Интернет-мастер-класс Дети-Интернет-Родители/Патаракин Е

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Интернет-мастер-класс "Дети-Интернет-Родители"

  • Автор: Евгений Патаракин
  • Дата проведения: 16 декабря 2008 года
  • Основная задача: Продемонстрировать возможности Веб 2.0 не только как набора сервисов, но, прежде всего, как "паутины" сетевого соучастия и взаимодействия, в которой можно не просто наблюдать закрытые цифровые образовательные ресурсы, но создавать свои собственные объекты, играть с ними и делиться этими объектами с другими.
  • Если вам все равно не совсем ясно, что же конкретно вам делать на мастер-классе, зайдите в Блог автора "Интернет-страшилки TNG"...

Для того, чтобы принять участие в мастер-классе нужно совершить 2 действия:

  1. Оставить комментарий к сообщению Поход на рыбалку на блоггере
  2. Прописаться в комнате http://friendfeed.com/rooms/rulearning2-1

Вступление к мастер-классу

Решил для своего мастер-класса использовать краткое выступление, которое было подготовлено к самосбору, состоявшемуся 26 марта 2008 года. Сервисы пришли, оказались интереснее готовых учебных сред и позволяют каждому формировать свою учебную среду и совершать в сети действия. В конце представленного видеовыступления - главный акцент, что с новыми возможностями сервисов уже можно не приставать к человеку с вопросами - что он делает, как он это делает? - Можно просто посмотреть в сети результаты его деятельности...

Задайте свои вопросы автору мастер-класса:

  • Возможно ли найти инструкцию к Scratch на русском?--Иван 06:22, 16 декабря 2008 (UTC)
  • А есть ли методики использования Скретч в учебном процессе или описанный опыт? Участник: Elena Y
    • На русском пока нет. Просто и опыта такого не успели собрать, поскольку на русском он полноценно говорит с 1 сентября. Но - сделаем. Есть важное свойство Скретча, на котором настаивают создатели - дети могут осваивать это средство самостоятельно, используя для этой цели готовые примеры, которые сделали их сверстники. Там очень статистика показательная - У нас 274,683 проектов и 6,948,796 скриптов, и 2,158,622 объектов, созданных 43,699 авторами из наших 198,756 зарегистрированных участников - и % 80 это 7 - 11 лет. Я поэтому здесь, на мастер-классе про Детей и Родителей такое внимание уделяю Скретчу. --Patarakin 10:47, 16 декабря 2008 (UTC)
  • Предлагаю создать сообщество единомышленников (творческую группу) по использованию Скретч при проведении интегрированных уроков, проектов. Именно эта среда позволяет объединять предметные области: физику, химию, биологию и т.д!!! Может быть такое сообщество уже существует? Вторых Ольга, Троицкая школа Свердловская область
    • Есть сообщества (группы) на сайте http://scratch.mit.edu/ - есть скретчеры вКонтакте и в Летописи. Есть еще технический момент - нужно бы выделить отдельный сервер, где учителя и ученики виделит бы только проекты на русском - а то они на американском сайте размазаны тонким слоем. Работаем.
  • ПОКА не очень понятно, чем данная среда может помочь в работе учителя начальных классов. Участник:Кадцына Любовь Троицкая школа Свердловская область.
    • Этот продукт стоит на всех машинах OLPC - как раз и предназначенных для учеников начальных школ. При этом создателей заботит прежде всего вопрос - как средство может помочь ученикам начальных школ думать и общаться в более насыщенной, в более богатой среде. Мы же тут больше про детей, а не про учителей начальной школы. Хотя и учитель получает мощное средство, скоторым он легко может собирать новые учебные истории. --Patarakin 10:50, 16 декабря 2008 (UTC)
  • А в работе с родителями школьников или студентов чем пожет быть полезен Скретч?Участник:Петрова Елена г.Екатеринбург

Здесь мы соберем все вопросы и ответы, но если Вы хотите получить ответ быстро, задайте его в комнате rulearning2:1 - интересно же наблюдать поток событий, которые там происходят.

О том, чему учимся на мастер-классе

А что мне там делать? (Поход на рыбалку)

1) Для какой аудитории предполагается проведение мастер-класса

Родители, учителя и будущие учителя, которым хотелось бы расширить свое представление о том, что в сети можно делать.

  • Мало накормить рыбой - надо дать удочку
  • Мало дать удочку - надо научить этой удочкой пользоваться
  • Мало научить пользоваться - надо пару раз взять с собой на рыбалку.

Есть 2 удочки мастер-класса, которые мне хочется вручить участникам:

  • Френдфид - такой сервис, где можно заниматься микроблоггингом и собирать свою деятельность из множества кусочков - и у нас специальная комната, где можно потренироваться и пообсуждать сетевую деятельность - про объекты и сервисы, с помощью которых ученики могут создавать новые объекты. Присоединяйтесь
  • Скретч Скретч это - новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. Этими произведениями можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. Скретч базируется на традициях языка Лого и написан на языке Сквик

Буквально к теме рыбалки:

Осваиваем новое пространство для деятельности

Утром 16 декабря в нашей комнате для обсуждения Объекты и сервисы, с помощью которых ученики могут создавать новые объекты 20 постояльцев и мы ждем новых участников
Изображение:Ru learnin21 room.jpg

2) Какие вопросы предлагаются к обсуждению в течение дня:

Что делать? - это основной вопрос и предполагает, что мы можем в сети что-то делать, а не просто разговаривать. И я предполагаю, что своими действиями, а не разговорами мы можем быть интересны подросткам. Проблема не в том, что дети уходят в интернет (это нормальное освоение новых мест), а в том, что там пустынно, не обжито и мало чем можно заняться. И они оказываются как на улице, где никаких детских площадок и полно машин со взрослыми проблемами. И нужно обустраивать детские площадки и заниматься с детьми там. Т.е. нельзя сказать - лучше иди книжку почитай, это не пройдет, нужно там в сети научиться вместе сочинять новые книжки. Нужно организовывать там в сети кружки виртуальные умелые ручки. А вот - Что и как мы можем делать в сети? И могут ли быть эти действия интересны подростковой аудитории - Это - проблемные вопросы мастер-класса.

Так что же делать?!- Разместите свои мнения

  • Почитав материалы мастер-класса пришел к выводу что можно используя технологию скретч совместно изучать физику, химию и информатика (моделирование).--Иван 06:36, 16 декабря 2008 (UTC)
    • Эти возможности есть и без Скретча. Новое в том, что создано смешанное, большой частью детское сообщество, внутри которого подростки обмениваются проектами и учатся друг у друга.
  • Согласна с Иваном, что скретч может помочь в изучении прежде всего естественных наук. Хочется поработать с творческим учителем информатики (у самой не хватает знаний) по моделированию наблюдаемых на лабораторных опытах или в природе на экскурсиях процессов, или тех процессов, которые невозможно наблюдать, а только описаны. Так можно помочь ребятам, увлечённым информатикой изучать биологию, в результате получаются хорошие пособия. Похожее пробовали делать во флэш. В сети можно обмениваться, можно решать таким образом поставленные биологические задачи. Участвовать могут как учащиеся одной школы так и разных --Оксана Петрова 08:00, 16 декабря 2008 (UTC)
  • Что делать? - такой вопрос задают родители на собрании. "Мы не можем проконтролировать ребенка в сети" Проблема Интернет-зависимости есть!!! мы предлагаем включить детей в новые проекты, в разные виды деятельности в новых средах... И привлекать родителей. И могут ли быть эти действия интересны подростковой аудитории???? Вторых Ольга, пос. Троицкий Свердловская область 11:00, 16 декабря 2008 (UTC)
  • Предлагаем объединиться родителям и детям для решения совместных семейных проблем: поиски дальних потерянных родственников, отдых, развлечение, лечение, поиск информации по определённой проблеме. Классный руководитель 8 "Б" класса Троицкой МОУ СОШ №5 --Петрова 09:44, 16 декабря 2008 (UTC)
  • Проблема возникла сегодня вечером: мой сын девяти лет отроду наткнулся на сайт с жестокими мультиками. Вовремя заметила и пресекла, но что будет дальше не могу предположить. Запретный плод сладок. Пытаюсь объяснить , "что такое хорошо и что такое плохо".--Яковлева Елена
    • Это очень интересная тема - т.е. не приятно, что наткнулся, но уберечься достаточно трудно. Помню, что Эми Брукман писала об этом:

Наиболее осмысленная аналогия, которая приходит мне в голову это сравнение Интернета с большим городом. Когда ребенок еще маленький, то мы не позволяем ему гулять одному по городу, но разрешаем ему гулять во дворе. В этом смысле, такие сообщества как MOOSE Crossing являются таким двором. Когда ребенок подрастает, мы учим его быть осторожным в городе. Постепенно мы начинаем верить в его самостоятельную способность перемещаться по городу. Интернет приносит сложности окружающего мира на экран домашнего компьютера и родители должны помогать своим детям разбираться с этими сложностями.
Сайт Скретч тоже не полностью безопасное сообщество. Т.е. сообщество с высокой степенью безопасности, но как и во многих проектах безопасность поддерживается усилиями команды и множества добровольцев. Я ни разу не сталкивался с некорректными мультиками, хотя можно предположить, что они возникают и эксперименты над толерантностью сообщества происходят. В Летописи мы несколько раз подвергались атакам - чаще глупым и один раз очень профессиональной.

    • Да - про запретный плод - совершенно не факт. Т.е. совершенно не факт, что дети рвутся к этому и стремятся эту информацию получить.
  • В классах КРО на уроках информатики можно изучать раздел "Алгоритмизация и программирование" используя Скретч.--Balyasova 10:16, 16 декабря 2008 (UTC)
  • У меня подрастает сын и я понимаю, что не нужно от всех школ ждать невозможного. А надо самой для него открывать дверь в Интернет. И показывать этот мир, как раз с точки зрения сотворчества и взаимодействия. И главное вместе с ним учиться. --Брусницына 11:02, 16 декабря 2008 (UTC)

3) План проведения Мастер-класса:

1. Вектор первый. Что мы можем делать и насколько то, что мы делаем интересно детям?

  • 1.1 Списки потоков чтения.

Что я читаю и отмечаю - такие заметки на полях новостной ленты GoogleReader, которая у меня собирается. Я когда-то надеялся, что такие новости чтения могут формироваться сразу командой, но не видел ни разу коллективной ленты чтения. Комната для обсуждения - [был ли Гегель дурой]?

  • 1.2. Отмечаю в закладках - темя близкая к 1.1 пункту. Delicious.com/patarakin и здесь тоже интересна тема формирования сети или группы людей, которые обмениваются закладками. Если я отмечаю закладчика другом, то он может добавлять закладки специально для меня.
  • 1.3 Фотографии - Фликр или Picasa


  • 1.4. Видео на Ютьюб

Группа Лучше один раз увидеть и Цифровая экология

  • 1.5 Тексты в блогах и в вики
  • 1.6. Карты

2. Вектор второй. Наблюдение за деятельностью. Что мы можем наблюдать и как мы можем оценивать?

FriendFeed - как пример средства, которое позволяет собирать различные типы активности.

3. Вектор третий. Заготовки для деятельности.

Ситуация, когда у нас есть ресурсы - те же ЦОРы - можем ли мы привлечь школьников к работе над этими коллекциями? Как? Будут ли они включать наши объекты в свои игры?

Направление наиболее очевидно в галереях Скретча - например, галерея свободных спрайтов. Обсуждается это направление здесь - уголок комнатки про сервисы и учебные объекты.

Еще более спорная возможность - музейные экспонаты внутри детского проекта

Развитие идеи со свободной галереей птиц. Объекты, которые могут быть отданы в свободный доступ. Но, чтобы они начали использоваться мы должны приложить дополнительные усилия, мы должны как Шарики бегать за возможными получателями и пользователями ресурсам и говорить - смотри, смотри - вот как можно использовать эти рисунки! Из них же можно делать чудесные анимированные истории.

Логосфера

В рамках мастер-класса мы попытаемся ограничить сферу обсуждения областью, в которой подростки, учителя и родители не столько обсуждают вопросы вечности и мироздания, сколько наблюдают простые действия и обмениваются объектами. Среди возможных объектов обмена наше внимание привлекут программы:
Изображение:Sphere-logo.jpg
Логосфера – сфера деятельности, в которой авторы создают и обмениваются своими программами и их фрагментами. Веб 2.0 не столько набор сервисов, сколько паутина сетевого соучастия, в которой ученик может не просто наблюдать закрытые цифровые образовательные ресурсы, но создавать свои собственные объекты, играть с ними и делиться этими объектами с другими людьми. Это возможность не является принципиально новой. Про эту возможность думали и писали уже 40 лет тому назад. В 1967 году Уолли Фюрцайг, Даниель Бобров, Синтия Соломон и Сеймур Пейперт создали язык Лого. Что было в Лого:

  • Понятный графический интерфейс
  • Возможность поставить себя на место Черепашки и представить как бы ты действовал, получив указания
  • Возможность собирать программу снизу вверх - создать несколько процедур и потом использовать эти модули в разных программах
  • Возможность обмениваться текстами и фрагментами программ.

Т.е. возможность собирать программу из набора готовых кирпичиков была в Лого с самого начала. В 1968 году Алан Кей, воодушевленный идеями Пейперта, изобрел динабук ученика - прообраз персонального ноутбука. Обе разработки были интересны и сами по себе и по подходу - компьютер и компьютерные программы рассматривались как вещи, при помощи которых можно лучше думать и осваивать области неожиданного, непривычного смысла. Идея создания новых вещей, помогающим думать (things to think with) активно разрабатывалась Пейпертом и его последователями и сам он назвал эту философию обучения конструкционизмом.

Задача исследователя и преподавателя, согласно конструкционизму - создавать условия, насыщать учебную среду полезными средствами. В конструкционизме средства значат чрезвычайно много. Средства определяют то, что мы делаем. Средства определяют то, как мы делаем и то, как мы думаем. Изменить поведение людей рассказами или обсуждениями невозможно.

Очень важно то, чем мы пользуемся, когда рассказываем и показываем. Иногда то, чем мы пользуемся в ходе показа и рассказа оказывается важнее содержания. Это одна из интерпретаций высказывания МакЛюэна medium is a message. Наше мышление зависит от того, какими средствами мы пользуемся и утверждение "это новое средство всего лишь средство, такое же как мел или карандаш", означает что это средство будет воздействовать на сознание пользователя и влиять на него иначе, чем это делали мел или карандаш. Люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом, будь то песочные замки, Лего машины или компьютерные программы. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.

Этот подход к вещам, с которыми хорошо думать - things to think with - потом распространился на Лего-конструкторы, игры и даже на других людей.


PhunLand

Игрушка-конструктор с невообразимой физикой. Игрушка, где нарисованные вами объекты наделены физическими свойствами и взамодействуют друг с другом.

Пример на YouTube


Рассказ про Phun



Учебные фильмы

Пикоборд? - Это интересно - Пример учебного видео - как управляться с пикобордом

Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения

  • Как ведущий - расскажу чего добился, как использовал участников:
    1. В этом месяце я уже несколько раз повторил и проверил фразу - не так важно, про что рассказывают. Запоминается стиль и средства, при помощи которых строилась деятельность
    2. Мы начали заселять комнату http://friendfeed.com/rooms/rulearning2-1 и у нас там уже 24 постояльца
  • Мне было очень интересно узнать новые возможности, огорчило, что нет методик по использованию, думала над тем, как совместить возможности контента "КМ-школы" с возможностями скретча, как обучиться сразу же понимать Женю и его замечательные идеи... Участник:Elena Y
  • Считаю своим личным результатом прописку в комнате rulearning2-1. Мастер-класс очень интересный и мозги кипели. Конечно, всего не успела, но задел сделан. Предложения Жене Патаракину: завести еще одну комнату для новичков и очень доступно и пошагово открывать этот сетевой мир нашим участникам сообщества, т.к психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования еще более далеки от сети, чем учителя-предметники, но наиболее там востребованы, на мой взгляд. --Брусницына 08:18, 19 декабря 2008 (UTC)
    • Спасибо! Может быть это правильное решение, но просто к созданию множества новых опасливо отношусь. Пусть люди побродят по разным комнатам - тем более, что появилось вполне внятное описание комнат - http://friendfeed.com/rooms/overview

Результаты мастер-класса

Опрос

В ходе мастер-класса мы провели несколько мероприятий. Первое и самое простое - опрос блоге. Я особенно ничего и не стремился в этом опросе узнать - просто посмотреть, кто и чем из участников занимается в сети. А, когда посмотрел результаты, подумал, что стоило бы сравнить их с результатами подростковой аудитории и по многим значимым параметрам картина может получиться зеркальной. Понятно, что в сети все ищут информацию, и этот вопрос можно удалить вообще. Но, наши участники практически не играют и не слушают музыку в сети, а подросткам интересны именно эти активности.

ДеятельностьДа (из 17 участников)
Читаю новости13
Ищу информацию17
Веду свой блог 8
Редактирую вики-статьи10
Храню и обсуждаю фотографии8
Веду видео-канал4
Поддерживаю веб-сайт10
Собираю карты путешествий5
Общаюсь в чатах9
Пишу на форумах12
Ищу старых и новых друзей в социальных сетях7
Пишу документы10
Собираю данные11
Планирую в календарях8
Представляю презентации10
Играю1
Обмениваюсь файлами11
Слушаю музыку5
Наблюдаю за деятельностью коллег15
Наблюдаю за учениками9
Удаляю, закрываю, чищу - администрирую8
Создаю ЦОРы 9


Изображение:Ntv-active.png

Обсуждение внутри Блога Интернет-страшилки

http://ru-scarystories.blogspot.com/2008/12/blog-post_5063.html Представление и обсуждение материалов проходило преимущественно внутри блога. В результате у нас:

  • появились постоянные читатели
  • были затронуты важные темы. Наиболее интересной показалось следующее противоречие - средства, которые могут быть интересны подростку и могут привлечь его внимания, не вызывают никакого интереса у учительской аудитории, поскольку они не вписываются в существующую концепцию учебно-воспитательного процесса.

Работа в комнате

http://friendfeed.com/rooms/rulearning2-1

Заселение в комнату было наиболее важным мероприятием мастер-класса и в результате у нас теперь 24 постояльца в комнате, где собирают свои новости и материалы по средам и сервисам, в которых ученик может создавать свои объекты. Основная активность мастер-класса будет в дальнейшем проходить здесь. Обратите внимание! - мастер-класс продолжает свою работу в блоге и в комнате.

Обсуждение внутри Вики

Изначально предполагалось, что Вики страничка мастер-класса служит для представления информации и направления участников мастер-класса на ресурсы, в которых может вестись обсуждение. Практика проведения данного мастер-класса не изменила моего представления. Вики - прежде всего возможность представления и совместного редактирования ресурсов, но для обсуждения вопросов, особенно если нам важна последовательность и авторство мнений, эта среда не подходит.



Неизвестное об авторе: Семейные архивы

Моя бабушка Анна Семеновна Рыбкина. Запись сделана мной в 1999 году - ей было 102 года.


Пока готовил материалы к мастер классу, с ужасом обнаружил, что согласно циркуляру ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА от 28 августа 2003 я уж 5 лет как внук почетной имперки: Анне Семеновне Рыбкиной (ур. Клюевой) По постановлению Верховного Совета Российского Имперского Союза-Ордена за №7/2003, в день памяти преп. Сергия Радонежского, небесного покровителя Имперцев, Анна Семеновна Рыбкина, урожденная Клюева, дата рождения - 2/15 февраля 1897 года (день праздника Сретения Господня), удостаивается звания «Почетной Имперки» за ее долголетнюю, благочестивую жизнь, и за христианское воспитание своего внука, Соратника-Руководителя Дмитрия Алексеевича Сысуева. Сыгравши значительную роль в правильном развитии внука, Анна Семеновна подарила Российскому Имперскому Союзу-Ордену надежного, примерного Имперца и Российскому Царственному Дому преданного, верноподданного слугу. Да пошлет Господь Бог дорогой Анне Семеновне еще долгие годы спокойной и радостной жизни среди любящих ее близких и родных.

И это можно рассматривать как пример одомашнивания сети - мы используем сеть как мультимедийное хранилище. Как отметил Макси Осовский - http://oxford-law.livejournal.com/176047.html - Это как фотографии повесить на стену.