Киселева Н: Механизмы создания партнёрских отношений семьи и школы: Роль классного руководителя в сетевом сообществе

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

"Родительский дом - начало начал" - слова, знакомые каждому из нас.

Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, но именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевают значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

И здесь роль педагога-классного руководителя, - в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. Он - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

У педагогов всегда присутствовало понимание, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей ребёнка. Поэтому так важно организовать конструктивное взаимодействие семьи и школы.

Системное изменение всех параметров образовательного процесса, освоение новой миссии и новых ценностей предполагает переход педагогов на позицию продуктивного решения педагогических задач, развитие форм сотрудничества и сотворчества с родителями.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Алгоритм взаимодействия семьи и школы

Шаг первый – «Давайте познакомимся!» Самый трудный и значимый этап. Для него характерно определение основных принципов взаимодействия, путей и основных идей взаимодействия. Здесь же происходит целеполагание и осознание взаимной необходимости между родителями и классным руководителем. «Путь к успеху» педагога на этом шаге: Познакомить родителей с особенностями образовательного учреждения, принципами, традициями. Предоставление публичного отчета школы (сейчас модно) – гласность и открытость образовательного процесса. Диагностика запросов и потребностей, удовлетворенностью жизнедеятельности школы (первичная). Мотивация родителей к сотрудничеству. ИТОГ: Родители должны захотеть сотрудничать, то есть они готовы к общим делам. Переходим к следующему шагу.

Шаг второй – «Работаем вместе!» Классный руководитель и родители – партнеры. Детализация планов совместной работы, определение более приемлемых и удобных форм работы, переход на взаимодоверие со стороны родителей и школы, разделение ответственности за общее дело. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов :  Соблюдение этических норм и договоренностей  Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие)  Продуктивность Рассмотрим последние два фактора более подробно, так как первый, на мой взгляд, не нуждается в дополнительных комментариях. Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической (иногда и психотерапевтической) помощи семье. В качестве теста педагогическому коллективу необходимо ответить на один-единственный вопрос: каким образом (через какие наши действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу на себе, уровень доверия к образовательному учреждению существенно возрастает. Продуктивность. В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители – люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие – вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие. ИТОГ: родители хотят и знают как строить отношения со школой, доверяют школе и поддерживают.

Шаг третий: ПАРТНЕРСТВО Принципы партнерских отношений - добровольность, долговременность и взаимная ответственность! Добровольность: свободный выбор форм взаимодействия. Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно. Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание Советов школы, общешкольных родительских комитетов, да и часто классных родительских комитетов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно. Долговременность: нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения. Взаимная ответственность. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.


Ну и, наконец, самый главный вопрос, А КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ДЕТЯХ? Или ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ СЕМЬЕЙ И ШКОЛОЙ? Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Наталия Киселева страница консультанта