Мастер-класс "День молодежи - инициативы молодых на службе Отечества"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Мастер-класс: День молодежи - инициативы молодых для инновационной России

  • Автор: Владимир Геннадьевич Игишев, Москва
  • Дата проведения: Июнь-июль 2010 года
  • Задача мастер-класса: В ходе мастер-класса предлагается обсудить возможности и ограничения реализации молодежных инициатив в нашей системе дополнительного образования, в школе, классе, временном объединении детей: находки и сложности, перспективы и противоречия, современные механизмы и технологии сопровождения данного процесса, влияние местного сообщества(родители, общественные организации) на организацию инновационной деятельности молодых людей в наших коллективах.
  • Для кого: Классные руководители, педагоги-воспитатели, социальные педагоги и родители;
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу, задаем вопросы и общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype: (адрес: vladim_nivo).

Об авторе:

Владимир Игишев - тренер - консультант в области развития персонала и гражданского образования, менеджер социальных и образовательных проектов и программ, реализуемых НКО, бизнесом и государством. В активе - разработка и внедрение таких проектов как «Школа молодого лидера» - создание региональной системы довузовской подготовки государственных и муниципальных служащих, Детско-юношеский парламент Томской области, «Будущее УРАЛСИБа» - унификация процессов подбора персонала на конвейерные позиции ФК УРАЛСИБ, «Стратегия Успеха» - теоретическое обоснование, разработка и внедрение социально-ориентированной программы по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей-сирот, их успешной адаптации в обществе, участие в разработке программы стратегического развития частного благотворительного Фонда, Томского городского Дворца творчества детей и молодежи.

Авторский блог "Неформальное образование и социализация молодежи", на страницах которого можно найти материалы, посвященные вопросам управления командой и проектной деятельности.

Определения и назначения:

  • Инновационный потенциал молодежи - готовность проектировать изменения в сфере мысли или деятельности, имеющие целью перемены действительных обстоятельств жизни людей - независимо от направленности, масштабов и последствий таких перемен.
  • Только переход от традиционого образования к инновационному обеспечит развитие инновационного мышления учащихся

Инновационное обучение

  • Поддержка инициатив учащихся через развитие системы самоуправления в учреждниях образования

Детское самоуправление необходимо для того, учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не только специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. из Положения о школьном самоуправлении МОУ "Муслюмовская ООШ"

  • Принципы школьного самоуправления:(В.И.Бочкарев «Ученическое самоуправление в школе»)

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии;

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения;

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.


  • "Умение организовать работу команды — это достижение выдающихся результатов силами обычных сотрудников" (людей, одноклассников, соратников, друзей - В.Г.) Kjell Nordström, Funky Business


Проблемное поле:

«... Мы должны превращать инновации, как некую общую модель, в набор патентов, в набор авторских решений, в набор «ноу-хау», которые имеют прямое распространение на практике, тогда это будет работать. Иначе это так и будет просто красивым заграничным словом, бессмысленным и от этого вызывающим раздражение и у бизнеса, и у молодежи в целом»

Президент РФ Д.А.Медведев.

Зворыкинский инновационный проект – программа Федерального агентства по делам молодежи: "На данный момент мы вынуждены констатировать тот факт, что в нашей стране отдельные инновации давно потеряли свою актуальность, а инновационная система в целом не сложилась. Инновационный проект в России не в чести. Это подтверждает хотя бы то, что доля инноваций в экономике страны составляет всего 3%. Общественные установки в отношении ноу-хау и инновационного развития очень слабые. Деловых людей не интересуют новые идеи, потому они предпочитают создавать бизнес, который бы работал по менее рискованной схеме – например, перепродажа недвижимости или товаров. В стране если и существуют заказчики, которых могут заинтересовать инновации, то их нельзя назвать достаточно крупными, чтобы данные инновации были массово воплощены в жизнь. И что уж говорить о крупных национальных корпорациях, которые в производстве своей продукции используют инновации и ноу-хау. Мы не будем говорить сейчас о Европе или США, где инновации ценят, и которые бы могли стать примером. Ведь у нас есть собственные инновационные традиции и стандарты, которые позволяют нам широкомасштабно использовать инновации в экономическом процессе. А главное – у нас есть очень талантливые и изобретательные люди, которые ежеминутно генерируют новые идеи. Но, увы, пока мы можем говорить лишь о том, что инновационная инфраструктура, в которую традиционно входят ведомственные и академические институты, исследовательские центры и университеты, предприятия и технопарки, даже на 50% не отвечает тому уровню, в котором нуждается современная инновационная отрасль.

Но не всё так плохо, как это может показаться на первый взгляд. Российская экономика медленно, но уверенно движется к инновационной составляющей и, возможно, достаточно скоро сможет называться экономикой будущего, главные составляющие которой – инновации и инвестиции в качественно новую продукцию. Не последнюю, а, может, и определяющую роль в этом процессе играет «Зворыкинский проект» – программа, инициированная Федеральным агентством по делам молодёжи. Данный инновационный проект назван в честь Владимира Зворыкина – талантливого российского изобретателя электронных оптических приборов и телевидения. Гениального учёного знают не только в России, а его инновации во многом предопределили развитие современного мира.

Цели инновационного проекта достаточно просты – дать возможность молодым представителям интеллектуальной элиты страны реализовать свой творческий и научный потенциал и прийти к успеху и, конечно же, богатству путём коммерциализации своих инновационных проектов."

Но все начинается со школьной скамьи!


  • Занимаясь развитием самоуправления в наших учрежедниях образования - готовим инновационный прорыв в экономики завтрашнего дня!

Главные функции Совета старшеклассников: организационная, представительская, информационно-пропагандистская, методическая. В пределах этих функций Совет старшеклассников представляет школьный коллектив старшеклассников в общественных организациях, на педагогических советах, заседаниях большого Совета школы. Члены Совета участвуют в работе Совета по профилактике правонарушений. Совет старшеклассников координирует деятельность первичных коллективов (5-11е классы), разрабатывает программу деятельности первичных и школьного коллективов, организует ее реализацию, планирует и проводит различные коллективно-творческие дела, анализирует, изучает, пропагандирует опыт работы классных коллективов. Совет старшеклассников принимает решения по вопросам общественной жизни старшеклассников школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов и выборов, различных школьных мероприятий: концертов, конкурсов, соревнований, вечеров, Дней здоровья и т.д.

  • Ключевая проблема – сделать ребенка уже сейчас активным участником, субъектом образовательного и развивающего процесса в школе, с тем, чтобы завтра он смог этот процесс организовать и возглавить сам.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. (Реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление)

Как поддержать инновационную активность молодежи? Размышляем вместе:

*Нормативно-правовые основы деятельности органов ученического самоуправления

- Законодательная база школьного самоуправления

*Функции школьного самоуправления:(В.И.Бочкарев «Ученическое самоуправление в школе»)

  1. информационного центра в школе, объединяя в своем составе педагогов, учащихся и родителей, школьный совет объективно способен вбирать в себя значительный объем информации, при целесообразной организации сбора, обработки и анализа этой информации;
  2. механизм выявления и обмена мнениями членов школьного «микросоциума» по важнейшим направлениям функционирования школы;
  3. инструмент объективной экспертной оценки различных проектов и идей перестройки образовательного процесса в школе.;
  4. средства достижения согласия членов школьного сообщества по обсуждаемым вопросам;
  5. субъекта интеграции общественной и государственной форм управления школой;
  6. механизма координации деятельности, организации взаимодействия всех школьных коллективов и объединений взрослых и детей;
  7. органа совместного управления (соуправления) педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью школы;
  8. эффективного инструмента демократизации школьной жизни;
  9. средства гуманизации и гармонизации взаимоотношений в школе педагогов, учащихся и родителей;
  10. субъекта совершенствования образовательного процесса в школе;
  11. школы социализации учащихся;
  12. механизма привлечения в помощь школе сил и средств физических и юридичеких лиц;
  13. субъекта законотворческой деятельности в школе;
  14. субъекта взаимодействия школы с вышестоящими и иными государственными и общественными органами и организациями.

* Ученическое самоуправление в классах

Обсуждение:

*Школьное ученическое самоуправление

Обсуждение:

*Социальное партнерство в образовании ради поддержки инициатив молодежи

Обсуждение: Вопросы:

  1. Как вы понимаете термин "социальное партнерство" в школе?
  2. Назовите основные принципы социального партнерства.
  3. Что означает термин "партнерское мышление"?


Что такое инновация? Как поддержать и развить проект инициативной группы млодежи, занимающейся инновациями?

Обсуждение:

  1. Как вы понимаете термин инновация?

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

  1. Какие виды инновационой деятельности вы можете назвать, характерных для молодежных объединений в системе дополнительного образования?
  2. Какие ресурсы есть у системы дополнительного образования детей и молодежи, которые могли бы развить инновационную активность молодежных творческих объединений.



Банк идей

Что узнали интересного в ходе мастер-класса. Разместите своё мнение