Деятельность учреждения допобразования - управленческий аспект

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Чат-конференция «Стратегическое планирование в учреждениях дополнительного образования детей»

  • Автор: Владимир Геннадьевич Игишев, Москва
  • Дата проведения: 27 марта 2009 года
  • Задача скайп-конференции: Знакомство с основными подходами к подготовке и проведению стратегического планирования в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД)
  • Для кого: Менеджеры и педагоги сферы дополнительного образования, члены управляющих советов УДОД (администрация, педагоги и родители)
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: (адрес: vladim_nivo) 27 марта с 10.30 до 11.30 часов по московскому времени.

Об авторе:

Владимир Игишев - тренер - консультант в области развития персонала и гражданского образования, менеджер социальных и образовательных проектов и программ, реализуемых НКО, бизнесом и государством. Научный интерес - социокинетика (изучает развитие институционально оформленных инициативных групп различных слоев населения (молодежи) с целью влияния на общество). В активе - разработка и внедрение таких проектов как «Школа молодого лидера» - создание региональной системы довузовской подготовки государственных и муниципальных служащих, «Будущее УРАЛСИБа» - унификация процессов подбора персонала на конвейерные позиции ФК УРАЛСИБ, «Стратегия Успеха» - теоретическое обоснование, разработка и внедрение социально-ориентированной программы по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей-сирот, их успешной адаптации в обществе, участие в разработке программы стратегического развития частного благотворительного Фонда, Томского городского Дворца творчества детей и молодежи.

Авторский блог "Дополнительное образование и социализация молодежи", на страницах которого можно найти материалы, посвященные вопросам управления командой и проектной деятельности.

Определения и назначения:

  • Стратегическое планирование

Данная страница посвящена стратегическому планированию деятельности учреждения дополнительного образования - формам, методам и практикам данного действа, с помощью которого должны начинаться все процессы жизнедеятельности учреждения:

  1. осмысление учебно-воспитательного процесса,
  2. настройка организационно - технических, методических и управленческих схем развития учреждения, как в период становления коллектива, так и в периоды его аттестации/аккредитации.

Сегодня это не только требование Министерства образования РФ, но и веление времени.

  • "Умение организовать работу команды — это достижение выдающихся результатов силами обычных сотрудников" (людей, одноклассников, соратников, друзей - В.Г.) Kjell Nordström, Funky Business

Проблемное поле:

Важно понять, как проходит процесс стратегического планирования не только в образовательной среде, но и в обществе - НКО, бизнесе, учреждениях государственной и муниципальной власти, чтобы быть в контексте управленческих новаций, понятными и принятыми местным сообществам, а значит рассчитывать на долгосрочное партнёрство с ним. А это уже есть аспект развития системы общественно-государственного контроля за качеством предоставления образовательных услуг учреждением, что также является требованием ведомственных инструкций.

Для дополнительного образования ориентированность на партнёрство и открытость в решении вопросов планирования особенно актуальны, т.к. только при поддержке сообщества можно привлечь достаточно ресурсов для выживания в период кризиса, обрести силу и энергию для будущего развития. Эти и другие вопросы мы будем обсуждать на данном ресурсе в ходе скайп-конференций, серии мастер-классов и обмена опытом на данной странице.

Прошу всех заинтересованных представителей системы дополнительного образования присоединяться к размышлениям о судьбе дополнительного образования детей в России, в вашем регионе, городе, учреждении с точки зрения его жизнестойкости, управляемости и перспективности. Предложите свое видение развития ваших учреждений дополнительного образования с привлечением родителей и актива детских объединений, представителей местного сообщества.


  • Зачем нужно заниматься стратегическим планированием?
  1. неадаптированность структур управления УДОД к изменившимся условиям;
  2. доминирование задач оперативного управления УДОД;
  3. ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода;
  4. отсутствие системы принятия управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменения во внешней среде, кризисы;
  5. нечеткость управленческих процедур;
  6. "провисание" ряда управленческих функций, таких как контроль, долгосрочное планирование;
  7. сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителями образовательных услуг по изучению их потребностей.

Стратегическое планирование - основные элементы. Размышления вслух:

* анализ ситуации в УДОД и динамики ее развития;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • Swot(свот) - анализ(сильные и слабые стороны), SWOT – принятая в современном менеджменте методика анализа, основанная на сопоставлении сильных (S – Strengths), слабых (W – Weaknesses) сторон, возможностей (О – Орроrtunities) и трудностей (Т – Тhreats).

* миссия, цели и задачи стратегического развития УДОД;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...В российском «Словаре библиотекаря по менеджменту и маркетингу» приводится определение миссии как документа – «Миссия – качественно выраженная совокупность основных целей организации. В формализованном виде представляет собой документ, в котором содержится описание ныне существующих или желаемых характеристик и целевых параметров организации».
  • Для того, чтобы подготовить качественную формулировку миссии, необходимо ответить на следующие вопросы:
  1. Основные цели организации?
  2. Чего мы хотим достичь?
  3. На удовлетворение каких потребностей направлена деятельность организации?
  4. Если бы не было нашей организации, как бы удовлетворялись потребности потребителей?
  5. Что изменится в лучшую сторону в нашем городе в результате нашей деятельности?
  6. Как долго сможет данная формулировка миссии оставаться направляющей для нашей организации?
  • ...Главная особенность жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что обеспечение личностной целостности, индивидуальности происходит за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб (М.И. Рожков), позволяющих выстроить образ будущей своей индивидуальной жизнедеятельности. В задачи учреждений данного вида входит содействие в профессиональном самоопределении учащихся, что обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня. Индивидуальность развивается в данном случае за счет качественного и количественного приращения социального опыта личности, образования, разрешения тех или иных трудностей. Причем в идеале именно внешкольное воспитание содействует обретению школьником индивидуальности как целостности (завершенности). ...Б.В. Куприянов

* описание условий, создаваемых для образовательной деятельности и благоприятного корпоративного климата;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...рассматривая актуальные направления развития учреждения необходимо уделить особе внимание внедрению в учреждении новаций. Инновационными могут быть и дополнительные образовательные программы, нововведения в административно-хозяйственной, финансовой, методической, других сферах жизни организации. Главное, что у работников выработаны конструктивные способы решения субъективно новых профессиональных задач...
  • ...

* описание механизмов организации взаимодействия коллектива УДОД, школы, местного сообщества и бизнеса;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...ведущую роль в отечественной системе образовании играет общеобразовательная школа , поэтому взаимодействие с ней учреждения дополнительного образования позволяет обеспечить удобный график посещения занятий. На решение этой задачи обращает внимание такой документ как «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», где указывается: «Предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях - не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования и пр.». В аналитической части программы развития целесообразно дать оценку взаимодействию со школами, в целевых ориентирах обозначить направления оптимизации отношений с учреждениями общего образования...
  • ...

* описание инструментов привлечения средств некоммерческих, благотворительных и иных организаций и фондов на развитие УДОД;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...Важной составляющей взаимодействия организации с окружением является получение ресурсов из вне : финансовых, материальных, организационных от муниципалитета, предприятий, общественных организаций, от родителей. Для анализа наличного положения вещей необходимо оценить структуру получаемых ресурсов. Сегодня в большинстве своем учреждения дополнительного образования детей получают от муниципальных органов власти. В то же время, в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается активно использовать в качестве ресурса финансирования образовательных учреждений - расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения.
  • ...

* этапы реализации стратегии, мониторинг и систему оценки результатов деятельности УДОД;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...Оценка действий. Может быть разработан инструментарий качественного или количественного анализа запланированных действий. Необходимо предусмотреть серию опросов с целью изучения информированности населения о действиях организации, а также оценки организации реальными и потенциальными пользователями.
  • ...

* программы реализации отдельных направлений стратегии с разбивкой по этапам, исполнителям и объемам финансирования;

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...одним из ориентиров задаваемых современными взглядами на деятельность образовательных учреждений является демократизация управления. Проблема, осложняемая отсутствием у членов коллектива необходимого опыта демократического участия. Поэтому в программе следует оценить в какой степени педагоги готовы конструктивно решать вопросы жизни организации? Имеются ли реально действующие органы самоуправления (профсоюзный комитет, совет трудового коллектива)?
  • ...

* перечень и описание наиболее значимых образовательных и иных проектов.

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...Для значительного числа учреждений дополнительного образования серьезной трудностью является недостаточность информационного обеспечения деятельности. Конечно, стартовые возможности районных домов творчества или спортивных школ и областных учреждений серьезно различаются. Однако наличие страницы в Интернете, использование мультимедиа средств при презентации результатов деятельности обучающихся, становятся сегодня непременными атрибутами повседневности современного УДОД.
  • ...



Банк идей

  • Программирование развития учреждения дополнительного образования детей Б.В. Куприянов, И.Б. Татаринова ... Сегодня создание программы развития стало обязательным атрибутом практически каждого учреждения дополнительного образования детей. Сам этот процесс инициируется органами управления образования, требованиями к аттестации и аккредитации учреждения. Практику, сложившуюся в разработке документов подобного рода можно считать далеко не однозначной и представить в виде нескольких вариантов.
  • Фасилитация групповой работы управленческих команд образовательных учреждений при решении задач организационного развития ....В современных условиях образовательные учреждения сталкиваются практически со всем спектром проблем «организационного развития». И общество, и государство уже доточно последовательно и однозначно выражают свои ожидания от образовательных учрений как от социотехнических систем, функционирующих и развивающихся по определенным зконам. Поэтому управленческие команды образовательных учреждений все чаще испытвют потребность в системных знаниях, накопленных и применяемых в различных областях знаний, в том числе в психологии, для успешного и устойчивого развития.
  • Стратегическое планирование и открытое образование ...Стратегическое планирование — это процесс, посредством которого руководящие лица организации представляют будущее организации и разрабатывают необходимые процедуры и операции, чтобы достичь этого будущего. Видение будущего указывает направление и источник энергии, чтобы двигаться в этом направлении … успешное стратегическое планирование характеризуется самоанализом организации, сопоставлением сложных альтернатив и расстановкой приоритетов. (Pfeiffer, Goodstein and Nolan, 1989:56)
  • Модели планирования. Глава из книги Томаса Вулфа "Управление некоммерческой организацией" ...Одной из существенных трудностей в процессе планирования является переход от стадии генерирования идей и рекомендаций на стадию выбора и принятия окончательного решения. Прекращение прений в процессе планирования и осуществление перехода от планирования к действию требуют определенной дисциплины. При этом необходима система, которая бы поощряла быстрое продвижение в вопросах, по которым имеется общее согласие.
  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Консультация для директоров публичных библиотекГ.И. Кукатова, заместитель директора Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева ... Новое определение понятия «стратегическое управление» опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Понятие «стратегия» неразрывно связано с инновационными процессами, то есть практическим осуществлением качественно новых решений.

  • ...

Стенограмма чат-конференции

Vladimir: Добрго дня, коллеги! (sun)

Vladimir: Скоро начнем общение :)

Vladimir: Страница нашего ресурса, на которой накапливаем знания и опыт в планировании деятельности наших организаций находится на странице:http://socobraz.ru/index.php/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_-_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82

Короповская Вера Павловна добавил alex.rozen1, la-la-fa, odeg_svet, olgazim, skulenkova, smertjukovpv, Татьяна Камалетдинова к этому чату

Vladimir добавил Наталья Васильевна Доценко, Оксана Петрова к этому чату Короповская Вера Павловна добавил astnata, kalyagina77, kvt2007, lena_kozyreva, lenuskat1, medvedeva_sa к этому чату

Vladimir: В нашем чате вы можете обменяться мнениями по организации и содержанию стратегического планирования в учреждениях системы дополнительного образования...

docenko_2009: С чего начнем?

Vladimir: Прекрасно! С приветствия! Доброго дня, коллеги! :)

odeg_svet добавил zheger73 к этому чату

Vladimir: Структуры программы стратегического развития может состоять из таких частей как:

  1. определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении;
  2. констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем),
  3. выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться)

Vladimir: Можем включатся и обсуждать данные тезисы и предлагать свои варианты... Приглашаю :) docenko_2009 говорит: Привет всем из Ставрополя!

Vladimir: Отлично! В Ставрополье, надеемся тепло :)

Vladimir: Наталья Васильевна, поделитесь информацией...

Vladimir: Какие подходы к перспективному планированию реализуются у вас в детских образовательных учреждениях

Vladimir: Понятно... тогда смотрите наш ресурс, возможно вам будет интересен :)

Vladimir: Исходным для анализа настоящей и будущей ситуации в учреждении представляют собой:

  1. теоретические основы (например: системный или деятельностный или личностный подход),
  2. идейные приоритеты (своего рода кредо педагогического коллектива),
  3. наиболее важные нормативные документы, определяющие перспективы развития учреждения.

docenko_2009: С интересом смотрю!

Vladimir: Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

docenko_2009: Выделяю личностный подход, вариативность,профессиональное самоопределение.

Vladimir: Отлично... вот как пример... что выделяют наши коллеги из Томска:

Vladimir: Главная ценность образовательной политики Дворца на период 2009-2011 годы - развитие современной системы предоставления качественных услуг дополнительного образования детям и молодежи на основе лучших традиций Дворца, выработанных за 80 – летнюю историю учреждения для повышения благосостояния жителей Томска, для обеспечения занятости юных горожан в профессионально - педагогически организованном культурно - образовательном пространстве Дворца.

Vladimir: Приоритетными ориентирами, следование которым позволяет сохранить и развить данную ценность, являются следующие:

  1. доступность,
  2. востребованность,
  3. вариативность,
  4. качество,
  5. профессиональная компетентность,
  6. консолидация,
  7. эффективность,
  8. устойчивость

Vladimir: В соответствии с предложенными ориентирами необходимо выполнить комплекс основных задач образовательной политики Дворца:

  1. Повысить качество жизни юных томичей и их родителей путем обеспечения высокого уровня потребления ими образовательных услуг во Дворце;
  2. Обеспечить рост доступности ресурсов Дворца для всех категорий детей и эффективное их использование для обеспечения педагогически целесообразной занятости юных горожан в свободное от основной учебы время;
  3. Повысить эффективность, доступность, востребованность и качество образовательных услуг во Дворце для населения Томска.

Vladimir: смотрите на странице данные материалы чата и накопленные материалы по теме стратегического планирования...

Vladimir: Состояние дел внутри учреждения, перспективы и трудности развития может включать такие характеристики как:

Vladimir: - контингент обучающихся: следует обратить внимание на поло-возрастную структуру (то есть сколько детей какого возраста и пола посещает занятия в учреждении), на то как изменяется состав в течение года;

Vladimir: Коллеги, присоединяйтесь, ваш опыт и мнения очень важны :)

Vladimir: - педагогический коллектив,

для отражения положения дел с кадрами педагогов дополнительного образования существуют вполне формальные признаки - квалификационные характеристики:

Vladimir: - уровень и характер образования (среднее, высшее; педагогическое или иное),

  1. квалификационные категории,
  2. опыт работы в системе дополнительного образования,
  3. награды, звания и проч.

Vladimir добавил Новикова Оксана Геннадьевна к этому чату

Vladimir: Вы у нас:)

novinka1809: Вот здорово! О чем разговор?

Vladimir: так обсуждаем основные подходы к стратегическому планированию...

Vladimir: в учреждениях дополнительного образования :)

Vladimir: Структуры программы стратегического развития может состоять из таких частей как: - определение исходных способов осмысления настоящей и будущей ситуации в учреждении; - констатация положения дел в учреждении, с указанием сильных и слабых сторон (может быть проблем), - выделение приоритетов в развитии (направлений в которых развитие будет стимулироваться) - обозначение путей и способов развития, промежуточных состояний - результатов действий на тех или иных этапах развития.

Vladimir: Через какие этапы проходят ваши коллективы, чтобы спланировать свое будущее?

Vladimir: И нужно ли вообще его планировать?

Vladimir: когда коллектив готов?

Vladimir: что нужно для того, чтобы начать такой разговор с коллективом?

Vladimir: что мы должны проанализировать, чтобы понять куда движемся?

novinka1809: Планировать будущее бесспорно необходимо! Предполагаю что сначало должно прийти пониманию этого. Весь коллектив должен осознать, что мы сами творцы своего будущего....

novinka1809: Для начала анализа требует сегодняшнее положение вещей и формулировка желаний и целей Vladimir: Отлично!... Что еще?

novinka1809: Проще говоря, сначала мы должны понять что у нас есть сегодня и чего мы хотим завтра...

Vladimir: видимо, в разных областях... кадры, образовательные программы, внешнее окружение...

Vladimir: кроме квалификации достаточно важно оценить перспективы педагогического коллектива на 5- 7 лет, спрогнозировать возможность ухода (на пенсию, на другую работу, и т.п.) и пополнения новыми работниками

Vladimir: - дополнительные образовательные программы. обратить внимание на такие атрибуты успешного учреждения как:

  1. наличие эксклюзивных программ, существенно отличающихся по содержанию от аналогичных или значительно превосходящих их по качеству;
  2. разнообразие программ, соответствие число реализуемых профилей – статусу учреждения;
  3. число программ, рассчитанных на 4 года и более,
  4. сопряженность реализуемых программ со специальностями в учреждениях профессионального образования (начального, среднего, высшего),
  5. сохранность контингента (процент обучающихся, занимающихся в детском объединении длительное время более 4 лет),
  6. результаты реализуемых программ (число выпускников, продолживших обучение по профилю детского объединения, количество победителей в различного рода конкурсах, соревнованиях).


Vladimir: очень важный содержательный компонент – состояние и перспективы взаимодействия учреждения с окружающей средой ...

novinka1809: И не забывайте про финансирование :)

Vladimir: это на закуску :)

Vladimir: чтобы дали деньги нужно доказать - кому давать и за что... не так ли?

novinka1809: В целом, все что Вы написали, на мой взгляд, верно, только этого всего очень много. Предлагаю все это каким-то образом конкретизировать и разложить по полочкам.

Vladimir: Это точно... только полочки у каждого будут свои, главное знать что на них складывать:)

Vladimir: Вот основные этапы планирования:

  1. Влияние внешних факторов на процесс изменений
  2. Ценностные приоритеты, основные направления и задачи развития
  3. Основные механизмы реализации Программы

novinka1809: Пусть вся наiа стратегия - это большой шкаф, может мы сначала решим на какой полке что будет лежать

Vladimir: вот пример полочек томских коллег:

Vladimir: учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития Дворца:

  1. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей во Дворце.
  2. Развитие детских общественных организаций и детских социально-значимых инициатив юных томичей.
  3. Консолидация усилий государственных, муниципальных органов власти, общественных организаций и бизнеса для развития Дворца.
  4. Совершенствование ресурсного потенциала Дворца.
  5. Управление устойчивым развитием Дворца.

novinka1809 : Они же, эти полки пользуются разной популярностью, допустим на средние полки мы положим ценностные приоритеты и основные задачи и направления развития, на самый верх -финансирование и т.д.

novinka1809: Вот вот, это о чем я и говорю...

Vladimir: финансирование в бюджетном учреждении самый решенный вопрос.. в базовой части... не кажется вам?


Vladimir: потому он в конце... всей программы

Vladimir: чтобы оценить финансы, видимо, надо понять под что просим...

novinka1809: Вы же сами сказали, что его на закуску :). И потом, этот вопрос можно решить, к примеру, один раз в год и потом его отложить

novinka1809: ааа, вот так? Ну хорошо.

Vladimir: сначала определиться со статусом учреждения... его наполняемостью программа и детьми инноватикой, и тогда уже выставить счет за все это:)

Vladimir: Принципиальной характеристикой жизнедеятельности любой организации является официальный статус. В плане разработки программы развития следует оценить соответствие официального статуса реальному положению дел учреждение дополнительного образования детей может развиваться в сфере упрочения собственного статуса , что предполагает:

  1. подтверждение или изменения формального статуса организации;
  2. увеличение числа детских объединений, принадлежащим к перспективным в плане развития (в случае угрозы ликвидации и создающимся вновь) направлениям;
  3. изменение деятельности подтверждающий статус территориального уровня (упорядочение - выбор наиболее существенных ориентиров, распределение объемов работы на мероприятия адекватные статусу);

novinka1809: Хорошо, уговорили. Мне просто абстрактно так очень сложно думать. Давайте так, до чего мы должны прийти?

Vladimir: говорим о внешнем окружении и как с ним бороться :)

Vladimir: для качественной программы развития будет уместным анализ того образа, который сложился у организации. Для решения указанной задачи подойдет несколько способов:

  1. анализ публикаций об учреждении в СМИ за последние три – пять лет,
  2. анализ результатов опросов различных групп населения (школьников, их родителей, учителей, представителей общественности),
  3. осмысление презентационной деятельности

Vladimir: очень важный содержательный компонент – состояние и перспективы управления деятельностью учреждения

Vladimir: Что делать с управлением учреждения? Соответствует ли оно запросам времени... и клиентов наших учреждений?

Vladimir: Одним из показателей подготовленности учреждения к планомерному развитию является опыт инновационной деятельности novinka1809: По-разному бывает... Во многом этот вопрос зависит от руководства учреждения, от директора и его завучей в частности...

Vladimir: вот что опять же пишут томичи:

Vladimir: Управление призвано обеспечить устойчивость в процессе изменений в системе дополнительного образования. Это предполагает формирование политики в сфере дополнительного образования детей с привлечением экспертных сообществ, способных предложить и конструктивно обосновать последствия формирования той или иной политики, и создание эффективного механизма социального взаимодействия, который обеспечит возможность скоординированной реализации этой политики и ее оперативной коррекции по мере накопления опыта ее реализации. Для целенаправленного динамичного развития сферы дополнительного образования детей в системе управления необходимо выделить Службу стратегического развития Дворца, в задачи которой входят определение приоритетных направлений развития, анализ долгосрочных перспектив и управление реализацией выбранной стратегии. Среди ведущих механизмов реализации выбранной стратегии – программно-целевой подход в управлении, поддержка лидеров, активно участвующих в инновационной деятельности, целевое финансирование и повышение ответственности за эффективное использование выделенных средств, усиление общественно-государственного характера управления. Всё это требует совершенствования нормативно-правовой базы развития дополнительного образования детей.

novinka1809: Молодцы томичи!

Vladimir: а это костромчане:

Vladimir: В содержательной части программы целесообразно прописать поэтапно, как будет вырабатываться демократический уклад, какие средства предусматривается использовать. С демократизацией управления сопряжена задача введения общественно-государственного управления. Развитие в указанном направлении не менее сложно, так как связано с необходимостью не просто поэтапно делегировать часть полномочий, а изменить сам характер управления, спроектировав механизмы привлечения к данной работе ответственных и компетентных представителей общественности.

Vladimir: тоже молодцы :)

Vladimir: Разрабатывая программу развития, авторам придется дать оценку таким аспектам деятельности учреждения как:

  1. общий уровень методической деятельности, качество методических продуктов (разработки, сценарии, программы и т.п.), признание методической работы за пределами учреждения,
  2. наиболее актуальные задачи развития (повышение уровня, популяризация опыта, переход к научно-методической работе).

Vladimir: Задача 1. Развитие государственно-общественного характера управления дополнительным образованием

Vladimir: как он у вас решается?

Vladimir: Оксана Геннадьевна?

Vladimir: вопрос общественно-государственного управления?

novinka1809 говорит: Задумалась, я просто немного далека от этого вопроса, я скорее любитель, чем профессионал...

Vladimir: ну мы все из области любительства переходим в профессионалы ;)

Брусницына Галина: Я, к сожалению, сейчас смогу только редко включаться. а есть чем поделиться. Я 3 года была руководителем Центра дополнительного образования "Одаренность и технологии". наш центр был создан для реализации целевой городской программы "одаренные дети". Vladimir: Отлично!

Vladimir: у вас бесценный опыт, между прочим...

novinka1809: Поделитесь,Галина! (blush)

Vladimir: как у вас решался вопрос планирования?

Брусницына Галина говорит: Из своего опыта хочу сказать, что когда уже наработан опыт. есть команда и имидж, можно осмысленно прорабатывать стратегию развития. И это должен делать весь коллектив

Брусницына Галина: Практика многих учреждений заключается в том, что администрация заказывает написать науке программу развития для аккредитации

Vladimir: Понято... коллектив как-то нужно мотивировать на это, видимо...

Vladimir: это называется способ "Курочка Ряба"

Брусницына Галина: А если стратегию разрабатывает сам коллектив, проведя перед этим анкетирование всех и анализ ситуации, тогда этот документ очень помогает в дальнейшей работе

Vladimir : когда рождается наукоообразное нечто... с чем боятся подходить к реальной работе, такое бывает

Vladimir: точно, только когда коллектив, это может работать

Vladimir: и для этого есть определённые техники коллективного планирования...

Vladimir: как у вас это проходило?

Vladimir: обычно рекомендуют - сборы по стратегическому планированию... один-три дня

Брусницына Галина: Я со своим коллективом разработала план и расписали кто и чем занимается, затем была работа по сбору данных и анализу ситуации, разработки миссии и др. важных вещей, а затем многократно собирались всем коллективом и обсуждали

Vladimir: итак все начинается с анализа деятельности коллектива, о чем мы говорили выше...

Брусницына Галина: у нас работает психологическая служба и они с ребятами проводят много тренингов и с коллективом проводили ряд погружений в проблематику, но сборов не проводили

Vladimir: возможно, с использованием техники SWOT анализа

Vladimir: он есть на нашей странице... можно посмотреть

novinka1809: Ну понятно, что без анализа того что у нас есть на данный момент, мы просто не сможем ничего спланировать. Любой план строится на каких-то первоначальных данных

Vladimir: выделение сильных и слабых сторон организации novinka1809 говорит: на какой странице?

Vladimir: этого чата: http://socobraz.ru/index.php/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_-_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82

Брусницына Галина: SWOT мы тоже использовали. но для анализа комплекта образовательных программ, т.е чему и как учить детей в нашем центре.

Брусницына Галина: Отталкивались от тезиса, что мы формируем успешного человека

Vladimir: отлично... это достаточно понятный механизм для анализа ситуации внутри коллектива и вне его

Vladimir: а это уже миссия... успешный человек...

Брусницына Галина: Проводили и анкетирование по межличностным отношениям в коллективе и получили очень интересные материалы

Vladimir: Для того, чтобы подготовить качественную формулировку миссии, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Основные цели организации?
  2. Чего мы хотим достичь?
  3. На удовлетворение каких потребностей направлена деятельность организации?
  4. Если бы не было нашей организации, как бы удовлетворялись потребности потребителей?
  5. Что изменится в лучшую сторону в нашем городе в результате нашей деятельности?
  6. Как долго сможет данная формулировка миссии оставаться направляющей для нашей организации?

Vladimir: это пример из Костромы

Брусницына Галина: И вообще чем глубже анализ и выявлены потребности и ожидания (детей, родителей, образовательных учреждений), тем легче потом заниматься планированием

Vladimir: это основной этап...

Vladimir: чтобы спланировать деятельность какие техники применялись?

Vladimir: Спасибо за активное участие!!!

Vladimir: благодарен Вам :)

novinka1809: Да, Галина, было очень интересно)))

novinka1809: Оказывается вопрос планирования очень интересен, да к тому же и многоплановый... Мне становится все интереснее

Vladimir: для планирования возможно использовать метод "мозгового штурма" и банка идей.. novinka1809: Вот мозговой штурм мне знаком больше и очень мне нравится

Vladimir: и метод составления системы сбалансированных показателей...

Vladimir: любая методика коллективного планирования подойдет:)

Vladimir: главное, чтобы ничего не потерялось и все идеи были учтены :)

Vladimir: потом нужно создать группу стратегического планирования на написание самой стратегии... и ее обсуждения в коллективе...

novinka1809: Владимир, спасибо Вам большое за общение. Мне было очень интересно, не смотря на то, что я планированием вообще не занимаюсь (не мое это). К сожалению, мне нужно идти... Надеюсь, что Вы будете меня приглашать на Ваши конференции

Vladimir: Обязательно! Удачи вам!!!

Vladimir говорит: Всем спасибо:) Встретимся на других событиях проекта "СоцОбраз"