Дистанционный тренинг Даешь предметные сетевые сообщества/Команда 1

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Дистанционный тренинг Даешь предметные сетевые сообщества

Надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте,
а если хочешь двигаться вперед, надо бежать в два раза быстрее...

Л. Кэррол, "Алиса в Зазеркалье"


Состав участников:

Тренер: Урсова Ольга

1. Стадия вызова "Зри в корень!"

  • Шаг 1.1 Эффект присутствия... Включите программу Skype, настройтесь на продуктивную деятельность :))) Пройдите регистрацию в КМ-вики (30 минут)
  • Шаг 1.2
  1. Представьте свою команду через совместный скайп-чат. Обратите внимание, что сделать это нужно в соответствии с рекомендациями тренера, которые будут сообщены в начале общения.
  2. Уточните терминологию: как вы понимаете словосочетания "сетевое предметное сообщество" и "сетевой предметный методист". Впишите ваши варианты определений в нижние рамки (30 минут)
Сетевое предметное сообщество - группа педагогов , поддерживающих общение и ведущих 
совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.
Сетевое сообщество может также объединять людей
по каким то интересам не связанным с обучением, важно,
что для общения люди используют сервисные технологии сети интернет.


Сетевой предметный методист -специалист,  который осуществляет методическую 
и консультационную поддержку учителей-предметников в дистанционном режиме


  • Шаг 1.3 "Вопросы и ответы" или "Два вместо одного" (30 минут)

Обратите внимание на представленные ниже проблемные вопросы. Вашей группе необходимо выбрать один из них и дать на него развернутый ответ в совместном скайп-чате. Далее вам необходимо предложить два новых проблемных вопроса в соответствии с темой тренинга и записать их в список под номерами 7 и 8.

  1. Сетевой методист: следование моде или требование времени?

Ответ нашей команды: Это несомненное требование времени! Приводим свои аргументы. Новые технологии необходимо осваивать и использовать в своих интересах. Повсеместное развитие веб-сервисов на большом количестве порталов и сайтов заставляет учителя также войти в эту среду, где давно уже находятся его ученики. Эту возможность даёт подключение к Интернет всех школ.Возможность самореализации через представление накопленного опыта и в тоже время саморазвитие за счёт анализа опыта других. Отличная возможность для проведения сетевых проектов не ограниченных территориальными рамками. Возможность упорядочить всё многообразие имеющихся ЦОРов

  1. Сетевой методист: следование моде или требование времени?
  2. Что должен и что не должен делать сетевой предметный методист?
  3. Что нужно для того, чтобы предметные сообщества развивались?
  4. Как мотивировать педагогов к участию в жизни сообщества?
  5. Каким образом предметная составляющая будет определять направления деятельности сообщества?
  6. Как сделать правильный выбор Интернет сервисов для организации деятельности в сообществе?
  7. Какими поощрительными методами можно сделать участие педагогов в деятельности сети более интересным?
  8. Какими методы мотивации можно использовать для привлечения к активному участию педагогов в деятельности сети?
  9. Как научить учителей не боятся коллективного обсуждения их работ?

Коллеги! Обратите внимание, что выделенные вопросы очень близки! Может сформулировать один из трех? --Урсова Ольга 13:37, 8 октября 2008 (MSD)


Подведение предварительных итогов стадии Вызова в совместном скайп-чате.


2. Стадия осмысления "Создай и раскрути свое сообщество!"

  • Шаг 2.1 Обсудите в группе (по мере возможности через скайп или электронную почту) и запишите ниже в список не более 5 показателей, по которым, на ваш взгляд, можно оценить успешность деятельности сетевого предметного сообщества (в течение дня)

Дорогие участники! Так как в этот день мы можем работать асинхронно, возможно вам не удастся провести обсуждение в группе и написать общее решение, поэтому вам нужно свои записи заканчивать автоматической подписью. В этом случае будет очень хорошо виден вклад каждого и без истории страницы. Если нажать предпоследнюю кнопочку на панеле инстументов, то при сохранении отобразится ваше имя. Привожу пример своей подписи --Урсова Ольга 13:43, 8 октября 2008 (MSD)

Вариант Саркисян М.В., Брюховой И.А.

  1. Количество участников сообщества
  2. Количество размещаемых материалов (тематическое наполнение сайта сообщества)
  3. Наполняемость всех разделов, входящих в структуру сообщества
  4. Наличие реального диалога между участниками сообщества
  5. Интерес к работе сообщества разноплановых квалифицированных специалистов (просто людей)
    --MVS 21:48, 8 октября 2008 (MSD) --Брюхова Ирина 19:34, 9 октября 2008 (MSD)--Тимонова 21:25, 9 октября 2008 (MSD)

Тимонова Л.В.

  1. Добавлю 6 пункт - Частота обновляемости сайта сообщества.--Тимонова 21:25, 9 октября 2008 (MSD)
  2. 7 пукт: Полезность и актуальность материалов и информации размещенных на сайте сообщества--Тимонова 23:05, 9 октября 2008 (MSD)


  • Шаг 2.2 Пройдите по ссылкам на страницы действующих сетевых предметных сообществ. Проведите сравнительный анализ деятельности сообществ по предложенным вами выше показателям (в течение дня). Напишите в рамках краткие характеристики сообществ, опираясь на показатели. Не забывайте ставить автоматическую подпись после каждой своей отдельной записи. Какое сообщество в большей мере им соответствует?
Сообщество учителей начальной школы (блог эстонских учителей) 

Вариант Саркисян М.В., Брюховой И.А.
Характеристика сообщества:

  1. Количество участников сообщества - в работе блога в основном принимают участие учителя нескольких эстонских школ.
    Добавляю Тимонова Л.В.: конкретное число найденное на сайте 13 (участники проекта), а в городе, наверное, больше сотни школ.Т.е это примерно 13000- 15000 чел. Расчет привлечь родителей не сработал в должной мере, хотя для них публикуются материалы.--Тимонова 21:36, 9 октября 2008 (MSD)
  2. Количество размещаемых материалов (тематическое наполнение сайта сообщества) - открыто 6 блогов, в средем за месяц добавляется 2-3 новых материала.
    Добавляю Тимонова Л.В.: Наполнение блогов зависит от интереса и мотивации участников, отдельные блоги наполняются лучше (например "Веселые ребята")--Тимонова 21:36, 9 октября 2008 (MSD)
  3. Наполняемость всех разделов, входящих в структуру сообщества - пустых разделов нет, но наполнение достаточное скромное --Тимонова 16:28, 10 октября 2008 (MSD)
  4. Наличие реального диалога между участниками сообщества - судя по количеству комметнариев к размещенным материалам оживлённого диалога нет --Тимонова 16:28, 10 октября 2008 (MSD)
  5. Интерес к работе сообщества разноплановых специалистов (просто людей, прессы и т. п.)- по запросу в поисковых системах нашлось 2 ссылки на это сообщество
    --Тимонова 16:28, 10 октября 2008 (MSD)

Добавляю Тимонова Л.В.:

  1. 6 пункт - Частота обновляемости сайта сообщества неравномерная. В отдельных блогах - ежедневная, в отдельных - нет.--Тимонова 21:36, 9 октября 2008 (MSD)
  2. 7 пункт - Полезность и актуальность материалов и информации размещенных на сайте сообщества - материалы расмещенные на сайте участниками сообщества представляют явную ценность для самих участников сообщества, но не все материалы и информация востребованы.

Вывод: 'данное сетевое сообщество пока нельзя назвать успешным на 100%'
--MVS 23:00, 8 октября 2008 (MSD)--Брюхова Ирина 19:38, 9 октября 2008 (MSD) --Тимонова 21:36, 9 октября 2008 (MSD)

ИКТ в начальной школе (сообщество на портале "Сеть творческих учителей)

Вариант Саркисян М.В., Брюховой И.А.

Характеристика сообщества:

  1. Количество участников сообщества - участниками сообщества являются учителя многих регионов России, список наиболее активных участников включает около 40 человек
  2. Количество размещаемых материалов (тематическое наполнение сайта сообщества)- открыто 13 форумов, в библиотеке сообщества размещено более 360 материалов
  3. Наполняемость всех разделов, входящих в структуру сообщества - наименьшая наполняемость у раздела "дело техники" - 2 публикации, наибольшее в разделе уроки - 300 публикаций. Все разделы (форумы) заполнены
  4. Наличие реального диалога между участниками сообщества - активность диалога высокая. Так на 2 публикации в разделе "дело техники" есть 74 отклика, в разделе "Уроки" более 4000 откликов.
  5. Интерес к работе сообщества разноплановых специалистов (просто людей, прессы и т.п.)- по запросу в Яндексе найдено 296 страниц --Тимонова 15:50, 10 октября 2008 (MSD)

Добавляю Тимонова Л.В.

  1. Частота обновляемости сайта сообщества - очень высокая почти по всем разделам и форумам, все записи свежие, от текущего числа.
  2. Полезность и актуальность материалов и информации размещенных на сайте сообщества - материалы расмещенные на сайте участниками сообщества представляют явную ценность для других в том числе и не участников сообщества, об этом же говорит и обилие конкурсных материалов и самих конкурсов.--Тимонова 22:42, 9 октября 2008 (MSD)

Вывод: данное сетевое сообщество можно назвать успешным, хотя нет предела совершенству(например, переход к платформе Веб.2)
--MVS 23:00, 8 октября 2008 (MSD) --Брюхова Ирина 19:38, 9 октября 2008 (MSD)--Тимонова 22:50, 9 октября 2008 (MSD)

  • Шаг 2.3 Разработайте (если есть возможность, обсудите в группе через чат) рекомендации сетевому предметному методисту для организации конкретной формы деятельности в сообществе (для вашей группы выделенной жирным шрифтом) и запишите эти рекомендации ниже (в течение дня). Не забывайте каждую свою отдельную запись заканчивать автоматической подписью.
  1. Дискуссия
  2. Обучающий семинар
  3. Виртуальная конференция
  4. Конкурс
  5. Проект
  6. Акция
  7. Виртуальная вечеринка

Рекомендации сетевому предметному методисту для организации дискуссии:

  1. выбрать актуальну тему
  2. подготовить проблемные материалы способные заинтересовать участников
  3. сделать рекламу и рассылку о предстоящей дискуссии
  4. зарегистрироваться как участник и "подкидывать" комментарии, идеи и т. д. в случае "затухания" обсуждения --MVS 23:00, 8 октября 2008 (MSD)--Брюхова Ирина 19:38, 9 октября 2008 (MSD)
  1. Добавляю Тимонова Л.В.
  1. выбрать одного или нескольких активных участников в помощь, предложить им быть модераторами дискуссии и помощниками, как участники.--Тимонова 11:43, 10 октября 2008 (MSD)

Не забывайте каждую свою отдельную запись заканчивать автоматической подписью.



  • Шаг 2.4 Разработайте примерную модель сетевого предметного сообщества, используя следующий план: (в течение дня)


Не забывайте каждую свою отдельную запись заканчивать автоматической подписью.
Вариант Саркисян М. В.
1. Предметная область - информатика и ИКТ

2. Название сообщества - Поиск

3. Цель создания сообщества - поиск учителей готовых к взаимоподдержке, взаимообмену идеями, профессиональному росту, обучению, самореализации, поиск ответов на вопросы, которые не получается разрешить в своей школе. 4. Желаемый образ сообщества - сетевое сообщество на основе технологии Веб.2 с обязательной регистрацией участников

5. Предполагаемые участники сообщества - учителя информатики, ученики, учителя использующие ИКТ, зам. директора по информатизации, руководители медиацентров

6. Координатор сообщества - инициативные люди, компетентные в области образования и ИКТ.

7. Мотивация сетевого методиста - самореализация, радость от общения с людьми и возможности им помочь, материальное поощрение

8. Проблемы, которые будут рассматриваться в сообществе - методики использования ИКТ в образовательном процессе, преподование информатики и ИКТ по различным программам, роль информатики и ИКТ в профилизации образования, программное обеспечение ПК, техническая поддержка ПК,

9. Стратегия развития сообщества, способы привлечения участников в сообщество - дистанционные бесплатные тренинги и курсы, чаты и форумы с специалистами, предоставление возможности публикации материалов с получением оценки коллег (сертификатов), организация "живых" встреч, постоянное пополнение и обновление содержания сайта, граммотный пиар...

10. Мотивация участников - возможность найти ответы на вопросы, расширение круга общения, самореализация, обучение, участие в проектах...

11. Возможности использования социальных сервисов в деятельности сетевого сообщества - удобная публикация различных электронных документов (презентации, тексты, графика и т.д.), создание общих закладок, возможность коллективного труда над актуальной проблемой, организация и проведение проектов...
--MVS 21:13, 9 октября 2008 (MSD)


1. Предметная область - естественно-научного цикла

2. Название сообщества - "контейнер" идей

3. Цель создания сообщества - объединение участников связанных единой целью --Брюхова Ирина 19:49, 9 октября 2008 (MSD)

4. Желаемый образ сообщества - сетевое сообщество, имеющее "умную" платформу, которой каждый мог научиться пользоваться.

5. Предполагаемые участники сообщества - учителя, ученики, родители,преподаватели ВУЗов, студенты, профессора и т.д

6. Координатор сообщества -компетентный инициативный преподаватель, умеющий организовать мыслительную деятельность участников сообщества в нужном направлении.

7. Мотивация сетевого методиста- самореализация, радость от общения с людьми и возможности им помочь, материальное поощрение

8. Проблемы, которые будут рассматриваться в сообществе- методики использования ИКТ в образовательном процессе, преподование информатики и ИКТ по различным программам, роль информатики и ИКТ в профилизации образования, программное обеспечение ПК, техническая поддержка ПК

9. Стратегия развития сообщества, способы привлечения участников в сообщество - дистанционные бесплатные тренинги и курсы, чаты и форумы с специалистами, предоставление возможности публикации материалов с получением оценки коллег (сертификатов), организация "живых" встреч, постоянное пополнение и обновление содержания сайта,

10. Мотивация участников - возможность найти ответы на вопросы, расширение круга общения, самореализация, обучение, участие в проектах

11. Возможности использования социальных сервисов в деятельности сетевого сообщества - удобная публикация различных электронных документов (презентации, тексты, графика и т.д.), создание общих закладок, возможность коллективного труда над актуальной проблемой, организация и проведение проектов
--Брюхова Ирина 18:57, 17 октября 2008 (MSD)


Вариант Тимоновой Л.В.

Сетевое литературное сообщество поэтов (и любителей поэзии) учителей и учеников

1. Предметная область – филология

2. Название сообщества – «Образ»

3. Цель создания сообщества - поиск и организация учителей, способных организовать некое литературное сообщество среди учеников, для поиска, обмена информацией о русской поэзии и самореализации членов этого сообщества в области самостоятельного творчества, обмена опытом и взаимопомощи в комментариях и обсуждениях, конкурсах и др. В итоге создание – сообщества литературных клубов, участниками которых будут как учителя, так и ученики.

4. Желаемый образ сообщества - сетевое сообщество на основе технологии Веб.2 с обязательной регистрацией участников с накопительной системой баллов и рейтингов

5. Предполагаемые участники сообщества - учителя, как русского языка и литературы, так и других предметов, увлекающиеся поэзией, ученики и др.

6. Координатор сообщества - инициативный человек, учитель, компетентный в данной области и ИКТ.

7. Мотивация сетевого методиста - самореализация, радость от общения с коллегами и учащимися, увлеченными одинаковым интересом и участием в творчестве, а также возможности им помочь, материальное поощрение

8. Проблемы, которые будут рассматриваться в сообществе - роль русской поэзии, современность всех веков русской поэзии, «забытые поэты», литературные сообщества поэтов начала 20 века, поэты-эмигранты, современная поэзия, русская техника стихосложения, сетевые литературные проекты, литпорталы, литературная деятельность на литпорталах с применением технологий веб2 - сервисов и др.

9. Стратегия развития сообщества, способы привлечения участников в сообщество - предоставление возможности публикации материалов с получением оценки коллег, комментариев, (сертификатов), приглашения участвовать в конкурсах; приглашения по школам во время проведения мероприятий. Организация «могучей кучки», которая «подтянет» других интересующихся. Организация (и участие) "живых" встреч, постоянное пополнение и обновление содержания сайта, пиар...

10. Мотивация участников - возможность найти интересующую информацию, самореализация, обучение, расширение круга общения, рейтинговая и балловая система, участие в проектах и конкурсах, получение призов...

11. Возможности использования социальных сервисов в деятельности сетевого сообщества - удобная публикация различных электронных документов: стихов, исторических материалов, фото, репродукций картин, презентаций, флеш, организация. Проведение и участие в конкурсах и проектах --Тимонова 15:44, 10 октября 2008 (MSD)


Дорогие участники! Я жду вас в пятницу (10 октября) в 14 часов в совместном чате для подведения итогов!!!

3. Стадия рефлексии "Когда я итожу..."

Шаг 3.1 Вернитесь к проблемным вопросам (Шаг 1.3) и запишите в строки ниже соответствующие номера вопросов:


Вопросы, на которые вы сможете дать ответ: ... 1, 3, 4, 5, 6 - только теоретически

Вопросы, на которые вы пока затрудняетесь дать ответ: ...

2, 7, 8, 9

Шаг 3.2 Подведение итогов, выделение этапов жизни сообщества, механизмы и способы его развития.

  • Этапы жизни сообщества: стадия проектирования, стадия создания, стадия раскрутки и стадия активной жизни, как предложение - включить стадию эксперимента
  • Часто требуется конкретный ответ на конкретный вопрос сейчас. В сообществе есть у кого спросить, с кем поделиться.
  • Было бы здорово объединить районных, областных учителей в свои сообщества, тогда "выездные" РМО были бы лишние

Шаг 3.3 Оставьте мнения, отзывы о тренинге, вопросы:

  • Тренинг позволил в активном онлайн-режиме поработать совместно и фактически тоже создать мини-сообщество
  • Дистанционный тренинг - это активная связь между участниками
  • Саркисян Марина Владимировна : Тренинг интересный. Но по-моему можно сделать его более продолжительным и глубоким. Описать воображаемое сообщество мы уже можем, а вот создать его реально? Хотелось бы больше узнать о самой технологии создания таких сообществ. У Вас ведь уже есть опыт, было бы хорошо с ним познакомиться
  • Брюхова Ирина Александровна: Тренинг считаю интересным. С большим удовольствием провела время в чате. Согласна С Мариной: Описать воображаемое сообщество мы уже можем, а вот создать его реально? Хотелось бы больше узнать о самой технологии создания таких сообществ. У Вас ведь уже есть опыт, было бы хорошо с ним познакомиться

Шаг 3.4 Одной фразой сформулируйте жизненное кредо сетевого предметного методиста:

  • Сетевому методисту: терпения!
  • Жизненное кредо сетевого предметного методиста: обязательно находить время для каждого участника, не забывать ни о ком, поддерживать, т.е. не упускать никого!


Окончательное подведение итогов - в понедельник, 13 октября. Тренер разошлет участникам свои комментарии.