Мастер-класс: Молодежные инициативы в системе дополнительного образования. Где найти поддержку?

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Мастер-класс: Молодежные инициативы в системе дополнительного образования. Где найти поддержку?

  • Автор: Владимир Геннадьевич Игишев, Москва
  • Дата проведения: 18 мая 2009 года
  • Задача скайп-конференции: В ходе мастер-класса мы разберем ситуации, возникающие в системы дополнительного образования детей с организационной, административной и методической поддержкой детских и молодежных инициатив. В ходе скайп-конференции предлагается обсудить возможности детских и молодежных организаций в школе, дворце, доме творчества, клубе по месту жительства: находки и сложности, современные механизмы и технологии сопровождения процесса инициации и реализации молодежных дел, влияние местного сообщества(родители, общественные организации) на развитие десткого и молодежного творчества, социальной активности и гражданского становления молодого поколения.
  • Для кого: Классные руководители, педагоги-воспитатели, социальные педагоги и родители;
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: (адрес: vladim_nivo) 18 мая с 13.00 до 14.00 часов по московскому времени.

Об авторе:

Владимир Игишев - тренер - консультант в области развития персонала и гражданского образования, менеджер социальных и образовательных проектов и программ, реализуемых НКО, бизнесом и государством. В активе - разработка и внедрение таких проектов как «Школа молодого лидера» - создание региональной системы довузовской подготовки государственных и муниципальных служащих, Детско-юношеский парламент Томской области, «Будущее УРАЛСИБа» - унификация процессов подбора персонала на конвейерные позиции ФК УРАЛСИБ, «Стратегия Успеха» - теоретическое обоснование, разработка и внедрение социально-ориентированной программы по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей-сирот, их успешной адаптации в обществе, участие в разработке программы стратегического развития частного благотворительного Фонда, Томского городского Дворца творчества детей и молодежи.

Авторский блог "Неформальное образование и социализация молодежи", на страницах которого можно найти материалы, посвященные вопросам управления командой и проектной деятельности.

Определения и назначения:


Нормативно-правовая база

  • Детское общественное объединение - объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления Деятельность детских общественных объединений как составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации многимиисследоватлеми признается как детское движение

(«Детское движение - словарь-справочник. - Москва-Минск, 1998)

  • Что такое общественная организация детей и молодежи? - это объединение детей и/или молодежи на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. "Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан..." из Закона РФ "Об общественных объединениях"


Проблемное поле:

Скажи мне и я забуду,

покажи мне и я запомню,

дай мне действовать

самому и я научусь!

Китайская мудрость

Многие социальные и развивающие проекты и программы в рамках городских и районных учреждений образования появились по инициативе молодых людей – представителей молодежных общественных объединений, ученического самоуправления. Сегодня в федеральном и региональных реестрах МЮ РФ зарегистрировано более 2 тыс. детских и молодежных общественных организаций и НКО. Это и объединения молодых по интересам (спортивные, творческие организации, экологические), и объединения для реализации социально значимых идей и проектов, и объединения гражданско-патриотического характера. Но существуют не только на бумаге, а действительно работают, только около сотни из этих организаций. Любой молодой человек может включиться в работу одной из молодежных организаций. Многие из них открыты для новых участников. Так что если есть желание найти единомышленников, участвовать в интересных программах, помогать людям, стоит познакомиться с работой молодежных объединений, особенно, с теми из них, которые работают на базе учреждений образования, т.к. именно на базе УДО можно найти достойную поддержку и объединить усилия государства и общества в деле становления юных граждан.


Молодежные инициативы - основные этапы: от идеи до реализации. Размышляем вместе:


1. Какие детские и молодежные объединения действуют в наших учреждениях дополнительного образования, чем они занимаются?

Обсуждаем:

  • Детские ОО, создаваемые в системе доплолнительного образования детей, являются "полигоном" развития и закрепления в общественно значимой деятельности индивидуальных особенностей детей в конкретных видах профессионально ориентированной деятельности (художественной, музыкальной, технической, спортивной и т.д.) - это:
  1. организации развития ученического самоуправления и всеобуча;
  2. субъекты общественной системы - молодежные отделения взрослых структур (советов местного самоуправления, ветеранов, экологических движений и т.д.)
  3. детские пресс-центры, издания, медиа-проекты, расширяющие современное информационное пространство детей и молодежи;
  4. организации, поддержанные бизнесом и частными пожертвованиями граждан - МООДиМ "Новая цивилизация" и скауты;
  5. различные лидерские движения - парламенты, дублеры, дебаты и т.д.;
  6. схраняется традиция создания детских объединений на базе различных бюджетных учреждений образования, культуры и т.д. или совместно с ними (театры, музеи, архивы, воинские части, вузы, научные учреждения, спортивные клубы)
  7. на базе летних оздоровительных лагерей создаются самодеятельные детские объединения на временной основе для обретения детьми нового жизненого опыта. (Л.В. Алиева)

Обсуждаем:

2. Как можно создать свою общественную организацию или отрыть отделение в детском учреждении?

Обсуждаем:

  • В статье 1 "Государственная политика в области образования" Закона РФ "Об образовании" (в ред. от 2007 г.) отдельным пунктом 5 зафиксировано положение о том, что "в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций(объединений) не допускается". В следующей статье 32 Закона "Об образовании" "Компетенция и ответственность образовательного учреждения" закреплено положение о том, что школа в праве осуществлять лишь "... координацию в образовательном учреждении деятельности общественных организаций(объединений)(далее - ОО), не запрещенных законом."

Комментарии статей:

  1. образовательные учреждения (далее - ОУ) координируют, а не внедряют программы ни одного из ОО.
  2. учреждение открывает возможность для деятельности нескольких ОО, а не только той, которая создана в "данной" школе;
  3. ОУ в праве приостановить реализацию программ той или иной детской(молодежной) ОО, если это противоречит программе развития и воспитательной системе данного учреждения;

А. С. Прутченков "Нормативно-правовые основы взаимодействия детских(молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления"

Обсуждаем:


3. Куда обратиться, если есть желание принять участие в молодежных общественных проектах или найти поддержку для воплощения своей идеи?


Обсуждаем:

4.Какие молодежные проекты могут рассчитывать на финансовую поддержку сегодня?

Обсуждаем:

5. Как можно реализовать свою инициативу ребенку, молодому человеку в системе дополнительного образования?

Обсуждаем:

Цель социального проектирования:

  1. привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
  2. включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Стенограмма чата

Банк идей и ссылок на ресурсные организации

Что узнали интересного в ходе скайп-конференции: Разместите свои мнения