Мастер-класс: Психолого-педагогическая поддержка трудных детей и подростков

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Автор-ведущий: Терешихина Юлия Александровна

  • Дата проведения: 10 мая - 15 мая 2010 года
  • Задачи мастер-класса:
  1. Выявление основных характеристик "трудного " ребенка.
  2. Выявление причин "трудновоспитуемости"
  3. Анализ классификаций "трудных" детей.
  4. Формирование установки на принятие и понимание "трудного" ребенка.
  5. Определение направлений работы с "трудным" ребенком.
  6. Разработка программы по оказанию психолого-педагогической поддержки "трудному" ребенку.
  • Для кого: Педагоги - психологи, социальные педагоги, классные руководители, родители.
  • Как можно принять участие в мастер - классе: Регистрация в качестве участника мастер-класса,участие в анкетировании, участие в групповой дискуссии по проблеме,разработка программы психолого-педагогической поддержки "трудного" ребенка.

Содержание

Об авторе

Терешихина Юлия Алексадровна - старший преподаватель кафедры практической психологии образования ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогичекая академия" e-mail: julija406@yandex.ru Skype - контакт: julija406

Об авторе

Войнова Галина Владимировна - учитель истории, обществознания и права МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Энгельса Саратовской области e-mail: voinovagv@ya.ru

Список участников

Внесите себя в список участников, укажите ссылку на личную страницу

  1. Медведев Александр, педагог-психолог, ГОУ ДПО Региональный социопсихологический центр, Самарская обл., alsemed@yandex.ru
  2. Сонникова Мария, студентка 4 курса психологического факультета КГПА
  3. Светлана Потрубач, студентка факультета психологии КГПА, 4 курс
  4. Петрик Алексей, КГПА, студент 4 курса факультета психологии. Петрозаводск
  5. Кузина Екатерина Алексеевна, педагог-психолог МОУ СОШ №28 имени Г.Ф. Кирдищева г. Петропавловска-Камчатского Камчатского края
  6. Олеся Лойко,студентка факультета психологии КГПА, 4 курс
  7. Питина Татьяна, преподаватель кафедры социальной педагоги Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского, Саратовская область tppitina@gmail.com
  8. Крысанова Екатерина, студентка психологического факультета КГПА 4 курс
  9. Чеботарева Яна, студентка факультета психологии КГПА 4 курс
  10. Чахар Маргарита,студентка факультета психологии КГПА 4 курс
  11. Литина Татьяна, студентка факультета психологии КГПА 4 курс
  12. Чернушевич Елена,Студентка КГПА,факультета психологии
  13. Рахманкулова Елена Федоровна,МОУ-СОШ № 1 р.п. Степное Советского муниципального района

Актуальность проблемы

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. В результате произошло отторжение значительной части детей из сферы внимания семьи и общества в целом. В новых условиях наименее защищенной категорией оказывается именно новое поколение. Данная ситуация способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения.

Особенно уязвимыми в современных условиях являются подростки. В плане девиантного поведения подростковый возраст считают периодом повышенного риска. Сказываются такие факторы, как: трудности переходного возраста, пограничность и неопределенность социального положения подростка, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли, а также акцентуированные черты характера (Бойко В.В., 2002).

В последнее время особое место занимают вопросы предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков и приведения его в соответствие с требованиями социальных институтов.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», современная школа должна стать «школой равных возможностей», «школой для всех», поэтому в образовательный процесс должны быть включены все категории детей (одаренные, с девиантным и делинкветным поведением и т.д.). В связи с этим, одним из ведущих требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) признается «способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности». Формирование данной «способности» требует изменения характера подготовки будущих специалистов. Школе требуются специалисты, которые смогут по-иному, в соответствии с новыми стандартами выстаивать образовательный процесс. В основе данного подхода лежит необходимость формирования личностных компетентностей у всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, психологов и т.д.

При работе с «трудными» детьми и подростками педагоги не понимают причин, типов детей и подростков с трудностями адаптации. Зачастую стереотип «трудного» срабатывает как самосбывающееся пророчество и ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих. В результате образуется замкнутый круг, который не позволяет решить проблемы детей и подростков, а зачастую, приводит к возникновению более серьезных нарушений в развитии ребенка (психическом, социальном и т.д.).

Педагоги не всегда могут выработать оптимальную позицию во взаимодействии с ребенком, который испытывает трудности адаптации, они не осознают свою ведущую роль в возникновении дезадаптции. Для решения проблем в профессиональном становлении педагогов на данный момент существуют различные программы социально-психологических тренингов, которые направленные на формирование профессиональной позиции, развитие педагогической рефлексии, формирование навыков эффективного педагогического общения, педагогической осознанности и пр. В меньшей степени уделяется внимание вопросам подготовки педагога к психолого-педагогической поддержке детей и подростков с трудностями в адаптации. В связи с этим для решения данной проблемы нами была разработана методика подготовки педагогов к осуществлению эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с трудностями в адаптации.

Выскажите свое мнение об актуальности данной темы.

  • на данный момент почти все дети имеют проблемы с дисциплиной - кто-то шумит на уроке, кто-то дереться или ругается нецензурной речью, кто-то наоборот, сидит и ничего не делает - вроде и не мешает, но что-то не так с ребёнком. Учителя пытаются наладить всё путём жесткой дисциплины, но в итоге получают нарушения в два раза объемнее, чем были. Поэтому я считаю важным обсудить эту тему,постараться разобраться, в чем же причины таких нарушений и как можно помочь этим детям.--Светлана Потрубач 09:14, 3 мая 2010 (UTC)
  • в последнее время численность "трудных детей" неуклонно растет: они уходят из дома, нигде не учатся и не работают, хулиганят, употребляют алкоголь и наркотики, или , наоборот, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером. Причем стоит ребенку однажды попасть в список "трудных детей", как эта репутация будет следовать за ним повсюду и заранее определять отношение к нему. Данная тема тема является очень актуальной. Необходимо разностороннее изучение этого вопроса,чтобы оказать таким детям своевременную поддержку и помощь.--Олеся Лойко 19:23, 13 мая 2010 (UTC)
  • Задуматься о том, что дети делятся не просто на хороших и плохих - уже важно. Распознание проблемы и классификация причин - является необходимым условием в работе с нетипичным проявлением чего бы-то ни было. А уж под такое нетипичное проявление как трудный ребенок или (тем более) подросток - может попасть любой (каждый первый) в той или иной степени. Чьи-то трудности выражаются путем демонстрации во вне, чьи-то - внутренне переживаются. Как сказал друг Арнольда - Джеральд (из Мультсериала "Эй, Арнольд"): "У каждого придурка свои радости!". Любое проявление трудности в поведенческой, коммуникационной или личностной сфере ребенка, зачастую (если не всегда) им не осознается. Ребенок считает, что по другому нельзя. Поэтому и получается что основные сложности с трудным ребенком в первую очередь возникают у него же самого, т.е. трудный ребенок - это не его вина, это его беда...--Медведев Александр 07:53, 15 мая 2010 (UTC)
  • Я считаю, что эта проблема актуальна. В связи с огромным темпом жизни, родители очень заняты и не могут уделить достаточное время своим детям. Дети пытаются найти поддержку где-нибудь, хотя бы в школе. Но из-за того, что родители не научили их правильно просить внимание, они привлекают его по своему, что часто воспринимается педагогами, как плохое поведение. Поэтому, я считаю важным понять поведение таких детей и способы помощи им. --Петрик Алексей
  • Безусловно, тема трудных детей и подростков актуальна. Педагогам и психологам нужно знать как работать и вести себя с такими детьми, каким образом оказывать им помощь, их родителям.--Крысанова Екатерина
  • Данная проблема очень актуальна в наше время. Надо учить педагогов выявлять причины так называемого "трудного" поведения. Они зачастую под этим словом понимают нарушение дисциплины, упуская из вида тревожных, замкнутых, застечивых детей, тех, у кого неадекватно заниженная самооценка. Учителя часто на агрессию отвечают агрессией. А ведь с этим можно работать и по-другому. --Чеботарева Яна
  • Мне кажется, что никто не сможет поспорить с тем, что эта проблема действительно актуальна. Особенно в наше время. Как правило, взрослые не знают, что нужно делать при встрече с "трудным ребенком", сразу начинают демонстрировать свою власть и свое отношение к такому ребенку. А ведь выход есть. Нужно только научиться искать его. --Литина Татьяна
  • Тема «трудных подростков» всегда была и остается актуальной. На сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и «группы риска» у работников образования. Специалистам необходимо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка, необходимо обучать конструктивному взаимодействию учителей с учениками.--Рита Чахар

Просим вас принять участие в анкетировании. Анкета Психологическая поддержка "трудного ребенка"

Продолжите предложение: Трудный ребенок - это......

  • создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без корекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение--Светлана Потрубач 09:03, 3 мая 2010 (UTC)
  • это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или) вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, не соблюдением дисциплины, повышенной тревожностью итд, от которых страдает не только окружение "трудного", но и сам ребенок--Сонникова Мария 15:38, 6 мая 2010 (UTC)
  • это ребенок, поведение которого вследствии объективных причин (неудачи в семье, неудачи в учебе, неудачи в отношении со сверстниками) не соответствует социальным нормам. С помощью такого поведения он "просит", чтобы на него обратили внимание и по возможности устранили факторы, провоцирующие его на такое поведение.--Питина 13:27, 7 мая 2010 (UTC)
  • ребенок,который испытывает трудности в воспитании и обучении,в связи с чем,нуждается во внимании,понимании и поддержки со стороны окружающих.--Олеся Лойко 19:38, 13 мая 2010 (UTC)
  • индикатор благополучия и удовлетворенности жизнедеятельности социума и среды в целом.--Медведев Александр 07:53, 15 мая 2010 (UTC)
  • ребенок, который не умеет выражать свои эмоции и чувства социальноприемлимым способом, имеет проблемы в общении со сверстниками и обучении.--Петрик Алексей
  • это ребенок, который имеет проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, и в обучении, не давая учиться и себе и другим. Это ребенок, который привлекает внимание к себе своим "плохим" поведением. --Литина Татьяна
  • Трудный ребенок - это ребенок у которого присутствуют признаки отклоняющего поведения, которое трудно исправить. Эти дети нуждаются в индивидуальном подходе. К ним требуется особое внимание и участие окружающих.--Крысанова Екатерина
  • Трудный ребенок - это ребенок, имеющий проблемы в воспитании, обучении и имеющий психологические особенности, которые ему не позволяют выражать свои эмоции в приемлемой форме.--Чеботарева Яна
  • это ребенок, который потерял или не знал совсем приемлемых форм социального и нравственного поведения, и поэтому находит реализацию своих сил через конфликты с общественными нормами,выражая тем самым свой протест.--Чернушевич Елена
  • в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они становятся такими под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Трудный ребенок нуждается в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях..--Рита Чахар

Теоретические подходы к изучению "трудных" детей и подростков. Основные характеристики "трудных" детей

В.Г. Степанов на основе анализа современной научно-педагогической литературы выделил три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети»:

1. Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения;

2. Нарушения поведения легко не исправляются и не корригируются;

3. Дети нуждаются в индивидуальном подходе. Они требуют особого внимания и участия окружающих.

Обычно возникает вопрос: по отношению к кому дети являются трудными? Чаще всего такому ребенку бывает трудно самому. Даже если он досаждает окружающим, то вскоре начинает переживать неприятные эмоциональные состояния. О трудном ребенке мы можем говорить только при наличии у него устойчивых недостатков в характере и поведении.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных детей в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации, стремлении утвердить себя любым способом в любой малой группе.

Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний ни коим образом не входит в компетенцию практического психолога. Мы же остановимся на тех нарушениях, которые можно считать типичными для психически здоровых детей.

В этой связи встает вопрос о том, как определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства. М. Раттер (1987) предлагает следующие критерии возможного отклонения в любом поведении:

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей является нормальными только для детей определенного возраста. Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь «Набор» женских особенностей поведения, и поэтому такой случай является ненормальным.

2. Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи и др. Однако случаи длительного (в течение месяца и лет) сохранения этого состояния редки и должны вызвать тревогу у взрослых.

3. Жизненные обстоятельства. Временные колебания в поведении детей – явление обычное и нормальное, .т.к. развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Так, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а ростом тревожности – на перемену детского сада или группы. Стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные трудности.

4. Социокультурное окружение. Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственного окружения. Культурные различия влияют на вариативность нормального поведения.

5. Степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов одновременно.Более пристального внимания требуют дети с множественными и поведенческим расстройствами, особенно, если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

6. Тип симптома. Одни симптомы обусловлены неверным воспитанием ребенка, а другие – психическим расстройством. Так, грызение ногтей – привычка, однако часто встречающаяся как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом должен настораживать. В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относится внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

9. Ситуационная специфичность симптома. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезной расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке..

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех выше названных критериев.

В настоящее время в психологии нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Каждый из имеющихся подходов имеет свои сильные и слабые стороны, и выбор того или иного в практической работе зависит от многих обстоятельств: профессиональной подготовки психолога, его теоретических предпочтений, методической оснащенности, наконец, особенностей конкретного случая.

Причины трудновоспитуемости

Какие причины по Вашему мнению являются основными в возникновении трудновоспитуемости?

  • В первую очередь, это ошибки, допущенные родителями или воспитателями на первых годах жизни ребенка. Слишком мало уделяли внимания его проблемам, слишком много наказывали без объяснения причины. Ну и непоследовательность в поведении взрослого тоже играет не меньшую роль. Все эти моменты приводят в дальнейшем к отклонениям в поведении.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)
  • Негармоничные отношения между родителями, семейная алкоголизация. Искажения в воспитании, такие как гипер и гипоопека, попустительство, потворствующее воспитание, противоречивое или жестокое воспитание, эмоциональное отвержение. Отсутствие чувства любви и тепла к ребенку.--Сонникова Мария 17:46, 6 мая 2010 (UTC)
  • В первую очередь несоответствие родителей (их образа жизни, стиля воспитания), а затем и других взрослых (воспитателей, учителей).--Питина 13:33, 7 мая 2010 (UTC)
  • Отсутствие или же искажение системы (ценностной, стилевой, развивающей и т.п.) воспитательного пространства. Ярко выраженный негативизм у, значимых для ребенка, участников воспитательного процесса. Психические и психологические расстройства у самого ребенка.--Медведев Александр 08:24, 15 мая 2010 (UTC)
  • Проблемные отношения между родителями, соответственно такие же отношения между родителями и ребенком. Непостоянность требований родителей к ребенку. --Петрик Алексей
  • Я считаю,что обвал трудновоспитуемых детей можно объяснить тем, что наше общество в целом закопало одни идеалы, не создав новых.Взрослые (особенно русскоязычные) сами с трудом пытаются адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Дети видят, что взрослые запутались: проповедуют что-то, не очень веря в это. У детей от этого начинается кризис идентичности по Эриксону со всеми последствиями.--Irochka312 17:43, 19 мая 2010 (UTC)
  • это могут быть нарушенные отношения членов семьи, постоянно недопонимание друг друга, когда больше времени выделяется выяснению отношений, а не воспитанию и достаточному вниманию к ребенку.--Крысанова Екатерина.
  • Трудновоспитуемость может вызвать стиль воспитания родителей. Если ребенок не видит приемлемой модели поведения, если требования родителей к ребенку не соответствуют с его возможностями, если они слишком ребенка опекают или же , наоборот, не интересуются его жизнью. --Чеботарева Яна
  • Для начала это ошибки родителей в вопросах воспитания. Излишнее внимание или его отсутствие. Непостоянство, изменчивость требований как со стороны родителей, так и со стороны учителей, воспитателей. --Литина Татьяна
  • Родители находятся в состоянии явного или скрытого конфликта; личность родителя неконгруэнтна, слова расходятся с делом и/или мало что стоят; ребенку не хватает внимания окружающих или он не обладает навыками привлечения внимания к себе; чрезмерные, несправедливые, с точки зрения ребенка, требования, непосильные нагрузки, оскорбления или наказания; родители склонны препятствовать продвижению подростка к самостоятельности и независимости; наличие «асоциального» окружения или «асоциального» героя, который служит предметом для подражания.--Рита Чахар

Какие возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков могут обуславливать трудновоспитуемость?

  • Во-первых,это возрастные кризисы (3х лет, подростковый, например), в ходе которых ребенок переживает переломные моменты и в зависимости от того, как будут реагировать на эти изменения взрослые, будут зависеть и реакции ребенка в дальнейшем.

Кроме того, большое значение играют всевозможные акцентуации характера, темперамент ребенка (это уже индивидуально). Ну и конечно же, социальная ситуация развития, в которой растет ребенок и из которой он черпает модели поведения.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)

  • Помимо вышеперечисленного неблагоприятная наследственность, влекущая за собой особенности ВНД, алкоголизация родителей. Школьная дезадаптация, пережитая психическая травма--Сонникова Мария 17:51, 6 мая 2010 (UTC)
  • Любые! Вся система личностной организации (эмоционально-волевая и мотивационно-ценностная сферы, психические процессы). --Медведев Александр 08:24, 15 мая 2010 (UTC)
  • Подражаемость ребенка родителям. Ребенок видит способы взаимодействия родителей в семье и позже копирует их в собственной жизни.--Петрик Алексей
  • Различные обиды ребенка на родителей,воспитателей, какие - либо притензии [отсутствие должного внимания], тогда ребенок начинает принадлежать сам себе и затем его поведение будет сложно контролировать.--Крысанова Екатерина.
  • Во-первых, кризисы. Отсутствие модели поведения. Несоответствие стиля воспитания и возрастных особенносте ребенка. --Чеботарева Яна
  • Кризисы и неготовность к ним родителей. Сложные семейные ситуации, в которых растет ребенок. Стили воспитания. Наследственность. --Литина Татьяна
  • Особенности характера, выходящие за пределы так называемой «нормы» - психопатии, акцентуации; различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера; возрастные особенности психики подростка.--Рита Чахар

«В душе каждого ребенка существует особенная «эмоциональная емкость», которая должна быть наполнена любовью. Когда ребенок действительно чувствует себя любимым, он развивается нормально, но когда эта «емкость для любви» пуста, ребенок начинает плохо или странно себя вести. В основном причиной непослушания и ненормального поведения детей является именно пустая «емкость любви».

Прокомментируйте данное мнение.

  • Действительно, каждый ребенок хочет быть любимым безусловно, чувствовать себя нужным. Если он не получает это просто так,не за что-то, он начинает придумывать такие модели поведения, которые точно будут заметны, после которых на него точно обратят внимание. И чаще всего, "хорошие" модели оказываются не выигрышными, взрослые всё так же не дают ребенку необходимой любви и внимания. И далее ребенок выбирает "плохие" модели либо замыкается в себе, и, как ни странно, получает уйму внимания и интереса со стороны взрослых. Таким образом, взрослые, не любящие своего ребенка так, как хочет этого он, сами подталкивают его к отклоняющимся формам поведения.--Светлана Потрубач 09:51, 3 мая 2010 (UTC)
  • Я не думаю, что "пустая емкость любви" является самой главной причиной непослушания. Большинство родителей любят своих детей, однако, "трудные" дети встречаются довольно часто. Причин трудновоспитуемости масса, а допущенные искажения в воспитании ребенка еще не свидетельствуют об отсутствии внимания, тепла и любви к нему. Однако, я согласна с тем, что в "холодном" семейном климате невозможно полноценное развитие личности.--Сонникова Мария 18:06, 6 мая 2010 (UTC)
  • Полностью согласна с мнением Светланы. Немного не соглашусь с мнением Марии. Действительно, большинство родителей любит своих детей, главный же вопрос в том : "Умеют ли они любить так, как нужно?" Ведь есть и пословица: "Бьёт - значит любит", однако, мало кому хочется такой любви. Кроме того, что нужно любить, нужно ещё и правильно уметь показывать и выражать свою любовь, а этому тоже нужно учиться. --Питина 13:33, 7 мая 2010 (UTC)
  • В основном причиной непослушания и ненормального поведения детей является именно пустая «емкость любви» или наполненная несоответствующим содержанием. Как пел Эвен МакГрегор, в мюзикле Мулен Руж: "All you need is LOVE!". Все основные свершения происходили (и происходят в жизни каждого человека) ради и из-за любви. Только когда человек любит он способен к эмоциональным переживаниям (положительным и отрицательным), что является необходимостью для HomoSapiens. Только когда человека любят - он способен любить.--Медведев Александр 08:24, 15 мая 2010 (UTC)
  • Я согласен с утверждением о "емкости любви". Мне кажется, что если родители не заполняют эту "емкость", то дети сами пытаются найти "начинку". Причем, ее они ищут своими способами, которые зачастую не нравятся окружающим людям.--Петрик Алексей
  • Я думаю,что это утверждение в точности отражает важную потребность любого человека-все нуждаются в любви своих близких,а уж тем более ребенок.Для его нормального развития любовь,понимание и поддержка окружающих просто необходима.--Олеся Лойко
  • Любой человек, независимо от своего возраста, нуждается в любви со стороны соих близких. Если же эта потребность не удовлетворена, то ребенок ищет, чем можно эту Ёмкость наполнить. Часто это происходит в неприемлемых формах.--Чеботарева Яна
  • Любой человек нуждается в любви, заботе, внимании. Тем более ребенок. Ведь это влияет на его отношения с миром, с окружающими, на его развитие, на его будущее... Пустую емкость ребенок будет заполнять тем, что помогает ему привлекать к себе внимание - всем "плохим"... А ведь если налить хоть пару капель, то емкость уже не будет пустой... --Литина Татьяна

Классификации "трудных" детей и подростков

Типология трудных подростков позволяет не только эффективно использовать методы воспитательного воздействия в целом, но и осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, находящемуся в острой, конфликтной ситуации. (Психологические особенности воспитания трудных подростков)

Какие классификации трудных детей и подростков Вам известны?

  • В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков:
    • с педагогической запущенностью;
    • с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
    • с крайней социальной запущенностью.
  • С.А.Беличева выделяет три группы:
    • глубоко педагогически запущенные подростки;
    • подростки с аффективными нарушениями;
    • конфликтные дети (неуживчивые).--Светлана Потрубач 10:19, 3 мая 2010 (UTC)
  • Хевитт и Дженкинс:
    • дети с так называемыми "социализированными формами" антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;
    • дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности.
  • В работе практических психологов нашей страны хорошо зарекомендовал себя подход к "трудным" подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых "акцентуаций характера". Операционально это выделение осуществляется с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А. Е. Личко в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Опросник позволяет выделить 11 типов акцентуаций характера:
    • Г - гипертимный
    • Ц - циклоидный
    • Л - лабильный (эмоционально-лабильный)
    • А - астеноневротический
    • С - сензитивный
    • П - психастенический
    • Ш - шизоидный
    • Э - эпилептоидный
    • И - истероидный
    • Н - неустойчивый
    • К - конформный.
  • В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают трудных подростков: с педагогической запущенностью; с социальной запущенностью (нравственно испорченных); с крайней социальной запущенностью. С.А.Беличева выделяет три группы: глубоко педагогически запущенные подростки; подростки с аффективными нарушениями; конфликтные дети (неуживчивые).--Чеботарева Яна
  • А.В.Ковальчук, Д.Н.Журавлев попытались классифицировать категорию трудных детей: По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ).

В зависимости от положения ребенка в семье в категории трудных можно выделить: детей – социальных сирот; детей из неполных семей; детей из неблагополучных семей; детей из семей, в которых ребенок подвергается насилию. В качестве основания можно также рассматривать возрастные этапы развития ребенка. И тогда в категории трудных можно выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»).

В зависимости от действия различных социально-экономических факторов, влияющих на судьбу ребенка, можно говорить о следующих подгруппах в категории трудных детей: социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет – зависимости.--Рита Чахар

Психолого - педагогическая поддержка "трудных" детей и подростков

Предлагаем Вам ознакомитсья с проектами студентов кафедры практической психологии образования факультета психологи ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогическая академия". Напишите свои отзывы и предложения по проектам, которые вызвали наибольший интерес.

Ваши отзывы о проектах

  • Темы проектов очень актуальные, действительно, почва для работы богатая. Но хотелось бы узнать, проводились ли они на практике? Потому что описанные риски действительно встречаются практически в каждом случае. Как их можно избежать, если обходиться без принуждения, потому как я считаю его не лучшим методом для борьбы с проблемами. Как заинтересовать детей и родителей?--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)
  • Я считаю, что проекты актуальны, особенно про ПАВ. Но мне хотелось бы узнать, как преподнести детям материал, чтобы они в полной мере осознали последствия употребления ПАВ и что это может коснуться именно их, а не кого-то другого. --Петрик Алексей
  • Проекты очень актуальны в наше время. Интересно, как они на самом деле работают, и как на них реагируют дети. --Чеботарева Яна






Какие сетевые ресурсы вы рекомендуете использовать при работе с "трудными" детьми и подростками. Укажите название ресурса и ссылку на ресурс.

Определите роль участников образовательного процесса в решении проблем трудновоспитуемости. Определите основные напраления содержание работы с "трудными" детьми:

  • Работа с ребенком заключается в том, чтобы.........
    • научить его эффективным и грамотным способам взаимодействия с окружающими
    • помочь решить его личностные проблемы, работать с тревожащими его проблемами
    • дать ребенку понять, что есть альтернативные модели поведения--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)
    • ... дать ему возможность измениться по средствам предложения помощи и открытого, адекватного и искреннего взаимодействия с ним. Не "напрягать" его принципом "Поймать и вылечить любой ценой!"--Медведев Александр 19:19, 15 мая 2010 (UTC)
    • научить выражать собственные эмоции приемлимым для окружающих способом --Петрик Алексей
    • помочь ему уметь правильно и в зависимости от ситуации выражать свои эмоции. Научить совладать со своим состоянием и со своими эмоциями.--Чеботарева Яна
    • в целом работа заключается в формировании у ребенка приемлемых форм социального и нравственного поведения.--Чернушевич Елена
  • Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию; увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь; воспитание гражданских качеств и толерантности через организацию социально значимой деятельности.--Рита Чахар






  • Работа с педагогами заключается в том, чтобы........
    • научить их искать индивидуальный подход к каждому ребенку, ориентировать их на личность, а не только на интеллект--Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)
    • ... сформировать представление о "трудном" ребенке, как о ребенке, который не знает как по другому, кроме как подобным образом попросить о помощи. Раскрыть всестороннее представление о личности "трудного" ребенка.--Медведев Александр 19:37, 15 мая 2010 (UTC)
    • дать объективную информацию о "трудном" ребенке. Рассказать о способах выражений эмоций и научить этому детей. --Петрик Алексей
    • предоставить информацию о понятии трудных детей, о их особенностях, характером поведения, каким образом нужно взаимодействовать с такими детьми, оказывать им помощь.--Крысанова Екатерина.
    • помочь учителям отойти от распрастраненного ярлыка "трудного ребенка",т. е.предоставить информацию прежде всего о причинах трудновоспитуемости этих детей и формах работы с ними.--Олеся Лойко.
    • Научить их видеть причины поведения учеников, индивидуально подходить к проблемам и особенностям каждого. Научить работать с такими детьми.--Чеботарева Яна.
    • помочь педагогу разобраться в причинах такого поведения подростка, и познакомить с наиболее эффективными способами работы с ним.--Чернушевич Елена
  • Дать базовые психологические понятия и знания о психологии развития личности подростка.--Рита Чахар







  • Работа с родителями заключается в том, чтобы.........
    • объяснить им, что ребёнку необходимо чувствовать себя дома нужным, любимым, что его принимают таким, какой он есть и всегда поддерживают; чтобы семья для ребенка была "крепостью", которая защитит от всех проблем и всегда поможет в трудной ситуации. --Светлана Потрубач 10:38, 3 мая 2010 (UTC)
    • помочь им. Создать ситуацию взаимопомощи и осознания возможности решения проблемы в условиях попытки решить ее.--Медведев Александр 19:37, 15 мая 2010 (UTC)
    • рассказать о том, что ребенок копирует поведение родителей - соответственно родителям необходимо будет поменять свои взаимоотношения. Научить родителей показывать свою любовь ребенку. --Петрик Алексей
    • прежде всего понять причину такого поведения их ребенка,а далее уже работать с этой проблемой.К тому же,согласна,со Светой,важно,чтобы родители научились любить своего ребенка таким,какой он есть.--Олеся Лойко
    • Объяснить и напомнить о возрастных особенностях и о том, что им должен соответствовать стиль воспитания. Ребенок должен чувствовать себя в своей семье нужным и любимым.--Чеботарева Яна
    • еще можно включить аспект мотивации родителей на помощь своему ребенку,так как зачастую ребенок оказывается один со своей проблемой.--Чернушевич Елена
  • Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка; оказание помощи (консультирование) семье в конфликтных ситуациях.--Рита Чахар



Понятие "психолого-педагогической поддержки" "трудного" ребенка

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С Газмана. Но осуществить ее можно только в том случае, если в основу профессиональной позиции учитель включает следующие нормы педагогического взаимодействия:

1. Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, отзывчивость; умение видеть и слышать, сопереживать, прощать; милосердие, терпимость и терпение.

2. Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и панибратства), слушать, слышать.

3. Уважение и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.

4. Ожидание успеха ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

5. Признание права ребенка на свободу выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»).

6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах, склонности к самоанализу; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

7. Готовность и способность быть на стороне ребенка, умение быть другом для него, ничего не требуя взамен.

8. Самоанализ, самоконтроль и способность корректировать собственную позицию.

Этапы педагогической поддержки

Сигнальный

  • Определение проблем ребенка:
    • обращение родителей к педагогу или администрации школы;
    • тревожные суждения одноклассников и учителей этого класса;
    • внимание к попыткам ребенка просигналить педагогу о необходимости помощи.
  • Психологическая готовность педагога понять проблему ребенка и совместно с ним искать способы ее решения.
  • Консультации педагога у специалистов – психолога, медицинского работника и др.

Контактно-созидательный

  • Определение эмоционально-психологического состояния ребенка, его готовности к общению.
  • Умение расположить ребенка к беседе, устранить психологические барьеры.
  • Поиск и установление контакта с учеником.

Диагностический

  • Организация доверительной беседы с учеником.
  • Диагностика его проблемы.
  • Определение причин возникновения проблемы.

Проектный

  • Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в русло решаемой.
  • Ребенок при поддержке педагога определяет способы решения проблемы.
  • Ребенок и взрослый договариваются о взаимодействии.

Деятельностный

  • Осуществление ребенком плана намеченных действий.
  • Педагогическая поддержка усилий ребенка.

Результативно-аналитический

  • Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.
  • Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.
  • Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Сравните понятия "педагогическая поддержка " и "психологическая поддержка". Что есть общего между данными понятиями?

  • Оба эти понятия направлены на то, чтобы дать ребенку понять свою значимость, обрести веру в свои силы, подчеркнуть состоятельность ребенка, оказать ему поддержку.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)
  • Общее в них то, что ребенку необходимо помочь поверить в свои силы, возможности, в то, что он может быть успешен. --Петрик Алексей
  • Ребенок должен понимать и чувствовать свою значимость. Что ему доверяют и он вправе делать сам выбор. Ребенок должен знать, что в него верят и он может быть успешен. Его настоящие достижения должны сравниваться с его прошлыми. --Чеботарева Яна





Сформулируйте основные принципы целостного процесса психолого-педагогической поддержки.

  • принятие ребёнка; помощь в тех проблемах, которые слишком сложны для него; индивидуальных подход; создание доверительных отношений между взрослым и ребёнком; замечать хорошее, а не ругать и наказывать за плохое.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)
  • делать акцент на успехах, принять индивидуальные особенности ребенка, предлагать помощь ребенку только в те моменты, когда она действительно ему нужна, признание права выбора за ребенком, положительное отношение к ребенку. --Петрик Алексей
  • доверие, вера, любовь, поддержка, принятие, признание его как лизности.--Чеботарева Яна
  • Открытость и доверие участников воспитательного процесса друг к другу, готовность педагога к общению, помощи, совету. Надо помнить, что знания, полученные в результате не объяснения, а диалога педагога с обучающимся - эффективнее.--Рита Чахар




Опишите конкретную проблему ребенка и составьте алгоритм (программу) психолого-педагогической поддержки с соблюдением основных требований.

  • Проблема: ребёнок, выполняя задание определенной сложности, не справляется, бросает тетрадь и начинает плакать прямо на уроке. Этот ребенок недавно перешел в этот класс, ему 9 лет.

Программа поддержки: для начала учителю необходимо наладить контакт с ребёнком, обсудить, как его оценивали в предыдущей школе (возможно, там откроется причина). Так же необходимо обратиться к психологу, чтобы тот помог облегчить проблемы адаптации ребёнка к новому классу, к другим детям. Кроме того, с остальным классом необходимо обговорить то, чтобы они не дразнили плачущего мальчика, понимали и помогали ему. Так же необходимо разбивать сложные задания на маленькие, дозировать нагрузку на ребёнка, замечать малейшие успехи в деятельности. ать почувствовать ребенку свою состоятельность, создавать ситуации успеха.--Светлана Потрубач 12:36, 3 мая 2010 (UTC)

  • Проблема: ребенок при просьбе выйти к доске не идет, и после этого на уроке не выполняет задание. Программа поддержки: индивидуальная беседа с ребенком. Возможно выяснится, что ребенок боится выходить к доске и отвечать перед всем классом. В этом случае необходимо давать ему отчать письменно и создавать ситуации успеха, чтобы ребенок видел свои достижения.--Чеботарева Яна







Ваше мнение о мастер-классе

Разместите здесь Ваще мнение о мастер-классе. Приобрели ли Вы новый опыт? Что было нового? Какие рекомендации по организации и проведению мастер-класса Вы предлагаете?

  • Интересно было читать мнения других людей об этой проблемы, их пути решения трудностей в воспитании таких детей, обмен опытом. Справочная информация тоже была интересна, написана доступным языком. И тема выбрана действительно актуальная.
  • Можно было бы добавить каких-то интерактивных вещей, вроде просмотра фильма или т.п.--Светлана Потрубач 10:52, 9 мая 2010 (UTC)
  • Спасибо, за мастер-класс. Проблема "трудных" детей актуальна бала, актуальна сейчас и будет актуальна всегда. Однозначно, приобретенные знания, на данном мероприятии, лягут на практическую деятельность (за это и спасибо). Различные классификации расширяют познание проблемы и позволяют не останавливаться на раскрытие перспектив и эффективности деятельности. Рекомендации? Может добавить больше интерактива.--Медведев Александр 20:23, 15 мая 2010 (UTC)
  • Тема мастер-класса актуальна. Порлезная информация,доступная. Интересно было узнать мнения различных людей по данной проблеме. Полученные знания можно будет воплотить на практике.Спасибо.--Крысанова Екатерина.