Коррекционно-развивающее занятие У страха глаза велики

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Шаблон составлен на основе Технологической карты оценки авторской разработки, предъявляемой психологом (урока психологии, занятия для школьников (дошкольников, студентов), семинара, группового консультирования для педагогов, родителей), в том числе и с использованием ИКТ.


Содержание

У страха глаза велики

Целевая группа

Учащиеся, родители учащихся, представители администрации учебного заведения, учителя-предметники

Время необходимое для проведения мероприятия

Учитывая низкую скорость интернета и различный трафик мероприятие планируется провести в течение месяца.

Автор-разработчик (группа авторов) , форма реализации ( индивидуальная, командная)

Самохвалова Наталья Сергеевна

Краткая аннотация к мероприятию

Опишите, какую проблему предполагается решать, что планируется сделать в ходе мероприятия, а также получить на выходе. Прочитав аннотацию, должна сложиться целостная картинка о мероприятии: проблеме, целях, идее, результатах. После знакомства с аннотацией у коллег и экспертов складывается первое впечатление о работе в целом.

Большинство детей чего-то боятся, для взрослых людей страх -тоже не самый редкий гость. Стресс, вызываемый страхом и тревогой, переживается очень тяжело и ребёнком, и взрослым. В современном мире существует множество источников страха, тревоги и стресса, иные из них неизбежны и даже играют положительную роль в социализации ребёнка, в становлении характера, выступают в некотором роде тренажёром. Другие более серьёзны: это внутренние источники напряжения, такие как болезнь и боль, или хронические стрессы, вызванные неблагоприятной социальной средой - бедностью, скандалами и пьянством родителей, конфликтными ситуациями в школе, небезопасной обстановкой в регионе, катастрофами, авариямии т.д. И если просто наличие страха адаптирует и мобилизует ребёнка, то чрезмерно высокий уровень страхов и тревоги может быть причиной отклоняющегося поведения, нарушить нормальный ход развития ребёнка. В современном 21 веке появляются новые страхи: страх перед компьютером и интернет-технологиями. Устаревшие способы борьбы со страхом не подходят не будем же мы сжигать дорогие вещи. Надо искать и пробовать что-то новое.Клин клином выбивают. При помощи ИКТ-технологий можно не только изобразить свой страх, но и озвучить его, оживить. При помощи ИКТ-технологий можно поработать со страхами:сжать, исказить, раскрасить. Можно собрать все страхи в блог, а затем уничтожить. Собирая страхи мы тем самым их диагностируем, и в последующем на индивидуальных консультациях проводим беседы выясняя причины страха. Мне снятся страшные сны. Ты наверное допоздна смотришь ужастики? Нет, если бы не папа. А что папа? Папа смотрит ужастики, а я их боюсь.( Из беседы с девочкой 2-го класса) Есть повод выйти на родителей и поговорить об этом.

Проблема и её обоснование

Сформулируйте проблему, которую предстоит решить, и обоснуйте её значимость. Проблема - это та трудность, тот разрыв, которую(ый) должны решить. Например, учащиеся класса испытывают трудность в запоминании и наблюдается недостаточное развитии моторики. Важно не только поставить проблему, но и описать,в чем проявляется проблема, почему ее необходимо решать, каковы причины и истоки проблемы, а также описать существующие варианты решения проблемы.

Таким образом, в данном разделе необходимо:

  • поставить проблему
  • проанализировать ее причины
  • подвести к вариантам решения проблемы, которые затем найдут отражение в базовой идее.

Публичные выступления - один из самых распространённых объектов страха, и само по себе это не является патологией. Просто приносит иногда людям, в силу своих занятий вынужденным выступать в большой аудитории, некоторые трудности. В 21 веке появился новый страх - страх сетевых выступлений. Причины данного страха: низкое владение ИКТ компетенциями; пугает то, что не знакомо; мнение большой аудитории предсказать можно не всегда. Вариант решения проблемы:анонимное участие в составлении блога через создание галереи страхов, рисование собственных страхов, создание текстового сообщения с описанием страха, нахождение страшных видеороликов, создание коллекции ссылок вредных и страшных сайтов. К дню защиты детей до 1июня это всё уничтожается. В ходе мероприятия участники ненавязчиво знакомятся с интернет-сервисами, которые могут использовать в своей деятельности.

Базовая идея

Опишите базовые идеи решения поставленной проблемы, то есть что вы предлагаете делать, для того, чтобы решить поставленную проблему. Представьте те идеи, использование которых позволит решить проблему. Базовая идея должна вытекать из причин возникновения проблемы и по сути должна в той или иной мере снимать проблему.

Вариант оформления: мы предполагаем, что для того, чтобы решить проблему надо....

Например, чтобы развить мышление учащихся, то надо сделать то -то и то –то, например, включить их в деятельность, давать пошаговые инструкции, организовать работу в группе, замотивировать через нестандартные приемы.....и т.д. Эти шаги в будущем и станут нашими задачами)

Идея в виде игры познакомить родителей, педагогов и старших школьников с возможностями ведения коллективного блога. Создаётся аккаунт Гугл. Каждый участник заполняет анкету. Затем предлагается нарисовать свой страх и загрузить в галерею страхов. Детские страхи родители или педагоги могут отсканировать и загрузить. Дети да и взрослые могут не только нарисовать, но и слепить, вырезать, сшить, вышить и т.д свой страх в этом случае делается фото сжимается и загружается в галерею. Ребята постарше могут нарисовать свой страх в поинте, могут сделать флешанимацию, видеоролик озвучив свой страх и загрузить в документы гугл, видео на ютуб.Создаётся виртуальный хозяин блога со страхами-укротитель страхов, которым становится каждый участник мероприятия. От имени укротителя страха участники анонимно могут рассказать о своих страхах не боясь быть узнанными, а также знакомятся с возможностями блога, созданием дополнительных страниц, размещением гаджетов, отправляются в опасное путешествие на поиски всех страхов. В блоге помещается линеечка Поторопись, для изгнания страхов осталось...Вход в блог могут осуществлять только участники мероприятия - ключ от блога у виртуального укротителя. К указанной дате блог удаляется и участники делятся своими впечатлениями заполняя анкету.

Цели, задачи мероприятия

Цель - это чего мы хотим достичь в результате мероприятия. Цель ставится на основании описанных проблем. Например, если у нас проблема -низкий уровень мышления, то мы и ставим цель - развивать мышление. В мероприятии может быть несколько целей.

Цели занятия:

1. Коррекция страхов и снижение тревожности

2. Обучение ведению коллективного блога.

Задачи - конкретные шаги к достижению нашей цели. Задачи ставят, исходя из общих идей, наших подходов к решению проблем. Например, развивать умение работать по инструкции, организовать развивающую среду и т.д., то есть задачи - это конкретные шаги на пути к достижению нашей цели.

Задачи:

1. снятие эмоционального напряжения;

2. развитие мелкой моторики через рисование, лепку, изготовление аппликации и т.д.;

3. развитие чувства доверия через анонимность;

4. повышение уровня рефлексии и эмоциональной децентрации;

5. повышение уверенности в себе;

6. обучение навыкам преодоления страхов;

7. повышение ИКТ -компетенции участников мероприятия.

Используемые методы, приемы, технологии

Опишите какие методы, технологии используются вами в ходе мероприятия. Используемые методы, приёмы, технологии должны соответствовать поставленным целям и задачам, а также возрастным особенностям целевой аудитории.И обязательно быть экологичными, то есть они не должны нанести вред участникам и вступать в разрез с кодексом психолога и законодательством РФ. Одним из основополагающих методов является арттерапевтический (рисование,лепка.коллаж,апликация, работа с компьютерными графическими редакторами). Сказкотерапия - метод, позволяющий вставать в позицию другого человека, посмотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. Введение сказочного персонажа помогает снизить напряжённость, остроту эмоционального восприятия проблемы и выстроить адекватную защиту: " Это происходит не со мной, а с ... Обратная связь-обмен впечатлениями,мнениями, групповая и индивидуальная рефлексия участников. С целью рефлексии произошедших изменений и отслеживания динамики по завершению занятия проводится анкетирование. Икт технологии предполагают культурный полиморфизм, открывающий простор для трансформации монолога в диалог и полилог. Человек осваивает виды опыта владения своими и чужими ценностями, что стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.

Новизна

Напишите, что нового предлагается в вашем мероприятии: новые приемы, методы, способы организации деятельности? Какие? Чем ваше мероприятие отличается от мероприятий, которые проводятся в данном направлении? Новый способ преодоления страхов. Традиционный сжигание заменён на другой более экологичный способ-создание интернет-темницы для страхов, а затем её полное уничтожение. Участники мероприятия в ходе игры знакомятся с возможностями ведения коллективного блога, что им пригодится в дальнейшем если они захотят создать свой блог. Все участники активны и вовлечены в деятельность. Каждый может проявить фантазию и творчество при создании сообщений, гаджетов, рисунков, видеороликов и т.д. Мероприятие проводится с использованием интернета как эксперимент. Если будет отрицательный результат, то можно сделать вывод, что лучше коррекцией страхов заниматься очно.

Используемые Инет -сервисы и их роль в рамках мероприятия

Перечислите Интернет-сервисы, которые вы используете в процессе проведения мероприятия и отметьте, как они "работают" на поставленные цель и задачи. Блог Темница страхов. Для того чтобы в него войти надо знать логин и пароль укротителя страхов. Логин :strahanet035 пароль:urapobeda Веб альбом Пикаса Создаётся галерея страхов. При помощи программы страх можно пытать кадрировать и другое. [1]При помощи этого сервиса можно нарисовать свой страх, а затем его удалить.

Целесообразность использования Инет в рамках мероприятия

Опишите,с какой целью предполагается использовать Интернет в рамках мероприятия? Какова его роль? Важно,чтобы использование Интернет было осмысленным и целесообразным -без него на самом деле должно быть трудно обойтись. Интернет используется в виде хранилища страхов. Блог Темница для страхов служит экспериментальной учебной площадкой по ведению блогов.В ней можно вставлять свои гаджеты, писать сообщения,вставлять код html и многое другое.Участникам не надо бояться что они сделают что-то не так, потомучто блог будет удалён.Вместе с блогом исчезнут и все помещённые в него страхи.При таком способе можно бороться со звуковыми страхами:гром,взрыв и др.

Способы вовлечения участников в активную деятельность

Представьте, за счет чего участники будут включены в деятельность на мероприятии, что позволит им занимать активную позицию. Опишите, какая деятельность планируется на мероприятии? Предполагается ли в ходе мероприятия использовать деятельностный подход, в процессе применения которого участники сами открывают новые знания. Участники выполняют творческие работы это может быть рисунок,поделка,видео,презентация,флешанимация и др в зависимости от возраста участников и их возможностей. Взрослые принимают участие в наполнении блога. Создают страницы, добавляют гаджеты, размещают свои сообщения. Кроме этого они становятся укротителем страхов мисссией которого является поиск и обезвреживание особо опасных страхов. Они должны предложить новые способы борьбы со страхами используя ИКТ.(например при помощи ластика в любом графическом редакторе можно страх стереть)

Ожидаемые результаты

Опишите, какие результаты вы планируете получить по итогам мероприятия. Важно учесть, что ваши результаты должны перекликаться с целями и задачами. Каждая задача обязательно находит отражение в результатах. Познакомить и открыть новые способы борьбы со страхами. Планируется снизить тревожность выпускников в период подготовки к экзаменам. Коррекция и развитие,а также диагностика эмоционально волевой сферы учащихся классов КРО. Развитие творческого потенциала учащихся и взрослых. Научить педагогов и родителей вести коллективный блог.

Предполагаемые сроки реализации

Опишите, когда вы планируете начать реализацию мероприятия. 26.04-25.05.2010 года.

Ресурсы, необходимые для проведения

Укажите необходимые ресурсы для проведения мероприятия Кадровые- педагог-психолог. Технические - компьютер, подключенный к интернету, сканер для сканирования рисунков.

Ход мероприятия

Детально опишите сценарий Вашего мероприятия. Обратите внимание на логичность и целесообразность построения его структуры.
Подготовительная работа:
1.Создание и регистрация аккаунта Гугл. Создание блога.
2.Беседа с учащимися о страхах. У каждого человека есть свой страх. Есть они у меня. Помните мы с вами раньше сжигали свои страхи и они у нас превращались в пепел. В этом году мы этого делать не будем, потому что спички детям не игрушка.Мы с вами отправим наши страхи в интернет, чтобы они вас от туда не достали.Поэтому вы можете не только нарисовать свой страх, но и озвучить его, сделать презентацию или видео, что хотите творите, фантазируйте.Вы можете принести свой страх мне или своему классному руководителю, а мы поместим ваши страхи далеко-далеко, что бы они вас больше не беспокоили и вы хорошо отдохнули летом на каникулах. Но помните, что все страхи мы с вами должны собрать до 25 мая. Наши выпускники должны без страхов сдавать экзамены и ЕГЭ.
3.Беседа с учителями начальных классов и классными руководителями о страхах. Я попросила ваших детей нарисовать свои страхи, вы также можете нарисовать свои страхи. Мне бы хотелось чтобы вы помогли мне поместить все эти страхи в блог.Будем учиться создавать блог, размещать в нём различные гаджеты, писать сообщения и др.У этого блога один автор, он же и читатель -это укротитель страхов. Им можете стать и вы. Что для этого надо сделать. Войти в блог при помощи логина:strahanet035 и пароля:urapobeda.Используя данный аккаунт вы также можете войти в веб-альбомы Pikasa, документы Гугл, электронную почту и др.Вы можете писать и отправлять сообщения в блог,комментировать других, загружать рисунки, видео, не боясь что либо испортить. Этот блог учебная экспериментальная площадка и 25 мая будет удалён вместе со всеми вашими страхами.Если что-то не понятно, то обращайтесь за помощью через Mailагент.
Мы с вами отправимся в опасное путешествие по вебу в роли укротителя страхов. Нашей миссией будет поиск и обезвреживание страшных сайтов и сервисов, вы можете подключить к данной миссии и родителей, пусть они тоже поведают о своих страхах и опасениях.Как только найдёте что-то страшное и опасное сразу же помещайте ссылку в блог, за детей не беспокойтесь, ключ от темницы только у вас.
Перед тем как удалить наши страхи мы будем их пытать, поэтому вы также должны предложить свои варианты пыток для страхов.(например медленно стирать ластиком,резать на маленькие кусочки, изменять цвет,форму и др).Свои находки помещайте на страничку Камера для пыток.
Нашей задачей стоит собрать все страхи до 25 мая, чтобы в отпуске они вас не беспокоили, а также, чтобы вы не боялись результатов ЕГЭ.

Критерии и способы оценки эффективности

Приведите критерии, по которым вы сможете узнать эффективно прошло мероприятие или нет. Например, позитивная динамика развития или наличие позитивной обратной связи. Активность участников мероприятия. Содержание и наполняемость блога. Рефлексия участников после мероприятия в виде анкеты. Продуктивность будет здорово если после мероприятия участники создадут свои классные коллективные блоги.


Также опишите способы, с помощью которых вы сможете оценить эффективность мероприятия -например, проведение анкетирования, анализ продуктов деятельности и т.д. Анализ анкет до и после проведения мероприятия.

Возможности дальнейшего развития мероприятия

Опишите, планируете ли вы продолжать дальнейшую работу с данной целевой группой по обозначенной проблеме. Если да, то как? Анализ рисунков учащихся 4-х классов поможет составить программу для адаптации к 5-му классу. Анализ продуктов деятельности участников мероприятия также поможет при составлении плана работы на следующий год.

Использованная литература

1.Нартова-Бочавер С.К., Кислица Г.К.,Потапова А.В. 140 вопросов семейному психологу.-М.: Генезис,2002. - 356 с.стр 271-288.

2.Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов : Пособие по работе с Книгой для размышления "Я в мире других".- СПб.: Специальная Литература,2003.-271 с. стр 113-123.

3. Новикова Л.М.,Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы.- М. : Эксмо,2008. -384 с.стр 222-230.

Использованные в ходе мероприятия Интернет -ресурсы

блог Темница для страхов

Веб альбом Пикаса

Интерактивная доска онлайн