Деловая игра по моделированию деятельности модераторов сообщества Соцобраз/Йошкар-Ола 19 мая 2010

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Встреча - это только начало.Сплоченность - это прогресс.Сотрудничество - это успех. Г. Форд

В программе Всероссийской научно-практической конференции "ИТО-Марий Эл-2010" http://iso.marsu.ru/conference/ito2010/


Содержание

ЦЕЛЬ

Сформировать представления о ключевых областях управления сетевым педагогическим сообществом

Из интервью с А.Волковым:

  • Вопрос: Каковы основные признаки российской аудитории (сетевых сообществ), отличающие её от пользователей с Запада?
  • Ответ: Все отличия привычны: люди гораздо менее открыты друг к другу в целом, но дружат при этом насмерть. Почти всегда наши люди в большей степени самостоятельны, они слабо поддаются вовлечению в сообщество. Иногда кажется, что дело в особенностях культуры, которая в первую очередь ориентирует людей на решение задач, а не на общение и объединение по интересам.

Задачи:

  • Актуализировать ожидания (потребности) всех участников сообщества в условиях сетевого взаимодействия,
  • Выявить проблемы, интересующие целевые группы (социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, школьных психологов, родителей) сетевого сообщества СоцОбраз для обсуждения в сетевых сообществах, обозначить пути и способы их обсуждения и решения в сети, в рамках работы сообщества.
  • Выработать идеи для развития сообщества, модели деятельности модераторов сообщества Соцобраз.

Разминка (5 минут)

Задание "Определения, принципы, стратегия поведения" (10 минут)

1) Ведущие представляют определения понятий (Раздатка №1 ):

  • Модератор
  • Комьюнити-менеджер
  • Активатор
  • Консультант

2) Участники знакомятся с основными принципами построения сообщества

  • Принципы построения сообщества
    • определение целевой аудитории сообщества
    • определение идеи сообщества
    • выделение\приглашение лидеров мнений (консультантов, ведущих дискуссий)
    • продумывание стимулов для общения аудитории
    • предложение примеров реализации
    • предложение примеров тем, которые вызовут дискуссии
    • выявление форм поддержания дискуссии и направление их в нужное русло

3) Участники предлагают стратегии поведения модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, активатора сообщества для реализации каждого принципа построения сообщества (или так: определите роль (место) модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, "активатора" сообщества для реализации каждого принципа построения сообщества)

4) Участники знакомятся с выдержками из статьи А. Волкова ( Раздатка №2 ) "Чтобы людям было хорошо внутри сообщества", корректируют или добавляют новые правила

  • Определите ключевыми словами, фразами основные функции активных участников сообщества (можно обратиться к словарю терминов)

Задание "Организация деятельности в сообществе" (20 минут)

Задание "Школа танцев"

  1. Согласны ли вы с утверждением Владислава Ивановича Редюхина: "нет собственной актуальной профессиональной проблемы - нет сообщества"? Попробуйте определить наиболее актуальную профессиональную проблему "своего" сетевого сообщества и задачу, которая в связи с этим возникает
  2. Определите формы деятельности и сетевые активности модератора, комьюнити-менеджера, консультанта, "активатора" конкретного сообщества для реализации каждой задачи конкретного специалиста, с учетом принципов построения сообщества
  3. Заполните таблицу, разместите наиболее важный пример на общей доске объявлений, познакомьтесь с другими объявлениями, выберите пример, который будет (на ваш взгляд) самым популярным у родителей и школьников (обосновать свой выбор).

Раздатка №3

Сообщество педагогов-психологов

Раздатка №3.1

Актуальная профессиональная проблемаЗадачи педагога-психологаФорма деятельности в сообществе СоцОбразПример активности
...Психологическое консультирование по проблемам развития личности, взаимоотношений в школе.....
...Отработка навыков конструктивного общения с окружающими людьми.....
...Сопровождение выбора профиля обучения......
...Диагностика удовлетворенности родителей работой школы......
...Консультирование родителей по проблемам семейного воспитания......
...Ведение программы "Школа успешного родительства"......
...Консультирование педагогов по психологическим возрастным особенностям детей класса......
...Психологическая помощь педагогам в процессе профессионального выгорания......

Сообщество социальных педагогов

Раздатка №3

Актуальная профессиональная проблемаЗадачи социального педагогаФорма деятельности в сообществе СоцОбразПример активности
...Образовательно-воспитательная: обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей как в школе, так и вне её; содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности детей и установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде в процессе межличностного общения......
...Диагностическая: изучение (анализ) личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, а также выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем......
...Организаторская: организация общественно-ценной деятельности детей и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ; организация и проведение тематических мероприятий, направленных на социальную адаптацию детей, привитие им норм гигиены, этикета, ЗОЖ, безопасного поведения, а также на формирование правовой грамотности и др.......
...Прогностическая и экспертная: оказание помощи различного рода детям и семьям, попавшим в трудную социальную ситуацию (психологические консультации, организация гуманитарной помощи, помощь в оформлении документов и др.)......
...Организационно-коммуникативная: включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу; реализация различных социальных проектов совместно с родителями и детьми......
...Охранно-защитная: использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности ребёнка......
...Посредническая: осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка через активную работу с самими детьми (разбор проблем в постройке взаимоотношений, конфликтных ситуаций и др.)......

Сообщество классных руководителей

Раздатка №3.2

Актуальная профессиональная проблемаЗадачи классного руководителяФорма деятельности в сообществе СоцОбразПример активности
...Формирование и развитие классного коллектива ......
...Организация системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива......
...Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей......
...Защита прав и интересов обучающихся......
...Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров......
...Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через развитие ученического самоуправления......
...Создание ситуации защищенности, эмоционального комфорта, благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности......

Сообщество педагогов дополнительного образования

Раздатка №3

Актуальная профессиональная проблемаЗадачи педагога дополнительного образованияФорма деятельности в сообществе СоцОбразПример активности
...создание условий для развития творческой активности и раскрытия потенциальных способностей детей......
...оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования детей в пределах своей компетенции......
...создание условий для возможной совместной деятельности родителей и учащихся, вовлечение учащихся и родителей в массовые мероприятия......
...содействие социальному и профессиональному самоопределению учащихся......
...поддержка одаренных и талантливых детей, оказание помощи детям, требующим определенной коррекции развития, поведения......

Задание "За счет чего можно создать "движение" и "устойчивость" в сообществе?"(30 минут)

Задание "Королевский бал"

По мнению специалистов по созданию сетевых сообществ:

  • "Движение" в сообществе создаётся за счёт создания самых разных точек для пересечения интересов людей, чтобы им было про что поговорить, где-то принять участие, на что-то посмотреть. Идеальное ведение сообществом учитывает интересы самых разных участников".
  • "В идеале - устойчивое сообщество" - сообщество, в котором задачи ставятся не "только и не сколько" модератором, а его участниками".


  • Предложите, каким образом педагогическому сообществу можно заинтересовать...
  • ... родителей:
    • .
    • .
    • .
    • .
    • .

Что хотят родители?общение с другими родителями, друзьями и детьми, консультации специалистов, сравнение себя с другими, развитие ребенка, коллективная деятельность в сети, коррекция асоциального поведения подростков

  • ... школьников
    • .
    • .
    • .
    • .
    • .

Что хотят школьники? общение с друзьями, сравнение себя с другими, коллективная деятельность в сети, поиск информации, самопрезентация, самооценивание, обучение, сетевые игры

  • Предложите конкретные формы презентации сообщества:
    • PR-акции
    • Объявления
    • Рассылки
    • другое...


  • Отправьте делегата в другую группу для проведения презентации вашего сообщества группе родителей
  • Делегат презентует свое сообщество группе родителей
  • Группа родителей анализирует предложения сообщества, предлагает рекомендации по развитию, изменению содержания, форм деятельности
  • Делегат возвращается в свое сообщество, корректируют планы
  • Выступление сообществ. проведение PR-акции

Полезный материал Блог "Интернет-страшилки"

Задание "Танцуют все!" (20 минут)

  • Советы от родителей и школьников организаторам сообщества (консультантам, активаторам, модераторам, комьюнити-менеджерам)
  • Поиграем! Антисоветы для организаторов сообщества

"Подводим итоги!" (10 минут)

Кто должен наполнять сетевое педагогическое сообщество и что там должно происходить, чтобы туда хотелось еще раз придти и самому педагогу, и родителям школьников?

Словарь основных понятий

Деловая игра

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности.

Это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем(Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989):

  1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
  2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
  3. Распределение ролей между участниками игры.
  4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
  5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
  6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
  7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
  8. Коллективная выработка решений участниками игры.
  9. Многоальтернативность решений.
  10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Полезные ссылки:

- Что такое деловая игра в Викикпедиии

- Методика организации деловой игры

- Методика организации и понятие деловая встреча

Модератор

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание».

Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки. «В Ватикане модератор был лицом, которое указывало на самые существенные положения в речах папы. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной». Петров А. В., Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации, СПб, «Речь», 2005 г., с. 9


Главное для Модератора - понимать, что во время дискуссии наиболее интересным для ее участников является не Модератор, а сам процесс дискуссии. Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся в сообществе информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения. Какие бы уважаемые и умные люди не общались — ситуации, требующие вмешательства модератора, возникают почти неминуемо, особенно при открытом доступе к ресурсу.

Комьюнити-менеджер

"Классический комьюнити-менеджер занимается созданием и сопровождением сообществ.

Задача комьюнити-менеджера - чтобы людям было хорошо внутри сообщества. Создает каркас сообщества - правила, процессы, ритмы.

Базовые правила:

  • внимание к участникам и вывод их вперёд, напоказ друг перед другом. Людям важно, что их видят, уважают, что могут присоединиться и поучаствовать добровольно и по своему усмотрению.
  • создание уникальной атмосферы, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе.
  • создание звёзд из её участников, помогает людям строить авторитет, известность и за счёт этого делать сообщество ярче.
  • показывает образец выполнения правил сообщества.

Комьюнити-менеджер хоть и главный в сообществе по возможностям и по правам, но фактически ниже всех участников сообщества.

Сообщество - не площадка для реализации амбиций комьюнити-менеджера, а место для создания звёзд и героев, для реализации участников. Комьюнити-менеджер реализуется в каждом участнике. Комьюнити-менеджер создаёт уникальную, особую атмосферу, которая не просто организует людей, а вдохновляет и делает их счастливее от того, что они принадлежат этой группе"

Из статьи А. Волкова "Чтобы людям было хорошо внутри сообщества"

Активатор

"Педагог, активный сторонник использования информационных технологий, лидер данного направления инновационных изменений"

Из материалов, представленных на конференции Ассоциации RELARN Л.Н.Захаровой, Л.Н.Шиловой, Б.Б.Ярмаховым, Нижний Новгород

Консультант

"Участник программы-профессионал, оказывающий консультационную дистанционную поддержку членам сообщества - социальным педагогам, психологам, родителям. Консультант наполняет Wiki-среду нормативными документами, методическими материалами, тестами, ссылками на тематические сайты, ведет тематический блог, где проводит консультации по проблемам целевой аудитории. Взаимодействует с родителями школьников по вопросам воспитания и обучения и коллегами по профессиональным вопросам"

Из материалов, разработанных к проекту сообщества "СоцОбраз"

"Кто в сети Интернет в настоящее время осуществляет сетевые консультации? - Профессиональные группы, которые не связаны классно-урочной системой. Те, для кого консультация - обычная услуга и сетевой или не сетевой сервис - особой разницы нет: психологические службы, музеи, библиотеки, др. Если мы говорим о сетевом социально-педагогическом сообществе, то, скорее всего, ведем речь о команде региональных сетевых консультантов из числа педагогических работников (не обязательно школьных, возможно, представителей педагогических университетов, методисты ИПКРО), которые создают свое виртуальное пространство, внутри которого происходит деятельность, направленная на поддержание взаимоинтересного обмена информацией и ресурсами с коллегами и родителями школьников..."

"Это идеолог проекта, его «сердце-и-ум»..."