Формирование команды проекта - основные направления деятельности. Размышления вслух:
Знакомство команды проекта друг с другом начинается с тренингов на знакомство, которые могут проходить в формате разыгрывания ролевых ситуаций, «веревочных курсов», "коммуникативных игрушек"...
Предложите свои варианты или задайте вопрос:
- В каких случаях нужно проводить тренинги на знакомства - когда проект уже есть или когда есть только ученический коллектив, планирующий проектную деятельность? (Петр, г. Москва)
В.Г. Ответ: Спасибо за вопрос. Тренинги на знакомство нужны в самом начале пути жизнедеятельности коллектива: в начале учебного года, например, или когда произошло слияние коллектива. Важно, чтобы коллектив был готов к проектной деятельности, а не тратил время на создание условий для совместимости, когда нужно быстро принимать решения. Часто проекты выполняются малыми сборными проектными группами из состава ученического коллектива, и тогда выделяется время на командообразование: распределение ролей, создание деловой атмосферы, принятие регламентов и т.д. для этой группы проекта. Все зависит от ситуации, в которой выполняется проект.
- Мнение: мне кажется, что использование тренингов на знакомство возможно и в ситуации, когда коллектив уже знаком. Просто нужно понимать уровень знакомства. Также очень полезны упражнения - ледоколы Ирина Зыкова
В.Г.:' Справедливо. Для развития коллектива всегда можно применять технологии игрового моделирования или тренинги на сплочение, и сделать это традиционными делами коллектива, как "День класса", "День именинника", "Золотая осень" и т.д.
Осмысление и принятие миссии, целей и задач проекта проектной командой может проходить в форме мозгового штурма, организационно-деятельностных игр, технологии «SWOT-анализ»...
Предложите свои варианты или задайте вопрос:
Самоидентификация и распределение ролей в команде происходит с помощью применения техник игрового моделирования ситуаций, в которых будут раскрыты возможности членов команды и готовность к выполнению тех или иных обязанностей и функций, составление карты компетентности своей команды, заполнения "матрицы ответственности", ...
Предложите свои варианты или задайте вопрос:
В.Г.: Ирина, а можете привести примеры логических задач?'
Выработка правила и норм коммуникаций и способов разрешения конфликтов в команде проекта с помощью технологий: «Полет на Луну», "Командный договор", внедрения принципа "выиграть-выиграть", построения плана коммуникаций...
Предложите свои варианты или задайте вопрос:
- А может Конституция класса приниматься в ходе тренинга на командообразование? (Иван, г. Нижний Новгород)
В.Г. Спасибо за вопрос, Иван. Не только может, но и должна, так как в ходе тренинга на командообразование и происходит общественный договор о том, какие нормы и правила будут регламентировать нашу жизнь в команде. Что нам будет помогать выстраивать отношения, а что будет мешать и от чего мы обязательно откажемся! Вот пример такого договора:
- обсуждать рабочие вопросы только внутри команды;
- дать каждому равные возможности для участия в работе команды;
- уметь выслушать собеседника и применять это умение на практике;
- принимать обоснованные решения, если это возможно;
- перед тем как принять решение, выслушать всех членов команды;
- перед тем как принять решение или дать ответ, стараться понять интересы и желания всех заинтересованных сторон;
- начинать и заканчивать собрания вовремя;
- приходить на собрание подготовленными.
Система обратной связи и оценка деятельности участников проекта может сложиться из следующих инструментов, о которых необходимо договориться в начале пути: анкетирование, опрос "360 градусов", ...
Предложите свои варианты или задайте вопрос:
- принятием правил обратной связи, например, создание, блога или ВИКИ-страницы проекта... Ирина Зыкова
- ...
- ...
|