Занятие 2. Планирование проекта в сфере дополнительного образования с целью организации сетевого взаимодействия его участников

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Основное содержание программы Занятие 1. Профессиональные задачи педагогов дополнительного образования, решаемые через организацию совместной деятельности в сетевых сообществах. Поиск идей для деятельности сообщества. Регистрация на http://socobraz.ru. Знакомство со страницей коллективного портфолио сообщества обучающихся по данному модулю. Создание личной странички на Вики-сайте. Знакомство слушателей. Создание аккаунтов на www.gmail.com, обмен почтовыми адресами для предоставления доступа к документам. Участие в чате на Skype, www.gmail.com и т.п. для обсуждения целей и задач обучения. Определение круга задач деятельности педагога ДО. Разработка анкет средствами Google, Анкетер для родителей, учащихся, коллег с целью выявления их потребностей и проблем, решение которых может осуществляется совместно. Создание коллективного блога для рефлексии результатов обучения. Работа в блоге по результатам занятия 1.

Планируемые результаты • Регистрация на http://socobraz.ru, www.gmail.com и т.п. • Личная страничка на Вики-сайте (с информацией о себе, своих профессиональных и жизненных интересах). • Перечень целей и задач деятельности педагога ДО после обсуждения в чате (с представлением в коллективном портфолио) • Анкеты для учащихся, родителей, коллег и др. • Перечень потребностей опрошенных людей во взаимодействии с педагогом ДО и другими субъектами среды (с представлением в коллективном портфолио) • Проблемы, которые видится важным решать во взаимодействии с педагогом ДО и другими субъектами среды (с представлением в коллективном портфолио) • Коллективный блог с рефлексией по занятию 1

Методические рекомендации к занятию Как достичь результатов или методические рекомендации к занятию 1 Слушатели проходят регистрацию на сайте http://socobraz.ru, на котором впоследствии будут размещаться индивидуальные и коллективный портфолио сообщества обучающихся по программе модуля, знакомятся со страницей коллективного портфолио сообщества обучающихся. Кроме того, слушатели создают или подтверждают аккаунты на www.gmail.com, осуществляют обмен почтовыми адресами с преподавателями и коллегами по учебной группе, чтобы открывать доступ к совместному редактированию документов. Также слушатели создают личную страничку на Вики-сайте (с информацией о себе, своих профессиональных и жизненных интересах, контактной информации для осуществления межличностного и группового взаимодействия) для знакомства с членами группы и связывают ее со страницей коллективного портфолио сообщества обучающихся.

После регистрации на Skype или www.gmail.com слушатели принимают участие в чате для обсуждения целей и задач обучения по программе. Обсуждению подлежат следующие вопросы: каковы для Вас основные цели и задачи обучения, каковы ожидаемые результаты, какие социальные сервисы будут использоваться.

Слушатели на основании анализа должностной инструкции педагога ДО и описаний его деятельности в электронных документах, размещенных на следующих сайтах, составляют свой список задач, которые решает педагог ДО: • http://www.uroki.net/docdir/docdir81.htm Должностные обязанности педагога дополнительного образования • http://ocrdo.pioner-samara.ru/docs/metod/mo-001.shtml Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях • http://www.fooder.ru/page/di_524.html Должностная инструкция педагога дополнительного образования • http://www.sch879.edusite.ru/p10aa1.html Дополнительное образование • http://www.educom.ru/ru/publications/press/system/modern.php Современная система дополнительного образования и перспективы ее развития • http://vsh.dvpion.ru/ - Виртуальная школа дополнительного образования

После анализа результатов чата и текстов должностных инструкций возможно создание коллективного текста в Вики (возможно создание коллективного текста в документах Google), содержащего список задач, сгруппированных по категориям: задачи по работе с детьми, задачи по работе с родителями, задачи по работе с коллегами педагогами, администрацией учебного заведения. Представление задач в форме текста в Вики или документа Microsoft Word с размещением на Google необходимо для дальнейшей групповой работы с ним. Слушатели объединяются в группы по 3-4 человека, просматривают документы друг друга и формируют общий документ, который размещается на Вики в коллективном портфолио.

Затем слушатели составляют анкеты средствами Google или Анкетер и проводят анкетирование родителей, учащихся, учителей и др. с целью выявления их потребностей во взаимодействии со педагогом ДО, другими родителями и субъектами образовательной среды, а также конкретизации проблем, важных и интересных для организуемого сообщества. Представление и уточнение по результатам анкетирования перечня потребностей и проблем для совместного обсуждения и решения, осуществляется в коллективном портфолио на Вики-сайте. В идеале, проанализировав и объединив содержание индивидуально разработанных анкет, можно предложить консолидированный вариант анкеты, который будет полезен всем слушателям в дальнейшей работе.

На данном занятии слушатели работают в коллективном блоге и делают в нем первые записи по результатам занятия 1. Комментарии координатора обучения к записям слушателей приветствуются. В блоге слушатели отвечают на следующие вопросы с позиций потенциального организатора и координатора сообщества: • Что было самым интересным на Занятии 1? • Что было самым сложным на Занятии 1? • Какую новую информацию по функциям и задачам педагога ДО удалось найти в Интернет, в результате обсуждения с коллегами по учебной группе? • Какие задачи занятия помогло эффективно и полно решить совместное обсуждение в Интернет?

Предлагаемая структура рубрик коллективного портфолио сообщества обучающихся по программе модуля (заранее создается координатором обучения на Вики-сайте): • Название сообщества • Смысл деятельности сообщества* • Программа обучения (возможно ссылка)* • Цели и задачи деятельности педагога ДО • Потребности в совместной работе, координируемой педагогом ДО  родителей  учащихся,  учителей  других субъектов среды (укажите каких) • Проблемы для совместного обсуждения и решения • Список слушателей*. Названия личных портфолио. • Возможные внешние консультанты* • Рекомендуемые ресурсы* • Рефлексия процесса и результатов обучения  Ссылка на коллективный блог  Таблица «Достоинства и проблемы деятельности сетевого сообщества» Достоинства Проблемы

 Ссылки на творческие материалы слушателей, разрабатываемые в конце 4 занятия • Текущие и итоговый комментарии консультанта о работе сообщества • Другое (предложения приветствуются)

Занятие 2. Планирование проекта в рамках дополнительного образования с целью организации сетевого взаимодействия его участников Планирование проекта организации совместной работы по решению и обсуждению проблем дополнительного образования, актуальных для детей, родителей, коллег в сети. Оформление шаблона для представления плана проекта слушателя на Вики-сайте и примерного календаря. Поиск ресурсов для выполнения проекта, поиск сетевых сообществ, обсуждающих сходные проблемы и знакомство с их опытом. Разработка аргументированного плана проекта по организации деятельности сетевого сообщества для обсуждения и решения конкретной проблемы.

Планируемые результаты • Проблема(-ы), определённые для совместного обсуждения и решения • Страница личного портфолио проекта на Вики-сайте, связанного с коллективным • План проекта по работе сетевого сообщества, координируемой педагогом ДО • Рефлексия по занятию 2 в коллективном блоге

Как достичь результатов или методические рекомендации к занятию 2 Работа педагога ДО может быть организована через систему проектов, в которых принимают участие дети, родители и педагогический коллектив школы. Тематика проектов определяется на основе анализа проблем, решаемых в совместной деятельности, и определенных их потенциальными участниками в ходе анкетирования на занятии 1 Кроме того, можно предложить и следующую возможную тематику проектов: • Какие кружки, секции, студии, клубные объединения могут работать в образовательном учреждении? • Как обеспечить заинтересованное и активное участие учащихся в школьных внеклассных мероприятиях? • Как использовать информационные технологии в дополнительном образовании (виртуальные выставки, виртуальные музеи, виртуальные экскурсии и путешествия и др.)? • Как обеспечивать поддержку одаренных и талантливых воспитанников? • Как помочь ребенку правильно выбрать направление дополнительного образования? • И др.

Требования к проектам: • Актуальность и значимость для развития интересов и способностей детей, удовлетворения их познавательных и образовательных потребностей • Наличие потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей • Образовательная направленность • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых • Связь с жизнью дома, в школе и в обществе

Почему же именно через проектную технологию может осуществлять свою деятельность педагог ДО? • Работа группируется вокруг важной и значимой проблемы, направленной на удовлетворение интереса. • Обеспечивается взаимодействие взрослых и детей, они работают в единой команде. • Работа направлена на улучшение взаимопонимания, организацию творческого поиска. Справедливы слова С.Пейперта: «Люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью».

Далее слушатели создают Вики-страницу личного портфолио проекта. Связывают ее с личной страницей и страницей коллективного портфолио. Для определения рубрик страницы личного портфолио можно рекомендовать использовать рубрики представленной ниже формы. Затем слушатели приступают к планированию проекта и заполняют рубрики содержанием. Здесь координатору важно предусмотреть и определить возможности консультирования и взаимного общения слушателей в процессе этой работы.

Форма для планирования проекта Как будет выявляться актуальная проблема для совместного обсуждения и решения Название проекта: С какими интересами, потребностями субъектов и учебными предметами связан данный проект: Решаемая проблема: Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно и, прежде всего, с родителями учащихся Цель проекта Результаты проекта в виде продуктов деятельности членов сообщества с их кратким описанием (это, например, могут быть: тематика, программы и планы работы кружков, секций, студий, клубных объединений; организация внеклассных мероприятий; создание сценариев выставок, тематических экспозиций, музеев, постановок; создание базы данных о хобби родителей; организация системы совместных экскурсий с их обсуждением; работа по подготовке к предметным олимпиадам, концертам, спортивным состязаниям и т п.; организация работы консультационного пункта, помогающего выявлять и развивать интересы и способности ребенка и др.) Целевая(-ые) группы Что участие в проекте даст его участникам Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей Где это можно узнать – интересные ресурсы (по содержанию проблемы) – ресурсы сетевых сообществ по сходной проблематике (по представлению возможных путей ее решения) По каким вопросам осуществляется консультирование учащихся: По каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся: Каковы пути и средства привлечения родителей к совместной работе Возможные вопросы для совместного с родителями обсуждения и решения По каким вопросам осуществляется взаимодействие с коллегами-учителями: У каких внешних специалистов и экспертов можно получить консультации Как будут оцениваться и обсуждаться: – ход проекта – результаты проекта Каковы пути и средства расширения членов сообщества Социальные сервисы, которые планируется использовать в работе над проектом и цели их использования Социальные сервисы Цели использования Электронные таблицы в Google www.gmail.com

Анкеты в Google www.gmail.com

Календарь в Google www.gmail.com

Совместная работа с документами в Google Вики Блоги Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru

Видеосервисы в Ютьюб, Социальная сага, видеоблог http://youtube.com

Фотосервисы в Фликр, Фотки.ру, Фотодия http://Flickr.com http://www.fotodia.ru


Слушатели делают записи в коллективном блоге по результатам занятия 2, отвечая на вопросы с позиций потенциального организатора и координатора сообщества: • Что было самым интересным на занятии 2? • Что было самым сложным на занятии 2? • Какой запланировали проект, и чем был обусловлен его выбор? • Какую помощь может оказать сетевое сообщество в реализации этого проекта?

Занятие 3. Взаимное обсуждение и рецензирование работ Формулировка развернутых ответов на вопросы, направленных на анализ плана предлагаемого проекта, который явится основой организации сетевого взаимодействия заинтересованных людей. Взаимное ознакомление с планами проектов и ответами на вопросы. Написание комментариев и формулировка предложений по улучшению проекта коллеги по группе. Соотнесение комментариев и предложений с планом предлагаемого проекта. Корректировка плана проекта.

Планируемые результаты занятия: 1. Ответы на вопросы на странице проекта члена группы 2. Комментарии и предложения на ответы 2-3-х членов группы 3. Отредактированный план проекта на основе анализа комментариев и предложений, высказанных членами группы Как достичь результатов или методические рекомендации к занятию 3. На вики-странице «ОБСУЖДЕНИЕ» личного портфолио проекта слушатели дают развернутые ответы на следующие вопросы: 1. Каковы задачи сообщества, реализующего проект? (понятные и прозрачные) 2. Какова выгода участия в этом сообществе для его потенциальных членов? Или что им даст работа в сообществе? 3. Как привлечь родителей к реализации проекта, как мотивировать их? 4. Как члены сообщества участвуют в планировании проекта? 5. Как дать понять членам сообщества, что они должны делать вместе, что могут сообщать друг другу такого, что полезно для всех? 6. Каков планируемый продукт деятельности сообщества? 7. Как адекватно оценивать и стимулировать работу сообщества? 8. Какие еще ресурсы Интернет (содержательного, консультативного, рефлексивного и т.д. характера) можно привлечь для реализации проекта? Работа в группах по 3 человека. Слушатели знакомятся: – с проектами друг друга, – с ответами на вопросы коллег. Критериями самооценивания и оценивания проектов коллег могут быть следующие позиции: • Актуальность и значимость для развития интересов и способностей учащихся • Обоснованность необходимости совместного решения проблемы в сообществе • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у учащихся • Актуализация потребности обсуждать и решать возникшую проблему у родителей • Обеспечение взаимодействия детей и взрослых (инструментально и содержательно) • Обеспечение ресурсами

По результатам знакомства с планами проектов и ответами на вопросы каждый слушатель с позиции родителя пишет двум другим комментарии и предложения по улучшению проекта. Обсуждать предложения с автором проекта можно в Skype и т.п. По результатам обсуждения слушатели вносят коррективы в разработанный план проекта.

Занятие 4. Подведение итогов как мягкий старт развития сообщества Осмысление результатов обучения и взаимодействия с коллегами по учебе и координатором. Определение перспектив развития сообщества, создание плана возможных мероприятий. Уточнение и усиление привлекательности позиций сообщества. Планируемые результаты занятия: 1. Эссе «Что дало мне обучение по программе модуля?» 2. Таблица «Достоинства и проблемы деятельности сетевого сообщества» в коллективном портфолио 3. План привлечения родителей к работе сообщества 4. Материал-«трамплин» для развития сообщества.

Как достичь результатов или методические рекомендации к занятию 4. Слушатели пишут эссе на тему «Что дало мне обучение на модуле?», в котором важно отразить следующие позиции: – Что нового я научился делать? – Что мне особенно удалось, как по линии разработки содержания проекта, так и по линии взаимодействия с коллегами по группе и координатором? – Какие проблемы остались нерешенными? – В чем я вижу суть сетевого взаимодействия с родителями учащихся и коллегами учителями? – Каковы пути поддержания жизнеспособности сетевых сообществ? Организуется работа совместная слушателей по обсуждению достоинств и проблем деятельности сетевого сообщества. По результатам обсуждения заполняется соответствующая таблица в коллективном портфолио обучающихся по программе модуля. После осмысления результатов своей образовательной деятельности слушатели планируют деятельность по дальнейшему развитию сообщества в направлении привлечения родителей к его работе. Для этого можно заполнить следующую таблицу: Что сделать? Кого привлечь? Как заинтересовать? Какие ресурсы использовать? Примечание



Замечательным итогом работы по модулю станет разработка творческих материалов, помогающих: – осознать еще раз, что понял и увидел сам слушатель в работе сообществ, – привлекать к его работе заинтересованных членов. Такими материалами могут быть: – основы «кодекса» сообщества, как общей совокупности ценностей его работы, правил, разделяемых убеждений (форма представления по выбору слушателя); – рассказ-трамплин – простой и короткий рассказ, позволяющий аудитории совершить «прыжок» и понять, в чем суть деятельности Вашего сообщества, а также наглядно представить, как может решаться актуальная для сообщества проблема; – что-то еще. Творческие решения приветствуются!