Интернет мастер-класс Исследовательская деятельность школьников. Возможности и перспективы

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Интернет мастер класс "Исследовательская деятельность школьников. Возможности и перспективы."

  • Автор: СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА
  • Дата проведения: 6 - 8 апреля 2010 года
  • Задачи мастер-класса:
  1. Познакомить участников с основными понятиями исследовательской деятельности.
  2. Познакомить участников с основными этапами выполнения исследовательской работы.
  3. Проанализировать возможности и перспективы исследовательской деятельности школьников.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, учителя, классные руководители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Знакомимся с представленными материалами, размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Соколова Елена, социальный педагог, Мурманская область
  2. Бережецкая Людмила,социальный педагог, Мурманская область
  3. Дробот Любовь Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, Мурманская область
  4. Петрова Ольга, Мурманская область, учитель начальных классов
  5. Лысая Ирина, Мурманская область, заместитель директора по учебно - воспитательной работе
  6. Кондратенко Ирина Владимировна, г. Заозерск, МОУ "СОШ №289", директор
  7. Шарова Юлия
  8. Ирина Александрова, г. Череповец, учитель начальных классов
  9. Здыбель Ирина Александровна, г. Серов, СПТ (КШИ) - учитель иностранных языков;
  10. Вязовченко Наталия Константиновна, г. Печоры, МОУ "Печорская сош № 3" - учитель математики и информатики"
  11. Ирина Белобородова, учитель музыки
  12. Бережнова Елена Алексеевна,МОУ "Гимназия № 13" г. Магадана, педагог организатор
  13. Берсенева ЛП,МОУ "Троицкая СОШ №5" Талицкий район Свердловская область , учитель физики
  14. Клевцова Наталья Вениаминовна, учитель математики МОУ ООШ№5 ГО Заречный

Рассуждение на заданную тему, актуальность проблемы

"Учение без размышлений – тщетный труд;

Размышления без учения – пагубны". (Конфуций)

Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мысляшей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения, и в последнее пятилетие данное направление работы активно "набирает обороты"!

Предлагаем Вам погрузиться в понимание природы исследовательской деятельности, проанализировать возможности и перспективы данного направления работы с учащимися!

Просим Вас (не анализируя дальнейшую информацию, представленную в мастер - классе) высказать своё мнение о исследовательской деятельности учащихся в блоге Психолог и школа: МЫ ВМЕСТЕ!


Основные понятия исследовательской деятельности

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

Предлагаю вам ознакомиться с основными понятиями исследовательской деятельности, представленной в статье Основные понятия исследовательской деятельности школьников

Условия формирования исследовательских умений (по материалам статьи Семёновой Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся» (Начальная школа. №2, 2007 г.) :

  • Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
  • Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
  • Личность педагога.Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и ,обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

  • Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
  • Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
  • Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
  • Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

  • конференции и семинары - практикумы, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • выступления с докладами для своих одноклассников или учащихся параллельных классов.
  • выставка достижений, проводится для всех участников образовательного процесса и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Список источников по исследовательской деятельности учащихся

Печатные источники:

  • |Рекомендуемая литература по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся
  • Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2005
  • Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001
  • Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей"

Интернет - ресурсы:

Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по теме мастер - класса

  • Масленникова А. В. Материалы для проведения спецкурса "Основы исследовательской деятельности учащихся"// Практика административной работы в школе. - 2004. - №5 - с.61 - 66.
  • Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении// Практика административной работы в школе. - 2003. - №5 - с. 14 - 23--Елена Соколова 14:02, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся// Завуч. - 2005. - №6--Александрова Ирина 18:52, 6 апреля 2010 (UTC)

Основные этапы выполнения исследовательской работы с юными школьниками:

  1. Первые шаги к исследовательской деятельности:

- Заинтересовать ребят в выполнение исследовательской работы.

- Выявить интересующую школьников проблему.

- Предоставить ученикам возможность самостоятельно выбрать тему своей будущей работы.

- Определить и обосновать актуальность будущей работы.

- Определить объект и предмет исследования.

- Постановка целей и задач предстоящего исследования.

  1. Работа в библиотеке:

Подготовительный этап

- поиск литературы по выбранной теме с использованием различных библиографических источников;

- выбор литературы в конкретной библиотеке;

- определение круга справочных пособий, лабораторных практикумов, для последующей работы по теме.

Этап чтения

- чтение книг;

- ведение записей прочитанного.

  1. Исследовательская часть работы:

- Постановка гипотезы исследования.

- Выбор конкретных методик и методов исследования.

- Установление сроков исследования.

- Проведение исследования и экспериментов.

- Занесение результатов исследования и экспериментов в таблицу или график.

- Обсуждение и апробация полученных результатов исследования.

  1. Оформление исследовательской работы:

Титульный лист.

Актуальность, цели, задачи, методы исследования.

Содержание.

Введение.

Основная часть.

Выводы, заключение.

Список используемой литературы.

Приложение:

- описание методик исследования;

- описание оборудования;

- результаты исследований (экспериментов);

- таблицы, графики…, упомянутые в работе

- предложения, рекомендации.

  1. Подготовка стендовой защиты работы:

- Подготовка выступления по защите работы.

- Подготовка стенда.

- Подготовка презентации работы.

Обсуждаем плюсы и минусы исследовательской деятельности школьников

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”. Предлагаю вам высказать свою точку зрения по данному вопросу!

Положительные моменты исследовательской деятельности:

  • формирование рефлексивных умений;
  • развитие поисковых умений;
  • развитие самоорганизованности, самостоятельности;
  • развитие коммуникативных и презентационных умений и навыков.
  • Развитие коммуникативности в информационном поиске и обмене.--Елена Соколова 14:05, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Развитие навыков самоанализа и умозаклучения.--Елена Соколова 14:05, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Развитие творческой активности учеников.--Бережецкая Людмила 14:29, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Расширение кругозора учащихся.--Бережецкая Людмила 14:29, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Привитие положительного отношения, любви к науке, в рамках которой осуществляется исследовательская деятельность.--Шарова Юлия Николаевна 14:48, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Учёт познавательного интереса ребёнка.--Шарова Юлия Николаевна 14:48, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Развитие познавательной мотивации.--Шарова Юлия Николаевна 14:48, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Возможность вовлечения родителей для оказания помощи и поддержки детям.--Шарова Юлия Николаевна 14:48, 6 апреля 2010 (UTC)
  • возможность показать воплощение науки в практике, связать теоретический аспект с практичеким. --Александрова Ирина 18:55, 6 апреля 2010 (UTC)
  • повышение интереса учащихся к учебе и тем самым повышение эффективности обучения.----Петрова Ольга 17:36, 7 апреля 2010 (UTC)
  • Формирование умения работать с большими по объёму источниками информации, овладение навыками поискового чтения. --Ирина Здыбель 18:05, 12 апреля 2010 (UTC)
  • Развитие критического мышления. --Ирина Здыбель 18:05, 12 апреля 2010 (UTC)

Негативные моменты исследовательской деятельности:

  • дополнительная нагрузка как на педагога, так и на ученика;
  • Не всегда успешный результат.--Елена Соколова 14:05, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Большая предварительная работа. --Бережецкая Людмила 14:29, 6 апреля 2010 (UTC)
  • От учащегося требуются определённые навыки самостоятельной, поисковой деятельности. --Александрова Ирина 18:55, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Многие учителя сами не владеют технологией исследовательской деятельности (утверждаю из опыта работы в жюри ряда конкурсов исследовательских проектов): не знают методов проведения исследований, технологии проведения исследования, форм представление исследовательской работы. В результате у детей формируется неправильное понимание проведения исследовательской работы и отрицательная мотивация к исследовательской деятельности из-за неудач на конкурсах. А вся беда в том, что работа была представлена в реферативном виде и не была сформулирована гипотеза, методы исследования, результат исследования, вывод (подтверждена ли гипотеза). --Брусницына 09:11, 7 апреля 2010 (UTC)
  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.--Петрова Ольга 17:50, 7 апреля 2010 (UTC)
  • Состояние цейтнота для учащихся и руководителя. Если же работа над исследованием планируется на длительный срок - сложности в мотивации учащихся, поддержании постоянного интереса к работе. Как следствие - эмоциональная перегрузка. --Ирина Здыбель 18:05, 12 апреля 2010 (UTC)

Обсуждаем возможности и перспективы исследовательской деятельности

Предлагаем вам порассуждать о том, какие возможности даёт педагогу исследовательская деятельность, проанализировать перспективы её использования в общеобразовательном учреждении в блоге Педагог - психолог - "строитель" будущей школы


Разместите свои мнения о мастер - классе

  • Тематику мастер - класса считаю актуальной, так как всё большее распространение получает учебно - исследовательское направление работы общеобразовательного учреждения, организуются научные общества учеников, результаты своего труда школьники представляют на конференциях. Начинающему специалисту в этой области довольно сложно разобраться, а представленная информация предоставляет эту возможность. Спасибо организаторам! --Елена Соколова 14:17, 6 апреля 2010 (UTC)
  • К сожалению, я не занималась ещё исследовательской деятельностью с учащимися, поэтому представленная информация в мастер классе имеет для меня практическое значение. Анализируя потенциал данного направления работы со школьниками, появилось желание приложить свои силы к исследовательской деятельности!--Бережецкая Людмила 14:32, 6 апреля 2010 (UTC)
  • При моей "далёкости" от организации исследовательской деятельности (я не педагог и в рамках данного проекта представляю родительский взгляд), я бы не отказалась помочь своему ребёнку в этой деятельности. Пользы от этого варианта восприятия научных знаний, без сомнения, очень много. Представленный материал мастер - класса даёт возможность в этом убедиться! К сожалению, не получилось оставить свои комментарии в блогах.--Шарова Юлия Николаевна 14:52, 6 апреля 2010 (UTC)
  • О исследовательской деятельности учащихся сейчас написано много литературы, но несомненным достоинством данного мастер класса я считаю продуманность изложения материала, расстановку акцентов на основные понятия исследовательской деятельности (так как анализируя представленные в интернете работы учеников, можно отметить достаточно много расхождений в логике их написания). Благодаря мастер - классу открыла для себя новый сайт "Исследователь", где много полезной информации по данному направлению работы. Предложение порассуждать над возможностями и перспективами исследовательской деятельности, поставило меня в некий тупик, не смогла полностью отобразить своё мнение, акцентировать достоинства этого вида деятельности. А это значит, что есть повод для чтения и анализа литературы по исследовательской деятельности, проведение более глубокого анализа эффективности такой работы с учениками. Большое спасибо Светлане Селезневой за возможность найти новые грани исследовательской работы!--Александрова Ирина 19:07, 6 апреля 2010 (UTC)
  • Исследовательской деятельностью занимаюсь не первый год. Но каждый раз, читая материалы, выставленные на различных страницах сайтов, узнаю для себя что-то новое. Спасибо, Светлана Николаевна, за мастер-класс. Представленные материалы я рекомендовала родителям моего класса. Думаю, они им пригодятся.--Петрова Ольга 18:07, 7 апреля 2010 (UTC)
  • Светлана Николаевна, большое спасибо за замечательно организованный мастер-класс! Все этапы продуманы, материал разложен по полочкам, что позволяет найти всё необходимое, пройти по предложенным ссылкам, не тратя время на поиски дополнительной информации по данной теме. Понравилась структура изложения материала, на каждом этапе идёт мотивация участников мастер-класса на изучение предложенных материалов и высказывание своего собственного мнения. Ещё раз спасибо! Есть над чем задуматься и работать! --Ирина Здыбель 18:16, 12 апреля 2010 (UTC)

Подведение итогов и анализ мастер - класса

Анализ мастер - класса "Исследовательская деятельность школьников. Возможности и перспективы.", Селезнева Светлана