Дистанционная психологическая поддержка профессионального развития педагогов модель и технологии реализации/Болсуновская НА

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Н.А. Болсуновская,

МОУ «ОУ Гимназия № 13»,

г. Красноярск

педагог –психолог,

nadenkab@yandex.ru

Педагоги в профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с психологическими вопросами и проблемами: «Как развивать мотивацию школьников?», «Что делать с «трудными» Васей или Машей?», «Как создать настоящий коллектив?», «Что делать, если ребенок срывает урок?», «Как общаться с неуступчивыми родителями?», «Как сделать так, чтобы ребенок наиболее эффективно усваивал материал и не скучал на уроке?», «Как не гореть на работе?», «Он опять прогуливает – что делать?». С некоторыми проблемами, педагоги научились эффективно справляться, но порой многие сложности и проблемы ставят врасплох даже опытных педагогов. Поэтому у многих педагогов и возникает потребность проконсультироваться с психологом, для того, чтобы вместе постараться найти оптимальное решение возникающих трудностей.

Вместе с тем, очень часто удовлетворить эту потребность не предоставляется возможным в связи с тем, что:

1. Не во всех школах есть психологи

2. Психологи объективно не могут отвечать на все вопросы педагогов, которые связаны с психологической составляющей, в связи ограниченности временных рамок работы психолога в школе - психологи не могут быть «палочкой –выручалочкой» в ответах на любые вопросы

3. Ряд педагогов затрудняются лично обратиться на консультацию к психологу из-за личностных особенностей и стереотипов

4. НЕ налажена система психологической поддержки педагогов в рамках профессиональных педагогических сообществ

Наличие данных факторов заметно осложняет возможность получения квалифицированной психологической поддержки для педагогов. На основании этого, закономерно встает вопрос о поиске новых технологий психологического сопровождения профессионального развития педагогов, которые бы сделали доступными психологические услуги для всех педагогов, а также позволяли им, обратиться за психологической поддержкой по любому вопросу, связанному с образованием и его психологическим обеспечением.

Анализ различных технологий сопровождения профессионального развития показал, что только обращение к дистанционным практикам сопровождения развития педагогов позволяет спроектировать пространство психологической поддержки педагогов, которое:

  • Доступно всем педагогам вне зависимости от места проживания
  • Не требует личного обращения к психологу и позволяет получать поддержку в анонимном режиме
  • Позволяет аккумулировать в свободном доступе большой объем психологических материалов, необходимых педагогам для работы

В частности, речь идет о создании Интернет–пространства психологической поддержки педагогов и классных руководителей, где психологическое сопровождение педагогов осуществляется в рамках специализированного Интернет–портала разного уровня – от школьного сайта на локальной сети до крупного федерального портала.

На основе авторской модели дистанционной поддержки психологов образования, реализуемой в рамках проекта «Сетевое методическое объединение психологов образования» нами была создана модель дистанционной психологической поддержки педагога, реализуемая нами в рамках Интернет -проекта «Психология для учителя».

Проектируя модель дистанционной поддержки, мы стремились реализовать следующие базовые содержательные линии деятельности службы дистанционной психологической поддержки педагогов, которые позволят не только оказать поддержку педагогам в их профессиональном развитии, но и выстроить новый вид профессиональных отношений между педагогами и психологами:

  1. Обеспечение возможности для педагогов взаимодействовать с психологами в рамках доступного пространства в анонимном режиме
  2. Выстраивание в рамках службы дистанционной поддержки системы двусторонних психолого-педагогических коммуникаций и командной формы взаимодействия между педагогами и психологами. Не только психологи оказывают поддержку педагогам, но не менее важным является то, чтобы сами педагоги подключались к решению психоло-педагогических вопросов. Таким образом, в рамках портала будет складываться формирование психолого-педагогического сообщества, в состав которого входят педагоги, психологи, управленцы и которые вместе решают проблемы и создают новые необходимые ресурсы. Как итог подобного взаимодействия идет разностороннее рассмотрение проблемы, и вырабатываются комплексные психолого-педагогические решения, которые устраивают всех, и которые прописываются на родном для педагога языке. Это выводит отношения в системе «Учитель – психолог» на качественно новый уровень: позволяет научиться лучше понимать друг друга и те реальности, которые стоят за педагогом и психологом, встать в позицию другого, говорить на языке другого и находить решения с позиции педагогики (психологии), пополнить методическую копилку каждого участника психологическими или педагогическими приемами, технологиями.
  3. Предоставление педагогам разнообразного психологического информационного ресурса, который:
    1. доступен для педагогов по стилю изложения;
    2. позволяет разрешать самые разнообразные информационные потребности педагогов в психологической информации;
    3. избыточен и позволяет познакомиться с самыми разнообразными подходами к решению той или иной проблемы;
    4. заставляет задуматься над тем, что и как педагог делает в процессе собственной деятельности.

На основании базовых линий, нами были выделены следующие виды дистанционной психологической поддержки педагогов:'

  1. Предоставление педагогам психологического информационного ресурса в рамках дистанционного ресурсного центра материалов. В ресурсном центре педагоги могут найти следующие виды материалов:
    1. Статьи
    2. Разработки мероприятий
    3. Ссылки на ресурсы Интернет
    4. Диагностический инструментарий
    5. Психологические игры
    6. Компьютерные развивающие программы
    7. Рекомендации

Одной из важной составляющей библиотеки являются обзоры Интернет-ресурсов, литературных источников по темам, которые являются актуальными для педагогов. После составления обзор выставляется на обсуждение и дополнение на форум сообщества, что позволяет педагогу не только ознакомиться с предлагаемыми технологиями, способами, но и высказать свое отношение к ним, и, возможно, предложить собственный подход.

Кроме того, на сайте используются материалы–провокации, призванные дать педагогу обратную связь по поводу его деятельности. Такие материалы позволяют педагогу по-другому взглянуть на собственную деятельность и сделать соответствующие выводы.

Ресурсный центр постоянно пополняется и любой из педагогов, психологов может также разместить свой материал. Также в ресурсном центре реализована возможность подписаться на рассылку и в оперативном режиме получать обновления поступлений материалов в ресурсный центр.

Весь материал ресурсного центра сгруппирован в следующие тематические группы:

  • Анонсы
  • Психологические особенности дошкольников, школьников
  • Профессиональное развитие педагогов.
  • Решаем проблемы. В данном разделе собраны материалы, показывающие технологии решения определенных проблем, формирования компетенций, действия в ряде непростых ситуаций. «Формирование классного коллектива», «Адаптация школьников к 1 и 5 классам», «Работа с отверженными школьниками», «Формирование мотивации школьников», «Как улучшить поведение школьников», «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», «Профилактика аддиктивных форм поведения», «Психологическая подготовка к экзаменам». Материалы по этим и другим темам можно найти в разделе «Решаем проблемы».
  • Психологическая диагностика в помощь учителю
  • Работа педагога с родителями
  • Выстраивание отношений в системе «Учитель –ученик»
  • Психология управления
  • Эмоциональная комфортность педагога
  • Выстраивание совместной деятельности педагогов и психологов
  • Классный час с психологом

Также важно отметить, что в рамках деятельности ресурсного центра мы публикуем авторскую колонку координаторов проекта. Колонка делается вместе психологами и детьми гимназии № 13 г. Красноярска и отражает проблемы, которые волнуют как школьников и взрослых; в колонках отражается детский взгляд на взрослые ситуации и их интерпретация психологом: «Надо ли учить ребенка давать сдачу?», «Можно ли воспитать по книгам?» и т.д.

2. Дистанционное консультирование педагогов – помощь психолога в решении возникающих трудных профессиональных случаев. Помощь в решении трудных ситуаций осуществляется в рамках форума, где любой участник может поставить на обсуждение определенный случай из практики. Каждый случай будет обсуждаться командой педагогов, психологов вместе с автором, который в итоге обсуждения обязательно получит ответ. Если у педагога нет желания выносить проблему на обсуждение, то он может лично написать координатору сообщества и тогда обсуждение будет идти в рамках электронной почты, ICQ или Skype.

3. Совместное с педагогами проектирование мероприятий психолого –педагогической направленности: классных часов, родительских собраний соответствующей тематики и т.д

В рамках данного направления педагог и психолог вместе:

  • разрабатывают какое–то мероприятие, например классный час; готовят определенный документ, например, список тем для проведения психологических родительских собраний в 1-11 классах. Вся «черновая» работа осуществляется в рамках форума, по итогам которой в библиотеку сообщества выставляется готовый коллективный материал.
  • Здесь же в качестве предмета для проектирования могут выступать система работы с разными видами трудных классов, разного рода проблемами и т.д.

4. Профессиональное совместное обсуждение вопросов, связанных с психологией образования Обсуждения и консультации проходят в рамках форума сообщества, где любой педагог может поставить вопрос для обсуждения. Также команда психологов, которая ведет проект, может формулировать темы для обсуждения, исходя из тех, которые они считают наиболее востребованными и важными для педагогов.

Важно отметить, что в рамках дискуссий обсуждаются не только вопросы, связанные с технологией работа над той или иной проблемой, рассматриваются также вопросы, связанные с прояснением технологий взаимодействия между психологом и педагогом, прояснением сфер полезности друг для друга.

5. Организация on-line мероприятий с участием известных специалистов в области психологии, что позволяет педагогам напрямую общаться с ведущими специалистами в различных областях. В частности, в рамках портала мы стремимся, чтобы у педагогов была возможность профессионального взаимодействия с ведущими специалистами, гостями из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Это позволяет специалисту расширить сферу опыта, получить новые технологии непосредственно из первых рук и т.д. Так гостями портала была американский психолог Tatyan Cottle, мэтры психологии образования Марина Битянова, Виктория Шмидт и т.д.

6. Развивающая экспертиза разработок психолого-педагогических мероприятий, разработанных педагогами.

В рамках данного направления поддержки педагоги могут выставить на развивающую экспертизу свою разработку и получить обратную связь от коллег педагогов, психологов, а также варианты дальнейшего развития, усовершенствования работы. Данный вид поддержки позволяет выводить разработки педагогов на качественно новый уровень, развивая проектное мышление специалиста.

Реализуемые технологии

Для реализации идей дистанционной поддержки нами используются следующие технологии:

  • Развивающая экспертиза. Данная технология предполагает, что мы не только экспертируем представленный материал, но и даем авторам ориентиры для его дальнейшего развития в виде развивающего экспертного заключения.
  • Открытая экспертиза подразумевает, что итоги экспертизы не являются закрытыми для участников – желающие могут с ними ознакомиться, что позволяет авторам получать обратную связь относительно представленного на конкурс материала.
  • Проектная мастерская, реализуемая в сетевом пространстве, подразумевает, что психологи и педагоги разных регионов вместе собираются в форум–пространстве, обсуждают проблему, а затем вместе создают готовый продукт, который может использоваться всеми психологами.
  • Марафон идей предполагает проведение в сети Интернет совместно психологами, педагогами, социальными педагогами, управленцами из разных регионов мозгового штурма по формированию списка идей для решения какой-либо проблемы.
  • On-line конференции(А), в рамках которой гости отвечают на вопросы участников с использованием современных дистанционных коммуникационных технологий.
  • Психологические дни в Интернете для педагогов. В это время проводятся серии мероприятий в Интернет-формате в режиме погружения on-line –конференции, конкурсы, форум-дискуссии, акции и т.д.
  • Форум–дискуссии, обсуждения определенных проблем в рамках форума.
  • Кейс–методы, предполагающие обучение на основе дистанционного обсуждения и решения реальных ситуаций, возникающих в профессиональной практике.
  • On-line консультирование посредством форумов, Skype, ICQ, электронной почты.
  • On-line рассылка.

Представленная выше модель дистанционной психологической поддержки педагогов в апробируется нами в рамках портала «Психология для учителя» ( http://it-n.ru Сообщество «Психология для учителя») проекта «Сеть творческих учителей» при грантовой поддержке федерального проекта «Информатизация системы образования»/ Конкурс «Поддержка лучших педагогически инициатив региона». В рамках апробации участники проекта оставили более 2000 сообщений в форуме, размещено более 250 материалов для педагогов. Педагоги обращаются в сеть за консультациями, размещают материалы, участвуют в обсуждении и экспертизе. В будущем планируется расширение ресурсной базы, внедрение новых технологий психолого-педагогической поддержки педагога.

Более подробную информацию вы можете получить на официальном сайте проекта «Психология для учителя» ( http://it-n.ru Сообщество «Психология для учителя»)