Занятие для первоклассников Давайте жить дружно

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Тема урока

Изображение:друж.jpg

Цель

Формирование навыков сотрудничества с одноклассниками у учащихся первого класса на этапе адаптации.

Задачи

  • Ориентировка детей на понимание необходимости сотрудничества
  • Анализ способов взаимодействия и выведение правил, которые помогли достичь цели
  • Знакомство с правилами работы в группах и организация работы в группах
  • Организация нравственно-этического оценивания усвоенного материала
  • Анализ способов взаимодействия и корректировка правил


Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей - на этапе обсуждения смысла пословиц
  • личностное самоопределение(самооценка, рефлексия) - на этапе самооценки работы в парах и в группах

Коммуникативные действия

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками - на этапе работы в парах и группе;
  • определение функций участников, способов взаимодействия - на этапе работы в группах
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка - на этапе работы в группе , при обсуждении и презентации работы групп.

Актуализируемые в рамках урока УУД

Регулятивные действия

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в список названных правил - на этапе подведения итогов, особенно после работы в группах;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению - на этапе подведения итогов;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии - на этапах работы в парах и в группах

Познавательные универсальные действия

1.Общеучебные универсальные действия:

  • умение структурировать знания - на этапе прогнозирования результата, работы с пословицами;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме - на этапе работы в парах и группах;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности - на этапах анализа способов взаимодействия, подведении итогов;

2.Универсальные логические действия:

  • установление причинно-следственных связей - на этапе работы с пословицами,
  • построение логической цепи рассуждений - на этапе работы в парах, группах,анализе способов взаимодействия;
  • доказательство,выдвижение гипотез и их обоснование - на этапе работы с пословицами;

Личностные универсальные действия

  • действие смыслообразования - на заключительном этапе, отвечая на вопрос «Какое значение имеет сотрудничество для школьника»

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

  • организация учебного сотрудничества в группах
  • игровые технологии в форме путешествия с героем- котом Леопольдом
  • элементы проблемного диалога при обсуждении правил сотрудничества, подведении итогов занятия

Ход урока

Организация пространства класса

Парты объединены по две так , чтобы дети рассаживались группами по 4 человека. Таким образом в классе образуется 6 групп по 4 человека, а за партой дети сидят по двое.

Звучит песня Кота Леопольда "Кручу, Кручу, Кручу, Педали Кручу" или фрагмент м/ф. Дети входят в класс и рассаживаются за парты.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня нас пригласил в путешествие Кот Леопольд.Я думаю, вы помните его любимую фразу. (Ребята, давайте жить дружно!) А что это значит - жить дружно, как вы думаете?

Верно, уметь что-то делать вместе и не ссориться, т.е. уметь сотрудничать при выполнении какого-нибудь дела. Леопольд приглашает вас в путешествие для того, чтобы вы потренировали свое умение сотрудничать и в конце путешествия перечислили ему правила сотрудничества. Он даже снабдил вас картой путешествия, она находится у вас на партах.

Как вы думаете, ребята, где помимо мультипликационных историй необходимо умение что-то делать вместе? Верно, и в школе класс - это коллектив в котором очень важно жить дружно и выполнять различные задачи сообща.

Какие правила дружной работы вы можете назвать сейчас? Как вы думаете, сможем мы в конце путешествия выбрать из тех , что вы назвали главные? Давайте попробуем, а помогут нам в этом задания, которые приготовил для вас Леопольд.

Задание №1 ЗАКОЛДОВАННЫЙ МОСТИК (работа в парах)

  • Вы сидите за партами парами. Повернитесь друг к другу.Соедините ладони. Тот, кто слева, руководит движениями рук, а тот, кто справа, старается слушаться. Через пол-минутки меняемся.Почувствовали друг друга? Видите, как важно приспособиться друг к другу! А посмотрите, в карте обозначено, что каждому из вас предстоит перейти мостик. Представьте себе, что мостик такой узкий, что пройти по нему может только 1 человек. Я даю вам 1 минуту, чтобы вы обсудили в парах, кто пройдет по мостику первым. Вы должны будете договориться. Не забывайте, пожалуйста, о том, что мы слушаем друг друга и живем дружно. Итак, время пошло! (По необходимости учитель консультирует детей).

Стоп. Время, для того, чтобы перейти мостик вдвоем, вышло.

Всем удалось договориться и перейти на другую сторону?

Благодаря чему вам это удалось?

Как вам удалось решить эту проблему? Что нужно делать? (Слушать друг друга. Уметь уступать. Уметь договариваться)

Самооценка работы в парах

  • Сейчас я прошу вас оценить свою работу в паре. Подумайте, получилось ли у вас слушать другого. Если вы считаете, что получилось хорошо - подойдите к изображеню улыбающегося смайлика. Если вы считаете, что слушали другого вы не достаточно внимательно, может перебивали его - подойдите к изображению задумчивого смайлика. А, если вы считаете, что у вас не получилось слушать другого, то подойдите к изображеню грустного смайлика.

(Дети встают и подходят к изображениям, расположенным заранее в разных сторонах класса).

  • А теперь, оцените свое умение уступать другому при переправе через мост. Если вы считаете, что у вас хорошо получилось уступать другому, вы не повышали голос, не обижались, сохраняли спокойствие, то подойдите к изображению улыбающегося смайлика. Если вы считаете, что это вам удалось не очень хорошо - подойдите к изображению задумчивого смайлика. Если вы считаете, что уступать в ам не удалось, то встньте рядом с грустным смайликом.
  • Молодцы! Смотрим на карту, следующий этап - расшифровка пергамента. Мы объединяемся по 4 человека. Для начала встаем своей командой в круг, беремся за руки. Представьте, что ваша команда-одно большое, доброе животное. Почувствуйте себя единым целым. Теперь мы будем шагать. На счет 1 делаем шаг внутрь круга, на счет 2-из круга. Давайте попробуем. Теперь на счет 1,2-в круг два шага, 3,4 -из круга. Это наше большое, доброе животное дышит. Почувствуйте себя единым целым. Получается!

Теперь садимся на свои места и работаем сплоченной командой.

Задание №2 РАСШИФРОВКА ПЕРГАМЕНТА (работа в малых группах)

На этом этапе, как говорится, одна голова - хорошо, а две - лучше. Работаем в группах 5 минут. Каждой группе будет предложена пословица, связанная с темой занятия. Нужно будет прочитать её, обсудить и объяснить смысл пословицы. О чем она говорит? В ходе обсуждения вы должны будете решить, как будете отвечать - всей группой, каждый по очереди или от группы выступит кто-то один. Есть вопросы? Когда пройдет половина отведенного на обсуждение времени, вы усышите звонок колокольчика. Колокольчик же сообщит вам о том , что время подошло к концу.

Итак, время для расшифровки пергаментов подошло к концу. Послушаем команды.

Пословицы:

  • Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
  • Все за одного, один за всех.
  • И мудрому человеку совет требуется.
  • Один в поле не воин.
  • Одна пчела много мёду не принесёт.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Молодцы! Все группы прочли свои пословицы и, обменявшись мнениями, вместе объяснили их смысл. Кто что делал? Как вы распределили обязанности? Как вы выбрали, кто будет выступать? Какие правила сотрудничества мы можем с вами назвать сейчас (Те же + Распределять роли в группе).Вы назвали те же правила и назвали новые.

Самооценка работы в группе

  • Сейчас я прошу вас оценить свою работу в группе. Подумайте, получилось ли у вас договориться с другими ребятами. Если вы считаете, что получилось хорошо - подойдите к изображеню улыбающегося смайлика. Если вы считаете, что не очень хорошо получилось договориться - подойдите к изображению задумчивого смайлика. А, если вы считаете, что не договорились с товарищами, то подойдите к изображеню грустного смайлика.

(Дети встают и подходят к изображениям, расположенным заранее в разных сторонах класса).

  • А теперь, оцените успешность выполнения своей роли в группе (предлагающего идеи, обсуждающего, выступающего). Если вы считаете, что у вас хорошо получилось выполнить свою роль, то подойдите к изображению улыбающегося смайлика. Если вы считаете, что это вам удалось не очень хорошо - подойдите к изображению задумчивого смайлика. Если вы считаете, что выполнить свою роль вам не удалось, то встаньте рядом с грустным смайликом.

Подведение итога занятия

Что необходимо делать, чтобы работа в группе достигла своей цели?

Какие правила повторялись на занятии несколько раз?

На доске написаны правила с картинками:

  • Слушать друг друга.
  • Уметь уступать.
  • Уметь договариваться.
  • Распределять роли в группе.

Мы с вами путешествовали по сказочной стране, а где пригодятся эти правила в жизни? Можете ли вы использовать эти правила в своей школьной жизни?

Итак, в результате путешествия с котом Леопольдом, вы попробовали работать в парах и группах, договариваться и уступать,распределять роли в группах, объяснять смысл пословиц. Вы получили в подарок от Леопольда - правила сотрудничества.А мы подарим Леопольду песню "Настоящий друг".(Дети поют песню и выходят из класса )

Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги(психологи) при проведении урока

  • чёткое, доступное сообщение инструкций к заданиям;
  • трудности поддержания дисциплины на занятии;
  • несформированнность навыков работы в группе у первоклассников - ссоры, отказ работатьвместе и т. д.
  • неумение объяснить смысл пословиц;

Памятки, задания, которые предлагаются детям

Карта кота Леопольда

Правила сотрудничества

Как осуществляется оценивание на уроке

Вербальная оценка по каждому заданию,которую осуществляют дети совместно с ведущим. Самооценка детей с помощью плакатов и движения