Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды №1

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Давайте познакомимся

Команда "УНИВЕРСАЛЫ"

Peopls75.gif

Состав команды

Девиз:

Пусть мы разные, но всё же вместе многое мы сможем!

Участники команды:

Такие разные Универсальные учебные действия

Сущность рассматриваемой группы универсальных учебных действий

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,"какое значение, смысл имеет для меня учение", и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Личностные УУД:

1. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

3. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

6. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься

17. У ребенка развита рефлексия

22. У ребенка сформирована учебная мотивация

36. У ребенка сформирована адекватная самооценка

Картинка-схема, отображающая состав рассматриваемой группы и обобщенная схема УУД

Роль ЛУУД для школьника

ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) -Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя: - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, - с земляками, народом, - с твоей Родиной, - со всеми людьми, - с природой; - объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; - испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; - отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; - искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; - стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; - уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; - осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

ПОСТУПКИ Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, - базовых российских гражданских ценностей, - общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений, - известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения, - сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам, - сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ. - Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание) - Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта. Умение оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) Способность оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: - общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; - важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового; - важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; - важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в прекрасном» и отрицания «безобразного»; - важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п. Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

  • Анализ мультиков
Название Какие УУД он отражаетЧто полезного "транслирует" детям
*Как обезьянки обедали *Готовность и способность к саморазвитию, мотивация к познанию нового, умение решать проблемные ситуации в команде *навыки командной работы, умение договариваться, решать конфликтные ситуации
* "Как обезьянки обедали" *Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях. *неумение героев мультика соотносить поступки с принятыми морально- этическими принципами.
*Кто сказал "Мяу" *Регулятивные-целеполагания,познавательные-поиск и выбор необходимой информации,анализ объектов с целью выделения признаков,установление причинно - следственных связей;коммуникативные -постановка вопросов. *способ нахождения на интересующий вопрос,умение общаться,устанавливать коммуникативные связи
*Кто сказал "Мяу" *Мультик отражает такие УУД: создание проблемной ситуации,познавательный поиск,коммуникативные связи. *Создавая проблемную ситуацию, мультфильм знакомит ребят через щенка с окружающим животным миром: кто как говорит.


  • Замечательный мультфильм!- именно его мы и предлагаем обсудить !


А вот некоторые из видеофрагментов и мультфильмов,также на наш взгляд, имеющих отношение к личностным УУД

Как сформировать Универсальные учебные действия?

*Список технологий формирования УУД

  1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
  2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
  3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
  4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
  5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
  6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
  7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
  8. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
  9. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
  10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности
  11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации –и обучает детей применению обобщенных способов действий.
  12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
  13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
  14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
  15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
  17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
  18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
  20. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать
  21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
  22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
  23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
  24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
  26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
  27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
  28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина
  29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
  30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций
  31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
  32. Учитель учит детей планировать свой досуг
  33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность


Памятка для учителя по формированию личностных УУД

Памятка для учителя по формированию личностных УУД

Анализируем мероприятия, направленные на развитие УУД и проектируем собственные

*Анализ предложенного урока

Позволяет ли данный урок формировать УУД?

  • В той форме, как это описано, на мой взгляд, урок не позволяет формировать УУД --Татьяна В 16:00, 15 октября 2010 (UTC)
  • Нет, не позволяет. --Колотева Елена 16:22, 15 октября 2010 (UTC)
  • Данный урок не позволяет формировать УУД каждого вида.Зинаида Копейкина--Zirada60 15:41, 18 октября 2010 (UTC)
  • Не позволяет формировать УУД. --Дудникова И. 09:12, 20 октября 2010 (UTC)
  • С таким учителем и постороением урока вряд ли получится--Сержантова 09:05, 25 октября 2010 (UTC)

Что учитель делала для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД?

  • Попыталась для формирования коммуникативных, познавательных УУД применить групповой метод работы, при этом не учитывая того, что дети навыками командной работы не владеют.--Татьяна В 16:00, 15 октября 2010 (UTC)
  • была совешена попытка формировать такой компонент ЛУУД, как смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,но дети были не готовы к такой работе и были выбраны неверные способы: учащиеся не были подведены к пониманию смысла необхомисти применения таблицы умножения в жизни, попытка проектной деятельности тоже была использована (формирование познавательных УУД), но некорректно. --Колотева Елена 16:55, 15 октября 2010 (UTC)
  • Была попытка применения группового метода работы. Дети не владели методом работы в группах.--Зинаида Копейкина--Zirada60 16:15, 18 октября 2010 (UTC)
  • Была попытка применения технологий для формирования УУД. --Дудникова И. 09:12, 20 октября 2010 (UTC)
  • Пыталась (плохо) заставить детей работать в группах без учета индивидуальных возможностей каждого--Сержантова 09:05, 25 октября 2010 (UTC)

Какие ошибки допустил учитель?

  • Не была обозначена значимость изучаемой темы и получаемых знаний. При организации работы в группах не было налажено взаимодействие детей, комментарии учителя не способствовали формированию позитивной самооценки, не сформирован обобщенный алгоритм действий и т.д.--Татьяна В 16:00, 15 октября 2010 (UTC)
  • Не все дети научены вступать в диалог, а без этого групповая работа не принесет должного результата Колотева Елена-- 16:58, 15 октября 2010 (UTC)
  • В начале урока не была поставлена проблема, побуждающая к диалогу, к осознанию.Дети не обучены работе в группах.Отсутствовала культура общения учителя с детьмии, не формировались этические нормы взаимоотношений в группах. Необходимо безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок.Не было поисковой работы.--Участник:Зинаида Копейкина--Zirada60 16:35, 18 октября 2010 (UTC)
  • Учащиеся не владели умениями работать в группе. --Дудникова И. 09:12, 20 октября 2010 (UTC)
  • Сплошные ошибки: ОТ ГРУБОСТИ учителя до не владения методикой преподавания урока--Сержантова 09:05, 25 октября 2010 (UTC)

Что бы вы сделали по-другому?

  • 1.Обсудила бы с детьми значимость изучаемой темы, возможности практических применений знаний умножения на 3. 2. Разделив детей на 2 группы практическим методом выяснила, какой способ эффективнее и быстрее- умножение на 3 или сложение 3 раза подряд: тут и групповым навыкам работы можно поучить, и ту же значимость изучаемого повысить и предметные знания подтянуть. 3. Сама позиция учителя по-отношению к детям "сверху вниз", с уничижительными комментариями неприемлема. --Татьяна В 16:00, 15 октября 2010 (UTC)
  • Разбив детей на группы более мелкие (не по 8 человек. а по 3 или 4 ребенка) предложила к следующему уроку написать совместный проект о значении таблицы умножения в жизни. Но сначала разобрала бы с ними, как надо выполнить работу. А еще лучше если бы эта работа была выполнена совместно с родителями каждым ребенком. Колотева Елена-- 17:02, 15 октября 2010 (UTC)
  • Я бы поставила проблему в начале урока и вопросами подвела бы детей к выводу, что умножение испольовать быстрее, чем сложение.Работая в группах,принимая уважительно ответы каждого, подвела бы детей к осмыслению задач поставленных на уроке. Обязательно учила бы детей уважительному отношению друг к другу, принятию мнения товарища.Участник:Зинаида Копейкина----Zirada60 16:49, 18 октября 2010 (UTC)
  • Применила бы технологии для формирования УУД. --Дудникова И. 09:12, 20 октября 2010 (UTC)
  • Всё. Жаль детей, у которых такой учитель!От объявления темы до выбора формы и методов.--Сержантова 09:05, 25 октября 2010 (UTC)


*Размещение ссылки на созданный урок

Урок Такие простые правила

  • Мультфильм очень точно подобран, к месту. Замечательный!Четко выделен этап для формирования рефлексии.Ненавязчива работа с картой достижений. Можно брать и проводить! Спасибо! --Павлова Елена 09:00, 26 октября 2010 (UTC)
  • А мне кажется. что мультик все забивает. У детей столько эмоций будет,что не до занятия. А вот карта и выбор правил очень понравились! --Шульц Н.В.
  • Предлагаемый урок, на мой взгляд, удачно включает детей в процесс активного принятия правил, регулирующих школьную жизнь. Активная позиция учащихся обеспечивается содержанием и формой предлагаемых заданий. Удачна рефлексия. Малухина Нина
  • Интересно подобраны сказочные герои,обсуждаются правила и оценивается поведение детей.Но непонятно,как дети делятся на 3 команды после того как они работали в 4 группах.Спасибо.--Терещенко Ирина
  • Правила детям понятны, активность на лицо, возможно рассмотреть форму деления на группы не случайно, а по какому-либо признаку.--Участник:Исаева Ольга Юрьевна
  • Цели и результат работы в рамках урока совпадают. Наверное, все формируемые УУД здесь даже без специального анализа понятны. Форма проведения урока и используемы технологии оправданы целями и теми УУД, которые формируются.--Юлия Терешихина 20:49, 18 ноября 2010 (UTC)

Планирование действий психолога по проектированию и реализации ФГОС

  • 1. Настроиться на работу по новым стандартам.
  • 2. Составить план работы в соответствии с ожиданиями администрации, педагогов, родителей.
  • 3. Обучающий мастер класс с педагогами по новым стандартам.
  • 4.Посещение уроков для оказания помощи по внедрению УУД.
  • 5. Психологическое сопровождение личности школьников младшего возраста.
  • 6. Ведение постоянной консультативной линии для педагогов, родителей по разрешению проблем, возникающих в ходе реализации ФГОС (возможно с использованием ИКТ: блог, форум для родителей и т.п.).

План по психологическому сопровождению внедрения ФГОС

Цель: обеспечение психологизации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Задачи:

  • - психопросвещение всех участников образовательного процесса по вопросам внедрения ФГОС;
  • - обеспечение психологически комфортного климата в коллективе;
  • - помощь участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период внедрения ФГОС;
  • - профилактика конфликтов в школьном коллективе в условиях перехода на новые образовательные стандарты
МероприятиеСрокиПланируемый результатОтветственные
Подготовительный этап
1 Семинар: Психопросвещение всех участников образовательного процесса по вопросам внедрения ФГОС; Ноябрь получение информации завуч,психолог
2 Оформление информационного стенда ноябрь получение наглядной информации завуч
3Родительские собрания по введению ФГОСдекабрьинформирование родителейдиректор
Основной этап
1Тренинг: Формирование УУД в рамках ФГОСдекабрь- январьотработка УУДзавуч, психолог
2Обучающий мастер класс с педагогами по новым стандартамфевральчему научились и что отработализавуч,психолог
3Внеклассное мероприятие по внедрению УУДмартпрактическое внедрение УУДпедагоги
4Посещение уроков для оказания помощи по внедрению УУДянварь-майПрактическая помощь по формированию УУДзавуч, психолог
5Ведение постоянной консультативной линии для педагогов, родителей январь- майконсультациипсихолог
Завершающий этап(этап рефлексии и подведения итогов)
1Мониторинг:Формирование УУД в рамках ФГОСапрельпроверка внедрениядиректор, завуч, психолог

Отзыв о плане

  • План содержательно составлен. Но! я не увидела совместной работы учителя и психолога, а ведь по новым стандартам учитель и психолог - соратники в формировании УУД. (команда Сам себе режиссер)
  • План краткий и содержательный. Вопрос: в составлении программы МОУ и коррекционной программы психолог участвует, в каком качестве и на каком этапе? При внедрении ФГОС психолог только сопровождает и помогает или у него тоже есть формы работы с детьми? (команда3)
  • План очень краткий.В самом начале (до таблицы) в планировании очень хорошие идеи, но не все нашли отражение в самой таблице-плане. (команда №4)
  • В плане не представлена командная работа по внедрению ФГОС. "Один в поле не воин"--Юлия Терешихина 21:30, 18 ноября 2010 (UTC)

Уточнённый вариант

Цель: обеспечение психологизации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Задачи:

  • - психопросвещение всех участников образовательного процесса по вопросам внедрения ФГОС;
  • - обеспечение психологически комфортного климата, профилактика конфликтов в школьном коллективе в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
  • - помощь участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период внедрения ФГОС.
МероприятиеСрокиПланируемый результатОтветственные
Подготовительный этап
1 Совещание при директоре по вопросам внедрения ФГОС ноябрь получение информации администрация, психолог
2 Установочный командообразующий семинар: "Внедрение ФГОС в начальной школе" ноябрь получение информации, создание творческих групп завуч, психолог
3 Оформление информационного стенда декабрь получение наглядной информации завуч, педагоги, психолог
4Родительские собрания по введению ФГОСянварь-февральинформирование родителейадминистрация, педагоги, психолог
5Составление плана работы по внедрению ФГОСноябрьопределение основных направлений работы, конкретных мероприятийадминистрация, педагоги, психолог
Основной этап
1Тренинг для педагогов: Формирование УУД в рамках ФГОСдекабрь- январьотработка УУДзавуч, психолог
2Обучающий мастер-класс с педагогами по новым стандартамфевральчему научились и что отработализавуч,психолог
3Внеклассное мероприятие по внедрению УУДмартпрактическое внедрение УУДпедагоги, психолог
4Посещение уроков для оказания помощи по внедрению УУДянварь-майПрактическая помощь по формированию УУДзавуч, психолог
5Ведение постоянной консультативной линии для администрации, педагогов, родителей январь- майконсультациипсихолог
Завершающий этап (этап рефлексии и подведения итогов)
1Мониторинг: Формирование УУД в рамках ФГОСапрельпроверка внедрениядиректор, завуч, педагоги, психолог
1Выступление на итоговом педсоветемайподведение итогов завуч, педагоги, психолог