Мастерская Родительское собрание "Будущие первоклассники"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Ведущие

Журавина Светлана Владимировна

Ковальская Надежда Степановна

Павлухина Марина Сергеевна

Участники мастерской

Актуальность темы мастерской

Очень приятно познакомиться с родителями новых учеников, однако момент встречи характерен еще и тем, что волнуются не только родители, но, честно признаться и учителя. Понравятся ли друг другу? Обретут ли взаимопонимание и дружбу? Смогут ли услышать, понять и принять требования учителя и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех совместной работы.

Цели родительского собрания

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.


Основные элементы подготовки собрания

  • выбор темы собрания;
  • определение целей родительского собрания;
  • изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
  • проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;
  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
  • приглашение родителей и других участников собрания;
  • разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;
  • оборудование и оформление места проведения родительского собрания


При выборе темы собрания необходимо учитывать:

  • целевые ориентиры жизнедеятельности классного коллектива;
  • возрастные закономерности развития школьников;
  • особенности протекания процессов обучения и воспитания;
  • логику формирования педагогической культуры родителей;
  • стратегию построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.

Организаторами собраний могут быть избраны следующие целевые ориентиры:

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задание 1.

Изучение научно-методической литературы помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.

Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают очень важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования.


Задание 2.

Составьте анкету для родителей по теме Вашего собрания с помощью Документов Гугл (опрос) или Анкетер.ру

Предварительно познакомьтесь с описанием работы по созданию:

(можно разместить ранее разработанную Вами анкету, уже проверенную практикой).

Разместите ссылку на созданную анкету здесь..

  • Анкета для родителей [1] Автор Ковальская Н.С.



Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. В методическом пособии "Работа классного руководителя с родителями" Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

  • организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
  • собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;
  • тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
  • собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
  • собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;
  • итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания.



Задание 3.

Какие нетрадиционные виды и формы родительских собраний используете Вы и Ваши коллеги? Назовите их:


  • Круглый стол, конференция. Ковальская Н.С.
  • Деловая игра. Павлухина М.С.
  • Брифинг. Журавина С.В.


Задание 4.

Составьте текст приглашения на родительское собрание, разрабатываемое Вами в Мастерской:

Приглашение для родителей

Уважаемые родители будущих первоклассников! _________________________________________________________________

имя, отчество родителей

Скоро ваш ребёнок пойдет в школу, и возможно, вы уже задумывались над вопросами:

Сможет ли мой ребенок достаточно быстро и безболезненно приспособиться к школьной жизни?

Как подготовить ребенка к грядущим переменам?

Приглашаем Вас на родительское собрание, на котором:

Мы поговорим о проблемах адаптации детей к школе, их причинах и способах профилактики.

Вместе с вами мы проанализируем готовность вашего ребенка к школе, обсудим, как избежать будущих трудностей.

Вы познакомитесь с будущими учителями ребенка, с режимом и условиями школы.

Вы сможете задать вопросы психологу школы, учителю.

Ждём Вас в школе №

дата

место

Ковальская Н.С.



Приходите в школу - на собрание

И берите ручку и блокнот.

Вы узнаете ребенка расписанье,


Ну, и что планируем на год.

Мы надеемся на помощь и участие.


Для детей стараемся сейчас.


Пожелания услышать будем счастливы!


Приходите, рады видеть ВАС!


Журавина С.В.



Уважаемые родители (ФИО)!


Ваш ребенок стал учеником первого класса.

С какими трудностями он может столкнуться на своем пути, как сложатся его взаимоотношения с остальными ребятами, как сделать его школьную жизнь более

интересной и увлекательной - на эти и на многие другие вопросы мы постараемся вместе найти ответы на первой в этом году встрече.

Наше собрание состоится (дата и время) в (место). Я очень надеюсь, что доброй традицией нашего класса станет (по возможности) присутствие на подобных

мероприятиях и мамы и папы.


С надеждой на встречу классный руководитель (ФИО)


Павлухина М.С.



Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Поэтому классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только "классическую" форму – в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.

  • [[2]]Памятка родителям будущих первоклассников
  • [[3]]
  • [[4]]

Задание 5.

Разработайте проект решения Вашего собрания в форме памятки или любой другой творческой форме. Представьте проект решения на слайде (в тестовом документе, записи на этой странице) и разместите ссылку на него ниже:









Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. В классной комнате размещаются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Перечисленные действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.

Методика проведения собрания

Родительское собрание можно условно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть. Родительское собрание открывает и ведет в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своем вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашенных на собрание, подчеркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное ее обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Необходимо сделать все для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учебе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесенными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения.

План описания деятельности по подготовке и проведению собрания

  1. Тема родительского собрания.
  2. Фамилия и инициалы автора-разработчика.
  3. Цели собрания.
  4. Участники родительского собрания
  5. Подготовительная работа.
  6. Оформление, оборудование и инвентарь.
  7. Ход собрания.
  8. Решение родительского собрания.
  9. Список использованной литературы.

Использование Интернет-сервисов при подготовке и проведении собрания

С 3 февраля по 16 марта 2010 года прошел 4 этап регаты школьных команд, посвященный проведению родительских собраний с помощью Интернет. Познакомьтесь с результатами исследования одной из команд Регаты.

Регата_Школьных_команд/Бортовой_журнал_команды_БРИЗ

[[5]]Очень важная информация для родителей будущих первоклассников!

[[6]]Собеседование с будущим первоклассником


[[7]]Использование новых форм работы с родителями при подготовке детей к школе

Методическая копилка

[8] Первое собрание для родителей будущих первоклассников

[9]Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

[10]Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)

Отзывы участников о работе мастерской



Анализ деятельности мастерской ведущими