К методике "Словесные субтесты"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Технология исследования индивидуальной и групповой динамики развития особенностей вербального мышления детей по вариантам методики «Словесные субтесты»

Чупров Л.Ф. (Черногорск, Хакасия)

Нарожная Л.Л. (Черногорск, Хакасия)


Методика «Словесные субтесты» была сконструирована в период 1984-1989 гг. Л.И.Переслени, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупровым [2] на основе экспериментальной проверки, апробации на российской выборке и анализа заданий психометрической методики (теста) Э.Ф.Замбацявичене, ориентированной на учащихся с родным литовским языком [1].

Методика «Словесные субтесты» уже имеют ряд вариантов, применяемых для экспресс-диагностики и обследования: дошкольников (Л.Ф.Чупров) [8]; первоклассников (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупров, 1989) [4]; младших школьников (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989) [2]. Позднее И.П.Чертыковой и Л.Ф.Чупровым (1995) [5] была разработана процедура исследования детей младшего подросткового возраста. Завершенный вариант «Словесных субтестов» опубликован в пособии, подготовленном Л.Ф.Чупровым (2008) [9].

Изучая возможности вариантов методик для их применения в школьной практике, был обнаружен один нюанс, что ставил в тупик многих практических психологов [3; 6; 7; 10]. Разные варианты имеют разное количество проб и сопоставление результатов первого исследования по одному из вариантов методики с меньшим количеством проб и другим (с большим количеством проб), проведенным позднее, что вызывает затруднение у практического психолога в оценке динамики развития учащихся. Не все догадываются как это делать. Хотя сама процедура обсчета и сопоставления и очень проста.

В данном сообщении описана технология сопоставления результатов в плане исследования динамики развития первоклассников.


Технология

При обработке из 40 проб полного варианта выделяют 25 проб, аналогичных варианту для экспресс-диагностики, которым дети исследовались в первый раз. Поскольку, сумма по первым и вторым попыткам первого обследования уже есть, отнимаем ее от полученной суммы по результатам решения "извлеченных проб" (так же сумма за первые и вторые попытки). "Извлеченные пробы" - совпадающие пробы в обеих вариантах субтестов. Такой подсчет производится по каждому ребенку и при индивидуальном варианте оценки динамики процедура трудности не представляет: из суммы по "извлеченным пробам" вычисляем сумму, полученную по результатам исследования экспресс-вариантом (25 проб). Разность и будет показателем динамики. При групповом - это проделывается в отношении каждого из списка детей. Главное условие, чтобы дети в списках совпадали "строка в строку". Новые дети в списке класса и выбывшие из него в подсчете и сравнении не учитываются.

Исследование проведено на контингенте учащихся двух параллельных классов одной из черногорских школ Республики Хакасия. Диагностическое обследование учащихся проведено педагогом-психологом Л.Л.Нарожной.

Представим их результаты (см. табл. 1).


[Изображение:Example1_Ch.jpg]

Первое обследование проведено по варианту методики Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрову (1989) [4] при приеме детей в школу. Второе обследование по полному варианту Л.И.Переслени, Е.М.Мастюковой, Л.Ф.Чупрову (1989) [2] - в конце обучения в первом классе. Статистическая обработка проведена с использованием дисперсионного анализа и критерия Р.Фишера.

Как видно из приведенных данных, динамика развития словесно-логического мышления у детей первой группы более заметна (прирост на 2,0 балла) и значительно превышает таковую во второй группе. В то же время мы видим большой разброс данных в обеих группах. Отклонения от средней фактически остаются стабильными.

Приведенные данные еще далеки от полной интепретации и использованы в настоящем сообщении как пример обработки результатов исследований по двум вариантам методик, отличающихся друг от друга по количеству проб.

Литература:

1. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. - С. 28-34.

2. Переслени Л.И., Мастюкова ЕМ., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 1989. Том 89. Вып. 3. - С. 35-39.

3. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с. - Чупров Л. Ф./Психологический журнал на Народ.ру [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: [1] - "Единое окно" [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: [2] (дата обращения: 25.05.09).

4. Переслени Л.И., Чупров Л. Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989. №5. - С. 154-157.

5.Чертыкова И.П., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего подросткового возраста // Актуальные проблемы подготовки учителя в ВУЗе: (Материалы II республиканских Катановских чтений). В 2-х томах. Т. 2. — Абакан: Изд-во ХГУ, 1995. Т. 2. - С. 16-17.

6. Чупров Л.Ф. Методика «Словесные субтесты»: опыт доработки и применения //Журнал практического психолога. 1997. №4. - С. 24-41.

7. Чупров Л.Ф. Стандартизация методики диагностики уровня умственного развития первоклассников (Словесные субтесты) // Психолог в школе. 2001. № 1-2. С. 51-62; То же самое // Журнал практического психолога. 2001. № 3—4. Март-Апрель. С. 51-62.

8. Чупров Л.Ф. «Словесные субтесты»: вариант для обследования детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – 2002. - № 1. – С. 60-69.

9. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов) - Чупров Л. Ф./ Психологический журнал на Народ.ру [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: [3] (дата обращения: 25.05.09).

10. Чупров Л.Ф., Распопов В.И. Методика «Словесные субтесты» для дошкольников и опыт региональной апробации // Сетевое методическое объединение психологов образования.. - [Электрон. ресурс]. – режим доступа: [4] - 15-04-2009. - То же: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс]. [5] (дата обращения: 25.05.09).

Сведения об авторах:

Чупров Леонид Федорович, канд. психол. наук, профессор РАЕ, The Full Member of the European Academy of Natural History, г. Черногорск, Республика Хакасия.

Нарожная Лариса Леонидовна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 20», г. Черногорск, Республика Хакасия.