|
Мы только узлы во всеобщей сети текущей информации.
Вилем Флуссер
Важнейшей особенностью сетевой технологии является то, что она нуждается в максимальной интеграции и кооперации между ее участниками.
Б.Каргалицкий
Краткая аннотация дистанционного тренинга "Даешь предметные сетевые сообщества!"
Сетевая активность педагогов - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Это обсуждается на всех уровнях - от муниципального до федерального. Появляются школы, в которых все чаще звучит вопрос - а что дальше? Есть компьютеры, интерактивное оборудование, Интернет, программное обеспечение, учителя владеют ИКТ-компетентностью, все чаще и эффективнее применяют информационные технологии в своей практике, происходит трансформация образовательной деятельности. При этом все отчетливее появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, обмене педагогическими идеями, в обсуждении актуальный вопросов преподавания того или иного предмета, а также появляющихся проблем при использовании мощного потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Каким должно быть сетевое предметное сообшество? Что нужно для его развития, успешного взаимодействия участников?
Данный тренинг разработан в поддержку потенциальных модераторов и участников сетевых предметных сообществ.
Цель тренинга
Способствовать привлечению ИКТ-активных педагогов к взаимодействию в сетевых предметных сообществах.
Основные задачи тренинга
- Уточнить следующие понятия: "сетевое предметное сообщество и "сетевой предметный методист"
- Проанализировать опыт работы действующих сетевых предметных сообществ
- Рассмотреть различные мотивационные механизмы привлечения педагогов к участию в сетевых предметных сообществах.
- Разработать модель создания и развития сетевого предметного сообщества
Организационные моменты
Целевая аудитория: педагоги, активно внедряющие в образовательный процесс информационные технологии
Продолжительность: 18 часов
- 1 день - 7 октября 2008 года (начало в скайп-чате в 14 часов)
- 2 день - 8 октября 2008 года (самостоятельная работа)
- 3 день - 10 октября 2008 года (начало в скайп-чате в 14 часов)
Сервисы Интернета: программа Skype, система коллективного гипертекста МедиаВики
Тренер:
Урсова Ольга, г. Псков
Skype: ursikk
e-mail: ursova[@]gmail.com
|
Ход тренинга
День 1. Стадия вызова "Зри в корень!"
Используется программа Skype
- Эффект присутствия... Регистрация в необходимых сервисах. Приветствие, настрой на продуктивную деятельность (30 минут)
- Формирование команд, представление участников, уточнение терминологии (30 минут)
- Вопросы и ответы (30 минут)
- Сетевой методист: следование моде или требование времени?
- Что должен и что не должен делать сетевой предметный методист?
- Что нужно для того, чтобы предметные сообщества развивались?
- Как мотивировать педагогов к участию в жизни сообщества?
- Каким образом предметная составляющая будет определять направления деятельности сообщества?
- Как сделать правильный выбор Интернет сервисов для организации деятельности в сообществе?
День 2. Стадия осмысления "Создай и раскрути свое сообщество!"
Участники работают в КМ-вики самостоятельно, возможно общение в группах.
- Определение показателей, по которым можно оценить успешность деятельности сетевого предметного сообщества
- Сравнительный анализ действующих сетевых предметных сообществ
- Разработка рекомендаций сетевому предметному методисту для организации конкретной формы деятельности в сообществе
- Разработка модели создания и развития сетевого предметного сообщества
День 3. Стадия рефлексии "Когда мы итожим..."
Используется программа Skype
- Возвращение к вопросам и ответам (15 минут)
- Составление графа с помощью сервиса Графвиз (15 минут) - Дополнительно (можно оставить на домашнее задание)
- Подведение итогов тренинга. Мнения, отзывы, вопросы. (15 минут)
Образовательные результаты, которые буду достигнуты слушателями
- Понимание того, что такое сетевое предметное сообщество и каковы цели создания данных сообществ
- Понимание необходимости создания определенных условий для формирования и развития сетевых предметных сообществ
- Осознание роли и функций сетевых предметных методистов
- Понимание возможностей сервисов Веб 2.0 в обеспечении усвоения способов деятельности (коммуникативной, групповой) при которых происходит продуктивное сетевое взаимодействие, обсуждение содержания предметной области, способов решения проблем и т.п.
|
Дополнительный материал
Обобщение различного опыта позволяет вывести ряд положений (с опорой на мнение Гради Буча, директора по науке компании Rational Software, входящей в состав IBM), которые могут быть полезны всем участникам и организаторам сетевых сообществ:
1. Выбор среды взаимодействия должен быть адекватен цели.
2. Вовлечение в сетевое мероприятие достаточного количества участников (избыточность, как и недостаточность может оказаться пагубной).
3. Следование правилам сетевого этикета (изобилующие ошибками неформальные сообщения и письма неприемлемы, как бы они ни рассылались - напечатанными на фирменном бланке или опубликованными в ВикиВики).
4. "При совместной работе растет число тех, кто может чему-то научить. Инструментарий социальных сетей, такой как блоги и виртуальные сообщества, позволяет людям быстрее и проще присоединяться к сети экспертов, находя нужную информацию и работая совместно. Это помогает выстраивать отношения наставничества, при которых жаждущий знаний "ученик" может принимать молчаливое участие в сообществе наставников"[2].
5. При вовлечении педагогов и учащихся в сетевую деятельность необходимо инструктировать их по поводу действий, обеспечивающих безопасность в Интернете (не размещать личную информацию, фотографии, видео-файлы в открытом доступе и т.п.).
6. Необходимо учитывать установлена и настроена ли программа СКФ (Интернет-фильтр) в школе, возможен ли выход на блоги, видео-сервисы, инструменты визуализации и др. В настоящее время, не смотря на огромный интерес педагогического сообщества к Веб 2.0, в школах многие сервисы просто недоступны, становится злободневной фраза "Молчать нельзя общаться". Возможно, коллективное письмо или обращение поможет разрешить эту проблему.
В педагогическом сообществе все чаще обсуждаются проблемы и рассматриваются перспективы сетевого взаимодействия в профессиональном образовании.
В словарях встречается следующая трактовка слова «сеть» (network): «сеть - это расширенная группа людей со схожими интересами, взаимодействующих друг с другом и поддерживающих неформальный контакт с целью взаимной поддержки и помощи».
Под сетевым взаимодействием понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве.
Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и диссеминация инновационного опыта в сети, он-лайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня.
Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода (person-centered) в образовании, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике.
Один из лидеров гуманистической психологии американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) полагал, что каждый человек заслуживает внимания, уважения и принятия. Принципы Роджерса стали основой «человеко-центрированного подхода». [Е.С. Полат]. Важнейшие из них заключаются в том, что:
- индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
- человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
- индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
- взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения,
- самосовершенствование, развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.
(Из статьи "Профессиональное сетевое взаимодействие как условие личностно ориентированного подхода в системе повышения квалификации". Вылегжанина И.В., г. Киров)
Используемые ресурсы
- Великанова А. Работа с учителями-предметниками по внедрению ЦОР в регионах проекта ИСО. - "Вести образования", N 24, 2007, с. 10
- Хитер Хевенштейн. Буч против бюрократии. - COMPUTERWORLD, N 47, 2007
- Материалы ролевой игры "Осваиваем роль сетевых предметных методистов", авторы Петрова О.Г., Шпарута Н.
Полезные ссылки
|
|