Личные страницы педагогов школы

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск
Исправьте название- см. IOT_Wiki:Именование статей

Заместитель директора по УВР Яныкина Инна Михайловна. Доклад на педсовете

Использование ИКТ в средней общеобразовательной школе

  Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям  и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и другие. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и другие.[1,1] 
  Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).[1,2 ]
    Роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.  
   Естественно, при внедрении в учебный процесс информационных технологий  необходимо пересмотреть существующую методическую модель «учитель – учебник – ученик». Она будет выглядеть так: «учитель – учебник – компьютер – ученик». 
   Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения, обобщения  и контроля знаний. Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения; расширить возможности предъявления учебной информации; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; усилить мотивацию учения; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала; расширить наборы применяемых учебных задач; качественно изменить контроль  за деятельностью учащихся; приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.
     Способы использования компьютера на уроке: работа в компьютерном классе; работа в классе, оснащенном демонстрационным компьютером. 
     Формы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении: подготовка дидактических материалов к урокам (создание мультимедийных презентаций  по различным темам, обучающих программ и т.д.); использование электронных учебных пособий (программ, тренажёров-репетиторов) в обучении; использование информации, передающейся по электронной сети.
     Виды деятельности школьников при работе с персональным компьютером: самостоятельная работа с информацией по интересующей теме, учебная деятельность в режиме самообразования, учебная деятельность в режиме дистанционного обучения, коммуникативная деятельность в сети  ИНТЕРНЕТ.

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов).

      Использование компьютера в учебном процессе – (внедрение новых информационных технологий) – это  попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, и тем самым повысить уровень  компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.  Это способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к предмету.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

     ИКТ позволяют  открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того,   создаёт стихию заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также  доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.

Компьютер на уроках - не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много, но, как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий». Когда же следует применять ПК? Когда другие средства оказываются менее эффективными, менее результативными. При этом следует заметить, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т.д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Особенностью компьютерного (программированного) обучения являются пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т.д. Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность. Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения. Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить общеобразовательные предметы. Вполне понятно, что увлечь ребят лучше самого педагога не смог бы никто, однако не все преподаватели обладают необходимым искусством и желанием, достаточными физическими силами, чтобы реализовать свою немалую учебную нагрузку «на одном дыхании», на подъёме, с максимальной душевной самоотдачей. Плоды опыта и мастерства самых лучших из них могут использоваться для создания таких новых форм занятий, как компьютерные игры и задачи, которые предназначены как для начальной школы, так и для учащихся старших классов. Эти задачи требуют достаточно высокого уровня логического мышления. Всевозможные компьютерные игры, как показывает практика, представляют большой интерес для всех возрастов. При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия. Они (программы) позволяют интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс. Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности. Программы состоят из трёх частей: обучающей, тренировочной и проверочной (контролирующей). В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу. В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения задачи. Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения, что достигается различной по продолжительности тренировкой в зависимости от её результатов; разными вариантами завершения работы (переход к следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю); дифференциацией дидактического материала, когда в последующем упражнении учитывается характер допущенных ошибок. Последние компьютер и объясняет. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня знаний, умений и навыков учащихся, имеет ряд преимуществ: во-первых, экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; во-вторых, контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся; в-третьих, статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания. Кроме того, компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни грамотности и качество усвоения всех тем за контрольный период. При этом данные накапливаются для каждого ученика. Компьютерный контроль даёт возможность быстро выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе. Подобная компоновка программ (обучающая, тренировочная и проверочная (контролирующая) части) обеспечивает вариативность доступа к любому модулю по мере необходимости и для учителя, и для учащихся. Для ученика с самого начала предусмотрена возможность выбора: вспомнить теоретический материал или сразу выполнить упражнение. Программы просты в обращении (используются клавиши курсора, ввода, пробела); их рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога. Использование обучающих программ на отдельных этапах уроков создаёт предпосылки для возникновения положительных мотивов учения, так как ученик из пассивного объекта, получающего знания в готовом виде, превращается в активного деятеля, добывающего знания, применяя такое современное техническое средство, как компьютер. Для учителя же существенно облегчается управление учебной деятельностью класса. Особым типом программных средств являются учебно-игровые программы. Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету являются: во-первых, мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, во-вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического материала. Компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Он развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями. Роль учителя на уроке с использованием ПК – организатор всего урока и консультант. Консультантами могут быть и хорошо подготовленные учащиеся. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменияет характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс ни в коей мере не следует понимать как редукцию (ослабление, уменьшение) функций учителя: наоборот, оно расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее учебные проблемы: первая категория проблем – совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся); компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться», существенно повысят КПД урока (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков); повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков; средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер – хранилище результатов творческой деятельности педагога: удачно найденных им объяснений тех или иных учебных явлений, придуманных им интересных заданий и упражнений – всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов); ускоряется тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике; возможность собрать (запротоколировать) данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.

    Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение. (Всё хорошо в меру!).

Компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Он не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе традиционно проводимого урока. Проблемы использования ПК в обучении далеко не все ещё решены. Среди главных проблем можно выделить следующие: психологическая перестройка сознания учителя; компьютерная грамотность (особенно преподавателей); программное обеспечение по учебным предметам; методика применения программных педагогических средств в учебном процессе. К сложностям можно отнести и следующие: сильные учащиеся могут закончить работу за 5-10 минут, слабым же потребуется до 40 минут. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть дополнительный дидактический материал повышенной трудности для первой группы школьников, решить вопрос о сочетании работы на компьютере с традиционными приёмами (письменными упражнениями на основе учебника, словаря и других средств обучения); составление программ специалистами; ассистент на уроке – учитель информатики; большая загруженность компьютерных классов.

     Трудности методического характера: применение ПК максимально «уплотняет» урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой – не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся; надо не «перегрузить» их работой на ПК; чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу; невозможность обеспечить каждого ученика компьютером   ( тогда  возможно использование группового метода).

Все эти трудности, затраты времени и сил окупятся сторицей. Библиографический список 1. Зайцева С. В., Иванов В. В.. Современные информационные технологии в школьном образовании. [Текст] / Программа курса – Шуйск. ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет», 2008.