Записки со Всероссийской конференции Психология образования Психологическое обеспечение Новой школы Ч.2

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

27-29 января 2010г. в г. Москве состоялась Всероссийская конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы».


В рамках данной конференции делалась попытка понять возможности и ресурсы психологического обеспечения проекта «Наша Новая школа»


На пленарной части перед психологами выступили представители министерства образования и науки РФ, президент Федерации психологов образования РФ, ведущие представители психологической науки и практики. Обсуждались важные вопросы, связанные с ролью психологической службы в реализации проекта «Наша новая школа».


Президент Федерации психологов образования РФ В.В. Рубцов обратил внимание присутствующих на то, что этот документ является прорывом для психологии образования, т.к. психологические аспекты рассматриваются в инициативе в числе главных.


«Новая школа - это школа для всех будут учитываться возрастные особенности школьников. Это новые учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Это новые стандарты»


Выступавшие далее докладчики также отмечали, что без психолога невозможно реализовать проект «Наша новая школа» Разве можно инклюзивное образование складывать без психолога? Без психологического сопровождения и с одаренными трудно работать. Без психолога невозможно организовать профилактику социального сиротства и выстроить работу с семьей. Также нельзя реализовать новые стандарты, используя только педагогические технологии. Вместе с тем, представитель министерства подчеркнула первоочередную роль психолога именно в работе с учащимися, нуждающимися в адресной помощи, повышение психологической подготовки учителей, а также в развитии межкультурной толерантности.

В целом, конференция и пленарное заседание поставили больше вопросов, чем дали ответов…

  • Остается неясным роль психологов в «Новой школе» - они работники, оказывающие адресную помощь или одни из главных действующих лиц в проекте?
  • В чем заключается наша роль в Новой школе?
  • А есть ли конкретные технологии действий или это все только красивые слова?
  • Как мы должны повышать психологическую культуру педагогов, сопровождать одаренных, реализовывать стандарты?
  • И как суметь все это сделать одному психологу в школе?


К числу наиболее запоминающихся мероприятий можно отнести и семинар Людмилы Ясюковой, в ходе которого она представила практикоориентированный инструмент оценки развития понятийного мышления учащихся 3-6 классов, технологию прогнозирования успешности и формирования мышления.


Из секций, на которых удалось побывать, наиболее продуктивной для практических психологов была секция «Инновационная модель психологической службы образовательного учреждения», которую возглавляли М.Р. Битянова (профессор МГППУ, директор ЦПСО «Точка Пси») и М.А. Егорова.


М.Р. Битянова в докладе «Психолог в образовании: основное противоречие» остановилась на 4 векторах кризиса психологии в образовании, а затем представила 6 моделей деятельности психолога в школе, а также технологию выбора определенной модели в школе. Кроме того, она обратила внимание на новые подходы к реализации модели психолого–педагогического сопровождения при переходе на новые стандарты.


Одним из интересных выступлений на секции был доклад педагога–психолога МОУ «ОУ Гимназия № 13» г. Красноярска, федерального консультанта сообщества "СоцОбраз" Надежды Болсуновской на тему Возможности использования Интернет–технологий в практике работы психолога с родителями

Данный доклад был удостоен оваций слушателей и был высоко оценен ведущими секции. Со стороны участников секции последовало много вопросов: «Есть ли у вас отдельный психолог – системный администратор? Подскажите, как нам лучше привлечь родителей…», а после секции дискуссия продолжалась в кулуарах.

Марина Битянова отметила квест для родителей «Секреты адаптации ребенка к школе или Первоклассник.ru», разработанный межрегиональной командой» и предложила представить опыт в рамках Шестой Всероссийской недели школьной психологии.


Ведущими секции в резолюцию конференции было внесено предложение организовать в рамках конференции 2010 г. секцию «Использование Интернет–технологий в работе психолога». Кроме того, они поставили ряд исследовательских задач, требующие разработки применительно к использованию Интернет–технологий. В частности, речь шла о возможностях адаптации реальных форм работы психолога к сетевым условиям: насколько возможна адаптация, что можно переносить, а что нет, какие особенности и условия необходимо учесть.


После выступления Н.А. Болсуновской состоялась ее встреча с деканом факультета психологии образования МГППУ М.А. Егоровой и руководителями порталов «Психология для родителей» и «Детская психология для специалиста» по вопросам дальнейшего сотрудничества. Отрадно, но основная часть специалистов и не слышали о федеральном проекте, частью которого является СоцОбраз, поэтому выступление и встречи помогли донести информацию до психологов, мэтров психологии образования и наметить перспективы дальнейших действий.


Таковы итоги конференции, а более подробно про выступления на пленарной части вы можете ознакомиться по ссылке Записки с конференции "Психология образования Психологическое обеспечение Новой школы Часть 1‎ .