Мастер-класс "Какой красивый Я"

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Мастер-класс «Какой красивый Я»

  • Авторы: Ковтунова Ольга Матвеевна, Ковтунова Алла Николаевна, Екатеринбург
  • Дата проведения: 14-21 октября 2009 года
  • Цель мастер-класса: создание портфолио для организации профилактики бьюти-зависимости у подростков
  • Для кого: родителей,классных руководителей,социальных педагогов, психологов и всех тех, кто планирует участвовать в работе по профилактике бьюти-зависимости у современных подростков

Об авторах

Ковтунова Ольга Матвеевна - канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета

Ковтунова Алла Николаевна - канд. пед. наук, доцент кафедры истории и теории социальной работы Уральского государственного педагогического университета

Участники:

Коростелева Евгения,студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Кужлева Анна, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Несытых Марина, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Загитова Юлия, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Григоркина Полина Сергеевна, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Аржанников Никита Сергеевич, студент Института социального образования (г. Екатеринбург)

Кузнецова Алевтина, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Шестакова Ольга, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Ландыш Газизуллина, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Илюшина Светлана Владимировна, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Колесников Максим, студент Института социального образования (г. Екатеринбург)

Шарипова Гульнур, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Балабанова Любовь, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Подольская Екатерина, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Баринова Лина, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Маурина Анастасия, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Червякова Татьяна, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Свалова Ирина, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Никонова Надежда, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Куриляк Анастасия, студентка Института социального образования (г. Екатеринбург)

Тема 1. Бьюти-зависимость. Виды бьюти-зависимости

Зависимость от телесной красоты (beauty addiction) – проблема 21 века, о которой сегодня всерьез говорят многие специалисты (психологи, врачи, педагоги).

К бьюти-зависимым относят людей, которые:

  • испытывают панический ужас при одной только мысли о возможности поправиться, появиться без макияжа, постареть;
  • безо всякой реальной необходимости агрессивно исправляют свою внешность;
  • болезненно подражают своим кумирам из бомонда или «соперничают» с ними;
  • тратят чрезмерное количество времени, денег и сил на пребывание в модных магазинах, салонах красоты, фитнес-клубах и т.д.

По мнению экспертов, ею сегодня страдают треть девушек и около 15% юношей.

У некоторых наблюдается лишь одна болезненная зависимость, у других -весь их комплекс.

Бьюти-аддикция делится на несколько видов:

Анорексия - навязчивая идея стать максимально худым. Отказ от пищи, вплоть до полного, экзотические диеты могут вызвать серьезные нарушения обмена веществ. В итоге наблюдается отвращение к еде, болезненное истощение, сбои в работе гормональной системы, что может привести к смерти. Чаще страдают девочки и девушки 14-20 лет.

Танорексия – маниакальное пристрастие к загару. Эту болезнь создали безнесмены в области аналогичных услуг, модные журналы и продавцы оборудования для соляриев. Страдают лица обоего пола 18-35 лет. Круглогодичный загар считается не только красивым, но и говорит о принадлежности его "носителя" к избранному обществу богатых и успешных. Чрезмерный загар приводит к преждевременному старению кожи, различным кожным заболеваниям, а также может привести к развитию рака кожи, особенно в возрасте 14-25 лет.

Мейкапмания - чрезмерное пристрастие к декоративной косметике, особенно подвержены ему девушки 15-18 лет. Как правило, девушки, стремящиеся походить на моделей из модных журналов по актуальному макияжу, посещающие салоны декоративной косметики, тратящие много денег и времени на сложную "боевую раскраску", не получают того эффекта, на который рассчитывают, и вновь и вновь обращаются к данным средствам. Стоит им оказаться на людях без макияжа, у них портится настроение, возникает паника, может даже развиться истерика. Для успокоения им требуется сложный мейк-ап по всем правилам.

Юномания - зависимость от пластических и других радикальных методов омоложения и совершенствования лица с помощью инъекций ботокса, лифтинга, липосакции. Этим чаще страдают женщины более старших возрастов, но в последнее время наблюдается омоложение зависимой категории. Эти девушки вначале выражают недовольство формами лица, груди и фигуры, затем прибегают к оперативным методам его совершенствования. Оперативное вмешательство особо пагубно влияет не только на здоровье девушки, но и осложняет ее будущее материнство.

Фитнесмания - чрезмерные занятия в фитнес-центрах или спортклубах. Испытывающие данное болезненное пристрастие испытывают маниакальную потребность в тренировках. По наблюдениям тренеров, среди юных посетителей любого спортклуба таких около 5%. Группа риска - как юноши, так и девушки в возрасте 14-15 лет.


Задания для участников мастер класса:

  • Докажите, что проблема бьюти-зависимости актуальна для современности, по значимости не уступает другим видам зависимости
  • Сформулируйте понятие бьюти-зависимости, назовите ее основные виды. Возможно ли выделить еще какие-либо виды бьюти-зависимости?
  • Перечислите признаки, по которым можно отличить естественное желание девочки-девушки быть красивой от болезненной зависимости от средств искусственной красоты
  • Выскажите свое мнение по вопросу: "Существует ли прямая зависимость успеха от красоты?" Приведите пример известных людей, достигших успеха отнюдь не благодаря яркой внешности


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Привлекательным людям легче живется на этом свете. Им больше верят, больше платят, их больше любят. Но в тоже время история пестрит примерами людей которые добились успехов в карьере, отнюдь не за красивую внешность – Юрий Никулин, Арнольд Шварцнегер и другие --Svetil91 11:50, 28 октября 2009 (UTC)}

На мой взгляд, можно выделить следующие признаки, по которым можно отличить естественное желание девочки-девушки быть красивой от болезненной зависимости от средств искусственной красоты: -желание быть красивой; -следить за фигурой, занимаясь спортом; -следить за питанием (есть здоровую пищу); -стремление производить положительное впечатление на окружающих людей своим внешним видом. --Газизуллина Ландыш 11:54, 28 октября 2009 (UTC)

Бьюти – зависимость- стремление к некому идеалу красоты, несмотря на последствия для здоровья.--Любаша 11:45, 28 октября 2009 (UTC)|Головина Елена

Для России, я считаю, эта проблема актуальна меньше, чем алкоголизм, например. Вообще, бьюти-зависимость чаще характерна для девочек – подростков, и в принципе для женского населения, ведь в данное время озабоченность своей внешностью в разы больше чем, например, у наших бабушек. Неуверенность, неприятие себя таким, какой ты есть – это причины бьюти-зависимости. Также все проблемы связанные с зависимостью чаще всего – это отсутствие силы воли, внутреннего стержня и уверенности в себе. --Григоркина Полина 12:00, 28 октября 2009 (UTC)


Тема 2. Причины и последствия бьюти-зависимости у подростков

Причины бьюти-зависимости можно разделить на 3 основные группы:

  • социальные (зависимость от мнения окружающих, стремление обратить на себя их внимание, желание быть «как все», недостаток внимания и любви);
  • психологические (повышенная потребность в похвале, неуверенность в себе, мнительность, чувство собственного несовершенства, неудовлетворенность собой и окружающими, комплексы);
  • материальные (возможность позволить себе траты крупных сумм на одежду, вспомогательные средства для похудения (тренажеры, спецпродукты, лекарства, фитнес), пластические операции).


Бьюти-зависимость может привести к следующим последствиям:

  • целью жизни становится изменение внешности. Именно внешность становится единственным и вполне достаточным критерием для получения жизненных благ;
  • полная сосредоточенность в мыслях и поступках на собственной внешности;
  • отсутствие внимания к реальным психологическим проблемам и неадекватность в общении с людьми;
  • активное недовольство своей внешностью, постоянное стремление видоизменить свою внешность в ущерб другим сторонам жизни;
  • жесткость и агрессивность по отношению к своей внешности (неадекватные физические нагрузки и пищевые ущемления);
  • неоправданная трата времени и денег на изменение внешности;
  • ухудшение здоровья, физиологические и психические нарушения.


Задания для участников мастер класса:

  • Перечислите причины, приводящие к бьюти-зависимости у подростков
  • Обозначьте наиболее серьезные последствия бьюти-зависимости подростков
  • Выскажите мнение в отношении того, насколько сильно влияние производителей модной одежды и товаров для красоты на формирование бьюти-зависимости у современных подростков. Предложите меры, позволяющие ограничить это влияние.


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

В наше время, когда миром правит красота, успеть за модой очень сложно и не всегда нужно. Но поколение "Next", т.е. подростки умудряються поспеть за ней. Познавая красоту через выражение себя, они отражают окружающий мир. Например, тинейджер, который одевается ярко, пёстро,независимо от пола и возраста, наносит на себя броский макияж, выражает самого себя, свою неповторимость и индивидуальность. Это было и будет всегда, но где же грань между красотой и реальностью самовыражения? Эту грань не могут показать родители и учителя, это должен осознать сам подросток,когда пройдёт пубертатный период. Но при этом мы как будущие преподаватели, являемся наставниками, которые могут направить подростковую бьюти-активность в нужное(правильное) русло. Исходя из этого,можно предложить следующие пути воздействия на подростков: создание интернет-сайтов посвещённых адекватному применению косметики и одежды, и их популяризация среди молодёжи; проведение конференций и круглых столов по моде (это будет интерестно и увлекательно для молодого поколения);создание журнала или газеты на базе школ самими учащимися, охватывающая интересующие их темы. Шарипова Гульнур и Колесников Максим

Новый вид психической зависимости - бьюти-зависимость. то есть зависимость от телесной красоты. По мнению экспертов, ею страдают многие люди, и подростки в том числе. существует много причин, приводящих к этой зависимости. я хочу выделить некоторые из них, как более значимые. Во-первых, это неудовлетворение своей внешностью. Большинство подростков просто бредят сменить свою внешность, с помощью хирургического или другого вмешательства. Во-вторых это не понимание подростков, их взглядов, со стороны сверстников, родителей, преподавателей и других окружающих. в-третьих это маниакальное желание быть лучше других, перерастающее в зависимость. ПО моему мнению, это основные причины. их, конечно, намного больше. в каждой конкретной ситуации свои причины и последствия но почему же подростки впадают зависимость именно к красоте, а не к алкоголю, наркотикам? я считаю, что подростки хотят самоутвердиться, показать что они лучше. спортзалы, салоны красоты и косметологические клиники помогают нам стать красивее и привлекательнее. гавное - научиться радоваться каждому шагу, каждому маленькому успеху, научиться говорить: " да это лучше!" вместо : " нет, это по- прежнему никуда не годится!" тогда и жизнь покажется прекрасной.

--Григоркина Полина 12:07, 28 октября 2009 (UTC)

Последствия анорексии - истощение психики и организма, сбои в гармональной и прочих систем, Также в некоторых случаях возможен летальный исход. При булимии - истощение организма, нарушение обмена веществ. Татуирование и шрамирование - травмирование кожного покрова. Танорексия - травмирование кожного покрова, преждевременное старение кожи, Повышение риска развития рака кожи. Мейкап- мания - снижение самооценки своей истинной натуры, повышается риск к раздражению кожи. Юномания - повреждение кожи, при пластических операциях организм может не принять инородный материал. --Юля201 12:04, 28 октября 2009 (UTC)

Я хочу дополнить список жертв бьюти-зависимости теми именами, о которых я слышала. Среди них Майкл Джексон, который перенес огромное количество пластических операций, чтобы исправить недостатки своей внешности. Известная актриса Элизабет Тейлор, которая страдает юноманией. Голливудские актрисы Дженифер Энистон и Кристина Риччи, которые перенесли болезнь анарексии. Донателла Версаче, которая долгое время страдала танорексией и зависимостью от косметики.--Svetil91 12:05, 28 октября 2009 (UTC)


Тема 3. Основные этапы организации работы по профилактике бьюти-зависимости подростков

Социальная профилактика - комплекс мер, направленных на выявление, ограничение или устранение причин возникновения бьюти-зависимости подростков.

Виды социальной профилактики:

  • первичная - это предотвращение аддиктивного (зависимого)поведения подростков.
  • вторичная - предотвращение рецидивов после избавления от бьюти-зависимости на ранней стадии.
  • третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.


Профилактическая работа с подростками включает 5 основных этапов:

Этап 1. Диагностика

Содержание этапа: выявление уровня самооценки ребенка, степени его автономности, определению его ценностных ориентаций, идеалов, привязанностей, представлений о красоте.


Этап 2. Целеполагание

Содержание этапа: определение конкретных целей и задач предупреждения бьюти-зависимости у подростка, составление перечня конкретных действий.


Этап 3. Планирование

Содержание этапа: определение очередности реализации намеченных мероприятий и ресурсов (кадровых, временных,информационных, материальных, финансовых)


Этап 4. Реализация

Содержание этапа: Реализация поставленной цели и задач в деятельности


Этап 5. Рефлексия

Содержание этапа: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми


Задания для участников мастер класса:

  • Познакомьтесь с примерами мероприятий, направленных на профилактику бьюти-зависимости. Выскажите свое мнение относительно их эффективности.
  • Дополните эту страницу собственными примерами.
  • Изучите советы различных специалистов по работе с подростками, подверженными бьюти-зависимости. По возможности, дополните их своими рекомендациями.
  • Предложите технологию профилактики конкретных видов бьюти-зависимости (анорексии, танорексии, майкапмании и др.)


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Нужно работать над повышением самооценки у подростка, тогда он не будет прибегать к радикальным методом изменения своей внешности. Но только этого недостаточно, это проблема должна еще решаться на государственном уровне. (освещать эту проблуму в СМИ, освещать на уроках в образовательных учреждениях)--Танюша+) 11:55, 28 октября 2009 (UTC)

прежде всего, мне кажется, что родителям нельзя говорить своим детям о их недостатках во внешности, это одна из причин, которая подталкивает подростков к изменению внешнего вида. Так же важно проведение классных часов в образовательных учреждениях на тему бьюти-зависимости, при этом важно показывать фотоматериалы, отражающие последствия такой зависимости. --Кузнецова Алевтина 11:43, 28 октября 2009 (UTC)


С целью профилактики фитнесмании сначала у человека нужно узнать с какой целью он посещает определенный фитнес-центр. Затем оповестить посетителя о определенных нагрузках, как они влияют на организм при определенном количестве проведенного времени. Так же тренерам нужно давать определенные консультации, помогать балансировать нагрузки, убеждать в том, что чрезмерные тренировки могут пагубно сказаться на здоровье посетителя.--Геша 11:40, 28 октября 2009 (UTC)

профилактика танорексии - На мой взгляд человека в первую очередь нужно уверить в том что он действительно красив, во-вторых он должен знать обо всех последствиях нездорового пристрастия к загару: старение кожи, злокачественная меланома (самая опасная форма рака кожи),обезвоживание кожного покрова. Профилактическую работу следует проводить, начиная с 3-6 класса, так как психика ребёнка слишком восприимчива к внешним факторам, чем раньше педагоги и родители начнут содействовать повышению самооценки ребёнка, тем проще им будет работать с ним в подростковом возрасте. Помимо этого красивый равномерный загар можно получить благодоря продуктам. Например, богатым бета-каротином моркови и абрикосами. --Натёна 11:51, 28 октября 2009 (UTC)

несколько простых методов по профилактике танорексии: 1)Говорите побольше комлиментов человеку о его естественной красоте 2)Приведите в пример известного человека, который умеет пользоваться своей естественной красотой 3)Покажите на примерах людей, страдающих этим заболеванием и это явно не вызовет никакого восторга 4)Донести информацию о том, что это приводит к раковым заболеваниям кожи и преждевременному старению её. Люди! Задумайтесь о своём здоровье и научитесь принимать свое тело таким, какое оно есть!!!!!!--АннаМарина 12:03, 28 октября 2009 (UTC)


Тема 4. Методы диагностики бьюти-зависимости подростков

Социальная диагностика - полный процесс исследования общественного явления с целью обнаружения, распознавания и исследования причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальная диагностика основана на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

  • предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  • проведение общей диагностики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  • проведение специальной диагностики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
  • формулирование социального диагноза.

Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере.


Методы диагностики бьюти-зависимости можно разделить на несколько групп:

  • психологические (тестирование)
  • педагогические (наблюдение, анализ результатов деятельности, педагогическая экспертиза)
  • социологические (опросы - анкетирование, интервьюирование, беседа)


Задания для участников мастер класса:

  • Изучите инструментарий для диагностики бьюти-зависимости подростков:

Проективная методика "Автопортрет"

Самоактуализационный тест САТ

Методика определения уровня самооценки личности

Методика диагностики агрессивности

Методика диагностики межличностных отношений

Методика самооценки психических состояний

  • Укажите, какие еще методики могут быть использованы для диагностики бьюти-зависимости подростков.
  • Используя сетевые инструменты, разработайте форму анкеты, направленной на диагностику бьюти-зависимости у подростков.

Выскажите своё мнение или задайте вопрос:


Тема 5. Опыт осуществления профилактики бьюти-зависимости подростков

Задания для участников мастер класса:

  • Во Франции разработан закон о запрете пропаганды нездоровой худобы, включая изображения истощенных моделей и рекламу жестких диет. Соответствующие ограничения будут накладываться на СМИ, телепрограммы и интернет-сайты. Закон предлагает карать рекламу изнуряющих диет и чрезмерной худобы крупными штрафами и тюремным заключением. Как Вы относитесь к такой попытке законодательного ограничения пропаганды нездоровых идеалов красоты?
  • Оцените опыт студентов Института социального образования по созданию информационного послания о последствиях бьюти-зависимости подростков.
  • Опишите собственный опыт организации профилактической работы в данном направлении (или планируемое мероприятие).


Выскажите своё мнение или задайте вопрос:

Подобные ограничения для СМИ считаю оправданными, интернет и реклама влияют на идеальный образ, к которому стремятся бьюти-зависимые люди. И если сформировать адекватные представления о человеческой красоте, то зависимость не будет наносить весомый вред здоровью. У людей повысится самооценка, они смогут любоваться своим телом без его деформаций. Информирование населения о возможных последствиях бьюти-зависимости я считаю недостаточно эффективным. Как правило, люди, страдающие зависимостью, считают, что негативные последствия их не коснутся, считают, что могут остановиться вовремя, либо их убеждение в своей "неидеальной" внешности намного сильнее, чем страх перед возможной угрозой здоровью.--Женя201 11:53, 28 октября 2009 (UTC)

Источники по теме мастер-класса

Литература

  • Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  • Котляров, А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый / А.В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006


Адреса сайтов


Задайте свои вопросы:

Чем был полезен мастер-класс. Разместите свои мнения