Из опыта работы/Школа и родители. Этапы развития социального партнёрства

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Материал с сайта http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6093/Itemid,118/


Из опыта работы МОУ СОШ 147 Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ. Иванцова Н.А. – директор СОШ № 147


2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи, в республике - Годом социальной поддержки семьи. Для школы же всегда приоритетным направлением является работа с семьей. Это один из важных и сложных вопросов - организация работы с родителями.

Почему? Согласитесь, коллеги, ведь мы, педагоги, сетуем на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку, а родители, в свою очередь, жалуются , что ребенок не получает тех знаний и навыков поведения, которые они ожидали от образовательного учреждения.

В режиме таких разногласий и приходится вырабатывать стиль взаимоотношений с родителями.

Решая проблему работы с родителями у себя в школе, мы какое-то время двигались в направлении, при котором не виден был результат, а затраченные усилия зачастую были неоправданно высокими. Не секрет, что очень часто мероприятия по работе с родителями носят фрагментарный и эпизодический характер.

Рассматривая на педагогических советах вопросы работы с родителями, мы пришли к выводу , что необходимо выработать механизм построения полноценных отношений между школой и родителями.

Нами была взята за основу схема Хоменко Ирины Алексеевны, зав. кафедрой педагогики и психологии семьи педагогического университета им. А.Герцена.

Схема 1. Этапы развития социального партнерства

Изображение:Socpertner.jpg

На этой схеме представлено построение партнерских отношений и ярко прослеживается три этапа.

Предвижу ваш вопрос: а что здесь принципиально нового, что является открытием?

И чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим каждый из этапов.


Первый этап- ЗНАКОМСТВО.

На этом этапе главным для себя мы определили необходимость , с одной стороны, хорошо изучить родителей ( их мнения, оценки, запросы) и, с другой стороны, организовать информирование о работе школы в целом, о путях развития ОУ.

К концу сентября мы имели представление о родителях и классифицировали по уровню их педагогической культуры, уклада семейной жизни, отношению к школе.

1 гр. РОДИТЕЛИ-АКТИВИСТЫ – высокий уровень воспитательных возможностей, поддержка ребенка, желание участвовать в жизни школы и класса, искренний интерес к образовательному процессу.

2 гр. РОДИТЕЛИ-СТАТИСТЫ – для них характерны : средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребенку, но равнодушие, безучастность, нежелание что-либо делать по отношению к школе.

3 гр. РОДИТЕЛИ « ГРУППЫ РИСКА»- для них характерно: полное пренебрежение к ребенку, неумение и нежелание выполнять свои родительские обязанности, зачастую, аморальный образ жизни.


Была поставлена задача : сократить количество родителей « группы риска», увеличив при этом показатели родителей второй и третьей групп.

Родители разные – и формы работы с ними разнообразные.


Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

При работе с третьей группой семей были поставлена задача: взять под контроль выполнение своих элементарных родительских обязанностей.

Изменили тактику взаимодействия: в работе с этой группой мы старались все же не критиковать и ругать, считая их никчемными родителями, а оказывать помощь им и их детям, т.е. разъяснять и поддерживать.

Если семья ощущает заботу школы на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает.

Когда родители этой группы почувствовали внимание и заботу с нашей стороны?

Тогда, когда совместно с органами социальной защиты мы организовывали посещение театра, а оплату транспортных услуг брал на себя предприниматель.

Тогда, когда совместно с детьми и родителями мы сдавали переводные экзамены; объясняли родителям необходимость трудиться их детям и в трудовых объединениях, и на пришкольном участке; оказывали помощь и содействие в оформлении документов на предоставление тех или иных льгот.

И все это мягко, терпеливо, настойчиво.

Что удалось: приучили родителей к мысли, что ребенок должен посещать занятия постоянно, что родители должны своевременно производить оплату за питание; дети из этих семей сдали переводные экзамены, успешно отработали на пришкольном участке, трудились и в трудовых объединениях.

При работе с родителями-статистами была выработана тактика: мотивировать и активизировать, привлекать к совместной деятельности через организацию конкретных дел.

Ставшие уже традиционными Дни открытых, дверей проходили в этом году не совсем обычно: программа по результатам опроса родителей была выстроена с учетом пожеланий так, что каждый мог принять участие и в проведении открытых уроков, и во внеклассных мероприятиях, и в работе общешкольного родительского собрания.

«Веселые старты», семейная игра «Путешествие в историю», и уже традиционный праздник «Шэжэрэ байрамы» , открытые уроки во всех классах, консультации педагогов и специалистов, как школьных так и приглашенных из центра «Индиго»- такими насыщенными были эти дни.

В течение трех дней в проведении этих мероприятий приняли участие 67% родителей.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи , т.е. регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса. В связи с этим важно отметить, что в эти дни мы неоднократно слышали пожелания родителей чаще организовывать подобные встречи.

Совместными проектами с родителями для нас являлись и пришкольный участок, и школьный музей, и проведение массовых праздников, и подготовка классных комнат к учебному году.

Результатами этой планомерной работы стало отсутствие обращений со стороны родителей в вышестоящие органы. Возросла степень доверия .

И самыми большими друзьями школы были наши родители-активисты. Это они первыми приходили на помощь классным руководителям, принимали участие во всех мероприятиях, чутко реагировали на все происходящее в учебном заведении.


ПАРТНЕРСТВО – следующий этап. Если совместная деятельность- это реализация отдельных проектов, то основой партнерства являются добровольность, долговременность и взаимная ответственность. Что планируем далее: 1 сентября родительской общественности, педагогам, учащимся будет представлен впервые открытый доклад школы за три учебных года - 2005-2008 . В течение года планируется запустить школьный сайт, который даст возможность для электронного общения с родителями, претворить идею школьного телевидения.

А далее – встанет вопрос и о создании Управляющего Совета.

Вернемся к схеме: ценность её в том, что она не линейна, а циклична и в ней ясно прочитывается, что постоянно есть место и первоначальному знакомству, и по степени усложнения переход к совместной деятельности, и как результат – партнерские отношения. И все этапы не исключают друг друга, а, наоборот, выстраивают лестницу движения, которая опирается на вечные ценности: порядочности, поддержки и взаимной ответственности. Тогда недопонимания и разногласий будет меньше.


Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?».

Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать.

Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - и подумав, добавил, - и мира тоже».

Дорогие коллеги! Любви, прощения и терпения вам в этом учебном году!


Иванцова Наталья Александровна «Отличник образования РБ»