Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога/Формирование универсальных учебных действий

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Делимся на проектные команды

Дорогие участники!

Пока начинать новое путешествие - в мир Универсальных учебных действий!

Но продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. А заодно на практике освоим такие технологию, используемые в рамках формирования универсальных учебных действий, как -учебное сотрудничество, работа в группах и т.д.

И для того, чтобы всё у нас успешно осуществилось, мы разделили вас на команды. Познакомьтесь, с кем вам предстоит работать в одной связке!

Именно с этими замечательными людьми вы преодолеете второй отрезок путь нашего Круглого стола и сделаете ряд заданий. Команды

1 команда

  • Е. Колотева
  • Т. Бильгильдеева
  • Т. Васильева
  • С. Шляхтина
  • И. Дудникова
  • Н. Сержантова
  • Е. Грипас
  • Л. Неверова
  • О. Самохин
  • С. Селезнева
  • З. Копейкина

2 команда

  • В. Чернышова
  • О. Бугаева
  • О. Двирная
  • Н. Самохвалова
  • М. Бортникова
  • Н. Задоя
  • Макова Любовь Павловна

3 команда

  • Е. Павлова
  • М. Смирнягина
  • Н. Малухина
  • И. Терещенко
  • Н. Шульц
  • Е. Степанцова
  • В. Коба
  • Ю. Терешихина

4 команда

  • Е. Петрова
  • С. Пинчукова
  • И. Солодова
  • С. Смекалова
  • О. Исаева
  • А. Киселева
  • М. Голенкова
  • М. Леонова



И пусть вас не беспокоит, что вы все из разных регионов и часовых поясов – очень удобная программа Skype, а также наши Интернет-сервисы вам помогут! Они помогут вам в общении и совместной работе вне зависимости от вашего местонахождения.

Для выполнения заданий у команды будет Рабочий журнал, куда вы будете заносить результаты выполнения всех заданий.

Каждая команда в ходе Круглого стола будет детально работать как над вопросами формирования универсальных учебных действий в целом, так и над одним видом УУД.

После того, как работа в командах завершится состоится презентация достижений команд,обмен опытом между командами. Кроме того, командам предстоит объединиться и создать единый итоговый продукт.



Давайте познакомимся

Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных концов страны !

Интересно, что вы почувствовали, увидев свою фамилию рядом с другими в списке команды? Наверное, первое чувство сопричастности к команде? Мы верим, что в дальнейшем это чувство , основанное на совместных делах и достижениях, будет только крепнуть. И вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила!

Итак, пришло время познакомиться поближе. Для этих целей очень хорошо подходит совместный скайп-чат в удобное для всех членов команды время. Для начала нужно просто договориться о такой встрече.

В процессе общения вам нужно придумать название команды, девиз. А затем разместить всю эту информацию на страничке команды, которую надо будет создать.

Все задания командой вы будете выполнять в Рабочем журнале команды -это ваша страница в вики, где будут аккумулироваться все материалы вашей команды.

Чтобы создать журнал необходимо:

  1. Создать статью с названием Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды №

Подробнее о том, как создавать статьи, в обучающей презентации Как создавать вики-статью для проекта

  1. Развернуть в нее шаблон, который мы создали для вашего удобства Шаблон:Рабочий журнал команды, который вам надо развернуть. Он содержит все задания, которые надо выполнить.

Как работаем с шаблоном

  • После того,как статья создана, Перейдите на страницу Шаблон:Рабочий журнал команды
  • Скопируйте строчку, заключённую в двойные фигурные скобки
  • Вставьте скопированный текст на страницу Вашего проекта и нажмите «Записать страницу». Шаблон развернется на странице.

3.Вставить ссылку на журнал на страницу Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога/Формирование универсальных учебных действий около списка вашей команды.

Для того, чтобы вставить ссылку:

  • скопируйте название вашей страницы, например, Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды №1.
  • Далее через редактирование вставьте название страницы около списка вашей команды.
  • Затем выделяем скопированное название и нажимаем на пиктограмму Ab в режиме редактирования.


На странице проектного журнала разместите:

  • Название команды
  • Девиз команды
  • Фотографии каждого из участника команды Для того, чтобы разместить фотографию, загрузите ее в сообщество СоцОбраз, скопируйте ссылку, а затем разместить ссылку на страничку команды группы по образцу

Ждём с нетерпением вашей странички! И больших успехов вам в совместной работе!

Рабочие журналы команд:


Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Такие разные Универсальные учебные действия

Итак, вы познакомились друг с другом -пора приступать к активным действиям. Каждая из команд будет рассматривать один из предложенных видов универсальных учебных действий:

  • 1 команда -личностные универсальные учебные действия
  • 2 команда -регулятивные универсальные учебные действия
  • 3 команда-познавательные универсальные учебные действия
  • 4 команда -коммуникативные универсальные учебные действия

На первом этапе работы вам предстоит разобраться, что понимается под каждым видом УУД, что входит в состав и что их владение дает школьнику.

Что вам предстоит сделать?

  1. Ознакомьтесь с предложенными материалами по универсальным учебным действиям


  1. В Рабочем журнале напишите, в чем сущность рассматриваемой вами группы универсальных учебных действий, а также то, что дает школьнику владение УУД?
  2. Выберите из списка универсальных учебных действий те, которые относятся к действиям того вида, который вы рассматриваете.
  3. Создайте в dabbleboard.com схему, которая бы отражала все УУД рассматриваемой вами группы. Картинку разместите на страничку вашей группы.

Креатив осуществим в Dabbleboard.com

Для выполнения задания:

  • сохраните получившееся изображение на свой компьютер, затем разместите его в сообществе "СоцОбраз" (используйте пошаговый алгоритм);
  • разместите ссылку на изображение ниже;


  • Команда "Сам себе режиссер" [1]
  • Команда "Универсалы" [2]
  • Команда "Покорители вершин"[3]
  • Команда "Чудаки второго поколения" [4]



  • Фрагмент модели "Новые результаты начального образования и пути их достижения" [5]и Модель взаимосвязи УУД [6]/ Команда "Сам себе режиссер"
  • Обобщенная схема УУД [7] /Команда "Универсалы"
  • Общая схема УУД [8] от Покорителей вершин
  • Общая схема УУД[9]Чудаки второго поколения

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом -чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужным местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по -новому.


Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации и искать в них разные виды УУД. В качестве предмета анализа выступят мультфильмы и трейлеры к фильмам, размещенные ниже.

Что надо будет сделать?

  1. Просмотреть не менее двух из предложенных мультфильмов или трейлеров




  1. В Рабочем журнале напишите по каждому мультику:
  • Название анализируемого мультика
  • Какие универсальные учебные действия мы можем «найти» в данном мультике
  • Что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данный мультик? Ответ поясните

3.Найдите в Интернете, используя сервисы Youtube.com, Rutube.ru один мультфильм, ролик, который имеет отношение к рассматриваемому вашей группой виду универсальных учебных действий. Ролик разместите на страничку вашей команды.

Для того чтобы найти интересующее Вас видео на ютьюбе и разместить его:

  • В строке поиска введите ключевые слова (например - притча);
  • Найдите нужный ролик
  • Авторизуйтесь на портале "СоцОбраз";
  • Перейдите в режим редактирования;
  • Вставьте эту строку <youtube v="dL3btGmz9bg" /> (заменив эту dL3btGmz9bg часть кодом найденного вами ролика); Как узнать код вашего ролика? Под роликом найдите кнопку "Отправить", после ее нажатия появится строка вида http://www.youtube.com/watch?v=6EVZfPJ6U-I символы после знака = и есть ваш код (6EVZfPJ6U-I). Именно этим годом и заменяем код между кавычками в строке <youtube v="6EVZfPJ6U-I" />.

4.Просмотрите ролики других команд - в обсуждении Рабочего журнала команды оставьте ваш комментарий, где напишите, какие УУД "спрятаны" в мультфильме.



Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может пусть этим родители занимаются...?


В настоящее время пока еще остается Много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретня модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель –главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!


Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса.

Но как? А вот это вместе нам и предстоит открыть

Подскажем только название некоторых технологий, методов и форм, которые могут использоваться:

  1. проблемно-диалогическое обучение –деятельностный подход в обучении
  2. организация учебного сотрудничества
  3. работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности
  4. проектно-исследовательская деятельность
  5. учебные станции
  6. организация заданий на уроке по системе Толлингеровой
  7. использование интерактивных возможностей ИКТ
  8. практикоориентированые задания из реальной жизни
  9. разновозрастное сотрудничество
  10. предоставление разнообразных возможностей для ребенка по освоению среды и пр.

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду начальной школы позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.

Как мы будем осваивать технологии и проектировать способы действий:

Для дальнейшей работы:

1.Ознакомьтесь с приведенными ссылками, которые описывают возможности формирования УУД:


2.По ссылке предложен список технологий и направлений работ по формированию УУД, однако в нем есть ошибки. Найдите их и исправьте. Исправленный вариант разместите в вашем Рабочем Журнале

3.Внесите ваш вклад в заполнение коллективной таблицы, где около предлагаемого результата необходимо представить возможные способы развития в учебной и внеучебной деятельности. Необязательно заполнять каждый лист -вписываете там, где вы можете предложить идеи. В помощь вам предложенные выше программы. Таблица "Новые образовательные результаты"

4.Cоставьте памятку для учителя, как можно развивать универсальные учебные действия рассматриваемого вами вида. Памятку разместите в Рабочем журнале

5.Ознакомьтесь с памятками коллег, оставьте отзывы в Обсуждении их Рабочих Журналов.


Удачи вам!

Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Анализируем мероприятия, направленные на развитие УУД и проектируем собственные

Пришло время применить освоенные технологии на практике и попроектировать мероприятия.

  1. Для начала ознакомьтесь по ссылке с фрагментом урока, который провела учитель начальных классов.
  2. Дайте оценку урока:позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида? Что учитель делала для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД? Какие ошибки допустил учитель? Что бы вы сделали по-другому? Ответы запишите в Рабочем журнале.
  1. Разработайте проект урока в начальной школе(математика, русский, чтение, окружающий мир, психология), где бы просматривалось бы формирование не менее 3 видов универсальных учебных действий

Урок оформляется по шаблону:

  • Тема урока
  • Цель
  • Задачи
  • Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
  • Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
  • Ход урока
  • Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги(психологи) при проведении урока
  • Памятки, задания, которые предлагаются детям
  • Как осуществляется оценивание на уроке

Для оформления урока создается отдельная статья с названием Урок Тема урока Для стартовой страницы вашей акции создается статья Для вашего удобства мы подготовили Шаблон:Урок УУД, куда внесли все пункты –вам остается только развернуть его и наполнить своим содержанием.

Для этого:

  • перейдите на страницу Шаблон:Урок УУД
  • Скопируйте строчку, заключённую в двойные фигурные скобки
  • Вставьте скопированный текст на страницу Вашего проекта и нажмите «Записать страницу». Шаблон развернется на странице.
  • Вставьте ссылку на страницу вашей разработки в Рабочий журнал


При составлении текста не забывайте, что все пункты предложенного шаблона должны быть в нём отражены.

Ждем от вас креатива, детальной проработки и доступного изложения!


Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения

Знакомимся с уроками коллег

Оглянемся назад: как много уже сделано! Вы просто молодцы!

Пришло врмя обменяться опытом!

Посмотрите по ссылкам уроки коллег и дайте оценку, исходя из ответов на вопросы:

  • Удалось ли достичь целей формирования УУД?
  • Какие УУД прослеживаются в рамках урока?
  • Какие технологии предлагаются для формирования? Позволяют ли они успешно действовать для достижения результата?
  • Каковы сильные стороны урока?
  • Ваши пожелания команде)

Ваш отзыв фиксируется в Обсуждении разработанного урока.

После выполнения последнего задания, возвращаемся к Кругому столу Круглый стол 7 шагов навстречу Новым образовательным стандартам: роль психолога


Не забудьте отметить выполнение задания в таблице продвижения