Мастер-класс Как быть когда не знаешь как себя вести

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск


Мастер-класс для педагогов: Как быть, когда не знаешь, как себя вести

Конфликты в школе остаются одной из центральных проблем. Проблема «Агрессивные дети» особенно актуальна в системе «подросток-педагог».

Как себя вести, когда подросток "хамит" на уроке, кидает по классу различные предметы (пенал, ручки, портфель, тетради и т.д.), проявляет вербальную и физическую агрессию к одноклассникам?

В ходе мастер-класса мы с вами рассмотрим различные проявления агрессивного поведения личности подростка и постараемся вооружиться стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным, эффективным и позитивным.

  • Задачи мастер-класса:
  1. Информирование об особенностях проявления и обсуждение причин агрессивного поведения подростков на уроке
  2. Составление "банка" конфликтных ситуаций из практики учителя и идей по стратегиям и тактикам реагирования в ситуации агрессивного поведения подростка на уроке
  3. Совместное определение “возможных ошибок” и способов решения проблемы отреагирования агрессивного поведения подростков на уроке
  4. Проигрывание основных техник и приемов реагирования в ситуации агрессивного поведения подростков
  • Для кого: для учителей - предметников и всех, кто сталкивается с проблемой подростковой агрессивности
  • Как принять участие:
  1. С 15 ноября регистрируемся на странице мастер-класса в качестве его участников: тем, кто еще не знаком с ресурсом, необходимо пройти регистрацию на сайте СоцОбраз. Для этого в верхнем правом углу любой страницы нажмите ссылку Представиться/зарегистрироваться. Если у Вас еще нет регистрации в сети СОцОбраз, нажмите ссылку Создать учетную запись. В открывшейся странице Вам необходимо заполнить поля форм. Имя участника - то имя, под которым Ваш вклад будет фиксироваться системой. Рекомендуем вводить фамилию и имя. После заполнения всех полей, нажмите Зарегистрировать нового участника. Более подробное описание в 12 шагов навстречу wiki.iot
  2. с 15 по 19 ноября запросить установить Skype-контакт с одним из ведущих мастер-класса. Если вы еще не пользовались сервисом Skype для on-line общения, то необходимо установить эту бесплатную программу на свой компьютер. После установки и регистрации в Skype, надо через функцию "Добавить контакт" ввести в строку поиска скайп-имя одного из ведущих (nadenkab, olgadwir, vtn1974) и запросить установить контакт.
  3. Принять участие в общем скайп-чате:
  • 25 ноября в 15.00 мск.
  • 1 декабря 2010 г., 15.00 мск
  • 8 декабря 2010 г., 15.00 мск

О ведущих:

Двирная Ольга Владимировнапедагог-психолог КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", Красноярский край, г.Железногорскolga.dwir@yandex.ru Skype - контакт olgadwir
Васильева Татьяна Николаевнапедагог-психолог Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, г.Астрахань t.n.vas@inbox.ruSkype - контакт vtn1974
Болсуновская Надежда Александровнапсихолог-методист городского центра диагностики и консультирования №7 г.Красноярск, руководитель сетевого методического объединения психологов образования РФbolsunovskayan@gmail.comSkype - контакт nadenkab

Участники

Чтобы принять участие в мастер-классе, внесите себя в список участников (если Вы еще не зарегистрированы, то познакомьтесь с информацией как это сделать здесь... Успехов!)

При регистрации указываем: ФИО, должность, место работы, населенный пункт (регион), e-mail

  • Для того чтобы внести себя в число участников:- авторизуйтесь (в правом вехнем углу страницы нажимаем: Представиться/зарегистрироваться, вводим логин и пароль); - нажмите ссылку "Править" справа от названия "Участники"; - в открывшейся области вводим ваш текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу".
Казнина Антонина Ивановнаметодистгородской информационно-методический центрг. Владимирkaznina.ant@yandex.ru
Коршунова Елена Николаевна...педагог дополнительного образования...МОУ ДОДиМ Центр внешкольной работы "Ровесник"...Саратовская область, г. Петровск...lena20111969@yandex.ru...
Панова Елена Станиславовназаместитель директора по УВР, учитель биологии МОУ СОШ № 147Свердловская область, г.Екатеринбургlena-piligrim@yandex.ru
Бушуев Вадим Викторовичучитель географииГОУ СОШ №129г. Санкт-Петербургvadbush01111970@mail.ru
Кузьменко Нэля Николаевнаучитель географииКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаг. Железногорск, Красноярского краяsiyanie_severa@list.ru
Чуркова Галина Сергеевнаучитель математикиКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа"Красноярский край, г. Железногорскgalina.tchurckova@yandex.ru
Ширяева Галина Викторовнаучитель руского языка и литературыКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г. Железногорскpaar@list.ru
Дуюнова Аннапедагог-психологМОУ гимназия №77 г.о.Тольяттиanna-duyunova@ya.ru
Бондаренко Светлана ВасильевнаУчитель математикиКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г.Железногорскswetabonda@yandex.ru
Летягин Дмитрий ОлеговичУчитель ЛФК и ОБЖКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г.Железногорскkras87@mail.ru
Кузнецова Елена Олеговнаучитель изобразительного искусстваКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г.Железногорск elkuznetsowa@yandex.ru
Терещенко Ирина Михайловнапедагог-психологКодинская школа №3Красноярский край,г.КодинскIrinaKodinsk@yandex.ru
Фиалковская Оксана Александровнаучитель физикиМОУ СОШ № 30г.Астраханьoksanafia@mail.ru
Матвиенко Наталья Сергеевнаучитель начальных классовКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа Красноярский край, г.Железногорск alchi26@mail.ru
Мулдагалиева Гульжан Бисембаевнаучитель историиМОУ СОШ№1Астраханская обл.п.Володарский...
Швецова Ирина Юрьевна психологОГУЗ "НД" ДПОАстраханьshve-irina(собака)yandex.ru
Левченко Марианна Ивановнаучитель русского языка и литературыКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школаКрасноярский край, г.Железногорск Lewchencko.marya@yandex.ru
Любовь Павловна Макова, Надежда Павловна Кузьмина педагог-психолог, куратор начальной школы (зам.директора) МОУ СОШ №34 г.Владимир nadmakova@yandex.ru, zhi-lyubov@yandex.ru
Крапивницкая Ирина Николаевнаучитель физики, математики, информатики и ИКТМОУ Нижневедугская СОШВоронежская областьkrapivnitsckaya.irina@yandex.ru
Субботина Ирина Николаевнаучитель русского языка и литературыКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа"Красноярский край г. Железногорскira_subbota@list.ru
Калугин Юрий Николаевичучитель технологииМОУ «СОШ с. Ириновка Новобурасского района Саратовской области»с.Ириновкаyurii@mail333.com.
Бережнова Елена Алексеевнапедагог-организаторМОУ "Гимназия № 13" г. Магаданadara_@mail.ru
Ольга Алексеевна Бугаеваучитель математикиМОУ Воробьевская СОШс.Воробьевкаoabugaeva@yandex.ru
Беляева Татьяна Васильевна..учитель физики, математики, ОБЖ...МОУ "Высокоярская сош ....c. Высокий Яр Бакчарский район Томская область....b.tatyana62@mail.ru
Грачева Елена Ивановнаучитель истории и обществознания МОУ "СОШ с. Усть-Курдюм Саратовский р-н,Саратовская обл." Саратовская обл.grachela68@mail.ru
Толстикова Ольга Леонидовнаучитель математикиМОУ "СОШ №16 г. Йошкар-Олы"Республика Марий Элuspeshnay62@mail.ru
Шатрова Наталья Сергеевнапедагог - психологМОУ " Дедовичская СОШ №2"п. Дедовичи Псковская обл.SchaNS08@yandex.ru
Гнедко Павел АлександровичПедагог-психологАИПКПАстраханьpawel_gnedko@mail.ru
Веселова Марина Ивановнаучитель музыкиКГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа"Красноярский край, г.ЖелезногорскVesmar@list.ru
Лежнина Марина Александровнаучитель информатикиМОУ "Лучановская СОШ"Томская областьm_lezhnina@list.ru
Шамаева Любовь Александровнапедагог-психологМДОУ ЦРР- детский сад № 100Владимирская область, г.Владимирlyubow.shamaeva@yandex.ru
Петрова Елена Викторовнаучитель биологии, педагог-психологМОУ Жердевская СОШ №2г. Жердевка, Тамбовская обл.elen_petrova_vik@mail.ru
Муллаярова Мария Александровнаметодист, преподаватель физикиГОУ СПО СО "Карпинский машиностроительный техникум"г. Карпинск, Свердловская область
Стеченко Александра Анатольевна учитель физической культурыМОУ "СОШ п.Горный"Саратовская областьste4enko2010@yandex.ru
Титова Людмила Валентиновнаучитель обществознанияФГОУ СПО КСХТРостовская областьlvt0806@rambler.ru

Помощь в навигации по сайту:

  • Подсказка: как оформить ссылку на свою страницу:[[Участник:Жукова Н.Н|Жукова Наталия Николаевна]]Слева пишется название страницы участника, справа - какой текст хотите видеть на странице


Этап первый: Осознание проблемы

В своей педагогической практике в школе вы наверняка сталкивались с явлениями агрессивного поведения подростков на уроке. Как выглядит агрессивное поведение? Каковы характерные особенности его проявления? В какой форме проявляются агрессивные реакции? Как часто они присутствуют на уроке? Что является источником агрессивного поведения подростков на уроке? Как необходимо реагировать на агрессивное поведение подростков? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ в ходе прохождения всех этапов нашего мастер-класса.

А в рамках самого первого этапа мы составим "портрет" агрессивного подростка, со всеми присущими ему качествами, свойствами характера, проявлениями и особенностями поведения. Разобраться в том, что такое агрессивность, какие виды агрессии бывают, вам поможет специально подготовленная видеопрезентация

Что надо будет сделать?

Из своего опыта работы с агрессивными детьми составляем коллективный портрет "агрессивного ребенка" (для того, чтобы написать свой ответ: нажмите ссылку "Править" справа от названия "Этап первый: Осознание проблемы". В открывшейся области вводим свой текст, а затем нажимаем "Сохранить страницу").


Свои подробные описания оставляем ниже (постарайтесь закончить каждое предложение и не забывайте подписать свой ответ!):

1) При общении с педагогом агрессивный подросток проявляет...

  • физическая сила,нападение,разбрасывание предметов личного пользования и одноклассников,нецензурная брань, крик, визг, враждебность к окружающим (участник: Кузьменко Нэля)
  • жесткими неизменными мнениями и установками; болезненно реагируют на малейшие неудачи --Макова 16:15, 18 ноября 2010 (UTC)
  • грубость, непослушание, отрицание чужого мнения, невыпонение общеучебных требований --(Участник: Чуркова.Г.С)
  • негативизм - желании поступать вопреки "чужой" воле учителя, упрямство, противопоставлении себя учителю как взрослому человеку (участник: Бушуев В.В.)
  • грубость,крик, упрямство, брань,отрицание и невыполнение требований учителя и коллектива (Участник Субботина И.Н.)
  • демонстративное непослушние,пренебрежнение к взрослому и коллективу, часто занимает позицию:"А что вы мне сделаете?". В общении переходит на грубость, протест, обвинения. Такие подростки очень болезненно воспринимают любое даже незначительное замечание в свой адрес, не принимают критику. За жестокостью как правило прячут обиду или личные переживания. Нередко применяют физическую силу. Так же агрессивность может проявляться в форме критических высказываний негативного характера-Бережнова Елена Алексеевна
  • Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова)Ольга Бугаева
  • От несдержанности к грубости, от злости к хамству, от повышенных тонов к крику и так далее по раскручивающейся спирали.(Участник: Ширяева Г.В.)
  • негативное отношение к окружающим, отвечает на замечания грубостью, дерзит. (Участник: Матвиенко Н.С)
  • грубость, несдержанность, импульсивность, резкость по отношению к окружающим (Участник: Бондаренко С.В.)
  • на уроке постоянно привлекает к себе внимание;вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив, груб;игнорирует указания и легко раздражается;ведет себя так, будто ищет повод к ссоре.(Участник:Грачева Елена Ивановна)
  • протест против общепринятых норм приличия (Участник:uspeshnay62)
  • грубость, нетерпимость к чужому мнению (Участник: Левченко М.И.)
  • недоброжелательность которая со временем может перейти в злобность, постоянная подозрительность и недоверие,ожидание подвоха и готовность немедленно защищать свое мнение или идти в "атаку" (участник Гнедко П.А.)
  • аутоагрессию (например может сильно ударить рукой, ногой о мебель, стену или испортить свои вещи) Наталья Шатрова
  • грубость, недовольство, протест против общепринятых норм (участник: Летягин Д.О.)
  • неуважение к личности учителя, позволяет себе в общении грубый тон, крик (участник Фиалковская О.А.)
  • несдержанность, желание во что бы то ни стало доказать свою правоту (Учатник: Веселова М.И.)
  • несдержанность, грубость, не слышит, что ему говорят ("на своей волне"), может кричать, швырять вещи,хлопнуть дверью, уйти с урока, может заплакать (участнтк: Беляева Т. В.)
  • противостояние, грубость,резкость в поведении (участник Кузнецова Е.О.)
  • острые аффективные реакции, нарушения поведения, психосоматические расстройства, реактивные состояний и пр. (Швецова И.Ю.)
  • вербальную агрессию по отношению ко всем, демонстративно-вызывающее поведение, истероидные реакции. --Петрова Елена Викторовна 14:19, 12 декабря 2010 (UTC)

2) Для агрессивного подростка характерны....

  • ненависть, обида, гнев,раздражение участник: Кузьменко Нэля)
  • более враждебно относятся к другим людям, чаще проявляют открытую или завуалированную жестокость, часто выражают недовольство окружающими--Макова 16:15, 18 ноября 2010 (UTC)
  • грубость, жестокость,неумение общаться со светстниками и взрослыми, неумение принимать критику --(Участник: Чуркова.Г.С)
  • неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, повышенная внушаемость и подражательность (участник - Бушуев В.В.)
  • раздражение, гнев, грубость, жестокость, ложь (Участник Субботина И.Н.)
  • негативизм, неадекватная реакция на замечания, уверенность в том, что все вокруг не правы, что над ним смеются, самоутверждение за счет демонстрации физической силы, неумение устанавливать коммуникативные связи -Бережнова Елена Алексеевна
  • легкая возбудимость, резкая смена настроения.Ольга Бугаева
  • несдержанность,нетерпимость к ошибкам и недостаткам других, готовность к конфликтам и даже провокационное поведение (Участник: Ширяева Г.В.)
  • неуравновешанность, импульсивность, разговор на повышенных тонах,готовность отстаивать свои "права". (Участник: Матвиенко Н.С.)
  • агрессивность: физическая, словестная, косвенная;обидчивость, негатевизм (Участник Бондаренко С.В.)
  • отсутствие чувства дистанции,стремление перекладывать ответственность на других,обычно пренебрежение учебой, бравада невыполнением обязанностей (Участник:Грачева Елена Ивановна)
  • нигилизм-полное отрицание всего (Ольга Толстикова)
  • нежелание и неумение считаться с другими, с чужим мнением, конфликтность (Участник: Левченко М.И)
  • желание во что бы то ни стало отстоять свою позицию, часто сиюминутную, стремление, часто бессознательное, доказать свою "хорошесть" пусть даже путем тотального террора ,позиция подразумевающая только один правильный подход - свой собственный, остальным подходам- откровенное неприятие(участник Гнедко П.А.)
  • часто недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками Наталья Шатрова
  • привлечение внимания любыми провакационными способами (участник Летягин Д.О.)
  • проблемы в умении выстраивать позитивные отношения с окружающими, неумение контролировать свои эмоции и своё поведение --Оксана Ф. 10:17, 25 ноября 2010 (UTC)
  • Обида, чувство "все вокруг виноваты, а я прав", протестное поведение (Участник : Веселова М.И.)
  • раздражение, неуважение к окружающим (даже можно сказать - ненависть), ожидает постоянный подвох со стороны окружающих, и поэтому готов кинуться в драку по первому подозрению (участник: Беляева Т. В.)
  • нежелание выслушать, оправдание своих действий. резкое отстаивание своего мнения (участник кузнецова Е.О.)
  • повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость системы критики. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. Часто крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами; эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение и много чего еще, в том числе сказанного выше. ( участник Швецова И.Ю.)
  • эмоциональная неустойчивость, перенесение реакций с одного объекта на другой, крайняя степень в проявлениях эмоций, защитные реакции без необходимости в них.--Петрова Елена Викторовна 14:19, 12 декабря 2010 (UTC)
  • демонстрация негативных реакций через ссоры,угрозы, ругательство, склонностьк употреблению спиртных напитков и совершению правонарушений.(участник: Шамаева Л.А.)


Этап второй: Что провоцирует агрессию на уроке?

Очень часто педагоги считают агрессивность подростка следствием его "дурного" характера, "тяжелого" нрава, но так ли это на самом деле? Далеко не всегда агрессивность подростка на уроке может быть следствием исключительно его личностных особенностей, проявлений его "дурного" нрава и характера, темперамента. А с чем же ещё может быть связано агрессивное поведение ребенка на уроке? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Вы:

1. Перейдя по ссылке, ознакомьтесь с описанием урока математики в 7 классе.

2. Проанализируйте урок со следующих сторон:

  • 1) наличие ситуаций, в которых проявляется агрессивность на уроке (конкретные ситуации, в которых проявляется конфликт)
  • 2) кто проявляет агрессию в данной ситуации (учитель/ученик)?
  • 3) как именно проявляется агрессивность?
  • 4) Причины проявления агрессии

3. Дайте оценку урока по всем четырём параметрам, разместив свои ответы в таблице, перейдя по ссылке)- не забывайте указывать свою фамилию!

При этом, в анализе самого урока вы можете обратить внимание на следующие моменты:

  • Общая психологическая оценка урока включает в себя: оценку доли спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок и оценку соотношения монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • Психологический анализ учебной деятельности учащихся включает в себя: оценку степени активности позиции учащихся (активная или пассивная), отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное), преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность);
  • Психологический анализ деятельности учителя на уроке включает в себя оценку профессионально-личностных качеств: коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником, умение проявлять эмпатию, эмоциональная устойчивость, владение собой, культура речи.

Материалы, которые могут вам помочь:

Агрессия со стороны подростка на уроке может проявляться по разным причинам. Подумайте и напишите хотя бы одну из причин проявления агрессивности подростков на уроке. Свой ответ размещаем прямо здесь (не забываем ставить свою подпись:))

  • взаимоотношения в семье, отрицательное влияние ровесников (уличные компании),внутренняя импульсивность (темперамент орицательного холерика) (участник: Кузьменко Нэля)
  • Теория социального научения А. Бандуры.Агрессия, приобретаемая посредством: Биологических факторов (например, гормоны, нервная система).Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение). Агрессия провоцируется: Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание). Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)Инструкциями (например, приказы)Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями). Агрессия регулируется: Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия). Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других). Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы.Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков :1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.2. Органические поражения головного мозга - травмы, арахноидиты, менингиты и т. п.3. Отношение взрослых - школы и, главное, родителей. (участник: Макова Л.П., Кузьмина Н.П.)
  • взаимоотношения со сверстниками из-за низкого социального статуса в их группе; семья, демонстрирующая модели агрессивного поведения и обеспечивающая их закрепление, СМИ с их пропогандой жестокости и насилия, а также компьютерные игры (участник - Бушуев В.В.)
  • педагогичесакя запущенность, причины биологического характера, поддержка сверстников,агрессивность самого педагога (Субботина И.Н.)
  • Хроничесие заболевания, педагогическая запущенность, невоспитанность как следствие отсутствия контроля со стороны родителей.(Участник: Ширяева Г.В.)
  • Подростки, играющие в компьютерные игры склонны к физической агресиии, за которую они расплачиваются или здоровьем, или личным счастьем, отношением с одноклассниками и учителями .|Ольга Бугаева
  • привлекают к себе внимание разными способами и ждут реакции педагога, в противном случае, если не получают должной реакции, реагируют вспышками агрессии. (Участник Бондаренко С.В.)
  • низкий уровень культуры, психические расстройства, педагогическая запущенность, отсутствие родительского воспитания Ольга Толстикова
  • Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков,не редко для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость (Участник:Грачева Елена Ивановна)
  • Ответная реакция на агрессию учителя (Участник: Левченко М.И.)
  • низкий уровень стрессоустойчивости, отсутствие навыков позволяющих гасить или сдерживать надвигающийся конфликт ,постоянный негативный пример референтного окружения формирующий ошибочные стратегии поведения (участник Гнедко П.А.)
  • ситуация (плохое самочувствие, переутомление, шум, теснота, посторонний конфликт и т.д) Наталья Шатрова
  • неинтересный урок, некомпетентный внешний вид учителя, непрофессионализм учителя связанный с необходимыми умениями и нывыками гасить конфликт (участник Летягин Д.О.)
  • защитная реакция на проявление неуважения к личности --Оксана Ф. 10:19, 25 ноября 2010 (UTC)
  • пробелы в знаниях, неблагополучие в семье, неинтересный урок (Чуркова Г.С)
  • непонимание их поведения со стороны родителей, возрастные особенности,низкий статус среди одноклассников (Веселова М.И)
  • как ни странно, но первая (особенно безответная) любовь тоже может послужить поводом для агрессии. Я чаще всего сталкиваюсь с агрессией, которая спровоцирована ссорой с друзьями, ощущением ненужности и неудачности (детские комплексы), несправедливым отношением к подростку взрослого человека.Елена Бережнова
  • особенности психологического состояния ребенка, возростные особенности, атмосферозависимость (участник Кузнецова Е.О.)
  • несправедливость со стороны учителя, стечение обстоятельств, вызывающих негативное настроение ученика (неприятности дома, с друзьями, на предыдущем уроке) (участник Беляева Т. В.)
  • проблемы в семье учащегося, о которых он не хочет афишировать в классе (Участник Матвеенко Н.С)
  • Во-первых нужно различать именно агрессивное поведение и реакции похожие на него.Во вторых агрессия в чистом виде встречается довольно редко - и то с чем сталкиваются педагоги чаще всего вовсе не агрессия, а скорее проблемное поведение, причина которого сам педагог - его отношение, его поведение его внутренняя позиция - педагог сам по себе причина. Кроме того наиболее частой причиной проблемного поведения является элементарная скука и попытки обратить на себя внимание как педагога так и сверстников, и опять же точка отсчета - педагог (Швецова И.Ю.)
  • причин множество, но чаще всего агрессия на уроке у ребенка идет как оправдание его "неуспешности", которой он стыдится, не может ее исправить. Вот он и ищет оправдания в том, что "отношения не сложились, "ко мне придираются", сам провоцирует конфликтные ситуации, провоцирует других учеников, чтобы потом они стали его невольными "сообщниками". Петрова Елена
  • социальный статус ребенка, семейное воспитание, стремление привлечь к себе внимание,защитная реакция на грубое отношение учителя и т.д. (участник: Шамаева Л.А.)



Этап третий: Выясняем причины агрессивного поведения подростков на уроке

На предыдущем этапе мы выявили и теоретически проанализировали различные причины возникновения агрессивного поведения подростка на уроке. А теперь,в ходе просмотра и анализа нескольких видеороликов мы постараемся на практике определить, правильно ли мы сформулировали возможные причины агрессии, с чем может быть связано агрессивное поведение ребенка, зафиксировав и дополнив список причин конфликтного поведения на уроке.

Шаг 1: "Просмотрите видео" - переходим по ссылкам и смотрим видео с различными ситуациями:

Видеоролик 1 Видеоролик 2 Видеоролик 3
Видеоролик 4 Видеоролик 5 Видеоролик 6

Шаг 2: Посмотрите фрагменты и проанализируйте ситуации именно с точки зрения возникающих агрессивных реакций во взаимодействии участников и причин, по которым это происходит.

Напишите, почему возникла агрессивная реакция в конкретной ситуации, что её спровоцировало, перейдя по ссылке на листе таблицы: Этап 3: Анализируем видео). Необходимо проанализировать не менее 3-х видеороликов по параметрам: 1) как проявляется агрессия; 2) причины проявления агрессии.


Изучаем материалы, которые могут помочь при выполнении заданий:

Этап четвертый: Создаём КОПИЛКУ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Проанализировав видеоролики, мы увидели, что причины агрессивного поведения подростка могут быть совершенно разными. А теперь обратимся к опыту каждого участника и постараемся создать "копилку проблемных ситуаций" для расширения опыта эффективного реагирования в подобных конфликтных ситуациях, рассмотрим причины агрессивного поведения подростка и возможные модели поведения учителя в той или иной ситуации:

  • Шаг 1: Перейдя по ссылке на листе таблицы: Этап 4: "Примеры из жизни" описываем: реальную ситуацию или вымышленную, в которой проявилось агрессивное поведение подростка, конкретные проявления агрессии, реакцию педагога на агрессивное поведение.
  • Шаг 2: Каждый участник должен проанализировать ситуации, предложенные другими участниками и оставить не менее 2-х комментариев по параметрам: 1) как проявляется агрессия; 2) причины проявления агрессии (не забывайте подписывать свой ответ!).


Этап пятый: Роль личностных особенностей педагога

Агрессия подростка на уроке, как мы выяснили, имеет много разных причин. Но один учитель очень редко встречается с агрессивными реакциями подростков, а другой - очень часто. От чего это зависит? Может быть, притча поможет нам это понять?

Притча: Радости неудачи

Эта история случается не так уж редко. Человек, возомнивший себя равным богам, ими же и наказан. Они лишили его неудач. Все у него стало получаться, все желания сбываться. Он сошел с ума и покончил с собой. Не думайте, что у вас было бы иначе. Неудачи связывают нас с реальностью, не позволяя сойти с ума. Лишь у сумасшедшего их нет. И в каждой неудаче, в каждом несчастье есть что-то хорошее и полезное, как говорит один. Мы не знаем, что это на самом деле было, удача или неудача, пока не доживем до завтра, может сказать другой. У того, кто выполняет все законы и правила, ни удач, ни неудач, быть не может, как говорит третий, поскольку не он эти правила и законы придумал. Даже если представить худшее из худших — все человечество вдруг погибнет — и то хорошо, что кому-то не придется на следующий день идти к зубному врачу, кому-то — на неприятный экзамен, а какие-то ужасные злодеи будут хотя бы таким образом, но наказаны.

И кто вообще знает, что для человека удача и что неудача? Только он сам. А мы можем узнать, только увидев его. Лишь по его лицу, его поведению мы догадаемся, что за событие случилось. Удачное для него, радостное, или неудачное, грустное. А о нас узнают, лишь, когда увидят нашу реакцию, нашу мимику, наше поведение. А другие у них спросят: Ну и как он? Как держится?

Но между моментом, когда мы получили известие, и моментом, когда первый человек увидел нашу реакцию, есть промежуток. Промежуток времени, иногда очень небольшой. Это — наш звездный час. За это время мы можем или поддаться неудаче, снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или увидеть и быстро развернуть успех тех, может быть и немногих положительных следствий, которые есть в любом событии. Словом, это наш звездный час. Это миг, когда мы можем повернуть ход событий, а то и свою судьбу в другую сторону. (Владимир Тарасов "Принципы жизни. Книга для героев")

В руках учителя великая сила, которая движет вперед развитие ребенка, заставляет его верить в свои силы, но, к сожалению порой уничтожает. Бывает так, что агрессия часто проявляется и в речи учителя: пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к ученикам проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, неоправданно частом употреблении повелительного наклонения глаголов, отсутствии необходимых формул речевого этикета, грубых замечаниях и язвительных насмешках: «Закрой рот!»; «Выйди вон из класса! Считаю до трех...». Однако педагог общается с детьми не только при помощи слов, но и употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому.

Реакция на агрессию и то, насколько будет подвержен ей учитель зависит в том числе и от профессионально-личностных особенностей учителя: от его умения сохранять спокойствие в сложных ситуациях, быть последовательным в своих требованиях,уметь слышать позитив и грамотно выстраивать взаимодействие с любым, даже самым сложным и агрессивным ребенком.

На этом этапе нашего мастер-класса мы с вами постараемся ответить на вопрос:

  • Какими должны быть: жесты, поза, мимика, речь, позиция учителя, чтобы не возникали моменты агрессии на уроке?

Материалы, которые помогут вам:

Свои ответы размещаем прямо здесь, в нашей КОПИЛКЕ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ:

  • доброжелательность учителя,четкое понимание того, чего требуешь, радушная и дружественная обстановка, сдержанность, если возник конфликт, то превести его в шутку, завлечь всех ребят на уроке, чёткая речь,индивидуальный подход к каждому ученику (Мулдагалиева Гульжан)
  • Принятие, Внимание, Уважение, Одобрение, Тёплые чувства. (Макова Л.П., Кузьмина Н.П.)
  • нужно чаще использовать юмор и признавать чувства ребёнка. Учителю нужен контроль над собственными негативными эмоциями, а именно, не повышать голос; нельзя демонстрировать власть; не демонстрировать агрессивные позы и жесты (например, сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»); не нужно угрожать ребёнку наказанием (Бушуев В.В.).
  • Жестами, позой, мимикой, речью учитель должен излучать уверенность в своих действиях, поступках, решениях. Вместе с этим быть готовым к диалогу, свою позицию в каком – либо спорном вопросе не навязывать, аргументировать, доказывать. Уважать мнение учащихся, с достоинством уметь признавать свои ошибки. Дети, даже самые конфликтные это всегда ценят. (Чуркова Г. С.)
  • Открытые жесты;уверенная, спокойная, расслабленная мимика и поза; чткая, спокойная, ясная речь;внимательный, дозированный взгляд, не напрягаюший ученика.(Участник Бондаренко С.В.)
  • Имение выслушать, перевести назревающий конфликт в позитивное русло, часто в шутку, развернуть ситуацию так, чтобы у участвующих в конфликте учеников возникла мысль о том, что обсуждаемая проблема "выеденного яйца" не стоит! Толстикова Ольга
  • учитель обязан следить за собой: жесты спокойные (не резкие. не неожиданные, нейтральные. меньше ненужных жестов, ученика не трогать, по столу не стучать и т.д.). Поза красивая (ноги не расставлять. не горбиться, сидеть красиво). мимика спокойная. Речь четкая, доброжелательная, без жаргонов, бранных слов, без обидных и оскорбительных. позиция толерантности. (Участник: Левченко М.И.)
  • Эмпатия, терпение, сппособность быстро переключаться из парадигмы в парадигму, гибкость в подходах, хорошая память, корректность, вежливость, умение понять иную току зрения,способность донести информацию в доступной для ребенка форме (участник Гнедко П.А.)
  • На мой взгляд, главное в любой ситуации не терять терпения и стараться соблюдать спокойствие при этом не забывая проявлять свои чувства и разумные твердые и последовательные требования к ученикам. Очень помогает чувство юмора, практически в любых ситуациях.--Оксана Ф. 10:41, 25 ноября 2010 (UTC)
  • доброжелательная мимика лица, своей позой не показывать угрозу для ученика, если агрессия возникает на уроке, то оставить разбор ситуаций на перемену, выждать паузу, собраться с силами. обвести всех взглядом и настроить на урок. Речь должна быть ясной, вразумительной, твердо- требовательной.(Участник: Веселова М.И)
  • Доброжелательный тон, улыбка и юмористическое отношение как к детям, так и к себе, готовность к сотрудничеству, умение признавать свои ошибки.(Ширяева Г.В.)
  • Я убеждена, что грамотное общение с ребенком-залог бесконфликтного поведения. Очень часто мы сами провоцируем ученика на агрессию. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо чувствовать ребенка личностью и уважать в нем личность. Спокойный доброжелательный тон, открытые жесты, обращение по имени, тактильный контакт. Иногда, потушить пожар можно просто прикаснувшись к плечу или взяв за руку и посмотрев в глаза бунтарю. Кроме этого требования к подростку должны быть обоснованы и понятны ему. Оценивая его поступок, мы оцениваем лишь его действия, не самого подростка. Для меня основополагающим правилом в работе с детьми является вера в успех ребенка, доверие к нему. Елена Бережнова
  • Голос спокойный, уверенный, доброжелательный; речь ровная,негромкая, тактичная; поза спокойная, но собранная; жесты открытые, не резкие, внушающие доверие Важно поведение самого учителя, основанное на готовности к сотрудничеству,уважении и понимании.(Участник Кузнецова Е.о.)
  • Внешний вид: вы должны быть аккуратны, сдержаны в деталях, не слишком педантичны.Желательно твердо держаться на ногах, чтобы произвести впечатление уверенного в себе человека, который знает себе цену, на которого можно положиться.Говорите четко и делайте паузы, чтобы ваши слова были понятны. В исключительных случаях можно прейти на шепот. Аудитория подумает, что вы сообщаете что-то важное, раскрываете какой-либо секрет, и станет прислушиваться.Ольга Бугаева
  • Доброжелательность, тактичность,готовность к диалогу, умение контролировать свои эмоции. Часто чувство юмора помогает выйти из сложной ситуации, да и в обыденном общении дети это очень ценят.(Субботина И.Н.)
  • Внешний вид: Учитель должен быть тактным, жизнерадосным, аккуратным, добрым, имеющий чувство юмора и еще можно много чего написать, но эти качества на мой взгляд наиболее весомые, для того чтобы избежать конфликта в классе. (Летягин Д.О.)
  • Желательно, чтобы педагог чувствовал себя свободно и комфортно в процессе общения с детьми, тогда его жесты, поза и мимика будут естественны и понятны окружающим. Открытый диалог, выражение личного отношения к событиям и проблемам, участие и заинтересованность в школьной жизни делают учителя "своим" в лучшем смысле этого слова. Уважение учащихся, доброжелательное и конструктивное отношение к людям, профессионализм в предметной области - основа уверенности в себе и расположения к вам окружающих. Шатрова Н.С.
  • Спокойный и уравновешенный тон, спокойный чёткий голос, уверенность в себе, доброжелательность, обладание чувством юмора, тактичность, последовательность требований, уважение к ученикам (участник Беляева Т. В.)
  • Уважение ученика,доброжелательный,уверенный тон,умение разрядить обстановку удачной шуткой,отличное владение своим предметом,умение держать свои эмоции под контролем,последовательность в своих требованиях. (Участник:Грачева Е.И.)
  • Доброжелательный тон, умение использовать юмор, не показывать агрессивных жестов и жестов закрытия от ребенка, четкий и спокойный тон. (участник Матвиенко Н.С.)
  • Внутренняя установка на доверие, способность видеть в ребенке не ученика, а человека, личность, пусть и формирующуюся. И общение без насмешек и заискиваний, дружелюбно, но с соблюдением субординации. Контроль эмоций, поведения, гибкость - спектр вариантов действий в разных ситуациях, умение прогнозировать последствия своих поступков, отношений, взаимодействий. (швецова И.Ю.)
  • умение вести себя с позиции "взрослого" (по Э. Берну), относиться к агрессору прежде всего, как к ребенку--Петрова Елена Викторовна 14:29, 12 декабря 2010 (UTC)
  • ровный и справидливый со всеми, способный понимать и принимать любого ученика, с здоровым чувством юмора, увлеченный своим предметом, со способностью доступно излагать материал. (участник: Шамаева Л.А.)

Этап шестой: Что способствует эффективному педагогическому взаимодействию с подростками на уроке?

В школе все предметы важны: математика, русский, литература, география и т.д. От того как мы строим урок во многом зависит, будут ли проявления агрессивного поведения учеников.

Скука, ругань, неудачи формируют представление ребенка и о предмете, и об образе учителя, и о школе в целом. Спрашивали ли вы детей – учащихся, какие им нравятся уроки и увлекают ли их учителя в путь историй, загадок и знаний? В том, чтобы урок приносил максимальную пользу, заинтересованы и учителя, и ученики и родители. Но современный урок далеко не всегда идеален. Идеальный урок – мечта учителя и учеников. В чём-то представления и учеников и учителя об идеальном уроке совпадают, в чём-то расходятся. Идеальный урок очень часто для учителя – это когда ученики не хулиганят, знают правила этикета, слушают учителя и выполняют все его задания. Но идеальное поведение ученика не делает урок идеальным для всех его участников. Идеальный урок для учеников - это когда учишься, сам не замечая этого, когда есть возможность проявить себя и быть уверенным в уважении своей личности со стороны других.

Как приобщить ребенка к уроку, как показать ему, что урок – это еще и радость общения, и радость познания. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Каким должен быть урок, с которого не хочется уходить?

Попробуйте высказать общие суждения, привести конкретные примеры учебных ситуаций, действий учителя и учеников на уроке, чтобы на нём не возникали ситуации, в которых подросток с лёгкостью и азартом проявляет свою агрессию.

Задумайтесь и ответьте:

  • Каким должен быть урок, чтобы не возникали моменты агрессии?

Материалы, которые помогут вам:

Свои ответы размещаем в КОПИЛКУ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ:

  • завораживающим, с применением ТСО, ПРИСУТСТВИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ, поощрение каждого учащегося, применение разрядок в форме шуток, но не насмешек,различные виды заданий (Мулдагалиева Гульжан)
  • интересным и личностно-ориентированным. В нем должны быть игры (в т.ч. психогимнастические), упражнения на развитие коммуникативных умений и формирование адекватных – дружелюбных форм поведения, можно включить упражнения на стимуляцию положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора и предусмотреть упражнения на снятие психоэмоционального напряжения учащихся (Бушуев В.В.)
  • Современный с использованием ИКТ, проектная и исследовательская работа, где учащиеся самостоятельно добывают знания, в комфортной эмоциональной, интеллектуальной и доброжелательной обстановке, а учитель является помощником и консультантом. (Участник: Кузьменко Н.)
  • Урок не должен быть монотонным. Чаще сменять виды деятельности. Работа с ребятами, способными на конфликт, должна быть тщательно продумана. Их надо чаще спрашивать, давать карточки для индивидуальной работы как дома, так и на уроке. (Чуркова Г. С.)
  • Урок должен быть четко распланированным, со сменой видов деятельности, с моментами активности и расслабления, интересный и диференцированный по содержанию (Учитель С.В.)
  • Урок должен быть интересным. Этого можно добиться, применяя ИКТ, создавая проблемную ситуацию, организуя игровую, проектную деятельность. Одним словом, ученик на уроке должен быть активным участником учебного процесса.Толстикова Ольга
  • Урок должен основываться на следующих принципах: - принцип создания ситуации успеха (каждому ученику создать условия для достижения успеха, адекватно его возможностям) - принцип толерантности - принцип ориентации на ближайшую зону развития ученика. (Участник: Левченко М.И.)
  • Любая инициатива на уроке должна быть поощрена, даже провокации исходящие от учащихся опытный педагог сумеет вплести в урок. Педагог обязан иметь в своем арсенале протоколы (план действий), на случай возможных провокаций и проблемных ситуаций (участник Гнедко П.А.)
  • интересно продуманным, современным, с использованием ИКТ, и развивающими заданиями. (Участник: Веселова М.И.)
  • два главных слова для урока - поиск и позитив.Урок должен быть захватывающим, в ходе его должна решаться какая - то проблема, происходить поиск истины.Самое маленькое открытие для ребенка важнее чем хороший красивый и прочувствованный монолог учителя. Конечно, важно ИКТ. НО как говорил один мой знакомый информатик, хочешь завалить урок, включи презентацию. Я не против ИКТ, но применение этих технологий должно быть оправданным и в разумных количествах. На мой взгляд существует формула успешного урока.'У'-установи контакт с классом.С-создай условия для работы.П-проверь, понятно ли задание ребятам.Е-если надо, помоги.'Х'-хвали детали. Если придерживаться этой формулы, всё получится!Елена Бережнова
  • Разным, нескучным, ярким, интересным, несущим новую информацию. Учителю надо думать о разнообразных видах урока (викторина, игра, конкурс, театрализованное представление). Необходимо максимально загружать учеников деятельностью, учить добывать знания, "давать в руки удочку", а не "уже выловленную рыбку". (Участник Ширяева Г.В.)
  • Урок должен быть интересен ученику.А вот средств для этого много- это и ИКТ и ролевые игры и развивающие задания и т. д..Главное предоставить ученику возможность самореализации.Ольга Бугаева
  • урок должен соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, интересен и насыщен содержанием (с учетом возрастных особенносте и здоровья сберегающих технилогий), с применением ИКТ, игровых ситуаций и доброжелательного отношения учителя. (Участник : Кузнецова Е.О.)
  • Урок должен быть личностно ориентированным, с решением проблемных ситуаций, применением ИКТ, групповых форм работы учащихся, с созданием ситуации успеха. (Субботина И.Н.)
  • Урок не должен быть монотонным. Чаще сменять виды деятельности с использованием ИКТ, проектная и исследовательская работа, а главное дать ребенку понять что это ему пригодится в жизни. (Летягин Д.О.)
  • Урок не должен быть скучным, всё должно быть чётко продумано учителем, постоянная смена деятельности, обязательно ученик должен узнать что-то новое для себя, удивиться чему -либо, ну и конечно, обязательно необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал пусть маленькую, но "минуту славы" (участник: Беляева Т. В.)
  • Чтобы была возможность проявить себя, совершить что-то, за что можно было бы себя похвалить (помочь однокласснику, открыть новое для себя, выполнить задание иным способом или просто наконец его выполнить). Чтобы было нескучно. Чтобы деятельность на уроке имела смысл. Шатрова Н.
  • Урок должен быть продуман, смена разных видов деятельности,наглядность,дифференцированный подход,осознание учениками практической пользы и целесообразности того,что они делают на уроке,создание ситуации успеха (Участник:Грачева Е.И.)
  • урок должен быть со смненой разнообразных видов деятельности, с использованием дифференцированных, разноуровневых заданий,несущий познавательные интересные факты. (Участник Матвиенко Н.С.)
  • интересный урок со сменой видов деятельности с возможностью проявить себя ученикам разного уровня, и отношением к детям как к людям а не субъектам, подлежащим обучению.(Швецова И.Ю.)
  • на правильно построенном уроке, насыщенном разными видами деятельности некогда проявлять агрессию. Да и когда другие дети заняты и не реагируют на выходки агресссивного подростка, "агрессор" притихает и включатся в работу.--Петрова Елена Викторовна 14:36, 12 декабря 2010 (UTC)
  • как маленькое театральное представление, где не перестаешь удиляться,а учитель как добрый волшебник радуется твоим успехам, зажигает звездочки в глазах и поддерживает, направляет в трудную минуту и каждое слово сказанное учиниками воспринимает как важное, своевременное,тем самым предотвращая нежелательные агрессивыные проявления.(Шамаева Л.А.)

Этап седьмой: Изучаем приемы поведения и способы реагирования в ситуациях агрессии подростков на уроке

На предыдущих этапах мы учились выявлять и анализировать причины агрессивного поведения подростка на уроке. А на данном этапе мы будем изучать приемы и способы реагирования педагога в таких ситуациях.

Прочтите притчу и подумайте: что может повлиять на тот или иной вариант развития ситуации на уроке?

Притча: Давным-давно, в одном городе жил один мудрец. Он был очень мудр и слава о его мудрости разнеслась повсюду. Но как-то мудрость его дошла до одного человека, который тоже был мудр и известен. И решил он проверить мудр ли тот человек, если слава о нем разносить так быстро. Долго он думал, и решил: "Возьму я бабочку, и пойду я к мудрецу и спрошу: "Скажи, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая?" Если он скажет что живая, то я раздавлю ее, если скажет мертвая, то просто выпущу. И тогда все подумают, что не так уж он и мудр. Так и сделал, и подойдя к мудрецу, спросил:

- Скажи, мудрец, что в моих руках?

- У тебя в руках бабочка.

- А какая,- мертвая или живая? Мудрец, посмотрев ему в глаза, подумал и ответил:

- Всё в твоих руках!

Если у вас такое чувство, будто вы «бьетесь о глухую стену», то почему бы не перестать биться и не просверлить в ней дыру? или не взобраться на нее? или не сделать под ней подкоп? или просто не открыть дверь и не выйти наружу? или не посмотреть на нее как на ступень для перехода к чему-то лучшему?

Наша цель — найти конструктивные варианты взаимодействия и способы, которые помогут прекратить (или предотвратить) агрессивную "выходку" подростка на уроке и снять напряжение. Очень важно так расширить свой словарный запас, касающийся эмоциональной реакции, чтобы выбранные вами слова способствовали выработке позитивного душевного состояния, которого вы хотите достичь и которого заслуживаете.

Чтобы изучить различные приёмы и техники реагирования в проблемных ситуациях, рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть на уроке и возможные действия педагога в этих ситуациях.

Необходимо:

1) ознакомиться с ситуациями, размещёнными ниже;

2) изучить материалы, которые помогут вам разобраться в выборе эффективной стратегии реагирования:

3)выбрать из предложенных к каждой ситуации вариантов ответа неконструктивные способы реагирования, которые на ваш взгляд,усиливают противостояние учитель - ученик;

4) выбрать из предложенных к каждой ситуации вариантов ответа конструктивные способы реагирования, которые способствуют бесконфликтному, эффективному решению данной ситуации, снимают противостояние во взаимоотношениях учителя и ученика;

5) предложить свой вариант педагогического вмешательства для экстренного прекращения "выходки" на уроке;

5) разместить в таблице выбранные (неконструктивные и конструктивные - в отдельных столбцах таблицы) и свой варианты по каждой ситуации, перейдя по ссылке: Способы реагирования).

Проблемные ситуации:

Ситуация 1: "В самом начале урока, едва прозвенел звонок, педагог вошел в класс, поздоровался с учащимися - и слышит взрыв смеха

Возможная реакция педагога:

А. Не давать оценки (ни словом, ни взглядом). Задать себе вопрос: «Что будет, если я проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится вашего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.

Б. Установите зрительный контакт. «Пристально посмотрите на них, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает "хватит". Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они "выручили" за свою проделку. Никаких слов — только взгляд».

В. "Так, вы находитесь на уроке! Ведите себя, пожалуйста, приличнее!"

Г. "На меня все посмотрели!"

Д. "А что народ сегодня буйный?"

Е. "Прекрасно! Когда я слышу подобный отзыв, мои уроки проходят на "Ура"".

Ж. «Ваш класс меня достал!»

З. «Шестой класс! Вы распустились до крайности!»

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)

Ситуация 2: Витя Петров заявляет: "- Черт бы побрал эту математику! Ненавижу гадость эту!" В ответ на это учитель..."

Возможная реакция педагога:

А. "Ты хочешь меня обидеть?"

Б. "Ты неважно себя чувствуешь?"

В. «Петров, положи дневник, выйди из класса».

Г. "Когда ты так говоришь, я чувствую. что ты меня не уважаешь"

Д. Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где будет ученик с поведением, направленным на привлечение внимания, приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, престань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано. Этот прием, конечно, работает с учениками, которые хорошо и быстро читают.

Е. Услышав, какие чувства испытывает ученик во время агрессивной вспышки, спросите его «Почему это так?»

Ж. Если вы уверенно ощущаете себя в ситуации, можете задать вопрос: «Что я делаю такого, что заставляет тебя чувствовать это?». Если ученик захочет отвечать, вы узнаете о себе, своем стиле общения и обучения много нового и интересного. Если нет — ничего страшного не случится. Не нужно обсуждать услышанные комментарии с учеником. Все, что мы можем сделать, это поблагодарить ученика за искренность и сказать, что подумаете над услышанным.

З. Ещё одним приемом реагирования может быть использование внутренней метафоры. Есть такое крылатое выражение "Как об стенку горох". Представьте, что между вами и критиком находится прозрачная бетонная стена, а его колкости и высказывания - это горох, попадающий в стену и отскакивающий в разные стороны. Как вы будете тогда себя чувствовать? На самом деле защитная метафора может быть любая: скафандр, пропускающий только чистый воздух; рыцарский щит, отбивающий удары; или просто прозрачный купол, защищающий вас от невзгод, - все зависит исключительно от нашей фантазии.

И. "Петров, я ведь тебя из класса выгоню!"

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)

Ситуация 3: "Учитель диктует отрывок текста из учебника. Дети пытаются занять себя разными способами: - кто-то добросовестно пишет, но большинство перешептываются, перекидывают записки. Мальчики на задней парте затеяли потасовку.

Возможная реакция педагога:

А. «Это начинает меня несколько раздражать»

Б. «Если вы будете продолжать в том же духе, у меня может Лопнуть терпение»

В. "Это, возможно так, но я не могу больше не обращать на это внимание. Я не могу учить, когда меня прерывают (не слушают)"

Г. «Перед кем я тут распиналась весь урок?»

Д. "Вы можете дальше продолжать играть: я по колу поставлю!"

Е. "Разговоры все прекратили!"

Ж. "Вы находитесь на уроке!"

З. "Все, уважаемые, поразвлекались и будет, займемся делом!"

И. «Вы самый плохой класс, который у меня когда-либо был».

К. Поступайте неожиданно! Выключите свет. Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько минут. Нет необходимости в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о том, что ученики плохо себя ведут, ведь они и сами прекрасно понимают, что нарушают правила поведения. В этой ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова.

Л. Начните говорить тихим голосом

М. Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)


Ситуация 4: Юра без конца стучит ручкой по парте

Возможная реакция педагога:

А. «Ну, хорошо. Класс, возьмите свои ручки и три минуты стучите ими по парте. Начали!» Весь класс присоединяется к выходке. Юра стучит со всеми и не получает какого-то особого внимания. И интерес к этому виду деятельности у Юры пропадает.

Б. "Посмотрите, как плохо ведет себя Юра!"

В. Используйте «разрешенную квоту». Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психология в классе». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.

Г. «Юра, будешь стучать ручкой по парте, я тебя на первую парту пересажу».

Д. Отвлеките ученика.Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Юра, какое задание я только что дала?», или: «Юра, что ты думаешь об этой физической проблеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии «Минимизация внимания».

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)


Ситуация 5: Ученик вступил с учителем в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию, спор, переходящий в ссору

Возможная реакция педагога:

А. Просто скажите: «Паша, мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и Паша останется без публики, в этом положении он может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

Б. Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше о теме дискуссии не говорите, просто продолжайте урок.

В. «Так, орать мне здесь не надо! Если хотите что-то сказать – подняли руку! Вас что в начальных классах не учили, как мы работаем на уроке?!»

Г. Когда вас выводят из себя с помощью словесных замечании, лучше всего озадачить ученика. На явно провокационные и задевающие вас заявления можно дать такой ответ, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировав, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае: соглашаться с учеником, менять тему.

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)


Ситуация 6: Петя Петров славился на всю школу своим "буйным" нравом. Вот и сегодня, на уроке географии он был не в духе: - ученик вел себя крайне агрессивно: он весь урок кого-то цеплял, задевал. Одноклассникам это не нравится, они огрызаются, раздражаются,- каждый в меру собственного темперамента.

Возможная реакция педагога:

А. Формулируйте «Я-высказывания».

Б. «Петров, сейчас довертишься, в кабинете директора вертеться будешь».

В. Говорите со стеной или «с портретом Пушкина» (этот прием хорошо работает в 5—7 классах). Когда один или несколько ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!» Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы — кандидат в психиатрическую клинику.

Г. «А если я так перед тобой сяду/ударю/вертеться начну?»

Д. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения. Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.

Е. Просите ученика сесть на другое место: «Стул размышлений».

Ж. "Ты испытываешь мое терпение!"

З. Предлагайте ученикам выбор. Когда мы говорим ученику, что он «должен немедленно что-то сделать» — мы тем самым усиливаем его сопротивление. Более эффективным будет дать ему возможность выбора: «Петя, что тебе больше нравится - сидеть спокойно, не приставая к Ольге, или пойти посидеть в 7-й "Б"? Выбирай». Если Вася согласится вслух вести себя прилично, но будет продолжать свое, учитель может сказать: «Я вижу по твоему поведению, что ты выбрал 7-й "Б". Пожалуйста, отправляйся». Никаких вторых шансов! Пришло время действий, а не слов. Этот прием всегда прекращает конфронтацию, потому что мы не командуем, не требуем и не ругаем. Мы просто производим обязательные специфические действия, чтобы прекратить нежелательное поведение.

И. Некоторым ученикам очень полезно научиться канализировать энергию эмоций в физические действия. Хорошо, когда в школе есть специальное место, где можно успокоиться, разминая руками глину или пластилин, или нанося серию ударов по боксерской груше.

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)


Ситуация 7: А уж когда учитель Пете сделал замечание по поводу неопрятного внешнего вида, тут-то и зазвучала ненормативная лексика в таких выражениях, что Марья Ивановна сначала покраснела, потом побледнела..."

Возможная реакция педагога:

А. "То, что ты делаешь сейчас, должно быть сейчас же прекращено, но я еще с симпатией отношусь к тебе!"

Б. "Тсс! Воспитанные люди так громко о себе не говорят"

В. Тогда учительница подошла к П., взяла с парты его дневник и записала замечание

Г. "Ты совсем обалдел что ли, или как?"

Д. "Хватит хамить!"

Е. Скажите твердо, подчеркнуто вежливо и не повышая голоса: "Прости, я не расслышал(а), повтори пожалуйста". Если после этого у Вашего обидчика хватит духу повторить свою тираду, снова скажите: "Что-что?". Это поставит Вашего оппонента в такое дурацкое положение, что отобьет надолго у него желание с Вами ругаться.

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)


Ситуация 8: "Урок заканчивается, ученики записывают домашнее задание. Лена выбрала этот момент для своей провокации — она говорит своей подруге так, чтобы слышали все: «Достала! Опять задала огромную домашку! Как будто делать больше нечего, кроме дурацкой химии!»

Возможная реакция педагога:

А. У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас. Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится? Или, может быть, твои родители?»)

Б. "Ты, Лена, можешь не делать домашнюю работу"

В. "Тебе придется поискать другой способ, Лена! Я не скандалю со своими учениками"

Г. "А тебе самой было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"

Выбранные варианты неконструктивных и конструктивных способов реагирования и свой вариант ответа размещаем в таблице, перейдя по ссылке на странице: Способы реагирования)


Насколько вы готовы к использованию в своей практике работы приёмов, снижающих вероятность возникновения конфликтной ситуации? Проверьте себя, выполнив упражнение "Открытое выражение чувств": изучаем примеры и вписываем свои варианты "Я-высказываний" по каждой из 8 предложенных ситуаций.

А в качестве подведения итогов данного этапа и обобщения проделанной работы, предлагаем составить памятку для педагога: Как не надо поступать!

Этап восьмой: Как можно поступить по-другому?

Мы с вами анализировали разные ситуации: придуманные и реальные, учились выделять особенности проявления и причины агрессивного поведения, изучали различные стратегии, техники и приёмы реагирования, а теперь пришло время применить всё изученное! Очень часто человек, попавший в трудную ситуацию, уже спустя какое-то время анализирует её и думает: "- Эх, надо было бы сделать всё по-другому!" На нашем мастер-классе у каждого участника есть возможность изменить случившееся! Для этого возвращаемся к заполненным на третьем и четвертом этапах таблицам: "Анализ видео" и "Примеры из жизни" и обращаем внимание на ту часть таблиц, где расположен "ЭТАП 8: Как можно поступить по-другому":

1. Проанализируйте причины агрессии в рассмотренных на 3 этапе видеороликах с позиции того, что и как можно изменить, чтобы предотвратить, разрешить проблемы во взаимодействии учителя и учащихся на уроке. И опишите способы, приёмы, конкретные действия или слова педагога по предотвращению и / или разрешению конфликтной ситуации (не менее чем в трёх видеороликах).

2. Предложите свой вариант решений для 2 любых ситуаций на странице таблицы: "Примеры из жизни", указав конкретные способы, приёмы, действия или слова педагога по предотвращению и /или разрешению конфликтной ситуации.

Свои комментарии оставляем , перейдя по ссылке на листах таблицы: "Анализируем видео" и "Примеры из жизни": Этап 8 Как можно по-другому (не забывайте подписывать свои ответы!).

Банк идей

Вот и подходит к завершению наш мастер-класс. Мы, как ведущие, надеемся на то, что участие в нём принесло Вам не только пользу, но и удовольствие, помогло взглянуть на какие-то проблемы с новой стороны и в дальнейшем поможет и в разрешении проблемных ситуаций и выстраивании своего взаимодействия с подростками так, чтобы конфликтных ситуаций возникало как можно меньше. Ну и для того, чтобы обобщить все полученные в ходе мастер-класса знания и навыки, мы с вами составим ПАМЯТКУ "Стратегии и тактики эффективного педагогического взаимодействия с учеником"

Всё очень просто: переходим на страницу ПАМЯТКИ и вписываем те конкретные примеры освоенных стратегий, тактик и приёмов, которые вы узнали в ходе нашего мастер-класса!


Вы можете ознакомиться с материалами on-line обсуждения участниками и ведущими проблем, рассматриваемых на мастер-классе в ходе прошедших Skype-чатов:

Подведение итогов

  • А самым активным и стойким, прошедшим все этапы нашего мастер-класса будут выписаны СЕРТИФИКАТЫ участников мастер-класса.
  • Ваши пожелания ведущим, мнение о мастер-классе Вы можете разместить прямо ЗДЕСЬ:

Качественно подготовленный и на высоком уровне проведённый мастер-класс. В ходе общения получила много интересной и полезной информации, которой обязательно поделюсь с коллегами. Тема "Как быть, когда не знаешь, как себя вести" весьма актуальна в современной школе. Большое спасибо организаторам, творческих успехов и интересных находок для новых мастер-классов! Обязательно приму в них участие! Толстикова Ольга