Групповое консультирование родителей Психологический климат в семье как основа формирования личности

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Групповое консультирование родителей Психологический климат в семье как основа формирования личности


Содержание

Тема мероприятия

Психологический климат в семье как основа формирования личности


Целевая группа

родители учащихся 5-7 классов

Время необходимое для проведения мероприятия

1 час

Автор(ы)-разработчик(и), форма реализации (индивидуальная)

педагог-психолог Захарова Светлана Вячеславовна

Краткая аннотация к мероприятию

Главная цель группового консультирования' - формирование родительской компетентности, их заинтересованности в правильном воспитании детей. Групповое консультирование проводится с целью ознакомления родителей с такими понятиями, как "психологический климат". Родители познакомятся с важнейшими признаками благоприятного психологического климата в семье, узнают о типах семейного взаимодействия, выяснят, какие факторы влияют на характер взаимоотношений между детьми и родителями. Также они смогут познакомиться с целью дальнейшей профилактики с причинами семейных конфликтных ситуаций.

Проблема и её обоснование

В настоящее время отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоянии. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным . Это в свою очередь отразится на формировании личности ребёнка.

В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, алкоголизм и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение.Таким образом, все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи. Важно ознакомить родителей с особенностями благоприятного климата в семье, оказания им психологической поддержки.

В результате проведенной работы я планирую следующие результаты: повышение психологической компетентности родителей,улучшение психологического климата в семье

Базовая идея

Все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи. Важно ознакомить родителей с особенностями благоприятного климата в семье, оказания им психологической поддержки.

Групповое консультирование родителей проводится с целью повышения их психологической компетентности ,улучшения психологического климата в семье, что прямым образом отразится на формировании личности ребёнка.

Цели, задачи мероприятия

Цель - психологическое просвещение родителей с целью улучшения психологического климата в семье как основы формирования личности.



Задачи - - способствовать формированию у родителей четкого представления о семье и её функциях, психологическом климате, типах семей, различных стилях общения,показать типичные профили родительского отношения и их влияние на ребёнка.

Используемые методы, приемы, технологии

Опишите какие методы, технологии используются вами в ходе мероприятия. Используемые методы, приёмы, технологии должны соответствовать поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям целевой аудитории. И обязательно быть экологичными, то есть они не должны нанести вред участникам и вступать в разрез с кодексом психолога и законодательством РФ. Методы:

1. Беседа с родителями

2. Наглядные средства

3.Анкетирование


Приемы

1. Диагностический прием

2. Побуждение


Технологии

1. ИКТ

Новизна

Данное групповое консультирование отличается от традиционных прежде всего использованием интернет-технологий, что позволяет предоставлять наглядную информацию и привлекать более широкую аудиторию родителей.

Используемые Интернет-сервисы и их роль в мероприятии

Данная групповая консультация включает в себя презентацию Документов Google

Этот документ опубликован на веб-сайте. http://docs.google.com/present/view?id=dhtq99ns_195hdzhd3hs

Диагностика родителей: http://www.eti-deti.ru/vzr-test/155.html

Обсуждение данной темы на форуме школьного сайта: http://forum.edusite.ru/f4949/index.php?topic=8.0

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Презентация,выполненная с помощью интернет-сервисов, позволяет сделать консультирование более наглядным,ярким. Особенно она поможет тем родителям,которые не смогут посетить консультацию,они смогут посмотреть её,используя Интернет, дома.Возрастёт статус психолога в школе.Также появится новая форма психопросвещения родителей с помощью интернет-сервисов.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Родители смогут пройти тестирование,определить психологический климат в семье.Те родителям, которые испытывают трудности в общенинии,могут продолжить разговор с психологом на школьном форуме.

Ожидаемые результаты

После проведения групповой консультации родители могут более подробно ознакомиться с презентацией по теме в Интернете, познакомиться с указанной литературой, тем самым пополнить свой багаж знаний

Предполагаемые сроки реализации

Подобную групповую консультацию целесообразно проводить в начале учебного года

Ресурсы, необходимые для проведения

Персональный ПК,проектор, Интернет, время.

Ход мероприятия

1.Введение Знакомство с информацией о целях, задачах, плане проведения мероприятия

Здравствуйте, уважаемые родители! Я,педагог-психолог психолог Захарова Светлана Вячеславовна. Мне бы хотелось поговорить с вами на тему, которая для Вас будет полезна, интересна и познавательна. Это тема:" Психологический климат в семье как основа формирования личности". Давайте выясним,как психологический климат в семье влияет на личность ребёнка. Попробуем в этом разобраться.Более нагляднл это сделать поможет нам моя презентация, с которой вы сможете познакомиться более подробно на веб-сайте http://docs.google.com/present/view?id=dhtq99ns_195hdzhd3hs


Психологический климат

( от греч. klima-наклон)

 Качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

 Синоним- Психологическая атмосфера

 Синоним- Микроклимат

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в семье:

 Доверие

 Высокая требовательность членов семьи друг к другу

 Доброжелательная и деловая критика

 Свободное выражение собственного мнения

 Высокая степень эмоциональной включённости и взаимопомощи

 Ответственность за состояние дел в семье

Типы семейного взаимодействия:

 положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;


 амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;


 отрицательные взаимоотношения связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми


Факторы, воздействующие на характер взаимоотношений между детьми и родителями:

 особенности личности родителя (экстраверсивные-интровертивные, уверенные - неуверенные, тревожные и др.) и формы его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);


 особенности личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.) и формы его поведения (адекватное - неадекватное отражение ситуации и др.);


 психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей;


 нравственно-эмоциональная атмосфера в семье;


 применяемые родителями и другими взрослыми средства воспитательного воздействия;


 степень включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;


Структура причин семейных конфликтных ситуаций:

Причины конфликтов:

 Употребление алкоголя

 Материальные затруднения

 Неудовлетворительные жилищные условия

 Вспыльчивый характер супругов

 Проблемы с воспитанием детей

 Невыполнение супругом работы по домашнему хозяйству

 Конфликты с родственниками

Полезная ссора

 Если возникли серьезные разногласия, значит прежние отношения не устраивают, и они нуждаются в корректировке.

 И это хорошо!

 Для ссоры нужно выбрать место и время. Нельзя ссориться в присутствии детей, родственников, когда ожидаете гостей или собираетесь на работу.

 Ссора должна происходить по поводу конкретного события. Нужно сообщить супругу, что именно вас не устраивает в прежних отношениях.

 Прежде, чем начинать выяснять отношения, начинающий ссору должен четко знать, чего он хочет с её помощью добиться.

 Целью ссоры является не поражение противника, а совместное решение проблемы.

Ссора предполагает соблюдение правил честной игры:

 Говори то, что чувствуешь.

 Признай свои ошибки.

 Найди в другом что-нибудь хорошее.

Помните!  Ребёнка высмеивают- он становится замкнутым.

 Ребёнок живёт во вражде- он учится быть агрессивным.

 Ребёнка постоянно критикуют- он учится ненавидеть.

Ребёнок растёт в упрёках- он учится жить с чувством вины

Ребёнку необходимо  5 объятий - для выживания

 10 объятий- для поддержки

 15 объятий- для для роста и развития

Дети нуждаются в нашей любви!


2. Диагностика.

Родители проходят тестирование и имеют возможность определить психологический климат семьи

Диагностика : http://www.eti-deti.ru/vzr-test/155.html


3.Рекомендации психолога

На рекомендуемых сайтах родители могут ознакомиться с информацией на данную тему

http://family.loveinfo.ru/soczialno-psihologicheskaya.sushhnost.semi.psihologicheskij.klimat.html

http://www.eti-deti.ru/vzr-test/155.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья

http://forum.edusite.ru/f4949/index.php?topic=8.0

4.Заключение

Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении, на формировании его как личности

Критерии и способы оценки эффективности

Критерий оценки - повышение родительской компетентности. Способы оценки - рефлексия участников группового консультирования,отзывы и комментарии на форуме школьного сайта.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

1 Индивидуальные консультации по итогам тестирования

2 Создание родительского клуба "Семь-я"

3. Обсуждение данной темы на форуме школьного сайта

Использованная литература

Гиппенрейтер Ю.Б."Общаться с ребенком. Как?" http://www.koob.ru/gippenreiter_yuliya/

Байярд Т. и Бойярд Д. «Ваш беспокойный подросток .Практическое руководство для отчаившихся родителей». http://libraries.allbest.ru/psychology/77192.html

Ильин.В. « Археологоия детства.Психологические механизмы семейной жизни» http://libraries.allbest.ru/psychology/78009.html

Использованные в ходе мероприятия Интернет-ресурсы

http://family.loveinfo.ru/soczialno-psihologicheskaya.sushhnost.semi.psihologicheskij.klimat.html

http://www.eti-deti.ru/vzr-test/155.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья

http://forum.edusite.ru/f4949/index.php?topic=8.0

Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.