Мастер-класс Коллективное планирование деятельности ученического клуба или детской общественной организации

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Перейти к: навигация, поиск

Интернет-мастер-класс «Коллективное планирование деятельности ученического клуба или детской общественной организации»

  • Автор: Владимир Геннадьевич Игишев, Москва
  • Дата проведения: 26 августа 2009 года
  • Задача мастер-класса: Знакомство с технологиями процесса коллективного планирования в клубе, ОО, проектной команде (педагоги, родители, дети, представители местного сообщества) для успешного старта деятельности.
  • Для кого: Педагоги и методисты сферы дополнительного образования, лидеры общественных организаций, руководители групп учащихся, работающие в проектах.
  • Как: Заполняем данную коллективную страницу, общаемся друг с другом и с автором мастер-класса в Skype-чате: (адрес: vladim_nivo) 26 августа 2009 г. с 12 до 13 часов по московскому времени.

Об авторе:

Владимир Игишев - тренер - консультант в области развития персонала и гражданского образования, а также менеджер социальных и образовательных проектов и программ, реализуемых НКО, бизнесом и государством. Научный интерес - социокинетика (изучает развитие институционально оформленных инициативных групп различных слоев населения с целью влияния на общество). В его активе - разработка и внедрение таких проектов как «Школа молодого лидера» - создание региональной системы довузовской подготовки государственных и муниципальных служащих, «Будущее УРАЛСИБа» - унификация процессов подбора персонала на конвейерные позиции ФК УРАЛСИБ, «Стратегия Успеха» - теоретическое обоснование, разработка и внедрение социально-ориентированной программы по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей-сирот, их успешной адаптации в обществе.

Авторский блог "Дополнительное образование и социализация молодежи", на страницах которого можно найти материалы, посвященные вопросам управления командой и проектной деятельности.

Определения и назначения:

  • Коллективное планирование как элемент командообразования

Процесс становления проектной команды и важный элемент управления персоналом проекта, оптимизирующий распределение человеческих ресурсов, налаживающий устойчивые коммуникации на период деятельности проекта и формирующий корпоративные ценности проектного сообщества.


  • "Умение организовать работу команды — это достижение выдающихся результатов силами обычных сотрудников" (людей, одноклассников, соратников, друзей - В.Г.) Kjell Nordström, Funky Business

Проблемное поле:

На страницах данного мастер - класса, хотелось бы познакомить коллег с опытом решения задач коллективного планирования клубной деятельности, ученического проекта или деятельности общественной организции на этапе становления проектных команд в учреждениях дополнительного образования. Оставляйте свои записи в разделе "Коллективное планирование - основные этапы. Размышляем вместе." в виде описания ваших находок, вопросов и методических рекомендаций. А также пополняйте "Банк идей" демонстрацией вашего успешного опыта и опыта ваших коллег по предложным темам.

О командообразовании как об искусстве управления командой проекта.

Управление командой проекта – основа проектной деятельности и главный фактор успешности проекта и эффективной работы команды.

  • Как правильно сформировать и настроить команду под те задачи, которые реализуются в проекте?
  • Какие этапы, инструменты и методы будут способствовать объединению команды?
  • Как договориться о понятных и принятых всеми нормах и правилах поведения участников проектной деятельности, т.е. корпоративной этике поведения?
  • Почему командное планирование?
  1. каждый член команды понимает, как выполняемая им часть проекта отразится на результатах работы
  2. в целом возникает больше идей когда в разработке решений принимают участие все члены команды,
  3. решения оказываются более рациональными совместная работа усиливает чувства причастности и ответственности за результаты работы
  4. моральный дух членов команды при совместном подходе к управлению проектом обычно выше
  5. реже возникает потребность в переделке работы
  6. повышается отдача как отдельных соратников, так и команды в целом

Коллективное планирование - основные этапы. Размышляем вместе:

Знакомство команды проекта, клуба, ОО друг с другом начинается с тренингов на знакомство, которые могут проходить в формате разыгрывания ролевых ситуаций, «веревочных курсов», "коммуникативных игрушек"...

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • В каких случаях нужно проводить тренинги на знакомства - когда проект уже есть или когда есть только ученический коллектив, планирующий проектную деятельность? (Петр, г. Москва)

В.Г. Ответ: Спасибо за вопрос. Тренинги на знакомство нужны в самом начале пути жизнедеятельности коллектива: в начале учебного года, например, или когда произошло слияние коллектива. Важно, чтобы коллектив был готов к проектной деятельности, а не тратил время на создание условий для совместимости, когда нужно быстро принимать решения. Часто проекты выполняются малыми сборными проектными группами из состава ученического коллектива, и тогда выделяется время на командообразование: распределение ролей, создание деловой атмосферы, принятие регламентов и т.д. для этой группы проекта. Все зависит от ситуации, в которой выполняется проект.

  • Мнение: мне кажется, что использование тренингов на знакомство возможно и в ситуации, когда коллектив уже знаком. Просто нужно понимать уровень знакомства. Также очень полезны упражнения - ледоколы Ирина Зыкова

В.Г.:' Справедливо. Для развития коллектива всегда можно применять технологии игрового моделирования или тренинги на сплочение, и сделать это традиционными делами коллектива, как "День класса", "День именинника", "Золотая осень" и т.д.

  • ...

Осмысление и принятие миссии, целей и задач проекта(клуба, ОО) проектной командой может проходить в форме мозгового штурма, организационно-деятельностных игр, технологии «SWOT-анализ»...

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...
  • ...
  • ...

Формы коллективного планирования в команде

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • ...
  • ...
  • ...

Самоидентификация и распределение ролей в команде происходит с помощью применения техник игрового моделирования ситуаций, в которых будут раскрыты возможности членов команды и готовность к выполнению тех или иных обязанностей и функций, составление карты компетентности своей команды, заполнения "матрицы ответственности", ...

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • решение логических задач Ирина Зыкова

В.Г.: Ирина, а можете привести примеры логических задач?'

  • ...
  • ...


Выработка правила и норм коммуникаций и способов разрешения конфликтов в команде проекта с помощью технологий: «Полет на Луну», "Командный договор", внедрения принципа "выиграть-выиграть", построения плана коммуникаций...

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • А может Конституция класса приниматься в ходе тренинга на командообразование? (Иван, г. Нижний Новгород)

В.Г. Спасибо за вопрос, Иван. Не только может, но и должна, так как в ходе тренинга на командообразование и происходит общественный договор о том, какие нормы и правила будут регламентировать нашу жизнь в команде. Что нам будет помогать выстраивать отношения, а что будет мешать и от чего мы обязательно откажемся! Вот пример такого договора:

  1. обсуждать рабочие вопросы только внутри команды;
  2. дать каждому равные возможности для участия в работе команды;
  3. уметь выслушать собеседника и применять это умение на практике;
  4. принимать обоснованные решения, если это возможно;
  5. перед тем как принять решение, выслушать всех членов команды;
  6. перед тем как принять решение или дать ответ, стараться понять интересы и желания всех заинтересованных сторон;
  7. начинать и заканчивать собрания вовремя;
  8. приходить на собрание подготовленными.
  • ...
  • ...


Система обратной связи и оценка вполнения плана может сложиться из следующих инструментов, о которых необходимо договориться в начале пути: анкетирование, опрос "360 градусов", ...

Предложите свои варианты или задайте вопрос:

  • принятием правил обратной связи, например, создание, блога или ВИКИ-страницы проекта... Ирина Зыкова
  • ...
  • ...


Банк идей

Вместе весело шагать: Копилка тренингов на знакомство и установление коммуникаций в команде

Доверие – основа взаимодействия: Упражнения на доверие и персональную ответственность


Закон синергии: "2+2=5". Технологии коллективного планирования в детском объединении и управления коммуникациями в команде

  • ...

Что узнали интересного на мастер-классе: Разместите свои мнения