Использование анкет в деятельности классного руководителя

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Анкета -один из вариантов диагностики

Содержание

Какова роль анкетирование в деятельности классного руководителя по изучению класса '

  • Уважаемые коллеги! на мой взгляд, анкетирование занимает, существенную, но не главную роль, в изучении класса. Я все же на первое место ставлю наблюдение и живое общение с различными целевыми группами (ученики, родители, педагоги- психологи, учителя предметники)НО без анкет порой не обойтись.Они необходимы при подготовки к родительским собраниям, выявления ожиданий детей и родителей, выявления самооценивания ребенка, и т.д.Но все же злоупотреблять анкетами нельзя! Как бы за бумажками(или экранами монитора) не произошло непоправимое - потеря взаимопонимания с нашими воспитанниками и их родителями.Кроме этого, я думаю, что анкетирование - это очень тонкий процесс и требует профессионального подхода. А многие ли классные руководители могут похвастать специальными знаниями по психологии. Так что в арсенале классного руководителя, по большому счету, могут быть лишь методики опроса и методика социометрии. А в остальном не будем отбирать хлеб у педагога-психолога (Елена Алексеевна Бережнова)
  • Согласна с Еленой Алексеевной в том, что злоупотреблять анкетированием не стоит.В то же время, анкетирование выполняет важную функцию: позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Оно помогает определить результативность проводимых мероприятий, эффективность выбранных форм и методов, построить дальнейшую работу классного руководителя как с родителями, так и с детьми. С помощью анкетирования можно выявить ценностные ориентации учащихся, взаимоотношения со сверстниками. Недостаток этого метода - ответы ребят не всегда полные и искренние. --Казеева Т.Н. 16:21, 9 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование не всегда позволяет с точностью отобразить мысли, взгляды, убеждения опрашиваемого, поэтому считаю, что живое общение должно доминировать.Однако, при статистическом опросе анкета не заменима. Например, при планировании экскурсии ученики и родители могут высказать свои предпочтения в выборе экспозиций, которые они хотели бы посетить. Большинство же анкет выдают лишь приблизительный результат, который необходимо подкреплять другими видами исследования. Бузакина Елена Викторовна
  • Согласна с Еленой Викторовной,но иногда анкета, как источник оперативного получения иформации просто незаменима. Я имею ввиду, например, анкету для родителей первоклассников. Не имея возможности в короткие сроки лично познакомиться с каждой семьёй, классный руководитель,используя полученную из анкет данные по-иному будет анализировать поведение учащихся своего класса Воскобойникова Т.И.


  • Классный руководитель при помощи анкеты имеет возможность получить ценную информацию о родительском отношении к детям, о возможностях ребёнка, о структуре семьи, об отношении к школе, учителям. Но живое общение анкетой не заменишь. Гофман В.В.
  • Анкетирование позволяет классному руководителю грамотно проводить аналитическую деятельность, видеть результат своей работы не на словах, а в обратной связи с учениками и родителями.--Костина С.А. 16:12, 13 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование можно использовать для мониторинговой деятельности, при создании портфолио ученика и портфолио класса. Согласна, что злоупотреблять данным видом деятельности нельзя, как и любым другим. При проведени анкетирования необходимо четко сформулировать цель его проведения, мотивировать учащихся на искенность ответов, иначе результаты не будут объективными. Шустова Татьяна 14.10.2009.
  • Анкетирование можно успешно использовать для знакомства с новым классным коллективом, родителями. Не всегда родители могут сказать вслух то, что с успехом доверят бумаге. Но частые анкеты пугают и раздражают родителей, поэтому использовать их нужно только по мере острой необходимости. --Чавтараева Елена Борисовна 12:13, 15 октября 2009 (UTC)]]
  • Я смотрю на момент любой диагностики с разных точек зрения: как классный руководитель и как психолог (в данной ипостаси работала и, в настоящее время, психология - моя стихия). Анкетирование, как элемент диагностики важно: это источник информации (к сожалению не всегда точной), это мобильность, это массовость. И всё же, анкетирование - это всего лишь вспомогательный метод изучения, метод-помощник. Главное, конечно, это общение, постоянное наблюдение. Мне созвучна точка зрения Бережновой Елены. С результатами любой диагностики (особенно направленной на изучение психологических особенностей, родительско-детских отношений) стоит обращаться предельно аккуратно и корректно. К сожалению, не редки случаи, когда конфиденциальная информация, полученная из анкет, становится достоянием общественности и вредит конкретному ребёнку или семье. Этого допускать нельзя... Фураева Марина Викторовна
  • Классный руководитель при помощи анкеты может получить информацию о родителях и детях, другую легко обрабатываемую информацию, но злоупотреблять этим нельзя - это пугает и раздражает родителей.-- Шафранская Галина11:57, 16 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование используется для знакомства с классом,родителями.--Andrianova.ee 12:34, 16 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование проводится для быстрого сбора данных,которые легко обработать.--Savmaryana 13:47, 16 октября 2009 (UTC)
  • Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости. -- Лебедько Н.А.17:35, 18 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование - это экспресс-информация, точка отсчета в работе классного руководителя, результаты необходимо дополнять, анализировать и ОЧЕНЬ аккуратно использовать в дальнейшей деятельности и общении. --Светлана Витальевна Пашкевич 19:58, 31 октября 2009 (UTC)

Как часто классный руководитель должен проводить диагностику, используя анкеты?

  • Считаю, что анкетирование должно проводиться в системе. Диагностику классного коллектива можно проводить два раза в год. Анкетирование родителей - по мере необходимости. Злоупотреблять, конечно, не стоит.--Казеева Т.Н. 16:25, 9 октября 2009 (UTC)
  • Я думаю, что по мере необходимости (когда нужно оперативно собрать сведения и быстро выдать результат) Бузакина Елена Викторовна
  • Мне кажется, что без особой нужды классному руководителю не стоит проводить анкетирование. Плановое анкетирование могут проводить школьные психологи,обязательно знакомя классного руководителя с результатами. Бережнова Елена Алексеевна
  • При знакомстве с классом, для получение некоторых сведений. Гофман В.В.
  • Если говорить о системе работы классного руководителя, то я считаю, что анкетирование нужно проводить постоянно (в определённой системе). --Костина С.А. 16:15, 13 октября 2009 (UTC)
  • Для проведения анкетирования важно целеподагание данное деятельности. Если ребенок будет четко знать для кого и для чего он заполняет анкету, то частота проведения не принципиальна, хотя злоупотреблять эти не стоит - может надоесть, тогда результат будет не объективным. Шустова Татьяна 14.10.2009.

Для знакомства склассом и родителями, дальше по мере необходимости. Шафранская Галина

  • Мне кажется,по необходимости.--Andrianova.ee 12:16, 16 октября 2009 (UTC)
  • На мой взгляд не менее одного раза в год.--Savmaryana 13:50, 16 октября 2009 (UTC)
  • Частота использования анкетирования в деятельности классного руководителя зависит от обстоятельств: сколько времени он работает с классом, выпускной ли класс и т.д. На мой взгляд, не менее двух раз в год: входная диагностика и результат проделанной работы.-- Лебедько Н.А.17:39, 18 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование не должно быть для детей и родителей чем-то "из ряда вон" и не должно вызывать оскомину: продуманность, своевременность и результативность. --Светлана Витальевна Пашкевич 20:02, 31 октября 2009 (UTC)

Каким образом проводить диагностику родителей? И есть ли в этом необходимость?

  • Я предпочитаю давать анкеты родителям домой, чтобы они могли собраться с мыслями и в спокойной обстановке сделать свой выбор. Блиц-анкеты "быстрого реагирования", где требуется отвечать не задумываясь, я предлагаю родителям в классе на родительских собраниях. Бузакина Елена Викторовна
  • Необходимость в диагностике родителей, безусловно, есть.Чаще провожу анкетирование на родительских собраниях.--Казеева Т.Н. 04:06, 10 октября 2009 (UTC)
  • Почему-то говоря о диагностике мы имеем в виду только анкетирование. Но ведь есть и другие формы: различные виды опросов, голосование, блиц-опросы по телефону (даже использование смс) Бережнова Елена Алексеевна
  • На организационном родительском собрании чаще и проводим диагностику. Это может быть анкета или просто опросник. Гофман В.В.
  • Как и все на собраниях или даю заполнить дома. Сейчас думаю, что Интернет может оказать большую помощь.--Костина С.А. 16:17, 13 октября 2009 (UTC)
  • Необходимость есть. Разную диагностику провожу по-разному. Какую-то провожу на собраниях, с какой-то родители работают дома, какую-то - при личной встере, над некоторыми они работают совместно с детьми. Все зависит от цели проведения. Шустова Татьяна 14.10.2009.
  • Необходимость в проведении диагностики, конечно, есть, но только при правильной мотивации родителей и взаимодоверительных отношениях с классным руководителем. Иначе результаты могут оказаться далеки от реальности Воскобойникова Т.И.

Анкеты необходимы. Первую анкету даю на родительском собрании, последующие даю заполнить дома. Шафранская Галина

  • Необходимость конечно же есть.Диагностика бывает разная:одну провожу на собраниях, другую заполняют дома.--Andrianova.ee 12:43, 16 октября 2009 (UTC)
  • Диагностику проводить необходимо.Лучше проводить на собраниях.--Savmaryana 13:55, 16 октября 2009 (UTC)
  • Диагностику с родителями проводить необходимо, они также являются участниками образовательного процесса. Они необходимы для изучения отношений родителей к собственному ребенку,к перспективам его обучения и воспитания, изучение традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи. Проводить диагностику можно на родительском собрании, в индивидуальном общении, через классный сайт, блог.-- Лебедько Н.А.17:47, 18 октября 2009 (UTC)
  • Оптимально - на родительских собраниях, чтобы лично объяснить цель и необходимость анкетирования. --Светлана Витальевна Пашкевич 20:05, 31 октября 2009 (UTC)


Насколько реально в настоящее время осуществить переход к анкетам, созданным в сети Интернет?

  • По моим наблюдениям, с каждым годом увеличивается количество активных пользователей сетью Интернет. Интернет стал доступен и понятен многим. А с увеличением пользователей постепенно возрастёт интерес и к анкетам, созданным в сети. Бузакина Елена Викторовна
  • Наше время-время освоения компьютерных технологий. Поэтому,постепенный переход к анкетам, созданным в сети, возможен.--Казеева Т.Н. 04:11, 10 октября 2009 (UTC)
  • ...
  • Вполне возможно. Особенно если используется такая форма связи как блог (помещая анкету прямо в текст сообщения) или электронная почта ( через активную ссылку в интернете)Бережнова Елена Алексеевна
  • Конечно, при помощи Интернета удобно проводить анкетирование. Но в сельской местности, когда у учащихся нет дома компьютеров, мобильный Интернет в сравнении с зарплатой крестьянина - роскошь такая услуга Интернета пока нереальна. Гофман В.В.
  • Если кризис в стране не разрушит наш город, то на настоящее время большая часть семей класса имеет доступ в Интернет дома или на работе. Дело за техническими умениями и знаниями учителя. Как показывает тренинг создание анкет - реально для обыкновенного учителя.--Костина С.А. 16:21, 13 октября 2009 (UTC)
  • Бумажный носитель еще долго будет главным в нашей жизни, в том числе и при анкетировании. Как бы нам ни хотелось верить в обратное, но все страны довольно далеки от информационного общества, и объективных причин для этого много. Поэтому повсеместное анкетирование посредством сети Интернет - это слишком далекое будущее. Шустова Татьяна 14.10.2009.
  • Число участников интернета увеличивается и поэтому анкетирование возможно. Шафранская Галина
  • Интернет стал доступным для пользователей и анкетирование вполне возможно.--Andrianova.ee 12:47, 16 октября 2009 (UTC)
  • Подождем смены еще одного поколения, к сожалению, в школе еще слишком много учителей, которые карточки детям на урок делают от руки, не все родители еще способны перестроиться на Интернет, чаще его воспринимают, как отвлеченный источник информации.-- Лебедько Н.А.17:55, 18 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование удобно проводить через интернет.Это удобно и быстро.--Savmaryana 13:59, 16 октября 2009 (UTC)
  • Анкетирование через интернет, это перспективно, но нужно реально учитывать, что доступ до интернет ресурсов есть не у всех и чтобы организовать такое анкетирование в первую очередь требуют еще и умения работать в Интернете учителя. Поэтому массовое анкетирование не возможно. --Шевченко Людмила 17:37, 24 октября 2009 (UTC)
  • Internet-анкеты нужно поощрять, если дети или родители предлагают вам и имеют возможность освоить эту форму анкетирования, но в массовой школе пока - традиционный вариант. --Светлана Витальевна Пашкевич 20:10, 31 октября 2009 (UTC)


Тренинг Возможности сетевых сообществ для решения профессиональных задач классного руководителя/октябрь 2009