Интернет мастер - класс Если ребёнка в школе не любят

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Интернет мастер-класс "Если ребёнка в школе не любят»

  • Автор: Селезнёва Светлана
  • Дата проведения: 18 - 20 апреля 2009 года
  • Задачи мастер-класса: Актуализировать проблемы социальной адаптации детей в общеобразовательном учреждении, выделить основные теоретические аспекты проблемы отверженности, составить копилку обобщённых рекомендаций по профилактике и преодолению данной проблемы.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу и общаемся в Skype-чате: (адрес: svetiksel289) 20 апреля с 14 до 15 часов по Московскому времени.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Михайлик Светлана Юрьевна , педагог - психолог, Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка", Мурманская область
  2. Соколова Елена, социальный педагог МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  3. Бережецкая Людмила,социальный педагог, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  4. Дробот Любовь Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель МОУ СОШ №289 г. Заозерск, Мурманская область
  5. Терешихина Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры практической психологии образования Карельского Государственного педагогического университета
  6. Петрова Ольга Викторовна, учитель начальных классов, классный руководитель МОУ СОШ №289, г. Заозерск, Мурманская область
  7. Свиридова Людмила Павловна, Педагог-организатор, детский дорожно-транспортный травматизм, городской Дворец детского и юношеского творчества г. Нижний Тагил, Свердловская область
  8. Пономарева Валентина Вениаминовна, МОУ СОШ №4 г.Полевской Свердловской области
  9. Марина Грязнова - МБОУ СОШ 168 с УИП ХЭЦ, Новосибирская область
  10. Гринченко Анжела - ГОУ СО "СКШИ №139" г.Екатеринбург
  11. Киселева Наталия Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области
  12. Насонова Марина, классный руководитель МОУ СОШ № 289 г. Заозерска Мурманской области
  13. Шишмарева Галина Петровна, методист Красноярского института повышения квалификации работников образования
  14. Еременко Наталия Александровна, ст.преподаватель кафедры психологии ГОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования"
  15. Чибисова Елена Ивановна, зам. директора по ВР МОУСОШ №11 с. Константиновское Петровского района Ставропольского края
  16. Пыткеева Надежда, г. Арамиль
  17. Тимофеева Елена Юрьевна, методист МОУ ДПО (ПК)С "Межшкольный методический центр", г. Бородино, Красноярский край

Рассуждение на заданную тему, актуальность проблемы

«Мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботится о том, что их окружает» Дороти Лоу, детский психиатр

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается психолог в общеобразовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учеников наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и учителями. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые «изгои», которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте, с нетерпением ждут каникул. Каждый справляется с этим по - своему. Кто – то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и «нелюбовь» учителей. Кто – то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: «За что такое отношение?». Кто – то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

Как нам, специалистам, работающим с детьми, спасти их от негативных переживаний, связанных с установлением отношений друг с другом и учителями? Что мы можем сделать, чтобы образовательное пространство школы было безопасным и комфортным для ребёнка? Насколько остро стоит проблема «отверженных» детей сейчас? Ведь всё чаще появляются ужасающие статьи в средствах массовой информации по данной тематике.

Пример 1: Из консультации. Монолог Ирины. 11 лет. «Я мечтаю о том, чтобы школа скорее закончилась. Мне здесь на самом деле очень плохо. Меня никто не любит и не хочет понимать. Для одноклассников я никто и ничто. Меня могут ударить, обозвать, обидеть, испортить мои вещи. Меня не приглашают играть, не зовут погулять и не ждут на Дне рождения. Со мной сидеть за одной партой и то согласятся только по принуждению учителя. Для учителей я тоже повод сравнения кого – то в лучшую сторону («Не тупи, как Ира!», «Не знала, что у тебя такая же плохая память, как у Иры»). Моя школьная жизнь проходит в ожидании каникул. Дома считают, что я сама виновата. Не хотят переводить меня хотя бы в другой класс. Мои переживания никому не нужны. Но почему это происходит только со мной? Что во мне не так?»

Пример 2: Выдержки из сочинения на тему "Чем мне запомнится школа", Алексей, 16 лет «Моим одноклассникам школа запомнится многим: пятёрками, прогулами, успехами, общими мероприятиями и ещё чем -то. Наверное странно получить информацию от завтрашнего выпускника о том, что я хочу поскорее забыть обо всём, что меня связывает со школой. Грустно... Ведь прошло почти 11 лет каторги, иначе не скажешь. Друзей в школе у меня никогда не было (если только в 4 классе был один). Прекрасно помню свой первый день в школе - сосед по парте испачкал мне фломастером новую рубашку, за что моя мама и бабушка лишили меня праздничного торта. Да, я помню! Грустно... Каждый день был маленькой пыткой: меня никто не любил, чтобы я не делал. В 1 - 4 классе хотя бы учитель меня ценил, я участвовал в мероприятиях, мои грамоты весели в классе на виду. С 6 класса всё стало ещё хуже: в классе всё сваливали на меня, мне писали замечания, беседовали. Я даже пытался драться с обидчиками, но их всегда было больше. Я привык терпеть всё...»

Давайте ВМЕСТЕ обратимся к данной проблеме и порассуждаем над нашими возможностями помощи данной категории детей.

Поделитесь своими рассуждениями по актуальности данного направления работы в общеобразовательной школе

  1. Достаточно часто в работе социального педагога приходится сталкиваться с проблемой "нелюбви" класса к кому - то из одноклассников. Иногда сами учащиеся способствуют этому: проявляют агрессивность, чрезмерную гиперактивность, навязчивость, высокую эмоциональность. Конечно, ребёнку тяжело жить, зная, что он лишний в коллективе. Проблема заключается ещё и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник (может быть временно, а может и надолго). Предложенная проблема для обсуждения, на мой взгляд, достаточно актуальна и поиск новых путей её разрешения, надеюсь, поможет и мне в практической деятельности.--Елена Соколова 19:18, 14 апреля 2009 (UTC)
  2. Безусловно, проблема детей, которым по разным причинам не удаётся наладить конструктивные взаимоотношения в школьном коллективе, будет актуальна всегда, ведь большой опыт приемлемого социального взаимодействия ребёнок приобретает именно в школьные годы. Взаимоотношения учеников сложны и не всегда понятны нам, взрослым, но и не реагировать на их негативную сторону мы не можем, да и не имеем права. Мы стараемся разбираться в конфликтах, привлекаем на помощь педагогов - психологов, родителей, а иногда и администрацию. Хочется, чтобы дети ходили в школу с радостью, а не с беспокойством, ведь "школа первая ступень той лестницы, по которой ребёнок войдёт во взрослую жизнь"--Бережецкая Людмила 19:58, 14 апреля 2009 (UTC)
  3. Столкнулась с такой проблемой как мама. У моего сына в классе(в престижной школе) существует такая ситуация. С первого класса всегда есть изгой, причем год от года объекты меняются. Со своим сыном постоянно веду разговоры о доброте, о том как тяжело ребенку быть на этом месте, и т.д. Сын отвечает, что один боится идти против класса, а "изгои" провоцируют детей на эти действия. Думаю, что с этой проблемой необходимо больше работать психологу. Мастер-класс по такой ситуации очень актуален.--Свиридова Людмила Павловна 07:55, 15 апреля 2009 (UTC)
  4. Столкнулась с этим сегодня и в школе:у девочки больные почки и от неё плохо пахнет к 4-5 уроку.Мальчики ведут себя достойно,а девочки издеваются.Мальчишки их одергивают-те ревнуют.Девчушка следит за собой, но запах идет через поры кожи.разговаривала и объясняла,но детская жестокость-это очень страшное явление.Девочки просто наслаждались сегодня тем,что с издевкой смотрели и фыркали.Я считаю,что надо воспитывать мам и пап этих детей-нет в семьях духовности и жертвенности.А девочка просто держится особняком...я представляю,что у неё в душе![[Участник:Марина Грязнова|--Marina.ozornova-griaznova 12:59, 15 апреля 2009 (UTC)Новосибирская область]]
  5. В своей многолетней педагогической практике неоднократно сталкивалась с жалобами родителей и детей на "отвержение" ребёнка классным коллективом. Согласна с Еленой, что часто сами дети выбирают неадекватные способы поведения в различных ситуациях, что становится причиной их отторжения другими учениками. Явление это, как правило, трудноисправимое, требуется комплексный подход и участие всех участников образовательного процесса: классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей. учитывая, что школа оказывает сильное влияние на развитие ребёнка, на становление его личности, проблема "нелюбви" к образовательному учрежднию заслуживает пристального внимания.--Дробот Любовь Ивановна 16:52, 15 апреля 2009 (UTC)
  6. Порой сложно понять почему дети становятся отверженными. В разряд таких непонятных отверженных попадают дети учителей и чиновников. Конечно - эти дети не явно отвержены, но порой, из-за того что у тебя родители учителя или чиновники, является причиной нелюбви со стороны учителей или детей. Учителя, особенно старшего поколения считают, что дети учителей должны быть "стандартно-положительными" учиться на "4" или "5" , поведение - "не шелохнись",активность во всех хороших делах за 100%. И если что-то не так, учителя начинают "гнобить" ребенка, мол скажу родителям. Если другим родителям не всегда дозвониться, то родители-учителя вседа на месте. В результате в школе и дома постоянное воспитание. А дети в данном случае что? Не хотят посещать уроки или ходить в школу. Что касается детей чиновников, то средства массовой информации ежедневно говорят, что они воры, бездельники, получают большие деньги, а народ бедствует! Как везде есть добросовестные работники и не очень! Тема чиновничества обсуждается и дома родителями, а дети переносят это в класс на конкретного ребенка. Нам нужно всем: учителям, классным руководителям родителям встречаться чаще, чтобы вырабатывать совместную стратегию доброго отношения друг к другу. Тогда, возможно, не будет так остро стоять вопрос отверженных детей и людей в стране! .--Шишмарева Галина Петровна 13:59, 17 апреля 2009 (UTC)
  7. А я хочу рассказать о такой ситуации. Ребенок в классе не принят из-за своей успешности! И такое случается сплошь и рядом. Когда среди одноклассников кто-то выделяется своими талантами и способностями. Далеко не всегда взрослые люди умеют радоваться успехам других, а в детской среде это еще больше обострено. Зависть, злость, агрессия. В результате, по-настоящему талантливый человечек не может развиваться гармонично. Это опасно, преступно. И в данном случае роль педагога очень велика! Создать условия для гармоничного развития. Найти способы перестройки отношений в коллективе. Задач много. --Наталия Киселева 17:59, 17 апреля 2009 (UTC)
  8. Действительно,часто бывает когда в классе есть такие "изгои".Это могут быть один или два человека,а иногда и больше. Но чаще все таки когда весь класс обьявляет определенный "бойкот"одному ребенку по тем или иным причинам отличающемуся от других детей. Например,таким ребенком может стать ребенок с определенными отклонениями в поведении и психике. Неадекватное поведение такого ребенка провоцирует ребят на отторжение из коллектива. И особенно "жестоки" в этом отношении подростки. В такой ситуации нужна квалифицированная помощь психолога и других специалистов.--Насонова Марина 18:51, 17 апреля 2009 (UTC)
  9. Проблема, предложенная для обсуждения, несомненно, актуальна, т.к.отвержение в школе - проявление дезадаптации в целом. Получается замкнутый круг. Зачастую такой ребенок, поступая в школу, уже имеет определенные проблемы ( в том числе и опыт отвержения в детском саду и т.д.)и пребывание в школе только усугубляет их. Сначала такого ребенка не понимает и не принимает,в первую очередь, учитель, а потом, - и, ориентируясь на мнение учителя, одноклассники. низкий социальный статус - причина эмоционального дискомфорта и источник дальнейших проблем Терешихина Юлия
  10. Иногда проблема в том, что ребенку просто не подходит школа. Не секрет, что все школы разные (разные требования, подходы, традиции). Ребёнок просто будет шагать не «в ногу» и вызывать раздражение у окружающих. Хотя в хорошей школе, у хороших педагогов такие ситуации не должны возникать, а если возникли разрешать в самом начале, не доходя до точки кипения. Если решении нет лучше перевести ребёнка в другую школу.--Егорова Светлана 11:23, 23 апреля 2009 (UTC)
  11. Приходит ребёнок с заниженной или завышенной самооценкой в детский сад или в первый класс - результат родительского воспитания. Изгоями становятся дети, которых не долюбили родители или, наоборот, которых сильно любили. Что может сделать теперь учитель? Уже трудно что - либо сделать, но можно. И только совместно с родителем ребёнка и самим ребёнком! А ещё бывает, что ребёнок сам справляется с проблемой, нужно только дать ему немного времени на это. Если ситуация не улучшается, нужно искать другие пути решения проблемы - например, попробовать перевести в другой класс или школу. Но в любом случае, педагог должен наблюдать за таким ребёнком, держать ситуацию под контролем. Ведь если вовремя принять меры можно спасти маленькую личность. [Тимофеева Елена Юрьевна]http://www.openclass.ru/users/16211

Теоретические аспекты

Известно, что в любом детском коллективе есть популярные ученики и ребята, которых в лучшем случае просто игнорируют и не любят, в худшем «не любят активно». Отвергаемые дети, вокруг которых вакуум положительного общения. Несмотря на то, что я работаю в школе не первый год, каждый год при столкновении с подобными трудностями детей, испытываю серьёзные затруднения. Это связано ещё и с тем, что чаще всего отвергаемые ребята не имеют поддержки в своей семье, им не на кого опереться. Попробуем обратиться к теоретическим взглядам по данной теме.

  • Заслуживает внимания информация по проблеме отверженности, представленная в книге М. М. Кравцовой "Дети - изгои. Психологическая работа с проблемой" - М.: Генезис, 2005. Глава из книги

В психологической литературе можно встретить термин "буллинг". Буллинг (bullying) - это длительное психическое или физическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает некоторое удовлетворение, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок. Буллинг - это сложный межличностный процесс, в котором есть жертвы, преследователи, устанавливаются особые агрессивные отношения. Буллинг - это в основном скрытый для окружающих школьника процесс, и, когда его проявления становятся очевидными, предпринимать какие - либо действия для исправления положения часто бывает уже поздно. Недостаточно развитая позитивная Я - концепция, проблемы в становлении адекватной самооценки, особенности стереотипов поведения, принятых в данном обществе, неуверенность в себе, а также, как правило, отсутствие навыков и умений достойного поведения в провакационных ситуациях делают ребёнка беспомощным.

Список источников по проблеме

Печатные источники:

  • Кравцова М. М. Дети - изгои. Психологическая работа с проблемой. - (Психолог в школе). - М.: Генезис, 2005.
  • Королёва Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. проблемные ситуации в школе и способы их решения. практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006.
  • Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: ТетраСистемс, 2000.
  • Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - М., 1993.
  • Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.
  • Оклендер В. Окна в Мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. - М.: "Класс", 1997.
  • Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. - М.: Чистые пруды, 2007 г. (Библиотека "Первого сентября", серия "Воспитание. Образование. Педагогика. Вып. 2 (8).

Интернет - ресурсы:

Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по представленной проблеме


Психолого - педагогическая работа с проблемой

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога – психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
  2. Работа с классом в целом.
  3. Работа с отвергаемым ребёнком.
  4. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Но наилучший подход можно отобразить в притче: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные крики детей. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги… "Разве тебе безразлична судьба детей?" - спросили спасавшие. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку и постараюсь это предотвратить!».

Эта притча иллюстрирует, на мой взгляд, возможные подходы к решению проблем отвергаемых учащихся. Можно спасать «тонущих» детей, работать с классом и самим ребёнком. А можно «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься профилактической деятельностью.

Проблемное поле 1: Если не любят одноклассники

Известно, что именно в общеобразовательном учреждении закладываются основы будущего поведения человека в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Проблема отвергаемых детей рассматривается в русле школьных конфликтов "ученик - ученик". "Необходимо учитывать, что ребёнок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной агрессии , а иногда и травле себе подобных." (Анцупов А. Я., доктор психологических наук) Так же следует обратить внимание на специфику конфликтов между школьниками, которая определяется возрастной психологией.

Этапы работы непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М. М., Шипилова А. И., Журавлёва В. И.):

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействиями со сверстниками), педагогами и родителями.
  2. Консультационная помощь: психокоррекционные беседы.
  3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

Этапы работы с классным коллективом (на основе подходов Кравцовой М. М., Шипилова А. И.):

  1. Изучение психологического климата в классном коллективе,уровня групповой сплочённости - разобщенности группы.
  2. Мероприятия по развитию толерантности.
  3. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

Полезные ссылки по работе с классным коллективом:


Важные моменты по проблемному полю 2: Внесите ваши предложения

  • Тренинги и ролевые игры для классного коллектива--Насонова Марина 19:01, 17 апреля 2009 (UTC)
  • При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, стараться показать их с более выгодной стороны, пооощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.--Бережецкая Людмила 19:11, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Совершенно согласна с тем, что подход к решению представленной проблемы должен быть комплексным и привлекать необходимо всех участников образовательного процесса. Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь высказывать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно присекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всега много интересных игровых методов.--Елена Соколова 19:46, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Известно, что во многом ключевая роль в формировании у человека умения общаться принадлежит именно школе. Именно в годы учёбы у ребёнка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые могут иметь место в жизни любого человека. Комплексный подход в разрешении представленной проблемы, несомненно, необходим.--Дробот Любовь Ивановна 08:55, 18 апреля 2009 (UTC)
  • Я думаю, что более целесообразно первоначально проводить работу со взрослыми, которые эту проблему создали ("отвережение ребенка"), работа с одноклассниками может осуществляться опосредованно через воздействие на взрослых, которые общаются с данным ребенком. Поскольку, как правило, первопричина непопулярности ребенка в школе - особенности воспитания в семье, то одним из ведущих направлений работы должна быть работа с семьей. Наверное, эффектинвнее родительские тренинги.Учитывая, что воспитатель/учитель - следующий фактор, было бы замечательно, если бы в нашей стране существовал серьезный подбор и отбор кадров при приеме на работу в образовательные учреждения (но, увы...). Если семья не включается в работу, то можно занять такую позицию, что школа задает модель отношений и, поэтому, пример поведения воспитателя (педагога) определяет и поведение учащихся. Как правило, сами педагоги отвергают этого ребенка (иногда не осознавая, что это делают или не понимая причин и последствий), а потом и дети (тоже зачастую неосозноваемо, копируя поведение педагога) не принимают этого ребенка. Такой ребенок для педагога - "мальчик для битья", на такого ребенка он проецирует и так "решает" свои проблемы. Поэтому работать надо, прежде всего, с педагогами, с их личностными проблемами. А если ребенок почувствует себя безопасно, то ему не надо будет защищаться.Потом и ему будет легче помочь (а может быть и помощь не понадобиться, т.к. учитель сам это сделает ("педагогическая поддержка"??!!!)--Юльчик 09:28, 20 апреля 2009 (UTC)
  • Согласна с тем, что именно в школе закладываются основы поведения, но мы ,педагоги ,в какой-то мере повинны в том, что дети -"изгои" чувствуют себя ущемленными в школе, хотя бы из-за того, что часто поручаем им не те обязанности.Например: рапортичку, либо отслеживавание прогуливющих,опаздывающих и т.д.Трудно бывает признать свои ошибки, а всплёскивать руками,что я не знаю как с эти быть у нас получается хорошо.Чаще мы даже не знаем какие страсти происходят в душе, учится хорошо, акомфортно ли ребенку мы узнаем лишь во время конфликта,либо неожиданного проишествия.Пыткеева Надежда Геннадьевна , 20 апреля 2009 (UTC)
  • Комплексная и систематическая работа с родителями ребёнка, с самим ребёнком, с ребёнком и его коллективом. Педагог должен сам увидеть и почувствовать, что нужно делать,какие методы использовать в решении проблемы, понять ребёнка и коллектив, в котором ему плохо, и найти подход. [Тимофеева Елена Юрьевна]http://www.openclass.ru/users/16211

Проблемное поле 2: Если не любят педагоги

«В большей или меньшей степени, но мы все зависим от социума. Так уж устроен человек, что при всей своей индивидуальности и самодостаточности он не может быть свободен от влияния той среды, в которой живёт, работает, творит. Так или иначе, замечает он это или нет, он является отражением действительности, которая его окружает… Что уж говорить о детях, они, как губка, впитывают, вбирают в себя из жизни всё, чем она так полна – и хорошее и плохое. А впитывают они от нас, от тех, кто их окружает. Помните:

  • Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе и злу.
  • Если дети окружены насмешкой, они становятся застенчивыми и замкнутыми.
  • Если дети окружены стыдом, они постоянно чувствуют вину.

Задумайтесь над этим!» Дороти Лоу, детский психиатр

Помню, когда я ещё училась в университете, преподаватель педагогики нам говорила: «Любой учитель, который работает в школе, принимает на себя большую часть ответственности за судьбы своих учеников. Какой старт они получат в школе, как сложатся их взаимоотношения в стенах общеобразовательного учреждения, такими они и станут в дальнейшей жизни». Верное это утверждение или нет, спорить не будем. Доля истины в нём есть. Каждый ученик – индивидуальность, со своими особенностями и сложностями. Учитель один, обучающихся – много. Как найти к каждому свой ключик? Как наладить с каждым конструктивные отношения? Вопросы не простые. Умение помогать детям, оздоравливать атмосферу школы требуется от каждого учителя.

В практической деятельности приходилось сталкиваться и с тем, что учитель «присоединяется» к общему фону классного негатива к отдельным учащимся, которых не любят в коллективе. А иногда и сами, того не подозревая, усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложившуюся в классе. Переломить сложившийся стереотип учителя в отношении ученика часто задача ещё более непростая, чем непосредственная работа с коллективом учеников.

Пример №3 Из консультации с мамой Сергея, 13 лет.

«Мой ребёнок никогда не отличался очень хорошими успехами в школе. Успеваемость средняя, три тройки, остальные четверки и пятёрки. Хвалить его особенно не за что, часто возникают конфликты с отдельными одноклассниками. Почти все последние два года обучения он сидит за последними партами, хотя я обращалась с просьбой к учителю пересадить его поближе. Ответ учителя всегда был примерно такой: «Ваш ребёнок не хочет учиться, он занимается посторонними делами на уроках. Если я посажу его ближе, он будет отвлекать остальных». Наш учитель разработала собственную систему оценок за работу в тетрадях, результаты её всегда висят около доски. Дети изучают, сравнивают свои успехи с другими. Те фамилии учеников, которые получают самые низкие оценки, выделены там красным цветом и у детей появляется лишний повод насмехаться над ними. Отношение учителя к сыну передаётся и одноклассникам. Она называет его только по фамилии, они тоже. Она иронично высмеивает его негативные результаты, потом ребята не хотят брать его в групповую работу. Сын уже не хочет ходить в школу. И даже если у него что-то хорошо получается, успеха всё равно нет. Учитель предполагает, что он у кого – то списал или за него всё сделали дома родители»

Важные моменты по проблемному полю 2: Над чем следует задуматься педагогу.

  • "Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств". Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.
  • "Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации." Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживание дисциплины, когда из – за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока и он заменяется более важным, отменяется какое – либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относится к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: «Из – за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!», «Скажите спасибо Пети, из – за его выходок вы все будете наказаны» и т. п.
  • «Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт.» Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.
  • "Негативную роль играет "эффект ожиданий"" Поэтому постарайтесь уделять внимание всем учащимся, найдите возможность контакта с каждым ребенком, хвалите учащихся справедливо, учитывайте индивидуальные особенности. (По Р. Бернсу)
  • Дополните вашими предложениями:
  • "Постарайтесь найти в таком ребенке то, что он делает лучше других, и ненавязчиво, повторяю ненавязчиво посторайтесь рассказать об этом одноклассникам. Это будет ученику стимулом для дальнейшего продвижения вперед как в учебе, так и в других школьных делах". --Галина Шишмарева 02:44, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Иногда педагоги своим поведением провоцируют появление в классе непопулярных детей. Нужно более осторожно относится к насмешливым комментариям или принебрежительным высказываниям, которые иногда допускают педагоги в адрес детей(конечно, не специально). Все возникающие конфликты между учителем и учащимся лучше всего разрешать наедине, не привлекая класса, воздерживаться от публичных обвинений.--Бережецкая Людмила 19:20, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Конечно, процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий. Восприятие ребёнка педагогом, его отношение к нему передаётся и одноклассникам (особенно в начальной школе). Это необходимо помнить каждому, кто общается с детьми.--Елена Соколова 19:53, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Любое взаимодействие в школе выстраивается в социально - психологическом пространстве "человек - человек". Различные конфликты между учителем и учеником ухудшают социально - психологический микроклимат в классном коллективе, заметно усложняя жизнь ученика. Детям понятно, что там, где нет доброжелательных отношений, должного порядка, уважения учителя, там напрасно ожидать и успехов от детей. Хочется вспомнить в этом ключе высказывание Льва Толстого "Детей не отпугнёшь суровостью, они не переносят только лжи".--Дробот Любовь Ивановна 09:02, 18 апреля 2009 (UTC)
  • Школа для ребенка - модель отношений в обществе, это "школа" человеческих отношений!!!Терешихина Юлия
  • "Роль учителя предполагает углубление знаний о себе и о других, ибо обучение - это передача другим частиц свего Я. Поэтому отношение к себе и другим является важнейшим фактором, определяющим характер межличностных взаимодействий в классе и соответственно стиль преподавания, который избирает учитель" (Э. Бернс, "Я-концепция и воспитание"С.310) А еще, периодически стоит обращаться к "Вопросам для учителя", которые позволяют проконтролировать адекватность своего восприятия учащихся и правилам для учителя "Как избежать негативного влияния "эффекта ожиданий"(все там же с.321-322)Многое становится понятным...Наталия Еременко--Nata2009 19:45, 19 апреля 2009 (UTC)

Проблемное поле 3: Обращение к родителям

«Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто и никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребёнку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни» Эрик Фромм, писатель, психолог

Родителей должно насторожить, если:

  • ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
  • часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;
  • часто плачет без очевидной причины;
  • практически никогда не упоминает никого из одноклассников;
  • очень мало говорит о своей школьной жизни;
  • ребёнок одинок: его никто не приглашает погулять или в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Дополните своими вариантами:

  • говорит о школьной жизни только негативную информацию.--Елена Соколова 19:24, 14 апреля 2009 (UTC)
  • не позволяйте детям плохо говорить об одноклассниках. Постарайтесь найти положительные черты в том ученике, о котором Ваш ребенок говорит нелестно. Обоснуйте, почему Вы так думаете. --Галина Шишмарева 07:46, 16 апреля 2009 (UTC)]]
  • Приходит со школы с садинами и синяками и не может обьяснить их происхождение--Насонова Марина 19:05, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Как много всего зависит от родителей!!! Родителям необходимо быть очень внимательными к школьной жизни своих детей. Очень часто, ситуация отторжения ребёнка классом складывается не случайно, а может быть показателем отношений, котрые сложились в семье.--Бережецкая Людмила 19:26, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Согласна, что очень многое зависит от здоровья семейной ситуации ребёнка. Крайне важно родителям принять информацию о том, что по каким - то причинам ребёнок отторгается классным коллективом. Не отмахиваться от информации, которую несёт из школы самый родной человечек - вникать, анализировать, распрашивать. Не оставлять ребёнка один на один со своими переживаниями. Нужно постараться помочь ребенку проанализировать сложившуюся конфликтную ситуацию. Что из того, что он сделал, было правильным, а что повлияло на развитие конфликта. Найти с ребенком пути изменения ситуации, проанализировать все возможности.--Елена Соколова 20:02, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Видимость бесконфликтности Для либерализации учебно-воспитательного процесса в школе за годы реформ сделано немало, но, как всегда, важно не то, что хотели сделать, а то, что вышло. А вышло то, что только и могло выйти из реформ, ведущихся при сохранении старого содержания образования, авторитарных управленческих установок и неизменности клише хорошего учителя, — произошла очередная смена вывесок. На словах — да, открытая школа, внимание к особенностям каждого, индивидуальный образовательный маршрут, этика и эстетика. В реальности же дальше изобретения нового поведенческого языка дело в школе не пошло. Все ситуации старые: дети не хотят учиться, и их надо заставить; дети не любят дисциплину, и их надо школить; дети разные, и надо подчинить их единым требованиям и так далее. Выбора нет, потому что не кто иной, как учитель, отвечает за результат аттестации учеников, а значит, за условия подготовки к ней. При том старые средства подчинения — высмеивание, грубость, крик — запрещены и строго караются. По обнаружении таких фактов учитель объявляется профнепригодным и даже подлежит увольнению. Так что теперь учителя, которые хотят продолжать работать, не кричат и не ругаются, а неизменно широко улыбаются и гладят ученика по головке, что бы ни произошло. Теперь никто не скажет об ученике «тупой», но — «нуждающийся в поддержке». Никто не посмеет назвать хулигана иначе как «трудно социализируемый», на худой конец — «гиперактивный». И когда о ребенке говорят «нуждающийся в социализации, а не в развитии», то всем понятно, о чем идет речь. На словах теперь все благопристойно. Но вот беда, родители опять недовольны! Они хотят поговорить с педагогом о проблемах ребенка или класса, они так жадно спрашивают, им так важно знать, а педагог вежливо уходит от трудного разговора: «Все будет хорошо!» Эта в общем-то пустая фраза сегодня заместила собой и культуру педагогического разговора, и традиции искреннего участия взрослых в чужих детях. И видимо, должно пройти время, чтобы за новыми словами стали возникать новые отношения.--Наталия Киселева 20:13, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Нет сомнения, что большая роль в разрешении проблем отвергаемых детей принадлежит родителям. Очень хочется обратиться к ним с призывом Антона Макаренко "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно". Даже если в школе что-то не ладится, дом должен быть для ребёнка безопасным, счастливым островом, где обсуждаются его сложности, а не только оцениваются проступки. Родители должны владеть информацией о том, хорошо ли ребёнку в школе или нет, своевременно реагировать на его проблемы.--Дробот Любовь Ивановна 09:10, 18 апреля 2009 (UTC)
  • Родители должны просто любить своего ребенка, а это значит принимать его таким, какой он есть. Неуспехи в школе не должны определять характер детско-родительских отношений. Любить - это значит, также, выстраивать доверительные отношения с ребенком. быть в курсе его проблем и своевременно оказывать ему помощь. Но эта любовь не должна перерасти в гиперопеку, которая "связывает" руки ребенку и мешает ему жить. если родители найдут серединку в проявлении родительской любви,то такой ребенок не станет изгоем. Он будет уверенным и успешным человеком, который сможет выстроить продуктивное взаимодейстивие с другими!!!Терешихина Юлия
  • Как часто нам хочется видеть нашего ребенка самым самым самым (умным, музыкальным, танцующим, спортивным, побеждающим, лидирующим, успешным и . д и т.п)... Вот тут-то вся и проблема "Может ли действительно ребенок соответствовать всем нашим ожиданиям и осуществить все то, что родителям хочется или самим не удалось?" Не всегда, а скорее всего не сможет. Когда-то мой старший сын сказал: "Мам, не могу быть таким, каким хочешь ты, "Я другой!" И большое спасибо ему за эти слова - пошел диалог, который позволил развиваться нашим материнско-сыновним отношениям в правильном русле.
  • "Эффект ожиданиий" разрушает детско-родительские отношения, родители начинают разочаровываться в детях, "отвергать их", а дети отвергают родителей, потому что последние перестают соответствовать их "ожиданиям". В книге Р.Бернса "Я - концепция и воспитание" очень хорошо об этом написано...Примите своего ребенка таким, какой он есть, поймите его,он же ваш! От этого и родители и дети станут счастливее! Мне так думается...!!!Еременко Наталия--Nata2009 21:04, 19 апреля 2009 (UTC)

Помощь родителей

| Глава из книги М. М. Кравцовой. Дети - изгои. Помощь родителей

Дети - изгои. Помощь родителям


Разместите свои мнения о мастер - классе

  • спасибо за интересную главу из книги-захотелось всё прочитать,уж очень важный вопрос вы подняли--Марина Грязнова 13:06, 15 апреля 2009 (UTC)
  • Согласна полностью с коллегой! Книга - это находка! нужно всем педагогам рекомендовать!--Наталия Киселева 18:06, 17 апреля 2009 (UTC)
  • В последнее время таких детей - изгоев становится все больше и очень акктуальна сама тема мастер-класса. Информация очень полезна и интересна.Спасибо.--Насонова Марина 19:08, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Тема мастер - класса, на мой взгляд, будет актуальна всегда. По наблюдениям, практически в каждом классе есть один - два ребёнка, которые как бы изолированы от других детей. Часто бороться с этим очень сложно. Рекомендуемые игры и упражнения (представленные в блоге А. Грецова) обязательно попробую использовать на классных часах. Представленный список литературы так же возьму в свою "копилку полезностей". --Бережецкая Людмила 19:32, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Тема, без сомнения, актуальна. Работать уже со сложившимся фактом всегда сложнее. Верно замечено про профилактическую деятельность. Ведущая роль в профилактике будет принадлежать классному руководителю. К сожалению, не все классные руководители готовы проводить подобные мероприятия (проще теоретические классные часы). Спасибо за интересное продуктивное общение, есть материал, который будет взят "на вооружение".--Елена Соколова 20:11, 17 апреля 2009 (UTC)
  • Дети проживают в школе большой отрезок своей жизни, учатся налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Тема, поднятая на данном мастер - классе, жизненна и поэтому очень актуальна. Представленный материал имеет выход в практическую деятельность, даёт возможность ещё раз задуматься над данной проблемой и подходами к её разрешению. Анализ высказываний коллег даёт возможность увидеть дополнительные аспекты сложности работы с отвергаемыми ребятами.--Дробот Любовь Ивановна 09:18, 18 апреля 2009 (UTC)
  • Тема, предложенная для обсуждения, достаточно актуальна. Позитивные отношения человека в коллективе - основа его эмоционального благополучия.Человек не может быть успешен в деятельности, не будучи успешным в общении. Школа может помочь ученику поверить себя и пережить этот эмоциональный комфорт, может помочь ему получить радость от общения с другими людьми. Участие в работе было полезным, вопросы для размышления заинтересовали. В процессе работы над темой, нашла новые аспекты в рамках своей тематики. Спасибо, Светлана. Было бы интерсно продолжить обсуждение наиболее эффективных приемов, когда некоторые участники перейдут к их реализацииТерешихина Юлия
  • Спасибо за поднятую тему,все очень грамотно выстроено, практикоориентировано. Было приятно познакомится с мнением коллег. Интересно и познавательно. Еременко Наталия--Nata2009 21:11, 19 апреля 2009 (UTC)
  • Предложенная тема очень актуальна. Я поддерживаю мнения коллег и считаю, что главное сегодня - не потерять ребенка, и школе, учителю надо стремиться воспитывать детей больше всего доверительными, искренними, открытыми отношениями. Спасибо за продуктивное общение. Чибисова Елена Ивановна

Подведение итогов мастер - класса