Групповое консультирование Архетип учителя

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема мероприятия

Архетип учителя (Проблемы толерантности в школе)

Целевая группа

Представители администрации учебного заведения, учителя-предметники, педагоги-психологи, соц. педагоги (педагогические работники).

Время необходимое для проведения мероприятия

Один день (5 - 7 часов) (каникулярное время или любое другое свободное от работы, быта, профессиональной и семейной жизни время), посвященный самой (самому) себе.

Авторы-разработчики (форма реализации)

Самохин Олег Вилорьевич, Медведев Александр Сергеевич, Лисицына Елена Анатольевна (групповая форма проведения)

Краткая аннотация к мероприятию

Архетип – это врожденный стереотип человеческого поведения. В ситуации человек действует в соответствии со скрытой в нем фундаментальной схемой, типичной для каждого человека.
Архетипы имеют два полюса, поскольку в основе архетипа лежат полярности. Одним из таких архетипов является архетип учитель - ученик (целитель и пациент). Когда ребенок идет в школу, проявляются черты архетипа учитель-ученик.
Образно говоря, ученик содержит в себе черты учителя, а учитель – черты ученика. Архетипические полярности взрослого и ребенка являются основным привлекательным аспектом педагогической профессии. Часто плохо отзываются о некоторых учителях, которые, кажется, полностью утратили детские черты.
Из этого следует вывод, что «хороший» учитель, в какой-то степени, ощущает себя самого ребенком. Наличие в его психике двух полюсов архетипа гарантирует ему успех и взаимопонимание в работе с учениками. Секрет этого успеха кроется в поощрении у ребенка взрослого начала.
Данное мероприятия направлено на осознание своего архетипического комплекса ребенка и дальнейшей проработки возможных проблемных моментов в индивидуальной или групповой очной форме, с целью коррекции синдрома эмоционального сгорания у педагогических работников (если таковой обнаружиться).

Проблема и её обоснование

Современная система образования предъявляет очень много требований к педагогическим работникам (профессиональные умения, личностные качества, правовые знания, временные затраты и т.п.), при том, что вопросы "облегчающие жизнь" педагогов решаются далеко не соразмерно вопросам "усложняющие жизнь".
Кроме внешних факторов на педагогических работников, так же оказывает деструктивное влияние организация личностных качеств, таких как теневая организация архетипических комплексов или же слабая связь или же отрицание данных архетипов (в частности архетипа ребенка).
Деструктивная организация личности педагогических работников отрицательным образом влияет на образовательный процесс (по большей мере воспитательный) учащихся, что в свою очередь, оставляет негативный осадок от выполняемой деятельности работников образования.
Таким образом система образования таких работников представляется как уничтожающий уроборос: личная или профессиональная неудовлетворенность - порождает угнетение детей, угнетенные дети - не способны к самоактуализации,дети не способные к самоактуализации - порождают осознание (или же догадки - как бессознательные проявления, в виду активности механизмов защиты) профессиональной или личной несостоятельности, осознание или "догадки" профессиональной или личной несостоятельности - ведет к профессиональной или личной неудовлетворенности, личная или профессиональная неудовлетворенность - порождает угнетение детей, угнетенные дети - не способны к самоактуализации,дети не способные к самоактуализации...
Такое положение вещей приводит к формированию синдрома эмоционального сгорания (СЭС), коррекцию, которого можно провести при очных встречах.
Задуматься и проанализировать свои предпосылки к формированию СЭС и призван данный проект.

Базовая идея

Проведение данной групповой консультации является, косвенной, профилактикой синдрома эмоционального сгорания (СЭС) ибо решение проблемы начинается с ее распознания. В ходе проведения консультации участники делятся своими переживаниями, знакомятся с представленной литературой и выполняют предложенные задания, тем самым расширяя границы видения причин своего поведения в той или иной ситуации.

Цели, задачи мероприятия

Цель:
- представление участникам структуры архетипа ребенка и его влияние на профессиональную и личностную сферу;
- мотивация участников на индивидуальную или групповую очную работу

Задачи:

  1. Диагностика уровня тревожности.
  2. Информирование об архетипах в структуре человеческой психике.
  3. Описание архетипа ребенка и его влияние на профессиональную и личную жизнь.
  4. Предоставление возможности поделиться своими переживаниями из профессиональной или личной жизни.
  5. Формирование банка ресурсов профилактики СЭС.
  6. Описание работы психотерапевтической сессии или групповых очных встреч.

Используемые методы, приемы, технологии

- психодиагностика;
- групповая работа;
- дискуссии;
- рефлексивный анализ (шеренг);

Новизна

В условиях большой занятости и отсутствия информации работники образовательных учреждений не всегда способны отреагировать на очные семинары данной направленности. Поэтому дистанционная форма работы, раскрывающая, подходы в работе с СЭС является наиболее безопасным и экономичном (в плане времени) средством раскрытия сути и отражения принципов работы по СЭС.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

  • блог (промежуточная оценка и рефлексия мероприятия);
  • wiki (среда проведения консультирования);
  • doubleboard (снятие эмоционального напряжение, активация творчества);
  • youtube (копилка ресурсов профилактики СЭС);
  • анкетер (скрининг участников консультирования);
  • google документы (копилка ресурсов профилактики СЭС, психодиагностика).

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Возможность в удобное время ознакомиться с ходом мероприятия и возможность участия территориально отдаленных участников.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Форма работы предполагает безоценочное участие, так что каждый участник будет иметь возможность соприкоснуться со своими переживаниями и принять участие в конструктивном обсуждении переживаний других участников.

Ожидаемые результаты

  1. Выявление уровня тревожности участников (результаты доступны только индивидуально).
  2. Сформированное представление о теории архетипов (в частности архетипа ребенка) и влияние представленной структуры личности на профессиональную и личностную сферу жизни человека (в частности работника системы образования).
  3. Созданние копилки разнообразных способов и методов профилактики СЭС.
  4. Информирование о возможности получения очной консультации или групповой формы проработки и коррекции СЭС.

Предполагаемые сроки реализации

15 мая 2010г.
(Если пролонгировать проект, то можно, немного модернизировав его, проводить в конце каждого триместра с заданными темами описания случаев из практики и изменения информационного блока, создавая архив мероприятий. Привлекая как старых, так и новых участников и ведущих).

Ресурсы, необходимые для проведения

Материально-технические:
- ПК;
- доступ в интернет;

Временные:
- наличие свободного времени.

Личностные:
- любознательность.
- открытость
- толерантность
- высокий уровень критичности

Ход мероприятия

  1. Анкетирование участников с целью выявления ожиданий об участии в проекте;
  2. Проведение психодиагностики "Выявление уровня тревожности" (ИТТ)
  3. Рисование символики, атрибутики или образа ребенка ("светлого" и "темного")
  4. Знакомство с понятиями и литературой по темам "Архетипы", "puer aeternus", "мифологемы", "Архетип раненого целителя";
  5. Представление участниками примеров из педагогической практики, в которых они были неуспешны и успешны;
  6. Разбор участниками представленных примеров из педагогической практики коллег (здесь планируется привлечение коллег с сообществ и форумов аналитической направленности для комментария примеров) - все примеры носят анонимный характер, комментарии по желанию могут быть подписаны или же опять носить анонимный характер (при условии конструктивной направленности);
  7. Раскрытие симптомов СЭС и некоторых приемов работы по профилактике;
  8. Составление, участниками, ресурсов профилактики СЭС;
  9. Раскрытие специфики работы по коррекции СЭС;
  10. Рефлексия мероприятия, пожелание участников - участникам.

Критерии и способы оценки эффективности

  1. промежуточная обратная связь от участников;
  2. рефлексия мероприятия;
  3. сопоставление кол-ва зарегистрировавшихся, активно принимающих участия и завершивших участников;
  4. конструктивная направленность комментариев по ходу реализации проекта;
  5. минимальное кол-во "дежурных фраз" как в промежуточной обратной связи, так и в рефлексии и комментариях;
  6. пожелания участников дальнейшей работы по заданной теме.

Основной критерий эффективности - активное участие всех посетивших мероприятие.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Дальнейшая работа по заявленной теме предполагает очные встречи (индивидуальные или групповые).

Дальнейшая же работа по представленному направлению возможна в виде изменения темы теоретической части и некоторых дополнений и изменений практического блока, а так же привлечение новых участников, экспертов и ведущих. Так же возможен вариант, при последующей очной встречи участников данного мероприятия, опубликовать программу очных встреч и рекомендовать ее для проведения в других регионах.

Использованная литература

  1. Юнг К.Г., Божественный ребенок, М., АСТ, 1997
  2. Юнг К.Г., Подход к бессознательному//Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991
  3. Юнг К.Г. Психология архетипа ребенка//сбоник статей Структура психики и процесс индивидуации
  4. Холлис Д., Мифологемы, М., Класс, 2009
  5. М.-Л. фон Франс., Puer Aeternus, М., Класс, 2009
  6. М.-Л. фон Франс., Психология сказки, С-Пб., Б.С.К., 1998
  7. Гуггенбюль-Крейг А., Наивные старцы, С-Пб., Б.С.К., 1997
  8. Шварц-Салант Н., Нарциссизм и трансформация личности, М., Класс, 2007
  9. Кемпбелл Д., Тысячаликий герой, М., АСТ, 1999
  10. Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна, М., Класс, 2000
  11. Самохин О.В. Проблемы толерантности в школе или архетипы учителя

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

  • поисковые системы;
  • on-line словари;
  • форумы и сообщества юнгианских аналитиков.
  1. В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.
  2. Юнг К.Г. Психология архетипа ребенка//сбоник статей Структура психики и процесс индивидуации
  3. Самохин О.В. Проблемы толерантности в школе или архетипы учителя
  4. Зинаида Шейнфельд Как поживает Ваш ребенок? Журнал Психология для всех
  5. Какой внутренний ребенок живет в тебе
  6. Юнг, Карл Густав "Божественный ребёнок"


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.

На страницу Задание и итоги I этапа