Интернет мастер - класс Ребёнок и неформальные субкультуры молодёжи

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Интернет мастер класс "Ребёнок и неформальные субкультуры молодёжи"

  • Автор: Селезнёва Светлана
  • Дата проведения: 26 - 27 ноября 2009 года
  • Задачи мастер-класса:
  1. Познакомить с наиболее распространёнными в России неформальными молодёжными объединениями.
  2. Проанализировать причины ухода подростков в различные неформальные движения.
  3. Проанализировать возможности деятельности специалистов общеобразовательного учреждения с представителями молодёжных субкультур.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители, родители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Знакомимся с представленными материалами, размышляем над обозначенной проблемой,заполняем данную коллективную страницу.

Об авторе

СЕЛЕЗНЁВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА - педагог - психолог Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №289 с углублённым изучением отдельных предметов", сетевой консультант сообщества педагогов - психологов, сетевой методист Мурманской области

e-mail: sanzaozersk@mail.ru; san2148@gmail.com

Skype - контакт:svetiksel289

Светлана Селезнёва Страница психолога - консультанта по проекту сетевых сообществ

Приглашаем Вас к участию в мастер - классе

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Соколова Елена, социальный педагог, Мурманская область
  2. Бережецкая Людмила,социальный педагог, Мурманская область
  3. Дробот Любовь Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, Мурманская область
  4. Марина Кузьмичева,социальный педагог, Карелия
  5. Ирина Белобородова, учитель музыки, классный руководитель, Мурманская область
  6. Медведев Александр, педагог-психолог, Самарская область
  7. Петрова Оксана, Псков
  8. Юнеева Надежда, социальный педагог, Саратовская область
  9. Еременко Наталия Александровна, преподаватель психологии, Нижегородская область--Nata2009 13:53, 26 ноября 2009 (UTC)
  10. Шарова Юлия, Мурманская область
  11. Баринова Марина Геннадьевна, преподаватель кафедры воспитания, Нижегородская область
  12. Терешихина Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры практической психологии образования Карельской государственной педагогической академии, Республика Карелия
  13. Краснощёкова Татьяна, педагог-психолог, Новосибирская область
  14. Борзенко Регина, Гусь-Хрустальный, Владимирская обл., учитель химии и биологии.
  15. Парабина Анастасия - социальный педагог, Республика Алтай
  16. Марина Мордасова, г.Заречный, Свердловская область, учитель информатики.

Рассуждение на заданную тему, актуальность проблемы

Трудно поспорить с утверждением, что бурные процессы социально – экономических изменений в обществе оказывают влияние на социализацию подростков и молодёжи. Современные школьники часто отдых и досуг рассматривают как ведущую форму жизнедеятельности, которая вытесняет труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью времяпровождением теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежь очень чутко воспринимает любые новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ради каких только интересов не объединяются люди! Число различных объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. У неформалов свой мир и свои правила.

Всё больше подростков каждый день во всех странах мира становятся участниками неформальных течений. Поэтому необходимо владеть информацией об этой культурной нише и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.Давайте ВМЕСТЕ обратимся к проблеме неформальных субкультур молодёжи!

Поделитесь своими рассуждениями о актуальности предложенной темы

  • Проблема неформальных субкультур молодёжи (особенно тех движений, которые несут явную асоциальную направленность)с каждым годом всё актуальнее. Известно, что подростковые неформальные объединения играют огромную роль в процессе социализации молодёжи, на основе их идеологии формируется мировоззрение будущего члена общества. К сожалению, внимание государства к молодёжным проблемам несколько ограничено, поэтому педагогам и другим специалистам, работающим с детьми,очень важно владеть информацией о неформальных молодёжных объединениях, изучать их внутреннюю структуру и идеологию. Представленная тема мастер - класса, на мой взгляд, будет интересна и познавательна и для родителей.--Елена Соколова 18:04, 25 ноября 2009 (UTC)
  • В последнее время тема молодёжных субкультур всё чаще затрагивается в СМИ. Часто эти сообщения носят и криминогенный характер, особенно это касается такого направления как скинхеды и готы. В городах стали появляться магазины, в которых можно приобрести различные атрибуты субкультуры, что свидетельствует о развитии коммерческой инфраструктуры, посредством которой всё большее количество молодёжи вовлекается в различные неформальные движения. Без сомнения, заявленная для обсуждения тематика мастер - класса очень актуальна.--Бережецкая Людмила 06:38, 26 ноября 2009 (UTC)
  • Согласна с коллегами, что тема, заявленная в мастер-классе, очень актуальна. Наши подростки хорошо ориентируются в многообразии неформальных объединений и движений. Чтобы работать с учениками в данном направлении, нужны знания. Поэтому я выбрала этот мастер-класс. Очень удобно и то, что можно получить необходимый материал «не гуляя по всей сети Интернета». Все очень компактно и доступно. Юнеева Надежда
  • На мой взгляд, педагогам и родителям очень важно быть осведомлёнными о разнообразии молодёжных субкультур, о своеобразии их мировоззрения и оригинальности имиджей. Не будем забывать, что через субкультуру (если подросток придерживается её взглядов) лежит путь к освоению социальности. И сейчас различные неформальные объединения молодёжи - неотъемлемая часть социальной жизни городов (особенно крупных городов). И нам очень важно понимать, какие именно ценности и особенности субкультуры привлекают наших детей. Поэтому данный мастер - класс считаю очень необходимым и своевременным.--Дробот Любовь Ивановна 18:37, 26 ноября 2009 (UTC)
  • Без сомнения тема, затронутая в мастер - классе, очень актуальна. Меня, как родителя, очень настораживает такое разнообразие различных неформальных субкультур молодёжи. Хотелось бы отметить, что родители не владеют в полной мере информацией о представленной проблеме, не анализируют возможные причины выбора той или иной субкультуры своим ребёнком. Чаще можно наблюдать просто внешнее несогласие с выбором ребёнка ("ничего страшного", "чем бы дитя не тешилось...", "и в наше время были различные движения, это пройдёт" и т. п.), иногда прямые запреты и конфликты на этой почве. Представленная информация будет очень полезна родителям подростков.--Шарова Юлия Николаевна 19:21, 26 ноября 2009 (UTC)
  • Молодежные субкультуры отражают характер общества в то или иное время. Подростки всегда стремятся к самовыражению. И, конечно, взрослым необходимо понимать и разбираться в том, чем живут их дети. Родители должны относиться к субкультурам, как к способу "самопрезентации" ребенка, необходимо знать особенности тех, или иных течений. --Баринова Марина Геннадьевна --BARINOVA 20:06, 26 ноября 2009 (UTC)
  • Считаю эту тему одной из самых важных в становлении подростка. Проблема подражания (или принадлежности) одной из молодёжных неформальных субкультур становится предметом разногласий и конфликтов с родителями, педагогами и со сверстниками, не разделяющими увлечения. Тема ТОЛЕРАНТНОСТИ здесь - самая главная. В этом году 10-классники сами предложили мне провести исследование по отношению к неформальным молодёжным субкультурам, а II этап "Регаты..." определил и тему квеста: "Кто вы, племя младое, незнакомое?", который мы уже почти подготовили для родителей. К концу ноября квест будет размещён в блоге "Психолог-консультант". Приглашаем поучаствовать!--Краснощёкова Татьяна 09:05, 27 ноября 2009 (UTC)
  • Еще неокрепшая психика, гормональный взрыв требует хоть какой-то самореализации подростка. К этому присоединяются проблемы с родителями, одноклассниками, педагогами. Ребёнок считает, что его никто не понимает и одним из решений этой ситуации будет вступление в какую-нибудь организацию. Как правило подростков привлекает лишь яркая оболочка, не вникая в идеологию. С другой стороны - это может быть дань моде (стиль одежды, музыкальное направление и т.п.). Очень важно, чтобы в этот период с ребёнком оказался человек, который смог направить его на путь истинный. А ещё, масла в огонь подливают СМИ. Уж чересчур они демократичны и порой негативно влияют на наших детей. Но это отдельная тема для обсуждения. --Борзенко Регина 06:47, 27 ноября 2009 (UTC)
  • Тема молодежных субкультур, безусловно, очень важна. Важна для взрослых: понять детей, принять, несмотря не на что, а потом вместе разобраться: что же важно ребенку: "яркая оболочка", или что "его понимают", или что "он может быть самим собой" или все-таки "идеология"? --Парабина Анастасия
  • Тема очень актуальна. У нас в школе есть дети, которые участвуют в неформальных движениях. Педагоги и родители не всегда знакомы с этими движениями и не очень понимают детей, от этого конфликты. Взрослым надо обязательно знакомиться с этими явлениями. --Марина Мордасова 22:34, 22 марта 2010

Теоретические аспекты

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы.

Под молодёжной субкультурой в целом понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодёжная субкультура рассматривается неоднозначно: как источник инноваций и открытий в моде, формах досуга, как вариант массовой культуры, продукт медиа – индустрии; как форма активности молодёжи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Психологические аспекты взаимоотношений молодёжи в субкультурах рассмотрены в исследованиях И. А. Дфойменного, Д. В. Ольшанского, В. Д. Пирожкова, М. И. Розина, Г. А. Цукермана.

Социологические подходы к анализу молодёжных субкультур представлены в работах М. А. Енджеевского, А. С. Запесоцкого, М. В. осорина, З. В. Синкевича.

Социально – педагогические аспекты субкультуры как фактора социализации рассмотрены в трудах И. А. Баевой, Л. А. Регуша, В. А. Мудрика, Е. Н. Чесноковой.

Следует отметить, что феномены молодёжных субкультур долгое время рассматривались в науке как девиации, то есть отклонения от нормы, а сами субкультурные сообщества – как угроза позитивной социализации подростка. Современные подходы в изучении молодёжной субкультуры носят уже более терпимый характер. Субкультура интерпретируется в большей степени как пространство игры, эксперементирования с нормами, ценностями, иерархией взрослого мира. Особое внимание уделяется экспериментами с телесностью (одежда, татуировки, нанесение шрамов, бритьё головы и т. п.), отмечается доминирование «гедонистического мировоззрения», ценностей удовольствия, развлечения.

Психологическим обоснованием возникновения подростково – молодёжных течений можно считать одну из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода – реакция группирования со сверстниками. Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодёжную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении.

Неформальная среда общения иногда бывает для подростка единственной удовлетворяющей его потребности сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, школе, подросток примыкает к той или иной группе, автоматически принимая систему её норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Анализ исследовательских данных позволяет выявить причины вхождения подростков в группы неформальной молодёжной субкультуры:

  • Реализуется стремление подростка к самостоятельности.
  • В неформальных молодёжных группах не существует двойной морали, поэтму нормы и ценности субкультуры кажутся подросткам наиболее справедливыми, истинными, благородными и т. п.
  • Включаясь в неформальную группу подросток приобретает реальную моральную, психологическую, часто и физическую защиту от притязаний окружающих, это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что никому из "чужих" не удастся его притеснить или обидеть.
  • Сам процесс деятельности и общения оказывается для подростка привлекательным, поскольку включает элементы социального риска, самые различные экстремальные ситуации.
  • Ценности и нормы субкультуры способны быстро распространяться в подростково - молодёжной среде, так как подростки и юноши бывают увлечены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов.

Предлагаем Вам ознакомиться с информацией о наиболее распространённых в России неформальных молодёжных субкультурах. Интернет - ресурсы:

Предложите известную Вам полезную литературу или ссылки на интернет - ресурсы по представленной проблеме

  • Д.В.Ольшанский. Неформалы. Групповой портрет в интерьере. М., Педагогика, 1990.
  • А.Запесоцкий, А.Файн. Эта непонятная молодёжь. М., Профиздат, 1990.
  • Интересно поразмышлять и над высказываниями представителей неформальных объединений. Вот ссылка на форум /Форум неформальной молодёжи г.Тихорецка

--Елена Соколова 18:20, 25 ноября 2009 (UTC)

  • Журнал "Социальная педагогика" №3, 2009 г. Статья И. Понкина "Просто "безобидные" готы".
  • Журнал "Социальная педагогика" №4, 2008 г. Статья Л. Соколова - Сербская, В. Сороковикова "Молодёжные субкультуры"

--Бережецкая Людмила 06:42, 26 ноября 2009 (UTC)

--Краснощёкова Татьяна 9:36, 27 ноября 2009 (UTC)

--Парабина Анастасия:

Составляем список особенностей неформальных молодёжных субкультур

Предлагаем Вам коллективное заполнение страницы Особенности молодёжных субкультур

Криминогенность молодёжных субкультур

Некоторые субкультуры содержат в себе характерные черты, обуславливающие её потенциальную криминогенность, суицидальность и высокую социальную опасность. Анализ сообщений СМИ:

  • В 1999 году в подмосковной Балашихе три девочки - 11, 12 и 14 лет - одновременно шагнули из окна, предварительно наглотавшись таблеток. В предсмертной записке они попросили "похоронить их в одном красно - чёрном гробу".
  • В сентябре 2006 года в Благовещенске две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12 - го этажа, связавшись скотчем. в предсмертной записке говорилось: "самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса".
  • В ноябре 2007 года вооружённая битами группа подростков "Скинлегиона" нанесла серьёзные телесные повреждения пятерым Эмо - кидам.
  • Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка повесилась на кресте. Найдя в Интернете информацию о том, как гот может "красиво" расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал.
  • В начале мая 2008 года в Казани совершили групповой суицид две 14 - летние школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой ими в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к готам.
  • Летом 2008 года в подмосковье группа нетрезвых подростков - скинхедов забила насмерть троих молодых людей.
  • Летом 2008 года в Ярославле раскрыто шокирующее по своей жестокости преступление. Жертвами кровавой бойни стали четыре подростка. Задержанными оказались пятеро молодых людей, причастных к движению готов.

Психолого - педагогическая работа с проблемой

Рассуждаем над поставленными вопросами в блоге | Психолог и школа: МЫ ВМЕСТЕ!:

  • Какие молодёжные субкультуры получили наибольшее распространение в Вашем регионе (по Ваши личным наблюдениям)?
  • Необходима ли работа специалистов общеобразовательных учреждений с представителями молодёжных субкультур? В чём, на Ваш взгляд, она может заключаться.

Разместите свои мнения о мастер - классе

  • Тема, заявленная в мастер - классе, без сомнения, очень актуальна. Нам, взрослым, очень важно адекватно оценивать подрастающее поколение, изучать его особенности, понимать, какие ценности превалируют в молодёжном сознании. Спасибо организатору мастер - класса за ёмкость представленной информации, почерпнула для себя много нового, с удовольствием порассуждала над представленной проблемой. Обязательно вернусь на эту страницу ещё раз, чтобы ознакомиться с мнением коллег (возможно у нас и дискуссия получится)!--Елена Соколова 19:04, 25 ноября 2009 (UTC)
  • Приняв участие в мастер - классе, изучив представленные материалы, узнала много полезной информации о разнообразии и особенностях молодёжных субкультур. К сожалению, педагоги зачастую знают только поверхностную фактуру новейших молодёжных движений, считают, что это только внешняя атрибутика. На самом же деле проблема массовости и асоциальной направленности молодёжных субкультур должна изучаться более досконально, чтобы не потерять момент, когда формируется социально положительное поведение и сознание ребёнка.--Бережецкая Людмила 07:19, 26 ноября 2009 (UTC)
  • Мастер - класс поднимает наболевшую проблему молодёжных субкультур, ведь всё больше различных неформальных молодёжных движений возникает и эти процессы практически неподвластны контролю со стороны государственных структур. Наиболее настораживает то, что существуют определённые риски, связанные с особенностями мировоззрения и норм в той или иной субкультуре (противоправные поступки, наркомания, алкоголизация, агрессивные тенденции и т. п.). Субкультура формирует ценностное поле подростка, пугает и возможность застревания в субкультуре, что приведёт в свою очередь к низкой степени социализации в рамках основной культуры. Мастер - класс был мне интересен, полезен и дал возможность проанализировать и скорректировать собственные взгляды на проблему распространения неформальных субкультур. Спасибо!--Дробот Любовь Ивановна 19:07, 26 ноября 2009 (UTC)
  • Представленная информация в мастер - классе оказала на меня сильное впечатление. Я и не думала, что сейчас такое разнообразие различных субкультур молодёжи! Некоторые направления несут под собой реальную угрозу психическому и физическому здоровью ребёнка! Первоначально думала, что познакомлю с некоторой информацией своего ребёнка, а сейчас даже немного страшно (вдруг только привлеку внимание!). Обязательно найду время и более внимательно проанализирую предложенную информацию. К сожалению, не смогла высказать своё мнение в блоге, видимо технические сложности. Получила "много пищи" для размышления, спасибо организатору мастер - класса! Шарова Юлия Николаевна
  • Тема настолько важна и интересна всем (и самим подросткам, и поедагогам, и родителям), что я и сама готова была в скором времени организовать что-то вроде этого мастер-класса. Большое спасибо организатору! Мы планирум в нашей школе привлечь в квест "Кто вы, племя младое, незнакомое?" родителей школьного Интернет-КЛУБа, а затем провести тренинг по толерантности. Ещё уч-ся 10-х классов к научно-практической конференции проведут исследование на тему отношения подростков и молодёжи к неформальным субкультурам и выступят с результатами перед разными аудиториями. Краснощёкова Татьяна
  • Как педагоги мы должны знать о современных субкультурах. Так нам лучше будет достучаться до детей и помочь им в трудную минуту. Мастер-класс очень нуженый и полезный. Спасибо.--Борзенко Регина 07:43, 27 ноября 2009 (UTC)
  • Спасибо за мастер-класс. Достаточно широко раскрыта заявленная тема. Обязательно использую материал в своей работе. Повторюсь еще раз, что очень удобно иметь столько информации на одном сайте. Компактно. Доступно. Полезно. Актуально. И, как всегда, большое спасибо организаторам и всем нам, участникам!!! Вместе мы - сила!!! Замечательно, что средствами Интернета и мастер-класса представлена очередная возможность пообщаться и услышать мнение коллег из других регионов нашей необъятной страны.Юнеева Надежда
  • Спасибо всем! Тема важная, нужная, интересная. Поддерживаю Краснощёкову Татьяну, хорошо подключать самих подростков и воспитывать толерантность, конечно, тоже очень важно. Обязательно зайду посмотреть ваш квест.Парабина Анастасия-