Записки с конференции Психология образования Психологическое обеспечение Новой школы 27-29 января 2010 Часть 1

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Записки с конференции.. Часть 1 Пленарная


27-29 января 2010г. в г. Москве состоялась Всероссийская конференция «Психология образования: Психологическое обеспечение «Новой школы».


Начнем с основ…


На пленарном заседании В.В. Рубцов (ректор МГППУ, президент Федерации психологов образования РФ) начал с того, что остановился на речи Д.А. Медведева на открытии Года Учителя в России, где он представлял Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В.В. Рубцов обратил внимание присутствующих на то, что этот документ является прорывом для психологии образования, т.к. психологические аспекты рассматриваются в инициативе в числе главных.


«Новая школа - это школа для всех будут учитываться возрастные особенности школьников. Это новые учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Это новые стандарты»


Выступавшие далее докладчики также отмечали, что без психолога невозможно реализовать проект «Наша новая школа» Разве можно инклюзивное образование складывать без психолога? Без психологического сопровождения и с одаренными трудно работать. Без психолога невозможно организовать профилактику социального сиротства и выстроить работу с семьей. Также нельзя реализовать новые стандарты, используя только педагогические технологии. Затем слово взял А. Асмолов (академик Российской академии образования (с 2008 г.), зам.председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК'а), который заметил, что впервые на уровне российского государства принят стандарт в основе которого лежит системно –деятельностный подход к развитию личности ребенка, что показывает изменение миссии, задачи психолога в школе и в целом в образовании.

«Мы должны перейти к школе деятельностного происхождения знания от действия к мысли. Это центральное для нового понимания. При этом, мы должны, в первую очередь, научить ребенка учиться, чтобы он овладел универсальными действиями»


Далее А. Асмолов остановился на миссии школы и учителя –порождение идентичности. После чего, А. Асмолов обратил внимание на то, что мир сильно изменился, благодаря Интернету мы оказались в другом социокультурном обществе – образование тоже должно стать иным), в том числе и система Я.А. Коменского, без этого невозможно реализовать новый стандарт И закончил А.Асмолов тем, что заметил, что в рамках «Нашей новой школы» психология становится центром образования, а психолог – агентом социальных изменений в России, который определяет будущее и ответственен за изменения.


После выступления А. Асмолова с речью обратился А. Кондаков (руководитель проекта по разработке государственных стандартов), который представил новый проект государственного стандарта образования. Цель образования - воспитать личность, которая может успешно действовать в высокотехнологичном мире. Так, он заявил о том, что в рамках нового стандарта предпринимается попытка выделить новые ценности российского общества и транслировать их в общество через образование. А. Кондаков отметил, что в основе стандарта лежат концепция поликультурности, задача формирование базовых ценностных ориентиров, заложена диалектика как основной метод Познания, а в качестве научной основы выступает системно - деятельностный подход. Также А. Кондаков подчеркнул, что результаты обучения по новым стандартам не укладываются в рамки ЕГЭ модели 2004 г.

А. Кондаков отдельно остановился на роли учителя в реализации новых стандартов -«Воспитать может гражданин носитель ценностей»Презентуя новые стандарты и показывая все их преимущества, А. Кондаков все же признал, что составляющие для внедрения нового стандарта пока в работе.


Затем перед участниками выступила А.А. Левитская – руководитель департамента воспитания Министерства образования и науки РФ, которая остановилась на вопросах психологического обеспечения Новой школы. В качестве стратегической цели ей было отмечено - преодоление разрыва между требованиями предъявляемые к психологам и уровнем образования. В качестве важных действий – методическое обеспечение работы и повышение психологической подготовки учителя.


Также в числе важнейших задач и одной из главных ею была озвучена – адресная помощь наиболее уязвимым воспитанникам.


Кроме того, А. Левитская обозначила необходимость реализации поликультурного образования, в связи с тем, что статистика показывает, что дети чаще всего узнают о собственной национальности именно из межнациональных конфликтов.


Далее она остановилась на проблеме прогнозирования педагогических рисков, связанных с внедрением педагогических технологий, и на том, что психологи будут экспертировать новый закон об образовании.


Таковы базовые выступления и идеи, озвученные на пленарной части.


Много вопросов было поставлено и мало ответов…


  • Все –таки кто мы в «Новой школе» -работники, оказывающие адресную помощь или мы одни из главных действующих лиц в проекте?
  • В чем заключается наша роль в Новой школе?
  • А есть ли конкретные технологии действий или это все только красивые слова?
  • Как мы должны повышать психологическую культуру педагогов, сопровождать одаренных, реализовывать стандарты?
  • И как умудриться все это сделать одному психологу в школе?


Поживем - увидим…