Как критикует и возмущается автор мастер-класса Лобок АМ

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

КинопсихоФранкенштейн, или Что бывает, когда с помощью кино пытаются "оживить" учебник по психологии

Признаться честно, был сильно удивлен, обнаружив на страницах наспех сформированного пространства моего "мастер-класса" (до сих пор не очень-то понимаю, что я собираюсь тут "мастерить" для своих коллег!) некую коллекцию очаровательных киносюжетов - всем хорошо известных, но поданных в некоем как бы психолого-педагогическом измерении. "Как бы" - потому что предложенные психолого-педагогические комментарии выглядят, мягко говоря, не слишком ответственно. Не знаю, кто автор данной коллекции и кто автор первичных интерпретаций представленных в данной коллекции кадров. В чем совершенно уверен - не я.

Но повод для разговора, наверное, есть. И потому я не стал снимать эти сюжеты с дистанции, а просто перенес их "в хвост". Это не совсем то(а, точнее, совсем не то), что я собирался делать предметом разговора в данном мастер-классе, но коли сюжеты появились, то отчего бы их не обсудить? Но, скорее, не в жанре "педагогических историй", а в жанре психолого-педагогической мифологии. Не думаю, что это может помочь "при обсуждении трудных случаев в воспитании детей", как написал в своем сопроводительном тексте мой таинственный помощник, но помочь в обсуждении того, как строится наша психолого-педагогическая мифология, наверное, может.

А психолого-педагогическая мифология возникает ровным счетом тогда, когда мы уходим от обсуждения реальных - и всегда безумно трудных! - случаев и делаем предметом обсуждения некие более или менее упрощенные психолого-педагогические схемы. Не замечая, что каждая из таких схем - готовый капкан. Вот и предъявленные здесь шесть сюжетов - это шесть капканов, шесть провокаций, шесть наведенных мороков, шесть обманок, шесть вопросов читателю: "Ты веришь своим глазам или предлагаемым нами интерпретациям?" Отвечаю: верю глазам. И шесть раз подробно пишу, почему.

Обсудим? – Психологические ситуации для размышлений Шесть вопросов и ответов к эпизодам из мультфильмов и художественного кино

21.12.2007. Александр Лобок Вчера попробовал отказаться данного приглашающего текста - по той простой причине, что я совершенно не вижу в данных киносюжетах никаких психологических ситуаций для размышлений. Мне вообще обидно, когда любой художественный текст начинают использовать как иллюстративный материал для психологии. По моему глубокому убеждению это одинаково вредит как психологии, так и искусству. Но еще олее обидно, когда такой подход заявляется как материал моей мастерской. Я допускаю, что кому-то это может казаться интересным и продуктивным, но в своей-то мастерской я имею право заниматься тем, что считаю действительно важным? Именно по этой причине я решил ввести некий корректив в название этого подраздела моей мастерской, и назвал его так: Прав ли Александр Лобок? Шесть киносюжетов, использованных, по мнению Александра Лобка, с риском и для для искусства, и для психологии?

Однако сегодня с грустью обнаружил, что все вернулось на обратные позиции. А заглянув в Историю, узнал, что решила меня поправить глубоко мною уважаемая Оксана Петрова. Поэтому я решил объясниться в форме открытого письма.

Уважаемая Оксана! Я пишу Вам в связи с тем, что Вы отменили на этой странице мою предыдущую правку и вернули текст приглашения, который появился здесь не по моей инициативе. В этой связи я вынужден еще раз попробовать объясниться. Ведь речь идет, насколько я понимаю, о моем мастер-классе, и, следовательно, я несу какую-то ответственность за то, как в его рамках предъявляется мое психологическое мышление, мое пcихологическое мировосприятие Поймите меня, пожалуйста. Я пытаюсь выкарабкаться из очень непростой для меня ситуации. И вся штука заключается в том, что лично я не вижу в данных кинофрагментах "психологических ситуаций", и уж тем более не вижу материала для возможных размышлений. Можете принять это за мою ограниченность, но для меня как раз является невероятно важным то, что живые истории из живой человеческой практики - это и есть то, что может и должно быть предметом профессионального психологического мышления. Они по-настоящему сложны, в них по-настоящему есть над чем ломать голову. А упражнятся по поводу возможных интерпретаций поведения героев сказки "Морозко" или "Бременских музыкантов"... Может быть, кому-то это и интересно, ну так и пусть этот человек открывает свой мастер-класс по поводу этих киноисторий. Я-то тут причем? Для меня это, повторяю, своего рода психологический Франкенштейн, кокда некие абстрактные максимы психологического учебника пытаются оживить в качестве так называемых "наглядных примеров" из художественной литературы или - как в этом случае - из кино. Но для меня это двойная смерть: смерть психологии и смерть искусства. И уж во всяком случае совершенно не хочу, чтобы это происходило на страницах МОЕГО мастер-класса!

Вы можете бросить мне упрек в моей ограниченности, в отсутствии широты мышления - целиком и полностью принимаю Ваш упрек. Человек в принципе ограниченное существо. И потому я претендую только на то, чтобы моим именем подписывалось только то, что мне по праву принадлежит. Но, согласитесь, у любого гостя, который придет на страницу данного мастер-класса сложится безусловная уверенность в том, что это именно Александр Лобок предлагает поразмышлять над содержанием неких кинофрагментов! Ну не интересно мне это, поймите! Тем более, когда есть столь плотные, столь содержательные истории из реальной жизни. Вот над ними - хочется думать, хочется ломать голову. Потому что за ними - реальные проблемы и беды реальных людей. И потому что эти ситуации по-настоящему требуют активизации всего своего креатива.

Поэтому я вижу один-единственный возможный формат присутствия данных видеосюжетов в моем мастер-классе: Чтобы посетители видели реальную (и невероятно глубокую) разницу РЕАЛЬНОГО психологического анализа и МОДЕЛЬНОГО.

Реальный психологический анализ - это всегда работа на усложнение. Это постоянное осознание того, насколько реальная жизнь богаче твоих априорных психологических конструкций и предположений. Потому-то с реальностью работать очень трудно. А модельный анализ - это курс на максимальное упрощение реальности. И оттого его так любят вузовские преподаватели и ведущие разного рода психологических тренингов.

Но к реальности психологической работы это, увы, не имеет никакого отношения. Это не психология, а игра в психологию. И это радикальным образом конфликтует с моими внутренними представлениями о том, что есть психология и каково ее предназначение человеческой жизни.

Еще раз простите за мою ограниченность. Но ведь это же МОЙ мастер-класс, не так ли?

Буду рад, если Вы вступите со мной в дискуссию по этому - соершенно принципиальному, на мой взгляд, - поводу!


Уважаемый Александр!

Никоим образом я не хотела Вас обидеть, тем более у меня не было такого глубокого смысла в моих действиях. Извините, что не успела быстро написать Вам о причинах моих действий. Все до банальности просто и связано лишь с технической стороной.

Дело в том, что у каждой технической системы есть свои правила, соблюдение которых позволяет в этой системе ориентироваться любому человеку.

Одно из правил описано в шаге 7 справочной статьи 12 шагов навстречу wiki.iot и посвящено это правилам называния статей.

Ресурс вики рассматривается как своеобразная энциклопедия и статьи должны иметь однозначное, отражающее содержание, не выражающее эмоций, короткое название. Поэтому иногда приходится исправлять, переименовывать и т.д.

Простите меня, за то, что сделав одно движение, не успела сделать другого - не предупредила.

У меня еще было одно предложение кроме переименования: вывести дискуссии в блог, а здесь оставить только ссылки. Потому что формат такого обсуждения ближе блогу. Тоже и с историями - ведь и после мастер-класса хотелось бы чтобы обсуждение развивалось.

А формат вики-статьи (тем более что оптимальная длина статьи ограничена) не позволяет поддерживать длинные и большие обсуждения.

Мне показалось, что каждую историю можно вывести отдельным сообщением в блог - комментарии писать под кажой историей.


Ведь это очень интересный разговор-обсуждение. Спасибо за интересный мастер-класс! С огромным уважением --Оксана Петрова 12:22, 22 декабря 2008 (UTC)