Классный час Кто я и моя семья

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Цель: познакомить учащихся с основами генеалогии, изучить лексику,относящуюся к семантическому полю «родственные связи»;способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи,рода; побуждать детей к самоусовершенствованию,саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Участники: учащиеся 7 класса и их родители.

Подготовительная работа: учитель – подбор материала для классного часа, индивидуальная работа с учениками, исследовательская работа; родители – фотографии из семейного архива, письма, рассказы об истории своей семьи; учащиеся – выступление на классном часе, помощь учителю в исследовательской работе.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная установка, ЦОР, презентация в программе PowerPoint.

Ход мероприятия

1.Начало классного часа. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего занятия «Кто я и кто моя семья».Ребята, а вы знаете, что такое род? Давайте подберем однокоренные слова к слову род. От этого корня образуется много новых слов, у человека тоже есть свои корни. - Друзья мои, а все ли вы знаете своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек? Послушайте цитату из литературного наследия Николая Михайловича Карамзина, великого русского писателя и историка: «Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Как видите, незнание своих предков прежде всего приравнивалось почти к отсутствию образования. Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер (кузенов).

2.Беседа о генеалогии. - Ребята, вам приходилось когда-нибудь слышать слово «генеалогия»? Скажите, как вы понимаете значение этого слова? В переводе с греческого оно обозначает «родословную». Генеалогия – это наука, которая занимается поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах мира придавалось большое значение. Но, к сожалению, теперь почти никто не может вспомнить, кто кем кому приходится. Я имею в виду исконно русские названия. Например, кто такой шурин? А кума? деверь? Понятно, что все вы – люди, еще не обремененные собственными семьями, но лучше знать значения слов, относящихся к родственным отношениям, заранее. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знакомы со словами, называющими родственников. Возможно, кое-кого вы и сможете назвать. Итак, кто есть кто в родственных связях? Свекровь - мать мужа; свекор – отец мужа; теща – мать жены; тесть – отец жены; зять – муж дочери; сноха (или невестка) – жена сына; золовка – сестра мужа, жена брата; деверь – брат мужа; шурин – брат жены; свояченица – сестра жены; мачеха – неродная мать, отчим – неродной отец; падчерица и пасынок – неродной ребенок одному из супругов. А вот понятия «крестная мать» (кума), «крестный отец» (кум) и «крестник» связаны с крестинами ребенка или взрослого. Выбор крестного отца и матери – очень древний христианский обычай. Как вы думаете, кого в основном выбирают на эти почетные «должности»? Конечно, дальних родственников, друзей или хороших знакомых. А почему, как вы думаете? Все вы сказали, конечно, верно, но дело в том, что с каждым поколением степень родства уменьшается. Крестные выбираются по такому принципу для того, чтобы усилить степень родства.

3. Конкурс пословиц. 1). «Путаница». После того, как мы выяснили значение слов, относящихся к сфере родственных отношений, обратимся к пословицам о родне и родных людях. Перед вами пословицы, в которых слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Давайте прочтем их правильно: •Яакадж укриац сойв сатесн хлитав (Каждая курица свой насест хвалит). •Ан тчо и длак, лико в месье алд (На что и клад, коли в семье лад). •Родаяб маку бириватп мау (Добрая кума прибавит ума). •Ратб с мотабр ан ведедям тядох (Брат с братом на медведя ходят). 2). Конкурс «Ошибки наборщика». Перед вами пословицы, но «по ошибке наборщика» первая половина принадлежит одной пословице, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид: •Зять на двор – печет блины маслены. •Мать кормит детей, без родни не живет. •Теща ласкова – пороги на стол. •Русский человек как земля людей. Ответ: Зять на двор – пироги на стол. Мать кормит детей, как земля людей. Теща ласкова – печет блины маслены. Русский человек без родни не живет.

4. Конкурс загадок. А теперь отгадаем загадки: •Кто родился и не умирал?(род человеческий) •Тебе дано, а люди не пользуются (имя) •Шли две матери, две дочери, да бабушка с внучкой, а всего их трое. Как это может быть?(мать, дочь, внучка) •Сын отца моего, а мне не брат (это я сам).

5.Рекомендации по составлению генеалогического древа. А теперь, ребята, мы подходим к очень интересному делу – составлению своего генеалогического дерева, или древа, как говорили в старину. Еще оно называлось «древом жизни», потому что в нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Как составлялось древо? Основатель рода обычно помещался внизу, подобно корню, а на стволе располагались его прямые потомки (например, корень – прадед, выше по стволу - дед, еще выше – отец и так далее). На ветвях же дерева располагались более дальние родственники (дяди, тети, племянники, двоюродные братья и сестры).

6. Пример генеалогического древа И.И. Хомякова. Давайте познакомимся с генеалогическим древом старейшего жителя Ставрополя – Хомяковым Иваном Ивановичем, которому удалось в семейной биографии документально довести историю своего рода до седьмого поколения. Род Хомяковых произошел от крестьянина Леонтия Терентьевича, родившегося в 1849 году. Его потомство – пять сыновей и четыре дочери – продолжило род Хомяковых до седьмого колена. Сам Иван Иванович Хомяков – сын церковного ктитора Ивана Леонтьевича Хомякова. Продолжатель этого рода – сын И.И. Хомякова, ныне здравствующий житель Ставрополя Игорь Иванович Хомяков.

7. Представление генеалогического древа учащимися 7 класса.

8. Заключительное слово учителя, инсценировка отрывка из сказки Экзюпери «Маленький принц». Как жаль, что в последнее время происходит утрата традиций. Тех традиций, которые старшее поколение передает младшему, отцы и матери – детям, деды и бабушки – внукам. А происходит это оттого, что мы оторвались от своего рода, перестали чувствовать себя его частью, быть ответственными за него. Мы стали вроде бы сами по себе. Знаете, ребята, мне вспомнилась сказка французского писателя Экзюпери «Маленький принц», когда Маленький принц пересек пустыню и никого не встретил. За все время ему попался только один цветок – крохотный о трех лепестках: - Здравствуй, - сказал Маленький принц. - Здравствуй, - отвечал цветок. - А где люди? – вежливо спросил Маленький принц. Цветок видел однажды, как мимо шел караван. - Люди? Ах да… Их всего-то, кажется, шесть или семь. Я видел их много лет назад. Но где их искать – неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней. Быть без корней! Не помнить преемственности поколений, не испытывать почтительного уважения к тем людям, которые жили до тебя. Возможно ли такое? В наше время такое, к сожалению, возможно. Кто из нас помнит имена, отчества, фамилии и то, чем занимались и славились наши бабушки и дедушки? А прабабушки и прадедушки? А пра-пра..? Мы забываем, кто были наши предки. Давайте не будем становиться «Иванами, родства не помнящими».

9. Творческое задание. Ребята, попробуйте дома нарисовать свое генеалогическое древо. Уверяю вас, это очень увлекательное, интересное и полезное занятие. В процессе поисков вы узнаете много интересного о своей семье, и в конечном итоге, о себе. Начните с себя, потом прибавьте сведения о родителях, братьях, сестрах, двоюродных сестрах и братьях, тетях и дядях, племянниках, бабушках и дедушках, прабабушках. Используйте семейные документы, письма, фотографии. Подробно опросите своих родных. В составлении генеалогического дерева вам поможет схема, которая лежит у вас на столах.

Количество участников – 17. Цель классного часа достигнута, учащиеся заинтересовались историей своей семьи, рода. В ходе подготовки материалов столкнулась со следующими трудностями: мало фактического материала, не первых порах – слабая заинтересованность некоторых учащихся. Для привлечения учащихся к работе проводились беседы с ними о необходимости этого исследования, кроме этого, состоялись беседы с родителями.