ребенка, деятельности всех субъектов образовательного процесса (педагог-ребенок - родитель); зонах «ближайшего развития» ребенка и взрослого. Таким образом, использование данной интегративной модели обеспечивает условия личностного развития дошкольника, помогает успешной адаптации ребенка и занять позицию активного взаимодействия с социумом.