Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды №3

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды № 3


Содержание

Давайте познакомимся

Название команды

Изображение:Покорители.jpg

Состав команды

  • Коба Вера Викторовна, педагог-психолог МОУ Лицей г. Вольск Саратовская область
  • Малухина Нина Владимировна, доцент кафедры психологии и социальной педагогики ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования" г. Вологда Вологодская обл.,n_maluchina@mail.ru
  • Павлова Елена Владимировна, педагог-психолог, МОУ гимназия №9, г. Коломна Моск. обл., nik-ale@yandex.ru
  • Смирнягина Майя Максовна, руководитель городской кафедры педагогов-психологов, МОУ "Лицей №6"г. Миасс Челябинская область, y_smirn@bk.ru
  • Степанцова Екатерина Анатольевна , педагог-психолог МОУ "СОШ №11", г.Вольск Саратовская область, e-stepancova@mail.ru
  • Терещенко Ирина Михайловна, педагог-психолог, Кодинская СОШ №3, Красноярский край IrinaKodinsk@yandex.ru
  • Шульц Наталья Викторовна, педагог-психолог , г.Челябинск, МОУСОШ№89, schulznat@mail.ru
  • Терешихина Юлия Александровна,старший преподаватель кафедры практической психологии образования, г. Петрозаводск, Карельская государственная педагогическая академия, Карелия, julija406@yandex.ru

Девиз

Изображение:К.Маркс.jpg

Фотографии участников команды


Такие разные Универсальные учебные действия

Сущность рассматриваемой группы универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в томчисле с помощью компьютерных средств;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

- умение структурировать знания;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных;

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достривая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, распознавание объектов;

- установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,доказательств;

- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.

3. Постановка и решение проблемы:

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Роль данного вида УУД для школьника.

Познавательные УУД обеспечивают возможность учащимся

  • самостоятельно осуществлять деятельность учения,
  • ставить учебные цели,
  • искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Познавательные УУД

  • обеспечивают успешное освоение знаний, умений и навыков по всем предметам,
  • формируют картину мира и компетентности в любой предметной области познания,
  • создают условия для самореализации и развития личности на основе готовности к непрерывному образованию,

для формирования компетентности "научить учиться", высокой социальной и профессиональной мобильности.

Познавательные УУД включают следующие действия:

4.Умеет формулировать проблемы и решать их.

13.Ребёнок умеет составлять модель и преобразовывать её в случе нобходимости.

14.Ученик владеет способами решения проблем.

16.Ребёнок может строить логическую цепь размышлений.

24. Может создавать устные и письменные высказывания.

23. Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме.

25.Ребёнок умеет выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

26.Ребёнок владеет операциями сериация, классификация, умеет устанавливать причинно-следственные связи.

27. Ребёнок может проанализировать ход и способ действий.

29.Ребёнок умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

31. У ребенка сформированы умения анализа и синтеза.

34. Ребёнок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Некоторые функции пересекаются с регулятивными и личностными УУД.

  • Картинка -схема, отображающая состав рассматриваемой группы

Картинка-схема познавательных универсальных учебных действий

Схема взаимосвязи универсальных учебных действий от ПОКОРИТЕЛЕЙ ВЕРШИН

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

  • Анализ мультиков
Название мультика Какие УУД можем "найти" Что полезного "транслирует " мультик
*Как обезьянки обедали *самостоятельное выделение познавательной цели и достраивание с выделением недостающих компонентов *выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий * видеть в реальной жизни идеи и реализовывать их
*Хатико *выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий * нестандартные пути решения поставленной задачи
*Чучело-мяучело Комуникативные УУД * *умение договариваться, вступать в диалог, умение адекватно реагировать на трудности, умение решать проблему
*Чебурашка Познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД* *Необходимость выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Прогнозирование результатов деятельности
  • Размещенный мультик

Разные колеса


Какие УУД "спрятаны" в мультфильме?

Как сформировать Универсальные учебные действия?

*Список технологий формирования УУД

1.Технология Даны Толлингеровой "Таксономия учебных задач"

2.Проблемно-диалогическая технология

3.Организация учебного сотрудничества

4.Работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности

5.Проектно-исследовательская деятельность

6. Технология оценки образовательных достижений.

7. Творческие мастерские в рамках разновозрастного сотрудничества.

8. Технологии развивающего обучения.



*Памятка для учителя

/Буклет "Памятка для учителя по формированию познавательных УУД"




Исправленные ошибки в технологиях: 1.Для развития умения оценивать свою работу, дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.

2.Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания.

3.Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

4.Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

5.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний.

6.Учитель обучает детей приемам работы в группах.

7.Учитель вместе с детьми исследует, как можно прийти к единому решению в работе в группах.

8.Учитель вместе с детьми анализирует учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

9.Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.

10.Учитель создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний вместе с дети определяют цель урока.

11.Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

12.Учитель в ходе учебной деятельности развивает память и логические операций мышления детей.

13.Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

14.Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

15.В совместной деятельности учителя и учеников у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

16.Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

17.Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

18.Учитель в ходе совместной деятельности учит ребят планировать и прогнозировать свои действия.

19.Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

20.Учитель всегда дает шанс исправить ошибку.

21.Учитель включает детей в открытие новых знаний.

22.Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

23.Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

24.Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

25.Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что–то делать

26.Учитель показывает то, что ошибка – это нормально – главное –уметь учиться на ошибках.

27.Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

28.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

29.Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

30.Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

31.Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям.

32.Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

33.В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.

34.Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.

35.Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.

36.Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

37.Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

38.Учитель строит урок в деятельностной парадигме.

39.Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

40.Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

41.Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

42.Учитель учит детей планировать свой досуг.

43.Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

44.Учитель строит урок, учитывая структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

Анализируем мероприятия, направленные на развитие УУД и проектируем собственные

Анализ предложенного урока

  • Позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида?

в таком виде это больше похоже на перечисление технологий, на план. В таком виде - не позволяет- Павлова Е.

на мой взгляд, данный урок - это пример "как не следует делать", о развитии УУД, по-моему, здесь не идет речи - Малухина Нина/ Малухина Нина

Вот проявление формального отношения к работе.--Шульц Наталья

Конечно,не позволяет.Это была неудачная попытка соединить практику с теорией.--Терещенко Ирина не позволяет формировать. Скорее всего даже препятствует их формированию.--Терешихина Юлия 11:04, 19 ноября 2010 (UTC)

  • Что учитель делала для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД?

соответственно шаги, которые предпринимает учитель, не являются ориентированными на формирование УУД - Малухина Нина/ Малухина Нина

Работа в группах,воспитание патриотизма,выделение главных мыслей,алгоритмизация,проектная деятельность,связь знаний с жизнью,работа с источниками, презентация. --Шульц Наталья

Учитель попыталась организовать работу в группах,проектную деятельность,но неудачно.--Терещенко Ирина мне кажется, что сложно назвать то, что использовала учитель приемами и те более технологиями. Попытки что-то сделать предпринимались, но т.к детям не объяснялось, как это делать, то результат нулевой.--Терешихина Юлия 11:04, 19 ноября 2010 (UTC)

  • Какие ошибки допустил учитель?

отсутствуют все ключевые развивающие, смыслообразующие, рефлексивные аспекты урока - Малухина Нина/ Малухина Нина

Все развивающие моменты нивелируются психологической некомпетентностью и формализмом учителя.--Шульц Наталья

Учитель организует работу в группах по 8 человек,но дети не владеют навыками сотрудничества.И не надо делать такие большие группы.Далее учитель использует метод проектов,не обучив ему детей.И не проводится рефлексия урока.--Терещенко Ирина отсуствуют все основыне моменты урока и отсуствуют какие-то психолого-педагогические технологии, которые позволяют формировать УУД --Терешихина Юлия 11:04, 19 ноября 2010 (UTC)

  • Что бы вы сделали по-другому?

Прежде всего, должно быть соответствующее целеполагание, включающее в активную работу всех учащихся, отобраны соответствующие возрасту учащихся и характеру выполняемых заданий формы работы, обязательно организована рефлексия Малухина Нина/ Малухина Нина

Прежде чем спрашивать с детей, необходимо научить их этому.Например, работе в группе, рефлексии, проектной деятельности и т.д. Кроме того, на первом месте должно стоять уважительное отношение к личности ученика. --Шульц Наталья

Я бы начала урок с создания проблемной ситуации,в ходе решения которой выяснилась необходимость изучения таблицы умножения.Обязательно необходимо обучать детей работе в парах и группах, и учить рефлексии.--Терещенко Ирина Надо четко определить цель урока.Учитель должен четко понимать, для чего он проводить урок.А дальше уже планировать его основные этвпы и приемы. которые позволят достичь поэтапно цели. Необходио подрбное объяснение учителя, диалог с детьми, чтобы активизировать их позицию и т.д.Менторская позиция при обучении не допустима.--Терешихина Юлия 11:04, 19 ноября 2010 (UTC)

Урок психологии

Психологическое занятие для первоклассников "Давайте жить дружно!"

"Давайте жить дружно" занятие для первоклассников по мотивам занятия №1

Обсуждение:

Наш план действий - что мы планируем предпринять в школе для работы в данном направлении или уже реализуем.

  • Семинары для учителей начальной школы по темам: "Новое-это хорошо забытое старое. Что мы уже используем в обучении." "Наши ресурсы." "Формировать УУД-как ?". "Завтрашние школьники-какие они ?".
  • Консультирование родителей, учителей школы по проблемам формирования УУД
  • Семинары для учителей всей школы. Может проводить психолог совместно с завучами и опытными педагогами, которые используют развивающие технологии в своей работе:

а. "Что такое УУД ?"(какие УУД входят в каждую группу). б."Технологии формирования УУД" Какие бывают, в чем их особенности? в. Совместное (психолог с учителями, завучем) моделирование уроков, анализ видеоуроков и внеурочной деятельности, что и как можно использовать при формировании УУД.

  • Составление совместного плана работы школы по формированию УУД. Психолог в команде разработчиков.
  • Разработка психологом, социальным педагогом, логопедом, завучем коррекционной программы по формированию УУД
  • Подбор психологом диагностического материала по отслеживанию формирования УУД, составление совместной программы диагностики (сроки по каждому классу, ответственных) Распределение что отслеживает учитель, что - психолог.--Майя 16:16, 1 ноября 2010 (UTC)
  • Желательно, чтобы все-таки было некотрое разделение функционала каждого специалиста при осуществлении ФГОСТ.--Терешихина Юлия 11:06, 19 ноября 2010 (UTC)

План по психологическому сопровождению внедрения ФГОС от "Покорителей вершин"

Обсуждение:

  • План достаточно подробный, охватывает практически всех участников образовательного постранства (команда "Универсалы")
  • План подробный, содержательный, понравилось, что в нем задействован учитель в содружестве с психологом. На мой вгляд можно в плане указать больше совместной работы психолога и учителя. (команда Сам себе режиссер Двирная О.В.)
  • План хороший,работают все участники образовательного процесса (команда Сам себе режиссер Бугаева)
  • Замечательный план действий, все четко и ясно прописано. (Команда №4)