Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
  • Дата проведения: 11-25 октября 2010 года
  • Участники: Педагоги-психологи, а также все, кому интересны вопросы, связанные с внедрением новых образовательных стандартов в образование.
  • Зачем мы здесь?

Новые образовательные стандарты, Стандарты второго поколения –эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и…пришло время начать применять новое на практике.

С 2011 г. вся система начального образования РФ перейдет на образовательные стандарты второго поколения, а 2010-2011 г. - это период, когда мы можем попробовать, разобраться, апробировать, чтобы во всеоружии встретить инновации.

Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.

Но какой? В чем может быть наша роль? Какие вопросы ставит новый стандарт перед психологами? – об этом наш круглый стол.

Конечно, он не претендует на изобретение велосипеда – это одна из первых попыток взглянуть на место, роль, содержание деятельности психолога в реализации новых стандартов. Тем более, что к настоящему времени нет готовых рецептов действий психолога!

А быть первопроходцем всегда непросто! Давайте вместе сделаем 7 шагов и попытаемся понять новую роль!


Ждём вас с нетерпением! Спешите присоединиться! Не забудьте зарегистрироваться! И очень скоро вы сможете использовать эти знания на практике при разработке собственных мероприятий и программ! И конечно все участники, выполнившие большинство заданий, получат диплом! Присоединяйтесь!


Ведёт Круглый стол Болсуновская Надежда Александровна, bolsunovskayan@gmail.com, адрес в Skypе - nadenkab

Готовимся к круглому столу

  • Для участия необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз, для тех кто еще не знаком с ресурсом. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку

Представиться /зарегистрироватьcя. Если у Вас еще нет захода в нашу систему, нажмите ссылку

Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника.

  • Более подробный вариант в 12 шагов навстречу wiki.iot
  • Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер Skype. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя nadenkab и запросить установить контакт.
  • Выполнение всех заданий необходимо отмечать в таблице продвижения

Приглашаем Вас к участию в Круглом столе

Внесите себя в список участников Круглого стола Для этого Вам нужно пройти регистрацию в Соцобразе и сделать запись в режиме редактирования. Почувствовать себя комфортнее Вам поможет "Памятка для участников по навигации в сообществе СоцОбраз" и статья 12 шагов навстречу wiki.iot.

Впишите ваши данные:

ФИОДолжностьМесто работыНаселенный пунктРегионe-mail
1Надежда Болсуновскаяпедагог-психологКрасноярскКрасноярский крайbolsunovskayan@gmail.com
2Татьяна Бильгильдееваметодист по вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процессаГородской центр обеспечения качества образованияг. КостромаКостромская областьgi-raf@bk.ru
3Смирнягина Майя Максовнаруководитель городской кафедры педагогов-психологовМОУ "Лицей №6"г. МиассЧелябинская областьy_smirn@bk.ru
4Степанцова Екатерина Анатольевнапедагог-психологМОУ "СОШ №11"г.Вольск Саратовская областьe-stepancova@mail.ru
5Павлова Елена Владимировнапедагог-психологМОУ гимназия №9г. КоломнаМоск. обл.nik-ale@yandex.ru
6Киселева Алена Сергеевнапедагог-психологМОУ "Гимназия № 13"г. МагаданМагаданская облalyonamag@mail.ru
7Исаева Ольга Юрьевнапедагог-психологМОУ Брединская СОШ №1п. БредыЧелябинская областьisaeva_ou@mail.ru
8Смекалова Юлия Валерьевнапедагог-психологМДОУ Детский сад "Золотой ключик"п.ВаниноХабаровский крайsmekalova.yul@yandex.ru
9Чернышова Валентиназав.лабораторией психологического сопровождения УВПТОИПКРОг.ТамбовТамбовская областьvalentina301164@mail.ru
10Лена Грипаспедагог-психологМОУ лицей №21г.ТамбовТамбовская областьlena-gripas@mail.ru
11Двирная Ольга Владимировнапедагог-психологКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа"г.ЖелезногорскКрасноярский крайolga.dwir@yandex.ru
12Васильева Татьяна Николаевнапедагог-психологОГУСО "Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия"АстраханьЮФО, Астраханская областьt.n.vas@inbox.ru
13Петрова Елена Викторовнапедагог-психологМОУ Жердевская СОШ №2г. ЖердевкаТамбовская областьelen_petrova_vik@mail.ru
14Шляхтина Светлана Григорьевнапедагог-психологМОУ СОШ №147г. КрасноярскКрасноярский крайsve2500@yandex.ru
15Колотева Елена Юрьевнапедагог-психологМОУ СОШ № 5г. МихайловкаВолгоградская областьekoloteva@ya.ru
16Бортникова Марина Александровнапедагог-психологМОУ "Венгеровская СОШ"с.Венгеровка Ракитянский район Белгородская областьmabortnikova@yandex.ru
17Терещенко Ирина Михайловнапедагог-психологКодинская СОШ №3Красноярский крайIrinaKodinsk@yandex.ru
18Участник: Шульц Наталья Викторовна педагог-психолог г.Челябинск МОУСОШ№89 schulznat@mail.ru
19Терешихина Юлия Александровна старший преподаватель Карельская государственная педагогическая академия г. ПетрозаводскРеспублика Карелияjulija406@yandex.ru
20Дудникова Ирина Евгеньевнапедагог-психолог МОУ СОШ № 2 р.п. Самойловка Саратовская область asg.001@mail.ru
21Самохвалова Наталья Сергеевна педагог-психолог МОУ "Канашевская СОШ"с. Канашево Челябинская область nata-samokhvalov@mail.ru
22Малухина Нина Владимировна доцент кафедры психологии и социальной педагогики ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования" г. Вологда Вологодская обл.n_maluchina@mail.ru
23Солодова Ирина Евгеньевна методист центра практической психологии ГОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" г. Псков Псковская областьisoll@yandex.ru
24Сержантова Наталья Николаевнапедагог-психологМОУ "СОШ №19"г.Вольск Саратовская областьmamik306.@rambler.ru
25 Бугаева Ольга Алексеевна классный руководитель МОУ Воробьевская СОШ с. Воробьевка Воронежская областьoabugaeva@yandex.ru
26 Коба Вера Викторовна педагог-психолог МОУ Лицей г. Вольск Саратовская область
27Надежда Задоя педагог-психолог МОУ Школа №33г. Тамбов Тамбовская областьned.letka@mail.ru
28Леонова Марина зам.директора по информатизации МОУ Серёдкинская СОШ село Серёдка Псковская область Псковский район maleonova@gmail.com
29 Самохин Олег заместитель - директора, педагог - психолог, клинический психолог ГОУ ЦПМСС "Личность"г. Тольятти Самарская областьsamokha3@rambler.ru
30Зинаида Копейкина педагог-психологМОУ СОШ с.Серёдкасело СерёдкаПсковская область Псковский районzirada@rambler.ru
31Светлана Селезнева педагог - психолог МОУ СОШ №289 г. Заозерск Мурманская область san2148@gmail.com
32Елена Алексюнина зам.директора по УМР ГОУ ДОД ОЭЦУ г. Ростов-наДону Ростовская область alekx.elena@gmail.com
33Любовь Павловна Макова, Надежда Павловна Кузьмина педагог-психолог, куратор начальной школы (зам.директора) МОУ СОШ №34 г.ВладимирВладимирская область nadmakova@yandex.ru, zhi-lyubov@yandex.ru
34Сомова Марина Юрьевна педагог-психолог МОУ СОШ №4
35Участник:Анастасия Клименко педагог дополнительного образования, МОУ СОШ №85 г.ХабаровскХабаровский край klimjiraff@yandex.ru
36Голенкова Марина классный руководитель, МОУ Гимназия № 13 г.КрасноярскКраснояский край golenkovamd@gmail.com
37Веселова Наталья учитель начальных классов, МОУ "Куньинская средняя общеобразовательная школа" п.КуньяПсковская область Weselowa3rambler.ru
40 Задорнова Анастасия Вячеславовна педагог-психолог МОУ СОШ №4 г. Дмитрова г. Дмитров Московская область nastjulechka@mail.ru
41
42
43


Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Участвуем в Skype-чате

Уважаемые коллеги!

Для того, чтобы нам спланировать деятельность в рамках Круглого стола, обсудить базовые направления, а также разделиться на команды, в которых вам предстоит обучение, приглашаю Вас принять участие в установочном Skype-чате. Чат состоится 12 октября в 14.00 мск

Для участия в скайп-чате необходимо прислать запрос на присоединение и установить контакт с участником nadenkab

Жду вас в чате! Присутствие крайне желательно, потому что потом очень непросто будет найти коллег по будущей команде

Шаг 1. Изучаем новые образовательные стандарты

Ознакомьтесь с предложенными материалами по теме "Новые образовательные стандарты".

Приложение "Федеральный государственный обраовательный стандарт начального основного общего образования

А. Кондаков Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Начальное общее образование

По новым стандартам Интервью с одним из разработчиков станадартов О.А. Карабановой

Закончите предложения. Не забывайте оставлять подпись (третья кнопочка справа, на панели в режиме редактирования)

  1. Стандарт заставляет задуматься о'
  2. Новым моментом для меня в стандарте стало...'
  3. На вооружение я возьму…'



Стандарт заставляет задуматься о…

  • Насколько необходимо концентрировать взаимодействие службы практической психологии с другими участниками образовательного процесса, т.к. только в тесном единстве возможно достижение положительных результатов при введении в ФГОС.--Валентина Чернышова 11:47, 11 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставляет задуматься о том,какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения 3 групп результатов:личностных,метапредметных и предметных.Ирина Терещенко21.10,12 октября 2010
  • Стандарт заставляет задуматься о роли в организации образовательного процесса психологических знаний как основополагающих для успешного сопровождения, позитивного развития и становления личности ребенка, а так же для профессионального саморазвития педагога.Солодова Ирина
  • Стандарт заставляет задуматься о целях, задачах, путях развития личности каждого ребенка Грипас Лена
  • замечательно, что наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание будет уделяться формированию коммуникативных и личностных действий учащихся--Надежда Задоя
  • Стандарт заставляет задуматься о значительной роли психолога в процессе внедрения, а следовательно возможного привлечения в ОУ специалиста этой области со стороны. Ведь без высококвалифицированной психологической помощи всем участникам образовательного процесса добиться желаемого результата невозможно.Светлана Пинчукова11.10.10
  • о месте психолога в будущей школе. Такое ощущение, что его там нет. Все расплывчато относительно психологической службы--Елена Колотева 16:16, 11 октября 2010 (UTC)
  • о том, как это все реализовать педагогам, которые имеют низкий уровень психологической подготовки, а также психологам. т.ким нужны глубокие знания в области педагогической психологии--Терешихина Юлия 17:59, 11 октября 2010 (UTC)
  • В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на "Гос.заказ": любящий свой народ, свой край и свою Родину; "изображающий радость и всем довольный". Как будет проходить "учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся"? -- Двирная Ольга 14.05, 12 октября
  • Стандарт заставляет задуматься о роли психолога и о том, как организавать учебно-воспитательный процесс, чтобы выполнять требования. --Дудникова Ирина 13:10, 13 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставляет задуматься о роли каждого участника образовательного процесса в новой школе -Бугаева Ольга
  • Новый стандарт заставляет задуматься, что все участники образовательного процесса несут ответственность за образование и воспитание детей. Велика роль всех специальстов школы.--Екатерина Анатольевна 16:15, 12 октября 2010 (UTC)
  • Новый стандарт заставляет задуматься об условиях организации образовательного и воспитательного процесса в школе.Самохвалова Н. С.
  • Стандарт заставляет задуматься о необходимости менять подходы в обучении и воспитании наших детей, об изменении форм работы с детьми --Сержантова 05:51, 13 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставил задуматься о роли психолога и способах помощи детям, которые при системно-деятельностном подходе могут многое "потерять" в развитии мышления, например --Смекалова Юлия 11:24, 13 октября 2010 (UTC)
  • Cтандарт заставляет задуматься о постановке целей,способов достижения,а также использовании средств при формировании УУД у обучающихся. Участник:Коба Вера Викторовна15:07,13 октября 2010 (UTC)
  • о том как достигнуть столь благородных, но столь обширных целей и задач --Павлова Елена 12:46, 13 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставляет задуматься о том, что на психологов ложится очень большая ответственность за его эффективную реализацию --Малухина Нина
  • Стандарт заставляет задуматься о том, как сложно будет детям с ОВЗ этот стандарт осваивать и как трудно будет в школах создать соответствующие условия при НСОТ и проводящейся оптимизации. --Татьяна Васильева 17:16, 13 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставляет задуматься о том, как использовать все плюсы и ресурсы предыдущего стандарта, чтобы образовательный процесс не стал дилетантским. --Участник:Наталья Шульц
  • Стандарт заставляет задуматься о роли психолога как координатора и модератора процесса введения инноваций в школе. Петрова Елена Викторовна
  • Стандарт заставляет задуматься о роли психолога в связи с индивидуализацией педагогического процесса. Считаю, что психолог будет необходим как координатор и первый помощник учителям начальных классов. Участник:Зинаида Копейкина--Zirada60 18:24, 14 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставляет задуматься о существующих условиях в школе, о необходимости их изменения и подготовки кадров. Участник:Марина Бортникова
  • Стандарт заставляет задуматься об изменениях в образовательной системе и ресурсах--Макова 18:59, 20 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт заставляет задуматься, насколько уровень моей подготовки соответствует уровню нового стандарта--Голенкова Марина

Новым моментом для меня в стандарте стало...

  • Осознание значимости службы практической психологии в современной школе.--Валентина Чернышова 11:47, 11 октября 2010 (UTC)
  • То,что при оценке результатов будет учитываться способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта,а это,несомненно-прогресс!Ирина Терещенко21.10,12 октября 2010
  • Новым в стандарте стало то, что программа будет разрабатываться на 4 года.--Дудникова Ирина 13:15, 13 октября 2010 (UTC)
  • Отдельный подпункт «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и в нем четко изложены требования к коррекционно-развивающим программам, а также то, что в основе нового стандарта «фигурирует» много различных психологических критериев в оценке развитии личности, как педагога, так и психолога Солодова Ирина
  • Новым моментом для меня в стандарте стало предоставление относительной свободы и выбора для каждого образовательного учреждения. То есть каждая школа имеет право на создание своих образовательных программ по каждому предмету, предусматривая при этом потенциал конкретного педагога и конкретных детей, а также материально-технические возможности школы. На данный момент это обстоятельство кажется мне очень разумным и важным. Светлана Пинчукова11.10.10.
  • интересная его трактовка некоторыми чиновками: стали сокращать ставки психологов в ОУ, основываясь именно на новых стандартах--Елена Колотева 16:37, 11 октября 2010 (UTC)
  • понимание того, что "обучени должно вести за собой развитие". Об этом так много говорят, но это пока не всегда осуществляется. Да и педагог не может это осуществить, т.к он ориентирован на передачу знаний, формирование ЗУНов.--Терешихина Юлия 18:05, 11 октября 2010 (UTC)
  • развитие стрессоустойчивости личности к "новому миру", толерантности к окружающим и хорошо забытое старое "воспитание нравственно-патриотических чувств" -- Двирная Ольга 14.05, 12 октября
  • Понимание значимости способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию.Лена Грипас
  • личностное развитие учащегося особенно важно для воспитания конкурентно-способной личности Надежда Задоя
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности-[[Участник:oabugaeva|Ольга Бугаева
  • Новым для меня стало то, что каждая школа в праве выбирать и разрабатывать программы, учитывая свои возможности, в том числе и материально-технические.--Екатерина Анатольевна 16:15, 12 октября 2010 (UTC)
  • Новым для меня стало то, что стандарты второго поколения призваны раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося.Самохвалова Н. С.
  • мысль о том, что не каждая школа готова реализовать новый стандарт. Продвинутым детям есть место где развернуться, а вот слабым ученикам остаётся только "тонуть""--Сержантова 06:08, 13 октября 2010 (UTC)
  • Хоть какие-то мысли о преемственности дошкольного и начального обучения --Смекалова Юлия 11:24, 13 октября 2010 (UTC)
  • Новым моментом для меня стало то,что новый стандарт образования позволит учитывать личностные, познавательные и регулятивные действия обучающихся.Участник:Коба Вера Викторовна15:25,13 октября 2010 (UTC)
  • Во-первых согласна с Ольгой Бугаевой. Во-вторых, новым для меня стало рассмотрение как результата обучающихся, освоивших программу начальной школы: "готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности." --Павлова Елена 13:06, 13 октября 2010 (UTC)
  • Новым для меня стало то, что, пожалуй, впервые стала столь очевидна потребность в психологах в школе --Малухина Нина
  • Возможность создания программы каждой школой в зависимости от ее конкретных условий Петрова Елена Викторовна
  • Потребность в психологах совершенно не очевидна, зато очевидна проблемность реализации стандарта при обучении детей с ОВЗ. --Татьяна В.
  • Новым для меня стало то, что,оказывается, раньше в школе не учили быть успешными в жизни, а теперь все будет здорово, только учителя в большинстве своем станут зарабатывать еще меньше и как-то научат детей ставить цели и решать проблемы. --Участник:Шульц Наталья
  • то, что будет сделан упор на индивидуализацию педагогического процесса, надеюсь на деле, а не на бумаге. . Зинаида Копейкина
  • осознание того, сколько нам предстоит сделать, насколько мы неготовы к новым стандартам и то, что занятость ребенка после уроков будет продуманна Участник:Марина Бортникова
  • Новым моментом для меня в стандарте стало формирование системы УУД уч-ся нач.кл.--Макова 18:59, 20 октября 2010 (UTC)
  • Новое для меня в стандарте - наличие часов в учебном плане, отведенных на внеклассную деятельность--Голенкова Марина
  • На вооружение я возьму
  • Использование материалов стандартов в деятельности практического психолога.--Валентина Чернышова 11:47, 11 октября 2010 (UTC)
  • Внедрение новых стандартов требует обновления и роли психолога,значит,будем расти и развиваться бесконечно!Ирина Терещенко21.10,12 октября 2010
  • На вооружение я возьму - методы, инструментарий и способы организации оценивания сформированности УУД. --Дудникова Ирина 13:20, 13 октября 2010 (UTC)
  • Предложенные материалы стандарта и информационный обмен в ходе групповых дискуссий:)--Солодова Ирина
  • На вооружение я возьму все найденные материалы и разработки с целью их дальнейшего применения и распространения по своей области между коллегами. Светлана Пинчукова11.10.10.
  • все, что касается психологической службы. --Елена Колотева 16:47, 11 октября 2010 (UTC)
  • основные идеи о том, что предполагает обучение по новой программе--Терешихина Юлия 18:05, 11 октября 2010 (UTC)
  • Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ,Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Вовремя осведомлен - значит вооружен! --Двирная Ольга 14.05, 12 октября
  • Основные направления новых образовательных стандартов в своей работе Лена Грипас
  • новые стандарты, которые требуются для дальнейшего развития нашей новой школы Надежда Задоя
  • основные программы нового стандарта- Ольга Бугаева
  • Всё, что будет касаться преемственности дошкольного и начального обучения--Смекалова Юлия 11:24, 13 октября 2010 (UTC)
  • На вооружение возьму всё новое в диагностических, коррекционных и развивающих программах.--Екатерина Анатольевна 16:15, 12 октября 2010 (UTC)
  • На вооружение я возьму материаллы круглого стола по стандартам второго поколения. Самохвалова Н. С.--���� 00:18, 13 октября 2010 (UTC)
  • На вооружение возьму основные результаты и буду искать пути решения проблемы для детей и педагогов --Сержантова 06:08, 13 октября 2010 (UTC)
  • На вооружение я возьму новые технологии взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, буду работать интенсивнее,так как смогу за это много получить.Участник:Коба Вера Викторовна16:19, 13 октября (UTC)
  • На вооружение я возьму, тот опыт который получу в ходе нашего круглого стола и, конечно, новые знакомства с коллегами --Малухина Нина
  • выдержки, которые позволяют обосновать введение предмета "Психология" в школе--Павлова Елена 12:46, 13 октября 2010 (UTC)
  • очень трудно взять на вооружение то, с чем не согласен полностью, что пока не очень принимаешь и одобряешь.--Татьяна В. 17:13, 13 октября 2010 (UTC)
  • опыт коллег, которые уже начали работу по новым стандартам Петрова Елена
  • На вооружение я возьму контекстный подход. --Участник:Шульц Наталья
  • Пока я не знаю, что возьму на вооружение, но обязательно решу в конце работы нашего круглого стола. Зинаида Копейкина --Zirada60 18:24, 14 октября 2010 (UTC)
  • я буду брать все, что можно и что приемлимо к нашей школе, спасибо, что подняли этот вопрос. Участник:Марина Бортникова
  • На вооружение я возьму : новые методологические стандарты (системно-деятельностный подход)--Макова 18:59, 20 октября 2010 (UTC)
  • Стандарт такой документ, который реализуется не выборочно, а целиком. Часть стандарта, наиболее интересная для меня, это программа формирования УУД. --Голенкова Марина
  • Стандарты наконец-то помогут психологу занять свое место в учебно-воспитательном процессе,и проявить себя как нужного специалиста.Участник:Исаева Ольга Юрьевна

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Шаг 2 Новые образовательные результаты и как их достичь

Стандарты второго поколения предполагают новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами.

Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть:

  1. личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  2. метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями:
  • регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности;
  • познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем;
  • Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мы видим, что важное место занимает формирование у школьников универсальных учебных действий - совокупности способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле -это умение учиться.

Новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных ЗУН, но - способами формирования универсальных учебных действий (УУД), личностных результатов. Для этого в помощь учителю и школьной команде разработана программа развития универсальных учебных действий, готовятся программы мониторинга УУД.

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального школьного образования

Презентация Программы развития универсальных учебных действий Вместе с тем,проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий индивидуально применительно к каждой школе и требует включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новых стандарты.


Для того чтобы понимать, как мы, психологи, можем помочь учителю в формировании УУД и достижения личностных результатов, нам необходимо посмотреть на результаты глазами учителя -ознакомиться с тем, что есть "универсальные учебные действия", попытаться составить перечень возможных способов формирования новых результатов на уроке и внеурочной деятельности.Только тогда мы сможем говорить с учителем на одном язяке и предлагать действенные ресурсы поддержки.

Поэтому прежде чем мы будем анализировать роль психолога в формировании УУД, давайте разобьемся на команды и разберемся с тем, что такое универсальные учебные действия и как их формировать?

Идем по ссылке Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога/Формирование универсальных учебных действий‎



Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Шаг 3 Исследуем ожидания администрации и педагогов или что они ждут от психолога в реализации стандартов

Таковы подходы к классификации и формированию универсальных учебных действий. Казалось бы понятно. Однако очень многие школы никогда не строили собственную деятельность в парадигме развития универсальных учебных действий, привыкнув обращать внимание именно на предметные ЗУНы, поэтому ситуации, относящиеся к развитию, непросты для проектирования и воплощения. Вместе с ним возникает вопрос активного участия психолога как специалиста по развитию в сопровождении внедрения новых образовательных стандартов.

А на самом деле, что ждут от психолога в отношении образовательных стандартов педагоги, администрация, родители? Какова роль психолога?

Как вы думаете, что ждет от психолога администрация, учителя относительно деятельности в направлении стандартов, особенно если они получили вот такие документы и инструкции:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения (особенно слайды 26,28)

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального школьного образования

Презентация Программы развития универсальных учебных действий

В частности, от школы требуется на данном этапе, чтобы был(а):

  1. разработана и утверждена основная образовательная программа, включающая:
  • пояснительную записка
  • планируемые результаты освоения основной образовательной программы
  • учебный план(ы)
  • программу формирования универсальных учебных действий
  • рабочие программы учебных предметов, курсов
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания
  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • программу коррекционной работы
  • систему оценки достижения планируемых результатов
  1. нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ
  2. приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников
  3. определен список учебников и учебных пособий
  4. определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся
  5. разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
  6. осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов
  7. обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Давайте мы по очереди "станем" педагогами, администрацией, родителями и заполним таблицу ожиданий данных целевых групп. Работа выполнятся в командах, после чего мнения команд переносятся в таблицу.

Заполните таблицу, где напищите ожидания от психолога со стороны администрации, педагогов, родителей

Ожидания администрацииОжидания педагоговОжидания родителей
Помощь в составлении программы учреждения, работа с детьми "группы риска" (в том числе с ОВЗ)-команда №1консультации по развитию УУД, работа с родителями, помощь с "трудными детьми"Помощь в решении проблем во взаимодействии с детьми, решение конфликтов с педагогами, решение конфликтов в группе детей
Оказание психологической поддержки молодым специалистам.- команда №1Оказание психологической поддержки учащихся в период сдачи экзаменов.Рекомендации психолога для родителей по оказанию поддержки детям в период сдачи экзаменов.
психологическое сопровождение личности младшего школьного возраста Отслеживание психического развития детей "группы риска" и социально-психологического развития ученических коллективов.Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в образовательном процессе.Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.Психологическое обучение и просвещение школьников.Коррекционно-развивающая и консультативная работа с отдельными учащимися.

Диспетчерская работа. (команда № 2 "Сам себе режиссер")

Психологическое сопровождение администрацииПсихологическая экспертиза проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития младших школьников. Участие в конструировании образовательных ситуаций. Психологическое проектирование и экспертиза конкретных учебно-воспитательных мероприятий с учетом задач возрастного и индивидуального развития школьников. Виды деятельности (Участие в проектировании образовательной среды школы. Участие в разработке общешкольного плана работы (внесение своих предложений, психологическая оценка планируемой работы). Сотрудничество с завучами школы по проблемам реализации поставленных задач, отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы. Совместная разработка сценариев значимых мероприятий.Консультативное участие в решении проблем расстановки кадров и приема новых сотрудников.(группа №2)

Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся младшего школьного возраста.Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с учащимися "группы риска" или ученическим коллективом.Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями. Повышение уровня психологической компетентности родителей учащихся. Включение родителей в процессе решения образовательных и развивающих задач в отношении их ребенка и класса в целом.
Администрация ждет от психолога активного участия в разработке программы формирования универсальных учебных действий,программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и программы коррекционной работы,а также -рекомендаций и предложений по диагностике достижений планируемых результатов.Необходимо взаимодействие с завучами для внесения необходимых корректив в разработанные программы.А также необходимо совместное планирование и внедрение внеклассных мероприятий для развития регулятивных,личностных и коммуникативных УУД.И еще-психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ и детей группы риска.Также администрация ждет, что психолог настроит коллектив на позитив, сформирует адекватное отношение к новшествам. Команда №3 "Покорители вершин"Педагоги ждут от психолога цикла семинаров по обучению их методам и приемам развития коммуникативных навыков,сплочения коллектива класса,повышения мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей,испытывающих проблемы в учебной деятельности или тревожных,агрессивных,гиперактивных, или учащихся с ОВЗ.А также ждут от психолога помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических классных часов.Педагоги ждут еще, чтобы психолог сказал им, что они не дураки и все у них получится, и что все ресурсы для перехода на ФГОСы у них есть, и все это не новое, а хорошо забытое старое, и педагоги не отсталые и т.п. Команда №3 "Покорители вершин Родители ждут от психолога конкретных рекомендаций для развития их детей,а также -индивидуальной помощи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей их ребенка.Недавно мне на собрании в 1-м классе родители в анкете обратной связи написали пожелание: побольше рассказывать о тестах,которые существуют для оценки развития младших школьников.И еще родители ждут, что психолог научит их быть успешными родителями и покажет, как воспитать успешного человека, и объяснит, что значит научить учиться.Команда №3 "Покорители вершин"
Помощь в организации инклюзивного процесса в школе (выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, интеграция, работа с детьми с ООП).

Организация поддержки и информатизация педагогов в освоении способов и методов развития у младших школьников УУД, с точки зрения психологической науки посредством активных форм (ОДИ, тренинги, практикумы семинары). Психологическое сопровождение развития универсальных учебных действий (коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных) у младших школьников (учащихся) посредством диагностики, коррекционно-развивающих занятий (по рез. диагностики) и просвещения всех участников образовательного процесса Команда №4 (Смекалова Юля, Солодова Ирина, Исаева Ольга, Петрова Елена)"Чудаки второго поколения"

Совместное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, помощь вновь прибывшим учителям, сопровождение двухуровневого образования.

Организация психологического сопровождения педагога в связи с переходом на новые стандарты (профилактические занятия, с целью снятия напряжения и эмоционального выгорания, индивидуальное консультирование по личным вопросам). Проведение серии активных семинаров и практикумов в активных формах, в рамках которых будут освящены основные приемы и методы работы с младшими шильниками по развитию УУД. А так же затронуты вопросы организации взаимодействия со шильниками и родителями в условии введения новых ФГОС. Психологическое просвещение на тему психологического развития личности младших школьников, особенно о развитии познавательных коммуникативных и регулятивных навыков. Команда №4 (Смекалова Юля, Солодова Ирина, Исаева Ольга, Петрова Елена)"Чудаки второго поколения"

Помощь в определении уровня компетенций и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий.

Организация и проведение в рамках «родительского клуба» практикумов и тренингов среди родителей дети, которых испытывают трудности в освоении универсальных учебных действий

Психологическое просвещение родителей по вопросам организации учебно- воспитательного процесса (стиль воспитания, организация учебной деятельности вне школы психологические индивидуально-возрастные особенности ребенка) младшего школьника в связи с поступлением в школу и переходу к новым требованиям. Команда №4 (Смекалова Юля, Солодова Ирина, Исаева Ольга, Петрова Елена)"Чудаки второго поколения"

Администрация предполагает активное участие всех членов педагогического коллектива (включая психолога) в разработке программ обучения детей, внеклассных мероприятий и т.д.--Юлия Терешихина 21:16, 18 ноября 2010 (UTC)

Педагог может обратиться за психологической поддержкой и вопросам подбора срдств, способов, приемов и т.д., которые озволили бы осуществить эффективное формирование УУД с учетом особенностей детей --Юлия Терешихина 21:16, 18 ноября 2010 (UTC) Родители могут попросить разъяснения того, что происходит. Объяснения, не создаст ли это проблем у детей и т.д.--Юлия Терешихина 21:16, 18 ноября 2010 (UTC)


Не забудьте оставить отметку в таблице продвижения

Шаг 4. Роль психолога в реализации новых стандартов

Анализируя разные запросы к психологу в отношении стандартов, услышанных в разное время, на ум приходят несколько ролей, которые может играть психолог в школе в свете внедрения стандартов второго поколения...

  • Психолог как кабинетный работник, который работает только с трудными детьми – а все остальное выполняют педагоги;
  • Психолог как специалист, который не нужен школе, потому что педагоги возьмут на себя функцию психолога и сами смогут реализовать развивающую функцию;
  • Психолог - «запускник» нужен на запуске новых стандартов, чтобы научить педагогов и помочь администрации реализовать развивающую парадигму, а дальше –он, наверное, не нужен.. Педагоги и администрация смогут сами;
  • Психолог – «специалист по родителям и трудным детям»: работает с родителями над повышением их родительской компетентности, и трудными детьми, а новые стандарты можно реализовать и без психолога;
  • Психолог - член команды, который вместе с другими участниками разрабатывает программы реализации стандартов в школе, воплощает на практике, обучает педагогов, разрабатывает программы отслеживания результатов, ведет базу результатов диагностики и т.д;
  • Психолог – завуч по развитию, который организует разработку и реализацию части стандарта, имеющую отношение к реализации метапредметных результатов;
  • Психолог - человек, который направляет,обучает, поддерживает участников образовательного процесса и сам участвует в реализации стандартов в образовательном учреждении--Валентина Чернышова 11:56, 11 октября 2010 (UTC)
  • Психолог - режиссер всего образовательного пространства, всех участников реализующих ФГОС--Макова 14:17, 22 октября 2010 (UTC)
  • Психолог -солнышко, высвечивающее все лучшее в участниках образовательного процесса и дающее энергию для развития. Шульц Н.В.
  • Психолог - покоритель вершин ФГОС, альпинист, прокладывающий путь команде. --Павлова Елена команда №3 20:03, 28 октября 2010 (UTC)

Список можно продолжать...

  1. Психолог - штурман корабля по имени "Новая школа", капитан которого- директор - задаёт курс, завуч - боцман -контролирует пед. процесс, а штурман - психолог - координирует навигацию, помогает разобраться в карте новых ФГОС, определяет как нужно действовать на сложном повороте, помогает скоординировать действия команды для достижения единой цели;
  2. Психолог- путеводная звезда,помогающая понять ориентиры в ночи, увидеть неровности дороги, соблюдать нужное направление (команда "Универсалы")
  3. Психолог - "мудрая сова", к которой идут за советом администрация, педагоги, родители. Почему сова? Потому, что работает и днем и ночью. Психолог и учитель - соратники в формировании УУД учащихся-- Двирная Ольга
  4. Психолог важная птица - куда ни прилетит - везде пригодится: с директором поладит и учителя спасет, родителя поддержит, и деток к развитию проведет. Команда №4 Смекалова Юлия, Солодова Ирина, Исаева Ольга, Петрова Елена.

Психолог член команды, который в сотрудничестве с другими решает общую задачу--Майя 16:34, 1 ноября 2010 (UTC)

А вы как считаете, какая роль отводится психологу, особенно учитывая ожидания других участников процесса?

Напишите ниже мнение вашей команды и представьте метафоричную роль психолога в реализации новых стандартов. Например, психолог, «как Паровоз, который тащит за собой всю школу».. Метафоричная роль психолога может быть выражена в любых техниках -рисование, таблица, коллаж, схема и презентована здесь же в данном модуле. Креативность приветствуется. В помощь материалы:

Ресурс для перемен

Ключевая роль в обновленной системе образования

Записки с конференции Психология образования Психологическое обеспечение Новой школы 27-29 января 2010 Часть 1

Психолог в общей упряжке бежит к северному сиянию.--Майя 16:34, 1 ноября 2010 (UTC)

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Шаг 6 Психологическое сопровождение разработки и реализации программ, подготовки педагогов в направлении новых стандартов

Требования к образовательным учреждениям предполагают, что школа перед переходом на новые стандарты должна:

  • разработать новую образовательную программу, которая включает, в том числе программу формирования УУД и ЗОЖ, духовно-нравственного развития, коррекционной работы;
  • понять способы и технологии организации внеурочной деятельности;
  • организовать обучение педагогов начальной школы и т.д.

Все это предполагает участие психолога, учитывая существенную психологическую составляющую новых стандартов. Но чем мы можем помочь?Какой вклад мы можем внести в разработку программ, обучение педагогов, выстравание модели организации образовательной среды?

Давайте вместе попробуем вместе модель систему действий психолога в данном направлении – систему психологического сопровождения разработки и реализации образовательной программы и повышения квалификации педагогов.

В таблице представлены направления, требующие участия психолога, и ваша задача –написать, как и чем психолог может помочь в разработке и реализации данного направления. Необязательно заполнять каждый лист - вписываете там, где вы можете предложить идеи. Задание считается выполненным, если вы оставили свои комментарии не менее чем на 3 листах.

Психологическое сопровождение разработки и реализации программ, подготовки педагогов в направлении новых стандартов

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения


Шаг 7 Планируем первые действия в новом направлении

Роль психолога и примерные направления деятельности психолога понятны, но с чего стоит начать наши действия?

Сделать ремонт в кабинете? Купить новый компьютер? Переписать план работы? Задружить с завучем, отменить все приемы или..

Давайте вместе составим план действий. Какие шаги необходимо предпринять психологу в школе, чтобы успешно действовать в направлении проектирования и реализации стандартов нового поколения

1. В Рабочих журналах команды предложите ваш план действий - что вы планируете предпринять в школе для работы в данном направлении или уже реализуете.

2. После этого, ознакомьтесь с планами других команд и оставьте отзыв в обсуждении плана



Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения


Вопросы не без ответа или консультационная линия по стандартам

Для того, чтобы обобщить наработанный материал и обсудить вопросы, связанные с психологическим обеспечением образовательных стандартов, организуется Skype-чат "Психологическое сопровождение внедрения образовательных стандартов".

В ходе чата мы не обсудим наиболее неоднозначные вопросы, связанные со стандартами. Например, "Какова роль психолога, когда стандарты в школе будут запущены?", "Кто должен осуществлять мониторинг результатов -психолог или учитель?", "Кто должен аккумулировать результаты мониторинга оценки метапредметных результатов?", "Как должна измениться должностная инструкция психолога в связи с переходом на новые стандарты?" и т.д.

Чат состоится

Для участия в чате надо установить программу Skype, а затем сделать запрос на присоединение -nadenkab


Создаем общую резолюцию круглого стола

Круглый стол подходит к концу, подведем итоги, составив общую резолюцию.

Она будет содержать 3 части:

  1. Составляем и фиксируем формулу успеха психолога в осуществлении психологического сопровождения реализации новых образовательных стандартов
  2. Обозначаем "болевые точки" деятельности психолога при реализации стандартов
  3. Записываем ваши запросы относительно того, какие тренинги, мастер-классы в направлении стандартов вы бы хотели, чтобы были проведены в сообществе

По итогам материалов Круглого стола и резолюции будет подготовлен обзор для газеты "Школьный психолог", куда войдут все наиболее интересные и конструктивные суждения.

Резолюция

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения


Итоги работы:

Если необходима помощь

Обучение - процесс, в ходе которого неизбежно возникают вопросы. И это правильно!

Вашим вопросам мы всегда рады и и готовы ответить на них.


e-mailbolsunovskayan@gmail.com

Болсуновская Надежда Александровна bolsunovskayan@gmail.com, адрес в Skypе - nadenkab


Пишите, звоните в скайпе. Вместе нам под силу решить любую задачу!


Делимся впечатлениями о Круглом столе

Заканчивается Круглый стол, посвященный психологическому сопровождению реализации новых стандартов. Мы уверены, что мероприятие дало вам возможность осмыслить роль психолога и вооружило способами действий.

А каковы ваши впечатления от Круглого стола? Поделитеть. Оставляем ваши комментарии ниже. И не забывайте подписываться.

  • круглый стол полезный, продуктивный. Много в чем удалось разобраться и что самое главное, есть с чем работать в своем учреждении. Спасибо.--Елена Колотева 14:12, 7 декабря 2010 (UTC)
  • Отвечу на это синквейном:

Круглый стол

Полезный, плодотворный

Обучает, поддерживает, заряжает

Он помог школьным психологам

Сообщество

Ольга Бугаева

Мне помог круглый стол разобраться в стандартах, группах УУД, технологиях формирования УУД, понять критерии психологического анализа урока, помог составить программу психологического сопровождения по переходу на ФГОС в образовательном учреждении, подружиться с коллегами других городов. Всё это использую сейчас в работе.--Майя 05:31, 8 декабря 2010 (UTC)

•Участие в работе круглого стола дало возможность осмыслить роль психолога в сопровождении педагогического процесса, разобраться в технологиях формирования УУД.Работать было интересно,много узнала полезного для своей работы.Уже использую в работе.Спасибо руководителю круглого стола Болсуновской Надежде Александровне за умение вести нас к знаниям, ее тактичности,культуре общения. Участник:Зинаида Копейкина 8 декабря 2010

  • Поддерживаю и продолжаю идею Ольги:

Круглый стол

Динамичный, сетевой

Зажигает, объединяет, вооружает

Per aspera ad Astra

Первопроходцы!

Спасибо всем участникам за поддержку, креативность, радость общения и взаимопонимания!--Павлова Елена 19:45, 8 декабря 2010 (UTC)

  • Круглый стол научил многому. Полученные знания уже применяю на практике - в районе запустили дистанционный семинар и очную встречу предварительно по внедрению ФГОСТ. Мне дали вести блок в этом семинаре. При его подготовке использовала материалы нашего стола. Удивление было в глазах учителей, когда психолог детского сада пришел говорить о стандартах :) Но, мне не хватает освещения проблемы преемственности детского сада и школы в вопросе внедрения стандартов. Всем участникам стола огромное спасибо за работу, отдельное спасибо 4 команде и руководителю этого проекта!!! --Смекалова Юлия 11:31, 10 декабря 2010 (UTC)
  • Круглый стол был очень актуальным и довольно трудным,но потому и ценен он,что все трудности мы преодолевали вместе с членами своих команд и других тоже,постоянно чувствовалась взаимопомощь и сотрудничество.Конечно,первопроходцам всегда нелегко,но зато какой кайф-осознавать,что мы смогли изучить ФГОС и составить полезные памятки,разработать уроки и программу действий,и еще многое другое!Мы-единая команда и сплоченный коллектив!Мы вершины покоряем,получая позитив!Спасибо за множество креативных идей Надежде-нашему капитану в мире неизведанных высот,Покорителям вершин и всем коллегам!Терещенко Ирина22.00,10 декабря 2010
  • Круглый стол - очень полезное и очень своевременное мероприятие. Оно позволит психологам правильно планировать свою деятельность в условиях внедрения ФГОС, способствует определению места психолога в новой образовательной среде. Это мероприятие обогатило нас новыми знаниями и умениями в вопросах реализации образовательных стандартов нового поколения. Мы уже применяем наработки, совместно созданнные нашей межрегиональной командой в своей работе. Огромное спасибо организаторам за инициативность, творчество и актуальность проведенного Круглого стола. Команда "Чудаки второго поколения" Солодова Ирина, Исаева Ольга, Смекалова Юлия,--Петрова Елена Викторовна 18:34, 10 декабря 2010 (UTC)
  • Круглый стол - своевременное и важное для всех нас педагогов и психологов мероприятие. Мне интересно было и познавательно работать. Ощущала ответственность за свою команду. Думаю. что смогла достойно справиться с выбранной ролью в команде. Накоплен полезный материал, с которым я поделюсь в и своей школе и в школах своего города. Спасибо организаторам за поддержку в трудных ситуациях. -- Двирная Ольга Владимировна, 11 декабря 2010
  • Круглый стол помог разобраться практически в вопросах перехода к ФГОСам, позволил научиться интересным формам работы, по сути мы спланировали и разработали программу работы на этот год. У нас уже прошел педсовет по ФГОСам,и я подготовила не только информационный стенд для педагогов, но и предложила такие формы работы, как выбор из списка УУД по видам, нахождение методологических ошибок и достоинств в видео сюжетах уроков. В конце месяца планируется семинар по анализу уроков. Очень надеюсь, что разработанная нами карта анализа урока будет одобрена педагогами. Разработанный нашей командой урок для первоклассников я провела в трех классах. Все прошло хорошо, только с самооценкой была напряженка, но думаю, что с этим мы еще поработаем. Педагоги присутствовали и сделали для себя определенные выводы. И,конечно, главная заслуга круглого стола-наше общение! Это обалденное чувство единства, взаимопонимания, творчества психологов всей России!!! За корпоратив отдельное спасибо и за подарок, конечно. -- Шульц Наталья Викторовна, 11 декабря 2010
  • Думаю, что "круглый стол" был достаточно хорошим введением в курс внедрения ФГОС. Узнала много нового. Приятно осозновать, что багодаря "круглому столу" владею актуальной информацией, которую использую и буду использовать своей деятельности. Веду курс по организации психологической службы и эта информация для студентов позволит им быть в курсе текущих и грядущих преобразований и успешно включится в эту работу. Спасибо.--Терешихина Юлия 18:45, 12 декабря 2010 (UTC)
  • Круглый стол - ценный и актуальный. Научилась разбираться в группах УУД, технологиях формирования УУД, критериях анализа урока, научилась составлять программу сопровождения по переходу на ФГОС. Полученные знания и информацию использую в работе. Хочу сказать огромное спасибо всем, особенно организаторам круглого стола и своей команде № 1.Дудникова И. Е. 04:52, 13 декабря 2010 (UTC)
  • Ваш круглый стол лучше, дает больше пользы, информации и знаний!!! Дудникова И.Е. 04:54, 16 декабря 2010 (UTC)

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения